Именем Российской Федерации
23 ноября 2016 года с. Кош-Агач
Кош-Агачский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Алеховикова В.А., при секретаре Ногоймоновой В.С., с участием истца Белекова П.Ч., его представителя Байдушкина К.Н., представителя ответчика Садуковой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело иску Белекова П.Ч. к администрации МО «Кош-Агачский район» о возложении обязанности выделить денежные средства для приобретения благоустроенного жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Белеков П.Ч. обратился в суд с иском к администрации МО «Кош-Агачский район» об обеспечении жилым помещением в связи с признанием жилого помещения непригодным для проживания, мотивируя свои требования тем, что проживает с семьей из трех человек в с. Мухор-Тархата Кош-Агачского района в 2-х квартирном деревянном доме, 1970 года постройки, в котором со времени построения не проводился капитальный ремонт. Последние 5-6 лет стало опасно проживать в этом доме в силу его аварийного состояния. Ему и его супруге, как инвалидам 2 группы, не под силу самим провести капитальный ремонт дома. Дом является 2-х квартирным, в котором проживала только его семья, а ремонт необходимо было проводить всего дома. Его обращения в администрацию района о принятии мер по обеспечению безопасности и созданию надлежащих условий для проживания оставляли без внимания или давали отписки. По заключению межведомственной комиссии от 25.03.2015 2-х квартирный жилой дом признан аварийным и непригодным для постоянного проживания, подлежал сносу. На основании указанного заключения обращался в администрацию МО «Кош-Агачский район» с заявлением о выделении денежных средств для приобретения жилья как ветерану труда и инвалиду. 25.10.2015 ему дан ответ, что финансовая возможность для улучшения жилищных условий не предусмотрена. Они с супругой признаны инвалидами 2 группы бессрочно, как имеющие нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма с ограниченной жизнедеятельностью. Белеков П.Ч. просит обязать администрацию МО «Кош-Агачский район» для улучшения жилищных условий выделить денежные средства на приобретение благоустроенного жилого помещения в г.Горно-Алтайске.
Третьи лица Белекова А.П., Белекова Н.К. в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, о причинах неявки суд не уведомили.
Представитель третьего лица Министерства регионального развития Республики Алтай в судебное заседание также не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
В судебном заседании истец Белеков П.Ч. исковые требования поддержал, обосновав доводами, изложенными в иске.
Представитель истца Байдушкин К.Н. просил заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Садукова И.В. в судебном заседании исковые требования не признала, представила отзыв на иск, из которого следует, что в списках граждан МО «Кош-Агачский район», нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с Федеральным законом №181-ФЗ от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», вставших на учет после 01.01.2005, Белеков П.Ч. не состоит, а стоит на учете граждан, изъявивших, желание выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение жилищных субсидий, выделяемых на приобретение жилья, в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» с 10.02.2004 в общем списке под номером 180, в категории «инвалиды» номер очереди 88, состав семьи - 3 человека. Белеков П.Ч. согласно Федеральному закону №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» стоит в категории «инвалиды», статья 2 данного Федерального закона устанавливает следующую очередность предоставления жилищных субсидий: в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп,а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности).В Уставе МО «Кош-Агачский район», который принят решением сессии Районного Совета депутатов МО «Кош-Агачский район» от 23.01.2008 №38-1, полномочия по обеспечению денежными средствами (субсидиями) на приобретение жилого помещения отдельных категорий граждан, не предусмотрены. У Администрации МО «Кош-Агачский район» в целях улучшения жилищных условий Белекову П.Ч. нет возможности выделить денежные средства на приобретение благоустроенного жилого помещения в г. Горно-Алтайске, в связи с их отсутствием.
Представитель третьего лица Министерства регионального развития Республики Алтай представил отзыв на иск Белекова П.Ч., указав, что требования, указанные в заявлении, не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В целях реализации Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» постановлениемПравительства Республики Алтай была утверждена республиканская адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Алтай в 2013 - 2017 годах» (далее - Программа). Данная Программа разработана с учетом требований, установленных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг». Основная проблема по решению задачи по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Республики ограниченность республиканского бюджета Республики Алтай и местных бюджетов, отсутствие маневренного жилого фонда. Таким образом, обеспечение жилым помещением граждан необходимо решать программными методами с привлечением всех возможных источников финансирования. Программа является продолжением государственной политики по обеспечению населения жильем. В действующую Программу включены многоквартирные дома аварийного жилищного фонда, расположенные на территории Республики Алтай, признанные в установленном порядке до 1 января2012 года аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации. Из представленных документов усматривается, что на основании акта обследования помещений, а также заключения о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания 2-х квартирный жилой дом, принадлежащий Белекову П.Ч., 25.03.2015 признан аварийным, ветхим и непригодным для постоянного проживания, подлежащий сносу. Механизм оказания государственной поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 2011 года, не установлен. Федеральным законом от 25.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует социальную поддержку инвалидам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, но, в свою очередь, в списках граждан МО «Кош-Агачский район», нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 1 января 2005 года, Белеков П.Ч. не состоит. На основании изложенного выше Министерство регионального развития Республики Алтай просит Кош-Агачский районный суд отказать Белекову П.Ч. в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с п.п.1, 3 ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Республиканская адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Алтай в 2013-2017 годах», утвержденная постановлением Правительства Республики Алтай от 20.05.2013 №129, разработана с учетом требований, установленных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг».
Реализация Программы осуществляется государственным заказчиком - Министерством регионального развития Республики Алтай.
Средства направляются на приобретение жилых помещений в целях переселения граждан, проживающих в многоквартирных домах, признанных до 01.01.2012 в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, в соответствии с приложением №3 к настоящей Программе.
После ввода жилого дома в эксплуатацию, муниципальное образование производит переселение граждан из аварийного жилищного фонда путем:
предоставления нанимателям жилых помещений в соответствии со статьями 86 и 89 Жилищного кодекса Российской Федерации другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, равнозначного по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечающего установленным требованиям;
предоставления собственникам жилых помещений взамен изымаемого помещения другого жилого помещения в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, подлежит изъятию для муниципальных нужд в порядке, установленном действующим законодательством.
Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации. Согласно части 10 данной статьи признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
Выкупу жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу жилом доме или достижению соглашения о предоставлении другого жилого помещения должна предшествовать установленная частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предварительная процедура по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе жилого дома и последующему изъятию уполномоченным органом земельного участка для муниципальных нужд и изъятию каждого жилого помещения в таком доме, поэтому решение вопроса о предоставлении собственнику другого жилого помещения без соблюдения указанной процедуры противоречит требованиям жилищного законодательства.
В силу части 1 статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после 01.01.2013, она утверждается на период до 01.09.2017.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 16 названного Закона в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда включаются только те многоквартирные дома, которые признаны до 01.01.2012 аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации в установленном порядке.
Из материалов дела следует, что Белеков П.Ч., Белекова Н.К., Белекова А.П. являются собственниками2-х комнатной квартиры по <адрес> - по 1/3 доли в праве собственности за каждым из сособственников.
Из акта и заключения межведомственной комиссии, назначенной распоряжением главы администрации МО «Кош-Агачский район», от 25.03.2015 следует, что 2-х квартирный жилой дом Белекова П.Ч. признан аварийным, ветхим, непригодным для постоянного проживания и подлежит сносу.
Белеков П.Ч. обращался с заявлением к главе администрации МО «Кош-Агачский район» о выделении денежных средств для приобретения жилья как ветерану труда или решении вопроса о досрочном предоставлении северной квартиры, так как состоит на учете по инвалидности.
Согласно ответу администрации МО «Кош-Агачский район» от 28.10.2015 с учетом финансовых возможностей администрация МО «Кош-Агачский район» не в состоянии оказать финансовую помощь для приобретения жилья, отдельных муниципальных программ по обеспечению жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не предусмотрено.
Из договора найма жилого помещения от 15.07.2015 усматривается, что семья Белековых проживает по адресу: <адрес>.
В материалы дела истцом представлены справки МСЭ-2013 об установлении бессрочно инвалидности 2 группы по зрению Белекову П.Ч. и МСЭ-2006 об установлении бессрочно инвалидности 2 группы Белековой Н.К. Кроме того, Белеков П.Ч. является ветераном труда Республики Алтай, что подтверждается удостоверением от 27.11.2012.
Из учетного дела усматривается, что семья Белекова П.Ч. из трех человек стоит на учете граждан, изъявивших, желание выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение жилищных субсидий, выделяемых на приобретение жилья в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» с 10.02.2004.
Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2012 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2012, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу ст.16, п.3 ст.2 Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Из материалов дела усматривается, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, не включен в региональную адресную программу, поэтому суд приходит к выводу о том, что у истца не возникло право требовать предоставления ему другого жилого помещения либо его выкупа, поскольку органом местного самоуправления не принято решения об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд.
Постановлением Правительства Республики Алтай от 21.02.2008 №35 «Об утверждении Положения о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» в целях обеспечения жильем инвалидов и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий и членов семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах», Федеральным законом от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Законом Республики Алтай от 30.03.2012 №6-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Алтай отдельными государственными полномочиями по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Республике Алтай» утверждено Положение о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (далее - Положение).
Настоящее Положение определяет форму и порядок предоставления в Республике Алтай мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан, вставшим на учет для улучшения жилищных условий до 1 января 2005 года, в том числе инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов.
В силу ч.2 Раздела II Положения граждане обеспечиваются жилыми помещениями следующими способами: 1) путем предоставления жилых помещений по договору социального найма в соответствии с законодательством Российской Федерации; 2) путем предоставления социальной выплаты (далее - социальная выплата).
Пунктом 4 Раздела II Положения предусмотрено, что предоставление жилых помещений гражданам производится в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно пунктам 5 и 6 Раздела II Положения вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
2) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в Перечне тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации.
В Постановлении Правительства Республики Алтай от 21.02.2008 №35 «Об утверждении Положения о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» закреплено право на предоставление вне очереди жилого помещения по договорам социального найма, но не социальной выплаты.
Кроме того, Белеков П.Ч. и члены его семьи состоят на учете на получение жилищных субсидий, выделяемых на приобретение жилья в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», а не в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
При таких обстоятельствах исковые требования Белекова П.Ч. удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении исковых требований Белекова П.Ч. , предъявленных к администрации МО «Кош-Агачский район», о возложении обязанности в целях улучшения жилищных условий выделить денежные средства для приобретения благоустроенного жилого помещения в г.Горно-Алтайске.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Алтай в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кош-Агачский районный суд Республики Алтай.
Судья В.А. Алеховиков
Мотивированное решение изготовлено 28.11.2016