Дело №
РЕШЕНИЕ
(окончательная форма)
Именем Российской Федерации
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Кировский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи ФИО5
при секретаре судебного заседания ФИО1;
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Заместителя прокурора <адрес> к ТУ Росимущества в РД по о признании незаконным бездействия по необеспечению устранения нарушений требований законодательства об объектах гражданской обороны,
установил:
Истец обратился в Кировский районный суд <адрес> с иском к ТУ Росимущества в РД в просительной части которого отразил следующие требования:
- Признать бездействие Территориального управления Росимущества в <адрес> по необеспечению устранения нарушений требований законодательства об объектах гражданской обороны незаконным;
- Обязать Территориальное управление Росимущества в <адрес> зарегистрировать право собственности на объект ЗС ГО №, расположенный по адресу: <адрес>, РД, за Российской Федерацией и содержать укрытие в состояние постоянной готовности к использованию по предназначению;
В обоснование заявленных требований, истцом указывается, что <адрес> совместно с Главным управлением МЧС России по <адрес> и МКУ «Управление по делам ГО и ЧС <адрес>» проведена проверка содержания и использования защитного сооружения гражданской обороны (далее - ЗС ГО), расположенного по адресу: <адрес>, РД.
В ходе проведенной проверки установлено, что защитное сооружение принято в эксплуатацию в 1954 году и находится на территории АО «Дагнефтепродукт».
Данный объект, как и все объекты ЗС ГО, построенные до 1990 года, находится в федеральной собственности, что подтверждено постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № и числится в реестре ЗС ГО, утвержденным Правительством Республики Дагестан за №.
Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, которое осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
В ходе проверки, установлено, что вышеуказанное убежище не готово к переводу его в установленные сроки на режим защитных сооружений и не обеспечиваются необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени, что является нарушением ст.ст. 1, 2, 9 Закона № 28-ФЗ, п. 10 Порядка №, п.п. 1.3, 1.7, 1.8 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Правила №), п. 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно акту проверки ЗС ГО установлено, что право собственности на объект ЗС ГО за Российской Федерацией не зарегистрировано.
На основании вышеизложенного, истец обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц.
Истец, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела на судебное заседание не явился о причинах своей неявки суд не известил, о рассмотрении дела в своё отсутствие не просил.
Ответчик, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела не судебное заседание явку своего представителя не обеспечил, о причинах своей неявки суд не известил, о рассмотрении дела в отсутствии своего представителя не просил.
Согласно представленному возражению, ответчик просил отказать в удовлетворении заявленных исковых требований, по основаниям изложенным в представленном возражении на иск.
Суд, с учетом положений ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует и установлено судом, что ДД.ММ.ГГГГ согласно Акту проверки ЗС ГО № прокуратурой <адрес> в лице старшего помощника прокурора района ФИО2, совместно с начальником отдела мероприятий гражданской обороны МКУ «Управление по делам ГО и ЧС <адрес>» ФИО3 проведена проверка содержания и использования защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: <адрес>, РД, инв. №.
В ходе проведенной проверки, было установлено, что защитное сооружение принято в эксплуатацию в 1954 году и находится на балансе АО «Дагнефтепродукт», а также выявлены следующие нарушения:
не произведен кадастровый учет объекта;
право собственности на объект за Российской Федерацией не зарегистрировано;
отсутствует договор о правах и обязанностях в отношении объекта гражданской обороны (защитное сооружение гражданской обороны) с ТУ Росимущества в <адрес>;
не выполнены мероприятия по обозначению ЗС ГО и маршрутов движения к ним (п.6.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны);
не обеспечена сохранность защитно-герметических дверей, герметических дверей и ставень имеются следы ржавчин (п.3.2.1. Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны);
окраска инженерных систем внутри ЗС ГО не соответствуют установленным требованиям п. ДД.ММ.ГГГГ Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны: труб электропроводки и канализационные трубы, емкостей для сбора фекальных вод, водопроводные трубы, баки запаса воды, трубы системы отопления, защитно-герметичные двери, ставни, ворота, клапан избыточного давления;
аварийные безнапорные емкости для питьевой воды не содержатся в исправном и чистом состоянии (п.п.ДД.ММ.ГГГГ, 4.5.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны);
не соответствуют установленным требованиям места размещения укрываемых (места не обозначены табличками) (п.п. 6.4.1, 6.4.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны);
не поддерживается в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению ЗС ГО (п.10 Положения о гражданской обороне в РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.11.2007г. №, п.16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № (зарегистрировано в Минюсте РФ ДД.ММ.ГГГГ №);
не проводится комплексная оценка технического состояния ЗС ГО (п.4.1.3. Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны);
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 28-ФЗ "О гражданской обороне" гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно пункту 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС РФ N 583 от ДД.ММ.ГГГГ статус защитного сооружения гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища, заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликацией помещений защитного сооружения гражданской обороны, заверенных органом технической инвентаризации.
В соответствии с преамбулой Закона о гражданской обороне настоящий Закон определяет задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.
Согласно пункту 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 1309 от ДД.ММ.ГГГГ, к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и техники, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
В соответствии с пунктом 8 Постановления Правительства Российской Федерации N 1309 от ДД.ММ.ГГГГ федеральные органы государственной власти по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию, ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1 от ДД.ММ.ГГГГ "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов. До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.
Убежище относится к объектам гражданской обороны, которые не указаны в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, а, следовательно, со дня вступления в силу этого Постановления оно стало относиться к федеральной собственности.
Согласно пункту ДД.ММ.ГГГГ Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации N 2284 от ДД.ММ.ГГГГ, защитные сооружения гражданской обороны относятся к объектам, находящимся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена.
Суд, с учетом положений вышеприведенных норм, а также установив то обстоятельство, что защитное сооружение в виде убежища, расположенное по адресу: <адрес>, РД, с учетом действующего нормативно – правового регулирования, относится к федеральной собственности, полагает необходимым удовлетворить заявленные исковые требования, поскольку из материалов дела следует и ответчиком не опровергнуто, что ЗС ГО №, не соответствует требованиям действующего законодательства.
Доводы, изложенные в возражении на иск, о том, что ТУ Росимущества в РД является ненадлежащими ответчиком, поскольку обязанности по эксплуатации защитных сооружений возложены на органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, состоятельными не являются, поскольку убежище, расположенное по адресу <адрес>, РД, относится к защитному сооружению гражданской обороны, и в силу закона является федеральной собственностью, в связи с чем, ТУ Росимущества в <адрес> обязано обеспечить учет указанного убежища, как объекта федеральной собственности. Кроме того, в ходе рассмотрения спора ответчик не представили доказательств того, что защитное сооружение передано на техническое обслуживание органам местного самоуправления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Заместителя прокурора <адрес> к ТУ Росимущества в РД - удовлетворить.
Признать бездействие Территориального управления Росимущества в <адрес> по необеспечению устранения нарушений требований законодательства об объектах гражданской обороны незаконным.
Обязать Территориальное управление Росимущества в <адрес> зарегистрировать право собственности на объект ЗС ГО №, расположенный по адресу: <адрес>, РД, за Российской Федерацией и содержать укрытие в состояние постоянной готовности к использованию по предназначению.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда РД в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд <адрес>.
Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий: ФИО6