Решение по делу № 2-195/2023 от 14.09.2023

    УИД 72RS0018-01-2023-000201-55

    Дело № 2-195/2023

    Р Е Ш Е Н И Е

    Именем Российской Федерации

с. Б-Сорокино                                                                               10 ноября 2023 г.

          Сорокинский районный суд Тюменской области в составе:

председательствующего судьи Хайрутдинова Г.М.,

при секретаре судебного заседания Долгих О.А.,

с участием прокурора Надежина Ю.А.,

представителя истца Мартиш Г.В. (действующей на основании доверенности),

представителя ответчика Кочеткова А.В. - адвоката Андросова Е.И., предоставившего удостоверение № 1166 и ордер № 324494,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о.прокурора Сорокинского района Тюменской области в интересах муниципального образования Сорокинский район Тюменский области в лице администрации Сорокинского муниципального района Тюменской области к Кочеткову А.В. о взыскании денежных средств, полученных в виде субсидии,

УСТАНОВИЛ:

          И.о.прокурора Сорокинского района Тюменской области обратился в суд с иском (с учетом последующего уточнения исковых требований) в интересах муниципального образования Сорокинский район Тюменский области в лице администрации Сорокинского муниципального района Тюменской области (далее также администрация Сорокинского района)                к Кочеткову А.В. о взыскании денежных средств, полученных в виде субсидии в размере 479 724 рублей 16 копеек, предоставленной в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года".

              Исковые требования мотивированы следующим.

Проведенной прокуратурой в порядке надзора за исполнением законодательства проверкой было установлено, что 30.03.2011 г. ответчик подал в администрацию Сорокинского района заявление о включении его в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых специалистов,              в рамках реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года". На момент подачи заявления Кочетков А.В. жилья в собственности не имел.

11.07.2011 г. администрацией Сорокинского района Кочетков А.В. был включен в список претендентов на получение социальной выплаты.                         В дальнейшем в процессе продления программы "Социальное развитие села" Кочетков А.В. обращался с заявлениями в администрацию Сорокинского района, где выражал согласие на участие в указанных целевых программах, в том числе в 2013 году, в 2014-2017 годах и на период до 2020 года.

15.04.2014 г. распоряжением главы администрации Сорокинского района Кочетков А.В. был признан нуждающимся в жилых помещениях граждан.

02.06.2014 г. Кочетков А.В. получил уведомление от администрации Сорокинского района о том, что он включен в список молодых специалистов - участников мероприятий по улучшению жилищных условий в сельской местности в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» по Сорокинскому району на 2014 год, что размер предоставляемой социальной выплаты составит: из средств федерального бюджета 143 917,25 рублей, из средств бюджета Тюменской области                 335 806,91 рублей. В этой связи 03.03.2014 г. Кочетков А.В. обратился к главе Сорокинского муниципального района с заявлением о выдаче ему свидетельства о получении социальной выплаты, как участнику программы            в 2014 году.

10.06.2014 г. с целью реализации мероприятий вышеуказанной программы был заключен трехсторонний договор № 34 между            Кочетковым А.В., администрацией Сорокинского района и ОАО «Нива» об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты, согласно которому ответчик обязался: проработать на предприятии агропромышленного комплекса – ОАО «Нива» не менее пяти лет со дня получения социальной выплаты; использовать социальную выплату на приобретение жилого помещения пригодного для проживания общей площадью не менее 33 кв.м; заключить трудовой договор с другим работодателем агропромышленного комплекса на территории Сорокинского муниципального района в случае досрочного расторжения трудового договора; в срок, не превышающий                     6 месяцев, возвратить средства социальной выплаты в бюджет муниципального образования в случае расторжения трудового договора с работодателем в течение 2-х месяцев со дня окончания срока, установленного указанным трехсторонним договором.

ДД.ММ.ГГГГ Кочетковым А.В. было оформлено в собственность приобретенное им с использованием социальной выплаты имущество в виде квартиры по адресу: <адрес>, <адрес>.

Согласно записям в трудовой книжке, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был уволен из ОАО «Нива» по ст. 80 ТК РФ «по собственному желанию»,                        а ДД.ММ.ГГГГ ответчик был принят на работу в ОАО «Газпром газораспределение Север», не относящееся к предприятиям агропромышленного комплекса.

В то же время, ДД.ММ.ГГГГ между Кочетковым А.В. и СПК «Север» был заключен трудовой договор А.

          23.03.2015 г. с целью реализации мероприятий вышеуказанной программы между Кочетковым А.В., администрацией Сорокинского муниципального района и СПК «Север», был заключен тройственный договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты, согласно которому ответчик обязался проработать на предприятии агропромышленного комплекса – СПК «Север» не менее пяти лет. При этом фактически в СПК «Север» ответчик трудоустроен не был.

           Вместе с тем, с целью невозврата полученных денежных средств (субсидии) в рамках Федеральной целевой программы ответчик в период 2015-2018 г.г. предоставлял в администрацию Сорокинского района справки о своем трудоустройстве в СПК «Север». В результате Кочетков А.В. полученные в виде субсидии денежные средства в форме социальной выплаты на приобретение жилья в сумме 479 724 рублей 16 копеек после расторжения трудового договора с ОАО «Нива», где он осуществлял свою трудовую деятельность реально, в бюджет муниципального образования         не вернул, хотя обязан был это сделать по условиям тройственного          договора от ДД.ММ.ГГГГ.

В результате проведенной органом полиции проверки обстоятельств получения ответчиком указанной социальной выплаты 05.11.2021 г. было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении Кочеткова А.В. по ч. 1 ст. 165 УК РФ на основании п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ за истечением сроков давности уголовного преследования.

          Прокурор просит об удовлетворении заявленных исковых требований, ссылаясь на положения статей 307.1, 1102, 1107 ГК РФ, ст. 45 ГПК РФ.

          Из представленных суду в ходе подготовки дела к судебному разбирательству письменных возражений ответчика Кочеткова А.В. на исковое заявление следует, что он не признает предъявленный к нему иск                   и не согласен с доводами, приведенными прокурором. Считает необоснованной содержащуюся в исковом заявлении ссылку на ст. 1102 ГК РФ (предусматривающую обязанность возвратить неосновательное обогащение). Полагает, что полученная им в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" денежная сумма в размере 479 724 рублей 16 копеек, неосновательным обогащением считаться не может, поскольку имеет правовое основание. Указывает, что истец не предоставил доказательств того, что ответчик приобрел или сберег данную денежную сумму за счет другого лица (администрации Сорокинского муниципального района Тюменской области). Также считает необоснованной ссылку прокурора, как на основание предъявленного иска, на постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении Кочеткова А.В. от 05.11.2021 г., которое было вынесено в связи с истечением срока давности уголовного преследования. Отмечает, что своего согласия на вынесение постановления об отказе в возбуждении уголовного по такому основанию, как истечение срока давности уголовного преследования, в установленном законом порядке он не давал. Поэтому указанное постановление им обжаловано. При таких обстоятельствах предъявленный прокурором иск он считает не подлежащим удовлетворению в полном объеме (л.д. 87-96).

          Ответчик Кочетков А.В. о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, направил для участия в судебном заседании в качестве своего представителя адвоката Андросова Е.И. (л.д. 75-76, 78).

          При таких обстоятельствах, в соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.

        В судебном заседании прокурор Надежин Ю.А. поддержал предъявленный иск, согласно доводам, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что в настоящее время постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении Кочеткова А.В. от 05.11.2021 г. отменено прокурором Сорокинского района Тюменской области по формальным процессуальным основаниям с направлением материала органу дознания для дополнительной проверки. Вместе с тем, отмена данного постановления не препятствует рассмотрению настоящего гражданского дела. По его мнению, в дело представлено достаточно доказательств, свидетельствующих о том, что Кочетков А.В. фактически в СПК «Север» не работал. Трудоустройство ответчика в этой организации, оформленное заключением трудового договора, носило фиктивной характер и имело целью невозврат субсидии (социальной выплаты), которую Кочетков А.В. обязан был вернуть в соответствии с условиями заключенного между ним, администрацией Сорокинского района и ОАО «Нива» трехсторонним договором № 34 от 10.06.2014 г., поскольку ответчик не проработал на предприятиях агропромышленного комплекса установленные этим договором пять лет.

        В судебном заседании представитель истца, администрации Сорокинского муниципального района Тюменской области Мартиш Г.В. поддержала предъявленный прокурором иск и просила удовлетворить его в полном объеме. Пояснила, что приведенные в исковом заявлении обстоятельства и доводы являются полностью соответствующими действительности. Отметила, что соглашением № 27 от 16.04.2014 г., заключенным между департаментом АПК Тюменской области и администраций Сорокинского района, регламентирующим взаимодействие сторон, в том числе, по реализации федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", предусмотрено, что в случае досрочного расторжения трудового договора участником данной программы полученная им социальной выплата подлежит возврату в бюджет Сорокинского муниципального района. После этого муниципальное образование направляет доли федерального и областного бюджетов социальной выплаты в областной бюджет.

        В судебном заседании представитель ответчика - адвокат            Андросов Е.И. указал о непризнании предъявленного к Кочеткову А.В. иска, повторив доводы, изложенные в письменных возражениях ответчика (л.д. 87-96) на исковое заявление. Дополнительно отметил, что заявленные прокурором исковые требования основаны на материалах проведенной органом дознания доследственной проверки обстоятельств предоставления Кочеткову А.В. указанной в исковом заявлении субсидии. Он считает, что         с учетом отмены ранее вынесенного постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении Кочеткова А.В. материалы указанной доследственной проверки не могут быть приняты в качестве доказательств по настоящему гражданскому делу, поскольку Кочетков А.В. виновным в совершении какого-либо преступления, связанного с полученной субсидии на приобретения жилья, в установленном законом порядке не признавался. Также, по его мнению, исковые требования прокурора не основаны на нормах действующего законодательства и противоречат постановлениям судов высших инстанций, которыми ранее дались разъяснения по вопросам разрешения аналогичных споров. Кроме того, он полагает, что поскольку полученная Кочетковым А.В. социальная выплата состояла из средств областного и федерального бюджетов, она не должна возвращаться в бюджет Сорокинского муниципального района Тюменской области. Соответственно, по его мнению, администрация Сорокинского района не может выступать по настоящему делу в качестве истца. В этой связи он (адвокат Андросов Е.И.) считает, что в настоящее время не имеется предусмотренных законом оснований для взыскания с Кочеткова А.В. полученной им в целях приобретения жилья социальной выплаты в размере 479 724 рублей 16 копеек, поэтому просит полностью отказать в удовлетворении предъявленного прокурором иска.

         На вопрос о том, осуществлял ли фактически Кочетков А.В. трудовую деятельность в СПК «Север» в соответствии с трудовом договором от 10.03.2015 г., представитель ответчика в судебном заседании ответа не дал, сославшись на то, что данное обстоятельство в настоящее время является предметом проверки, проводимой органом дознания в порядке ст. 144 УПК РФ.

          Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО6 показал, что в ДД.ММ.ГГГГ он являлся председателем сельскохозяйственного производственного кооператива «Север», который находился в <адрес>. Он помнит, что в указанном           2015 году им, как руководителем данной организации, по просьбе со стороны Кочеткова А.В., был заключен с последним трудовой договор без намерения Кочетковым А.В. осуществлять в СПК «Север» трудовую деятельность и без фактического трудоустройства ответчика в кооператив в качестве его работника. Соответственно, фактически Кочетков А.В. к работе в СПК «Север» не приступал, никакой работы для кооператива не выполнял, заработной платы в СПК «Север» не получал. В дальнейшем, также по просьбе со стороны Кочеткова А.В., он, ФИО6, несколько раз выдавал последнему не соответствующие действительности справки о том, что ФИО1 якобы продолжает работать в СПК «Север». Как он понял, указанные трудовой договор и справки нужны были Кочеткову А.В. для того, чтобы не возвращать полученные им в целях приобретения жилья бюджетные деньги. Вместе с тем, в детальные подробности всего этого он, ФИО6, не вникал.

                  Суд, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, допросив свидетеля, изучив письменные доказательства, пришел к следующим выводам.

          Согласно п. 2 ст. 1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и          в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей          на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

          В силу ст. 421 ГК РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

          В соответствии со ст.ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и односторонне изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

В соответствии со ст. 1102 ГК РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 ГК РФ.

Пунктом 2 ст. 2 ЖК РФ предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" утверждена названная федеральная целевая программа, действовавшая в период спорных отношений, целями которой являются: создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности; стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе путем создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности; содействие созданию высокотехнологичных рабочих мест на селе; активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов; формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни. Действие федеральной целевой программы досрочно прекращено с 1 января 2018 г. в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 г. N 1544.

          Одна из основных задач этой федеральной целевой программы - удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье.

          Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г.       N 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" (Приложение N 3 к названному Постановлению Правительства Российской Федерации), установлены порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, осуществляемые в сельской местности, в которой реализуются инвестиционные проекты в сфере агропромышленного комплекса, в первую очередь с государственной поддержкой за счет средств федерального бюджета (пункт 1 Правил).

В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 названных Правил субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации (подпрограмм государственных программ субъектов Российской Федерации), направленных на устойчивое развитие сельских территорий, включая улучшение жилищных условий граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов: предоставление гражданам, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в порядке и на условиях, которые установлены Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, приведенным в приложении N 4 к федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года".

Типовое положение согласно его пункту 1 устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там.

Социальные выплаты гражданам, молодым семьям и молодым специалистам предоставляются за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов (пункт 2 Типового положения).

Пунктом 4 Типового положения определены условия возникновения у граждан Российской Федерации права на получение социальной выплаты, к числу которых отнесены, в частности, постоянное проживание в сельской местности; работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности (в течение не менее одного года на дату подачи заявления о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов); признание нуждающимися в улучшении жилищных условий (подпункты "а", "б", "г" названного пункта).

Порядок предоставления социальных выплат молодым семьям и молодым специалистам установлен разделом III Типового положения.

Абзацем первым пункта 42 Типового положения определено, что в случае предоставления молодой семье (молодому специалисту) социальной выплаты орган исполнительной власти (орган местного самоуправления - в случае перечисления субсидий в бюджет соответствующего муниципального образования), член молодой семьи (молодой специалист) и работодатель заключают трехсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты.

Существенными условиями названного договора являются: обязательство члена молодой семьи (молодого специалиста) работать у работодателя по трудовому договору (осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в муниципальном образовании) не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты (подпункт "а" пункта 43 Типового положения); право органа исполнительной власти (органа местного самоуправления) истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае невыполнения членом молодой семьи (молодым специалистом) обязательства, предусмотренного подпунктом "а" пункта 43 названного положения (пункт "б" пункта 43 Типового положения).

          Пунктом 45 Типового положения установлено, что в случае досрочного расторжения трудового договора (прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности) право члена молодой семьи (молодого специалиста) на социальную выплату сохраняется, если член молодой семьи (молодой специалист) в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем или организовал иную индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности. При этом период трудовой деятельности у прежнего работодателя (период ведения прежней индивидуальной предпринимательской деятельности) учитывается при исполнении членом молодой семьи (молодым специалистом) обязательства, предусмотренного договором, указанным в пункте 42 Типового положения. При несоблюдении указанных условий орган исполнительной власти (орган местного самоуправления) сохраняет право истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты, что должно быть отражено в договоре, указанном в пункте 42 Типового положения.

          По правилам ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

            Судом установлено, что на основании заявления Кочеткова А.В. от 01.07.2011 г. о включении его в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых специалистов, в рамках реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года", 11.07.2011 г. он был включен администрацией Сорокинского муниципального района Тюменской области в сводный список претендентов на получение социальных выплат на основании постановления Правительства Тюменской области от 05.05.2008 г. "О социальных выплатах молодым семьям и молодым специалистам на селе" в рамках реализации ФЦП "Социальное развитие села до 2012 года" на 2012 год. В дальнейшем        в процессе продления программы "Социальное развитие села" Кочетков А.В. обращался в администрацию Сорокинского района с заявлениями, в которых подтверждал свое согласие на участие в указанных целевых программах,              в том числе, в федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" (л.д. 11-19).

03.06.2014 г. Кочетков А.В. получил уведомление от администрации Сорокинского района о том, что он включен в список молодых семей и молодых специалистов - участников мероприятий по улучшению жилищных условий в сельской местности в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» по Сорокинскому району на 2014 год, что размер предоставляемой социальной выплаты составит: из средств федерального бюджета 143 917,25 рублей, из средств бюджета Тюменской области                 335 806,91 рублей (л.д. 20).

          26.05.2010 г. между ОАО «Нива» (организацией) и Кочетковым А.В. (работником) был заключен трудовой договор № 17, согласно которому ответчик был принят на работу в данную организацию, относящуюся к АПК, в качестве ветеринарного врача (л.д. 21-22). Дополнительным соглашением к этому трудовому договору предусмотрено, что работник, являясь участником федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", обязуется проработать в организации не менее пяти лет по установленной настоящим договором профессии (должности) (л.д. 23).

          Факт работы Кочеткова А.В. в ОАО «Нива» подтверждается также копией заключенного с ним данной организацией договора о полной материальной ответственности, записями в его трудовой книжке (л.д. 24, 25) и не оспаривается сторонами.

Распоряжением главы администрации Сорокинского муниципального района Тюменской области от 15.04.2014 г. Кочетков А.В. был признан нуждающимся в жилом помещении для участия в ФЦП "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" (л.д. 32-33).

10.06.2014 г. с целью реализации мероприятий ФЦП "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" между администрацией Сорокинского муниципального района Тюменской области, Кочетковым А.В. и ОАО «Нива» был заключен трехсторонний договор № 34 об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты,           согласно которому ответчик обязался: работать по трудовому договору, заключенному с работодателем (осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность) в АПК на территории Сорокинского муниципального района не менее пяти лет со дня получения социальной выплаты (п. 2.1.4) (в составе: из средств федерального бюджета – 143 917,25 рублей, из средств бюджета Тюменской области – 335 806,91 рублей (п. 1.2); использовать социальную выплату на приобретение жилого помещения пригодного для проживания общей площадью не менее 33 кв.м (п. 2.1.1); заключить трудовой договор с другим работодателем агропромышленного комплекса (организовать иную предпринимательскую деятельность в сфере АПК) на территории Сорокинского муниципального района в случае досрочного расторжения трудового договора (прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности) в срок, не превышающий шесть месяцев со дня расторжения трудового договора (прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности) (п. 2.1.5); возвратить средства социальной выплаты в бюджет муниципального образования в случае расторжения трудового договора с работодателем (прекращения индивидуальной деятельности) в течение двух месяцев со дня окончания срока, установленного в п. 2.1.5 настоящего договора для заключения договора с другим работодателем (организации иной индивидуальной предпринимательской деятельности) в сельской местности (п. 2.1.6)                    (л.д. 38-43).

На основании свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности № 00160, выданного 17.06.2014 г. администрацией Сорокинского муниципального района Тюменской области, 21.07.2014 г. на лицевой счет Кочеткова А.В. в ОАО Сбербанк ему, как участнику мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках ФЦП "Устойчивое развитие сельских территорий на              2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" была перечислена социальная выплата в размере 479 724 рублей 16 копеек, состоявшая из средств федерального бюджета в размере 143 917,25 рублей, из средств бюджета Тюменской области в размере 335 806,91 рублей (л.д. 55-56). Факт получения данной социальной выплаты стороной ответчика не оспаривается.

          01.07.2014 г. Кочетковым А.В. на основании договора купли-продажи с использованием средств вышеуказанной социальной выплаты в размере 479 724 рублей 16 копеек, перечисленных на счет продавца с лицевого счета Кочеткова А.В. в ОАО Сбербанк, была приобретена в собственность квартира, расположенная по адресу: Тюменская область, Сорокинский район, с. Б-Сорокино, ул. А. Матросова, д. 62/1, кв. 2 (л.д. 34-35).

          В связи с получением бюджетных средств на приобретение жилого помещения распоряжением главы администрации Сорокинского муниципального района Тюменской области № 175 от 08.07.2014 г. Кочетков А.В. был снят с учета лиц, нуждающихся в жилых помещениях (л.д. 36-37).

Согласно записям в трудовой книжке ответчика, 04.03.2015 г. он был уволен из ОАО «Нива» по ст. 80 ТК РФ «по собственному желанию» (л.д. 25 –обр.сторона).

После увольнения из ОАО «Нива» Кочетков А.В. 10.03.2015 г. устроился на работу в АО «Газпром газораспределение Север», которое          не относится к предприятиям агропромышленного комплекса. Факт трудоустройства ответчика в данную организацию подтверждается предоставленными в дело: копией приказа о приеме работника на работу              № 120/л от 10.03.2015 г.; копией трудового договора № 108 от 10.03.2015 г., заключенного между работодателем АО «Газпром газораспределение Север» и работником Кочетковым А.В., согласно которому последний был принят на работу в качестве слесаря по эксплуатации и ремонту подземных газопроводов 3 разряда; справкой о предоставлении Кочеткову А.В. в данной организации ежегодных трудовых отпусков в период 2016-2021 г.г.; справками о доходах физического лица, согласно которым в период 2015-2021 г.г. Кочетков А.В. получал заработную плату в АО «Газпром газораспределение Север»; копиями табелей учета рабочего времени, согласно которым Кочетков А.В. в период с 01.01.2017 г. по 30.11.2021 г. трудился в АО «Газпром газораспределение Север» на условиях полного рабочего дня (л.д. 112-125, 137-224). Указанные сведения стороной ответчика не оспаривались.

          Как следует из информации, предоставленной межрайонной ИФНС России № 12 по Тюменской области, в период 2014-2019 г.г. Кочетков А.В. на учете в качестве индивидуального предпринимателя не состоял;                          в 2014 г. и в январе-феврале 2015 г. он получал доход в ОАО «Нива», а                  с марта 2015 г. по 2018 г. – в АО «Газпром газораспределение Север» (л.д. 127-136).

          При таких установленных в судебном заседании обстоятельствах суд пришел к выводу, что после увольнения из ОАО «Нива» ответчик на предприятиях агропромышленного комплекса больше не работал, и принятые на себя по трехстороннему договору № 34 от 10.06.2014 г. обязательства в части возврата в бюджет Сорокинского муниципального района Тюменской области (в связи с тем, что проработал в сфере АПК значительно меньше пяти лет) полученной им на приобретение жилья социальной выплаты в размере 479 724 рублей 16 копеек не исполнил. Указанные обстоятельства стороной ответчика фактически по существу не оспаривались. Доказательств, которые бы опровергали доводы искового заявления, ответчиком, в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ, предоставлено не было.

          Копии заключенного между СПК «Север» и Кочетковым А.В. трудового договора № 189А от 10.03.2015 г., заключенного между администрацией Сорокинского муниципального района Тюменской области,                 Кочетковым А.В. и СПК «Север» договора от 23.03.2015 г. об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты, и выданных председателем СПК «Север»                    Козаром С.В. справок (л.д. 97-110) сами по себе (при отсутствии иных, подтверждающих факт работы ответчика в СПК «Север» доказательств, таких как, например, табелей учета рабочего времени, документов о получении заработной платы, показаний свидетелей) не свидетельствует о том, что ответчик после увольнения из ОАО «Нива» осуществлял трудовую деятельность в другой организации АПК, в частности, в СПК «Север».

          Довод стороны ответчика о том, что администрация Сорокинского муниципального района Тюменской области не может быть истцом по настоящему делу, поскольку социальная выплата была предоставлена Кочеткову А.В. за счет средств федерального и областного бюджетов, отклоняется судом, поскольку как следует из соглашения № 27                              от 16.04.2014 г., заключенного между Департаментом АПК Тюменской области и администрацией Сорокинского муниципального района Тюменской области, именно орган местного самоуправления наделен правом истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере социальной выплаты, полученной в рамках реализации ФЦП "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" в случае невыполнения членом молодой семьи (молодым специалистом) обязательства проработать не менее пяти лет у работодателя в сфере АПК (пункты 3.2.20, 3.2.21) (л.д. 228-234).

          С учетом установленных в судебном заседании обстоятельств и приведенных выше норм права суд пришел к выводу о том, что исковые требования и.о.прокурора Сорокинского района Тюменской области к Кочеткову А.В. являются обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку ответчик безосновательно, в нарушение требований статей 309, 310, 1102 ГК РФ, не исполнял принятые на себя обязательства по возврату в местный бюджет предоставленных ему рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" денежных средства в виде субсидии (социальной выплаты) в размере 479 724 рублей 16 копеек, и неосновательно (недобросовестно) сберег эти денежные средства.

          Поскольку при подаче иска прокурор был освобожден от уплаты государственной пошлины, с ответчика, согласно ст. 103 ГПК РФ, ч. 2                  ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ, п.п. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере            7 997 рублей 24 копеек.

            На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

              Исковое заявление и.о.прокурора Сорокинского района Тюменской области удовлетворить.

Взыскать с Кочеткова А.В., 17.07.1986 г.р., в пользу муниципального образования Сорокинский муниципальный район Тюменской области в лице администрации Сорокинского муниципального района Тюменской области денежные средства в виде субсидии (социальной выплаты) в размере 479 724 рублей 16 копеек, предоставленной в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года".

            Взыскать с Кочеткова А.В. государственную пошлину в бюджет Сорокинского муниципального района Тюменской области в размере 7 997 рублей 24 копеек.

          Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Тюменский областной суд через Сорокинский районный суд Тюменской области.

          Решение изготовлено машинописным способом, председательствующим по делу в совещательной комнате.

Судья                                                                                           Г.М. Хайрутдинов

Мотивированное решение составлено 15 ноября 2023 г.

Верно

Судья

2-195/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Сорокинского района
Ответчики
Кочетков Андрей Васильевич
Другие
Администрация Сорокинского муниципального района Тюменской области
Суд
Сорокинский районный суд Тюменской области
Судья
Хайрутдинов Г.М
Дело на странице суда
sorokinsky.tum.sudrf.ru
14.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.09.2023Передача материалов судье
19.09.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.09.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.10.2023Судебное заседание
07.11.2023Судебное заседание
10.11.2023Судебное заседание
10.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее