Решение по делу № 33-6123/2021 от 30.08.2021

Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме: 28 сентября 2021 г.

Судья Абсалямова А.В.         Дело № 33-6123/2021

УИД 76RS0013-02-2020-004037-60

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе: председательствующего судьи Сеземова А.А.

судей Виноградовой Т.И., Ваниной Е.Н.

при секретаре Ларионовой С.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ярославле

27 сентября 2021 года

гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации Рыбинского муниципального района Ярославской области на решение Рыбинского городского суда Ярославской области от 6 июля 2021 года, которым постановлено:

«иск Рыбинского городского прокурора Ярославской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Рыбинского муниципального района о понуждении к совершению действий удовлетворить.

Возложить на администрацию Рыбинского муниципального района обязанность обеспечить жителей д. Кушляево Назаровского сельского поселения Рыбинского муниципального района привозной питьевой водой надлежащего качества в объеме не менее 10 дм. куб. на одного человека в сутки до момента организации в д. Кушляево Назаровского сельского поселения Рыбинского муниципального района централизованной подачи холодного водоснабжения, путем строительства артезианской скважины с оснащением установкой водоподготовки.»

Заслушав доклад судьи Виноградовой Т.И., судебная коллегия

установила:

Рыбинский городской прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Рыбинского муниципального района Ярославской области с иском о возложении обязанности по обеспечению жителей д. Кушляево Назаровского сельского поселения Рыбинского муниципального района привозной питьевой водой.

В обоснование иска указано, что в Рыбинскую городскую прокуратуру поступило коллективное обращение жителей д. Кушляево Назаровского сельского поселения о ненадлежащем техническом состоянии общественного колодца в населенном пункте, а также несоответствии качества питьевой воды в указанном источнике нецентрализованного водоснабжения.

В ходе проведенной проверки установлено, что надлежащая централизованная система холодного водоснабжения в д. Кушляево отсутствует, водоснабжение осуществляется путем забора воды жителями из частных колодцев, а также из скважины, которая находится в санитарно-защитной зоне предприятия и не обслуживается надлежащим образом, в результате чего не обеспечивается должное снабжение жителей питьевой водой, чем нарушаются их права. В указанной деревне около 90 зарегистрированных жителей. В 2019 г. администрацией района разработан проект строительства объекта – артезианской скважины с оснащением водоподготовки в д. Кушляево, получено положительное заключение от ГАУ ЯО «Государственная экспертиза в строительстве» проектной документации и результатов изысканий, но проект не реализован.

На основании изложенного Рыбинский городской прокурор просит обязать Администрацию Рыбинского муниципального района обеспечить жителей деревни Кушляево привозной питьевой водой надлежащего качества в объеме не менее 10 дм. куб. на одного человека в сутки до момента организации в д. Кушляево Назаровского сельского поселения Рыбинского муниципального района централизованной подачи холодного водоснабжения, путем строительства артезианской скважины с оснащением установкой водоподготовки.

В судебном заседании представитель истца помощник Рыбинского городского прокурора Козлова С.В. исковые требования поддержала.

Представитель ответчика Администрации Рыбинского муниципального района Ярославской области по доверенности Семенова Е.Н., с иском не согласилась, указывая, что полномочия по организации централизованного водоснабжения переданы субъекту Российской Федерации в лице Департамента ЖКХ, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области, с которым ведется постоянная переписка о необходимости организации водоснабжения при наличии соответствующего проекта. Однако средств для этого недостаточно. Администрация не может взять на баланс и обслуживание имеющуюся скважину, так как она находится на территории сельхозпредприятия в санитарно-защитной зоне.

Третье лицо Бурдаков С.Ф., его представитель по устному ходатайству Тоноян Л.Н. с иском прокурора согласились. Поясняли, что жители деревни не обеспечены питьевой водой, от имеющейся скважины ранее работникам сельхозпредприятия само предприятие протянуло трубы водоснабжения, однако эта вода для использования в пищу непригодна. Строительство колодца на территории поселка нецелесообразно из-за значительной глубины залегания вод. Готовы оплачивать возможность использования питьевой воды путем подвоза в соответствии с тарифами.

Третье лицо ИП Ветошкина О.О. пояснила суду, что имеющиеся на территории ее предприятия, занимающегося животноводством, скважины, были построены как технические совхозом 8 Марта для обслуживания коровника, что подтверждается их паспортами, но совхоз в 80-х годах разрешил жителям пользоваться этой водой. После приобретения ею данной фермы, она не запретила жителям пользоваться водой, однако в первую очередь она используется для нужд предприятия и если будет засуха, то жители останутся без воды. Документами, предоставляемыми суду, она подтверждает, что скважина находится в охранной защитной зоне сельхозпредприятия, она не может быть пригодна для питья, так как неподалеку находится скотомогильник.

Третье лицо Департамент жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области представил отзыв, в котором указано, что перечень полномочий, принятых органами государственной власти Ярославской области, является закрытым, в нем предусмотрена в том числе организация водоснабжения населения с использованием централизованных систем водоснабжения, за исключением принятия мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательства.

Третье лицо МУП РМР ЯО «Система ЖКХ» в отзыве на иск указало, что в д. Кушляево имеется источник нецентрализованного водоснабжения общего пользования, вода в котором не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1175-02, несмотря на проведенные меры по дезинфекции, так как имеется вероятность попадания грунтовых вод в шахту из-за его небольшой глубины. (2,82 м), в подтверждение представлены акты обследования.

Третье лицо Управление ЖКХ, транспорта и связи Администрации Рыбинского муниципального района в отзыве на иск выразило несогласие с ним. Указывали, что для реализации проекта строительства артезианской скважины на март 2019 г. требовалось 18 495 400 руб., что возможно реализовать только средствами областного бюджета. В данном случае, с учетом вышеуказанных обстоятельств (наличие централизованной системы водоснабжения ЗАО «8 Марта»), а также особенностей рельефа местности (низкое залегание грунтовых вод (глубина колодца должна быть не менее 18 м), строительство нецентрализованных источников водоснабжения нецелесообразно.

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился ответчик Администрация Рыбинского муниципального района Ярославской области.

В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения, об отказе в удовлетворении заявленных требований. Доводы жалобы сводятся к незаконности и необоснованности решения суда, нарушению норм материального права. Полагают, что судом не учтено, что органы местного самоуправления организуют подвоз питьевой воды только в случае отсутствия на территории централизованной системы холодного водоснабжения. В жалобе указано на то, что водоснабжение населения д. Кушляево Назаровского сельского поселения Рыбинского муниципального района осуществляется централизованно, по водопроводным сетям, принадлежащим МУП РМР ЯО «Система ЖКХ», из артезианской скважины, принадлежащей ЗАО «8 Марта», сведений о том, что данная вода является непригодной, не представлено. Обращается внимание, что главным распорядителем бюджетных средств муниципальных программ, водоснабжения населения и водоотведения является Управление ЖКХ администрации Рыбинского муниципального района, которое является структурным подразделением администрации Рыбинского муниципального района. Управлением ЖКХ были приняты меры к организации водоснабжения в д. Кушляево: в 2017 г. выполнен ремонт колодца, в 2019 г. разработана проектно-сметная документация по артезианской скважине, получено заключение экспертизы. С 01 января 2019 г. организация водоснабжения населения с использованием централизованных систем водоснабжения относится к полномочиям органов государственной власти Ярославской области, а не к полномочиям Администрации Рыбинского муниципального района.

Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав в поддержание доводов апелляционной жалобы представителя Администрации Рыбинского муниципального района по доверенности Семенову Е.Н., возражения на апелляционную жалобу прокурора Верещагиной К.Н., исследовав материалы дела, судебная коллегия считает, что решение суда является законным и обоснованным, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.Удовлетворяя исковые требовании прокурора, суд пришел к выводу, что полномочия органов местного самоуправления по вопросу водоснабжения населения в случае невозможности централизованного водоснабжения на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение. При этом суд исходил из того, что централизованное водоснабжение жителей д. Кушляево не обеспечено.

С указанными выводами суда, мотивами, изложенными в решении, судебная коллегия соглашается, считает их правильными, основанными на материалах дела и законе.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно и при рассмотрении дела тщательно и всесторонне исследованы. Установленные обстоятельства подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, оценка которых произведена в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Материальный закон при разрешении настоящего спора судом истолкован и применен правильно.

Понятие водоснабжения определено в пункте 4 статьи 2 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" как водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).

Согласно пункта 1 части 1 статьи 6 указанного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

При этом полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (пункт 1.1. Федерального закона № 416-ФЗ).

Нормами части 9 статьи 7 Федерального закона № 416-ФЗ предусмотрено, что в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. № 644 утверждены Правила холодного водоснабжения и водоотведения, пунктом 74 которых предусмотрено, что при отсутствии возможности либо при подтвержденной нецелесообразности организовать водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют подвоз воды населению соответствующей территории по минимальным нормам согласно приложению N 3.

Как установлено судом и следует из материалов дела, в ходе проверки прокуратуры установлено, что надлежащая централизованная система холодного водоснабжения в д. Кушляево отсутствует, водоснабжение осуществляется путем забора воды жителями из частных колодцев, а также из скважины, расположенной в санитарно-защитной зоне предприятия.

В настоящее время имеется проектно-сметная документация на объект «Строительство артезианской скважины с оснащением установкой водоподготовки в дер. Кушляево Назаровского сельского поселения Рыбинского района Ярославской области», разработанная в 2019 году и получившая положительные заключения государственной экспертизы.

Водоснабжение населения д. Кушляево осуществляется из артезианской скважины, принадлежащей ЗАО «8 Марта», в отношении которого открыто конкурсное производство. Все имущество, принадлежащее предприятию, в том числе и артезианская скважина в д. Кушляево, находится в конкурсной массе.

В настоящее время скважина находится на территории ИП ГКФХ Ветошкиной О.О. и согласно санитарно-эпидемиологическому заключению от 26 октября 2018 г. Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ярославской области находится в санитарно-защитной зоне этого предприятия, что подтверждается соответствующим заключением, схемой, содержащейся в проекте (т. 1 л.д. 196, 197).

В соответствии с действующей редакцией СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. N 74, санитарно-защитная зона (СЗЗ) является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме, в частности в санитарно-защитной зоне объектов размещения отходов запрещается размещение жилой застройки, скважин и колодцев для питьевых целей.

Так как судом установлено, что централизованного холодного водоснабжения в д. Кушляево нет, водоснабжение из источника, не отвечающего санитарным требованиям, находящегося на территории сельскохозяйственного предприятия, не может быть признано надлежащим централизованным водоснабжением, иск прокурора удовлетворен правомерно.

Доводы апелляционной жалобы о том, что водоснабжение населения д. Кушляево Назаровского сельского поселения Рыбинского муниципального района осуществляется централизованно, по водопроводным сетям, принадлежащим МУП РМР ЯО «Система ЖКХ», из артезианской скважины, принадлежащей ЗАО «8 марта», по указанным выше основаниям, отклоняются. Снабжение жителей водой, пригодной для употребления в пищу, отвечающей санитарным нормам, не обеспечено. Само нахождение скважины в санитарно-защитной зоне, где запрещено размещение скважин для питьевых целей, является достаточным подтверждением несоответствия воды предъявляемым требованиям.

Доводы апелляционной жалобы о том, что водоснабжение населения и водоотведение осуществляется Управлением ЖКХ администрации Рыбинского муниципального района, достаточным основанием для отмены решения не являются. Согласно пункту 1.1. Положения об управлении жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации Рыбинского муниципального района, утвержденного Решением муниципального Совета Рыбинского муниципального района от 23 июня 2006 г. № 50, Управление жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации Рыбинского муниципального района является структурным подразделением администрации Рыбинского муниципального района.

Доводы апелляционной жалобы о том, что организация водоснабжения населения с использованием централизованных систем водоснабжения относится к полномочиям органов государственной власти Ярославской области, а не к полномочиям Администрации Рыбинского муниципального района, приведены без учета того, что обжалуемым решением на ответчика возложена обязанность не по централизованному водоснабжению населения, а по нецентрализованному холодному водоснабжению на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоза питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, в связи с тем, что централизованное водоснабжение отсутствует.

При указанных обстоятельствах судебная коллегия соглашается с судом первой инстанции и оснований для переоценки его выводов, отмены решения суда не усматривает.

Нарушений норм процессуального права, которые в силу части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации влекли бы безусловную отмену постановленного решения, судом первой инстанции не допущено.

По изложенным мотивам судебная коллегия оставляет апелляционную жалобу без удовлетворения.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Оставить решение Рыбинского городского суда Ярославской области от 6 июля 2021 года без изменения, апелляционную жалобу Администрации Рыбинского муниципального района Ярославской области без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-6123/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Рыбинский гор. прокурор
Ответчики
Адм. Рыбинского МР
Суд
Ярославский областной суд
Судья
Виноградова Татьяна Ивановна
Дело на сайте суда
oblsud.jrs.sudrf.ru
30.08.2021Передача дела судье
27.09.2021Судебное заседание
01.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.10.2021Передано в экспедицию
27.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее