УИД 57RS0(номер обезличен)-26
производство (номер обезличен)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 августа 2023 года город Орел
Заводской районный суд города Орла в составе:
председательствующего судьи Щербакова А.В.,
при секретаре Тихоновой А.С.,
с участием: ответчика Смирновой Е.А., представителя ответчика ФИО6, третьих лиц ФИО9 и ФИО10,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению публичного акционерного общества «Сбербанк» к Смирновой Евгении Александровне о взыскании задолженности наследодателя,
установил:
публичное акционерное общество «Сбербанк» (далее – ПАО «Сбербанк») обратилось в суд с иском к межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях о взыскании долга наследодателя. В обоснование иска истец указал, что (дата обезличена) Банк предоставил ФИО5 кредитную карту по эмиссионному контракту (номер обезличен)-Р-(номер обезличен) от (дата обезличена) с уплатой 17,9% годовых за пользование кредитом. (дата обезличена) ФИО5 умер. В связи с ненадлежащим исполнением заемщиком своих обязательств образовалась просроченная задолженность в размере 87267,58 рубля.
(дата обезличена) определением суда, в порядке статьи 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), была произведена замена ненадлежащего ответчика, то есть межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях на надлежащего ответчика Смирнову Е.А. Кроме того, судом, в соответствии со статьей 43 ГПК РФ, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора были привлечены ФИО9, ФИО10 и ФИО11
В судебное заседание представитель истца не явился, ходатайствуя о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ответчик Смирнова Е.А. и ее представитель ФИО6 в суде заявленные требования не признали, пояснив, что после смерти отца ответчика ФИО5 она вступила в наследство, состоящее из доли денежных средств в виде доли начисленной, но невыплаченной ФИО5 заработной платы в ООО «Транснефть-Охрана». Вместе с тем, фактически денежные средства она не получила, поскольку ООО «Транснефть-Охрана» было ликвидировано до того, как она их смогла получить.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора ФИО9 и ФИО10 в суде пояснили, что заявленные истцом требования не обоснованы, поскольку никакого имущества у ФИО5 не было и принимать в качестве наследства Смирновой Е.А. было нечего. Что касается автомобилей, то их судьба неизвестна.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора ФИО11 в судебное заседание не явилась, будучи надлежащим образом извещенной о его времени и месте, в связи с чем суд посчитал возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
Выслушав явившихся лиц, исследовав доказательства, представленные по делу, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно статье 819 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.
Пунктом 1 статьи 418 ГК РФ определено, что обязательство прекращается смертью должника, если исполнение не может быть произведено без личного участия должника либо обязательство иным образом неразрывно связано с личностью должника.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.
В силу статьи 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно статье 1175 ГК РФ наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя солидарно. Каждый из наследников отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества.
Как разъяснено в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 №-9 «О судебной практике по делам о наследовании», в состав наследства входит принадлежавшее наследодателю на день открытия наследства имущество, в частности: вещи, включая деньги и ценные бумаги (статья 128 Гражданского кодекса Российской Федерации); имущественные права (в том числе права, вытекающие из договоров, заключенных наследодателем, если иное не предусмотрено законом или договором; исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности или на средства индивидуализации; права на получение присужденных наследодателю, но не полученных им денежных сумм); имущественные обязанности, в том числе долги в пределах стоимости перешедшего к наследникам наследственного имущества (пункт 1 статьи 1175 ГК РФ).
При отсутствии или недостаточности наследственного имущества требования кредиторов по обязательствам наследодателя не подлежат удовлетворению за счет имущества наследников и обязательства по долгам наследодателя прекращаются невозможностью исполнения полностью или в недостающей части наследственного имущества (пункт 1 статьи 416 ГК РФ).
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 60, 61 Постановления от 29.05.2012 №-9 «О судебной практике по делам о наследовании» разъяснил, что ответственность по долгам наследодателя несут все принявшие наследство наследники независимо от основания наследования и способа принятия наследства. Принявшие наследство наследники должника становятся солидарными должниками (статья 323 ГК РФ) в пределах стоимости перешедшего к ним наследственного имущества. При отсутствии или недостаточности наследственного имущества требования кредиторов по обязательствам наследодателя не подлежат удовлетворению за счет имущества наследников и обязательства по долгам наследодателя прекращаются невозможностью исполнения полностью или в недостающей части наследственного имущества (пункт 1 статьи 416 ГК РФ). Стоимость перешедшего к наследникам имущества, пределами которой ограничена их ответственность по долгам наследодателя, определяется его рыночной стоимостью на время открытия наследства вне зависимости от ее последующего изменения ко времени рассмотрения дела судом.
Таким образом, с учетом положений законодательства об ответственности наследников по долгам наследодателя, при рассмотрении данной категории дел юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими установлению судом, являются не только определение круга наследников, состава наследственного имущества, но и его стоимость.
Из материалов дела следует, что (дата обезличена) между ПАО «Сбербанк России» и ФИО5 был заключен договор, согласно которому банк предоставил ФИО5 кредитную карту по эмиссионному контракту (номер обезличен)-Р-619160123 от (дата обезличена), с лимитов в размере 500000 рублей, впоследствии увеличенным до 100000 рублей и обязательством уплаты 17,9% годовых за пользование кредитными денежными средствами.
Также заемщику был открыт счет (номер обезличен) для отражения операций, проводимых с использованием кредитной карты в соответствии с заключенным договором.
(дата обезличена) ФИО5 умер, что подтверждается свидетельством о его смерти I-ТД (номер обезличен). Задолженность умершего ФИО5 по кредитной карте составила 87267,58 рубля, из которых: 69758,92 рубля основного долга и 17508,66 рубля процентов за кредит.
Указанные выше установленные судом обстоятельства сторонами по делу не оспаривались.
Из материалов наследственного дела (номер обезличен), открытого нотариусом Орловского нотариального округа Орловской области ФИО7, следует, что после смерти ФИО5 наследником его имущества стала дочь Смирнова Е.А., которая обратилась к нотариусу с соответствующим заявлением.
Судом установлено, что с умершим ФИО5 по адресу: (адрес обезличен) были зарегистрированы ответчик Смирнова Е.А., а также третьи лица ФИО9, ФИО10 и ФИО11, которые заявления нотариусу о вступлении в наследство не подавали.
Как следует из ответа ООО «Транснефть-Охрана» от (дата обезличена) на запрос нотариуса ФИО7, по состоянию на (дата обезличена) размер денежных выплат, начисленных и неполученных ФИО5 составил 134513,51 рубля.
(дата обезличена) ФИО8, временно исполняющей обязанности нотариуса ФИО7, на имя ответчика Смирновой Е.А. было выдано свидетельство о право на наследство по закону, согласно которому ответчик является наследницей 1/3 доли денежной выплаты в размере 134513,51 рубля в филиале ООО «Транснефть-Охрана» Западное межрегиональное управление вневедомственной охраны. В свидетельстве указано на право собственности Смирновой Е.А. на названные денежные средства.
Вместе с тем, как следует из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от (дата обезличена) ООО «Транснефть-Охрана» было ликвидировано (дата обезличена), то есть до того момента, как ответчику Смирновой Е.А. было выдано свидетельство о праве на наследство и она получила возможность требования выплаты причитающихся ей денежных средств.
Фактически денежные средства, являющиеся наследством после смерти ФИО5, ответчик Смирнова Е.А. не получила.
В связи с направленными по ходатайству истца запросами, суду были представлены:
уведомление из Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Орловской области № КУВИ-001/2023-168667264 от (дата обезличена), об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости информации о правах ФИО5 на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества по состоянию на дату предоставления сведении на территории Управления Росреестра по Орловской области;
сведения о том, что на имя ФИО5 были зарегистрированы транспортные средства: ВАЗ-21053, 1996 г. выпуска, идентификационный номер VIN-(номер обезличен) и ВАЗ-2109 идентификационный номер VIN-(номер обезличен), регистрация которых (дата обезличена) в связи с наличием сведений о смерти собственника была прекращена.
Как следует из пояснений ответчика Смирновой Е.А., а также третьих лиц ФИО9 и ФИО10, судьба данных автомобилей им неизвестна. Ответчик Смирнова Е.А. показала суду, что она помнит, что у ФИО5 был автомобиль ВАЗ-21053, но это было очень давно. Третье лицо ФИО10 утверждал, что у его сына ФИО5 жилья и имущества не было, на автомобиле ВАЗ-2109 он приезжал к нему примерно в 2015 году, но сейчас этого автомобиля не существует, возможно, сдан в металлолом.
Из материалов наследственного дела следует, что сведений об указанных выше автомобилях, зарегистрированных на имя ФИО5 нет, свидетельств о праве на наследство на указанные автомобили ответчику не Смирновой Е.А. выдавались. Также, не представлено суду и доказательств фактического принятия ответчиком указанных автомобилей. Таким образом, судом по делу установлено, что ответчик Смирнова Е.А., вступив в права наследования после смерти ФИО5, какого-либо наследственного имущества, в пределах стоимости которого она могла бы отвечать по долгам наследодателя, не приобрела. Следовательно, учитывая, что у ответчика по делу, в силу положений пункта 1 статьи 408 ГК РФ, в настоящее время отсутствуют обязательства перед истцом, суд считает необходимым отказать истцу в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении иска публичного акционерного общества «Сбербанк России» (ОГРН (номер обезличен)) к Смирновой Евгении Александровне (паспорт (номер обезличен), выдан (дата обезличена) УМВД России по Орловской области) о взыскании задолженности наследодателя, отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в Орловский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Заводской районный суд города Орла.
Мотивированное решение составлено 31.08.2023.
Судья: