Решение по делу № 2-3477/2019 от 29.08.2019

Дело № 2-3477/2019

УИД: 42RS0005-01-2019-004711-25

РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации

«29» октября 2019 года г.Кемерово

Заводский районный суд г.Кемерово в составе:

председательствующего: Сумарокова С.И.,

при помощнике судьи: Зембахтиной А.Г.,

при секретаре: Зембахтиной А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Кемеровской таможни о признании движимого имущества бесхозяйным,

УСТАНОВИЛ:

Кемеровская таможня обратилась в суд с заявлением, в котором просит признать бесхозяйным находящееся во владении Кемеровской таможни имущество, ввезенное Василенко И.В., а именно: алкогольные напитки – стеклянные бутылки «<данные изъяты>» в количестве 2 штук емкостью 1 л. каждая, содержащие 40% спирта без упаковки, передать в собственность Российской Федерации в лице Межрегионального управления Росалкогольрегулирования по Сибирскому федеральному округу данное имущество.

Заявление мотивировано тем, что ДД.ММ.ГГГГ в ходе таможенного контроля пассажиров и багажа, прибывших международным авиарейсом № по маршруту <данные изъяты>), с применением досмотровой рентгеновской установки в багаже Василенко И.В. были обнаружены алкогольные напитки для личного пользования общим объемом 5 литров, а именно:

- «<данные изъяты>» в количестве 3 бутылок (стеклянных) объемом 1 л. каждая, содержание спирта 40% без упаковки,

- «<данные изъяты>» в количестве 1 бутылки (стеклянной) объемом 1 л., содержание спирта 17% без упаковки,

- «<данные изъяты>» в количестве 1 бутылки (стеклянной) объемом 1 л., содержание спирта 40% без упаковки.

Согласно п.5 Приложения №1 к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 №107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» с освобождением от уплаты таможенных платежей ввозятся алкогольные напитки и пиво не более 3 литров в расчете на одно физическое лицо, достигшее 18-летнего возраста.

Согласно п.7 Приложения №2 к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 №107 подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, взимаемые в виде совокупного таможенного платежа в отношении алкогольных напитков и пива в количестве более 3 литров, но не более 5 литров 10 евро за 1 л. в части превышения количественной нормы 3 л.

В нарушение приведенных требований закона, а также положений пп.3 п.1 ст.260, п.6 ст.260 ТК ЕАЭС Василенко И.В. переместила через таможенную границу ЕАЭС товар, не продекларировав его в установленном порядке по установленной письменной форме с применением пассажирской таможенной декларации, не уплатив причитающиеся таможенные платежи, совершив тем самым административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.16.2 КоАП РФ.

ДД.ММ.ГГГГ в отношении Василенко И.В. было возбуждено дело об административном правонарушении, где Василенко И.В. признан виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.16.2 КоАП РФ и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 1/2 размера стоимости предмета административного правонарушения 1690,28 руб. Вещественные доказательства – алкогольную продукцию «<данные изъяты>» в количестве 2 штук емкостью 1 л. каждая, содержащие 40% спирта без упаковки постановлено выдать Василенко И.В. после проведения таможенных операций, необходимых для выдачи данного товара.

Письмом Кемеровской таможни от ДД.ММ.ГГГГ Василенко И.В. была уведомлена о том, что она может совершить действия по таможенному декларированию товара на Новокузнецком таможенном посту Кемеровской таможни или на Кузбасском таможенном посту Кемеровской таможни.

Данная алкогольная продукция хранится в камере хранения Новокузнецкого таможенного поста на основании акта приема-передачи вещественных доказательств от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ в Кемеровскую таможню поступило заявление Василенко И.В. об отказе от права собственности на алкогольную продукцию, а именно: «<данные изъяты>» в количестве 2 штук емкостью 1 л. каждая, содержащие 40% спирта без упаковки.

На основании ст.226, ст.290 ГК РФ данное имущество подлежит признанию бесхозяйным и должно быть передано в собственность Российской Федерации в лице Межрегионального управления Росалкогольрегулирования по Сибирскому федеральному округу, которое уполномочено в силу закона разрешать вопросы переработки, уничтожения изъятых из незаконного оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, конфискованного этилового спирта.

Представитель Кемеровской таможни Андреева Ю.Б. исковое заявление в судебном заседании поддержала.

Василенко И.В., представитель Межрегионального управления Росалкогольрегулирования по Сибирскому федеральному округу в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Заслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд находит заявление Кемеровской таможни подлежащим удовлетворению.

Согласно ст.9 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу Союза в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом или в соответствии с настоящим Кодексом. Товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно п.1,3 ст.266 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза в отношении товаров для личного пользования, ввозимых на таможенную территорию Союза, подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, взимаемые по единым ставкам, либо таможенные пошлины, налоги, взимаемые в виде совокупного таможенного платежа, за исключением случаев, когда настоящей статьей в отношении таких товаров для личного пользования установлен иной порядок применения таможенных пошлин, налогов.

Без уплаты таможенных пошлин, налогов товары для личного пользования ввозятся на таможенную территорию Союза в пределах стоимостных, весовых и (или) количественных норм, определяемых Комиссией, а в случаях, определяемых Комиссией, - в пределах соответствующих норм, устанавливаемых законодательством государств-членов, за исключением случаев, когда настоящей статьей в отношении товаров для личного пользования, ввозимых на таможенную территорию Союза, установлен иной порядок применения таможенных пошлин, налогов.

Согласно п.5 Приложения №1 к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 №107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» с освобождением от уплаты таможенных платежей ввозятся алкогольные напитки и пиво не более 3 литров в расчете на одно физическое лицо, достигшее 18-летнего возраста.

Согласно п.7 Приложения №2 к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 №107 подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, взимаемые в виде совокупного таможенного платежа в отношении алкогольных напитков и пива в количестве более 3 литров, но не более 5 литров 10 евро за 1 л. в части превышения количественной нормы 3 л.

Согласно пп.3 п.1 ст.260 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза таможенному декларированию подлежат товары для личного пользования, за исключением транспортных средств для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу Союза в сопровождаемом багаже, в отношении которых подлежат уплате таможенные пошлины, налоги.

Согласно п.6 ст.260 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза таможенное декларирование товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу Союза в сопровождаемом багаже, производится физическими лицами при их следовании через таможенную границу Союза с одновременным представлением таможенному органу этих товаров.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в 20:15 час. Василенко И.В. на воздушном судне, совершившем международный рейс № по маршруту Пхукет – Кемерово, прибыла в международный аэропорт <адрес>. В этот же день в ходе таможенного контроля товара, перемещаемого Василенко И.В. через таможенную границу Таможенного союза, должностным лицом Кузбасского таможенного поста было установлено, что Василенко И.В. ввезла в сопровождаемом багаже на таможенную территорию таможенного союза товары для личного пользования – алкогольные напитки в количестве 5 литров, а именно: 1 – без упаковки стеклянная бутылка, на этикетке бутылки указано – Ликер «<данные изъяты>» объем 1 л., производство <адрес>, содержание спирта 17%, количество 1 шт.; 2 – без упаковки стеклянная бутылка, на этикетке бутылки указано – Ром «<данные изъяты>» в бутылке 1л., производство Испания, содержание спирта 40%, количество 1 шт.; 3- без упаковки стеклянная бутылка, на этикетке бутылки указано Виски «<данные изъяты>», 1л. производство <адрес>, содержание спирта 40% - 3 бутылки, что подтверждается Актом таможенного досмотра (таможенного осмотра) от ДД.ММ.ГГГГ, составленного Кузбасским таможенным постом.

В связи с тем, что Василенко И.В. являлась декларантом указанного выше товара, не продекларировала товар по установленной таможенным законодательством письменной форме, то в её действиях были усмотрены признаки наличия события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено ч.1 ст.16.2 КоАП РФ, на основании чего определением Кемеровской таможни в лице Кузбасского таможенного поста от ДД.ММ.ГГГГ было возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования .

По Акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ указанная выше алкогольная продукция была передана на хранение в камеру хранения вещественных доказательств таможенному инспектору по документационному обеспечению Новокузнецкого таможенного поста Кемеровской таможни.

Постановлением Кемеровской таможни в лице Кузбасского таможенного поста от ДД.ММ.ГГГГ Василенко И.В. была признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.16.2 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1690,28 руб.

Из п.4 постановления следует, что вещественные доказательства– алкогольную продукцию «<данные изъяты>» в количестве 2 штук емкостью 1 л. каждая, содержащие 40% спирта без упаковки постановлено выдать Василенко И.В. после проведения таможенных операций, необходимых для выдачи данного товара.

Письмом Кемеровской таможни от ДД.ММ.ГГГГ Василенко И.В. была уведомлена о том, что она может совершить действия по таможенному декларированию товара на Новокузнецком таможенном посту Кемеровской таможни или на Кузбасском таможенном посту Кемеровской таможни.

ДД.ММ.ГГГГ в Кемеровскую таможню поступило заявление Василенко И.В., в котором она просила считать бесхозяйной алкогольную продукцию общим объемом 2л., а именно: «<данные изъяты>» в количестве 2 бутылок (стеклянных) объемом 1л. каждая, ввезенную ею на таможенную территорию ЕАЭС ДД.ММ.ГГГГ и являющуюся предметом и вещественным доказательством по делу об административном правонарушении , просит обратить данную алкогольную продукцию в федеральную собственность.

В силу пп. «в» п.10 ч.1 ст.259 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» таможенные органы для выполнения возложенных на них функций обладают следующими правами: предъявляют в суды или арбитражные суды иски и заявления о признании имущества бесхозяйным.

Согласно ч.1 ст.290 ГПК РФ заявление о признании движимой вещи бесхозяйной подается в суд лицом, вступившим во владение ею, по месту жительства или месту нахождения заявителя. Заявление о признании движимой вещи, изъятой федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией, бесхозяйной подается в суд финансовым органом по месту нахождения этой вещи.

Согласно ч.1 ст.293 ГПК РФ суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею.

Согласно п.1 ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Согласно ст.226 ГК РФ движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи.

Лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водный объект или иной объект, где находится брошенная вещь, стоимость которой явно ниже суммы, соответствующей пятикратному минимальному размеру оплаты труда, либо брошенные лом металлов, бракованная продукция, топляк от сплава, отвалы и сливы, образуемые при добыче полезных ископаемых, отходы производства и другие отходы, имеет право обратить эти вещи в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность.

Из приведенных положений закона следует, что таможенные органы для выполнения возложенных на них функций имеют право обращаться в суд с заявлением о признании имущества бесхозяйным. При этом данное заявление подлежит удовлетворению в том случае, если судом будет установлено, что собственник имущества отказался от права собственности на движимую вещь.

Оценивая приведенные выше письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что собственник алкогольной продукции «DEWARS’S White ladel» в количестве 2 бутылок (стеклянных) объемом 1л. каждая Василенко И.В. отказалась от своего права собственности на данное имущество путем подачи письменного заявления в Кемеровскую таможню, а также не проявления никакого интереса в отношении его судьбы в течении длительного времени. Каких-либо возражений относительно того, чтобы признать спорное имущество бесхозяйным, Василенко И.В. в рамках настоящего гражданского дела не заявляет.

Согласно п.1 ст.382 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза товары, задержанные таможенными органами и не востребованные лицами, указанными в статье 381 настоящего Кодекса, в срок, предусмотренный пунктами 1 и 2 статьи 380 настоящего Кодекса, подлежат реализации, если иное не установлено настоящей статьей.

Согласно п.3 ст.38 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза реализация, использование или уничтожение товаров, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в том числе расчет расходов, связанных с перевозкой (транспортировкой), перегрузкой (погрузкой, выгрузкой), хранением, иных расходов, связанных с подготовкой к реализации, и реализацией или уничтожением таких товаров, осуществляются в соответствии с законодательством государства-члена, таможенным органом которого задержаны товары, с учетом особенностей, определенных настоящим Кодексом.

Согласно ч.2,3 ст.320 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» распоряжение товарами, задержанными таможенными органами в соответствии со статьей 317 настоящего Федерального закона, осуществляется путем их реализации, переработки или уничтожения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на организацию реализации, уничтожения или переработки (утилизации) товаров, задержанных или изъятых таможенными органами.

Порядок распоряжения задержанными товарами, осуществляемого уполномоченным органом, определяется Правительством Российской Федерации.

Согласно ст.322 Федерального закона N 289-ФЗ распоряжение драгоценными металлами, драгоценными камнями и изделиями из них, культурными ценностями, товарами, подлежащими маркировке, ценными бумагами, валютными ценностями, иными товарами, которые изъяты из оборота или оборот которых на территории Российской Федерации ограничен, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, из буквального толкования названных положений закона следует, что распоряжение товарами, изъятыми таможенными органами, и которые изъяты из оборота или оборот которых на территории Российской Федерации ограничен, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем их реализации, уничтожения или утилизации федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на организацию реализации, уничтожения или переработки (утилизации) имущества. При этом в диспозиции указанных правовых норм таможенного законодательства точно не поименованы ни состав (виды) имущества, ни конкретный федеральный орган исполнительной власти, а имеется отсылка на то, что такой орган на организацию реализации, уничтожения или переработки (утилизации) имущества должен быть уполномочен Правительством Российской Федерации.

Отношения, связанные с оборотом алкогольной продукции, регулируются Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», из которого следует, что на территории Российской Федерации оборот алкогольной продукции ограничен; в целях пресечения незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов и должностных лиц подлежат этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 25 указанного Закона.

В силу ч.2 ст.25 Федерального закона N 171-ФЗ изъятые этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, указанные в подпунктах 1 - 3, 8 пункта 1 настоящей статьи, подлежат вывозу и хранению вне места изъятия в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1027 «О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» утверждены, в том числе Правила уничтожения по решению суда изъятых или конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, указанных в подпунктах 1 - 3 и 8 пункта 1 статьи 25 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", а также сырья, полуфабрикатов, производственной, транспортной, потребительской тары (упаковки), этикеток, средств укупорки потребительской тары, используемых для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, федеральных специальных марок и акцизных марок (в том числе поддельных) для маркировки алкогольной продукции, указанных в подпункте 4 пункта 1 статьи 25 Федерального закона. При этом в силу пункта 5 указанного Постановления реализация полномочий, предусмотренных настоящим Постановлением, осуществляется Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 154 утверждено Положение о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, в соответствии с пунктом 1 которого, Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по надзору и оказанию услуг в этой сфере.

Пунктом 5 указанного Положения предусмотрены полномочия Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, в том числе:

- 5.3.5(1) организация в установленном порядке уничтожения обращенных в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также организацию уничтожения изъятых в соответствии со статьей 25 Закона N 171-ФЗ из незаконного оборота в установленном порядке или конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и их учет;

- 5.3.5(3) организация в установленном порядке уничтожения изъятых в соответствии со статьей 25 Закона N 171-ФЗ из незаконного оборота или конфискованных сырья, полуфабрикатов, производственной, транспортной, потребительской тары (упаковки), этикеток, средств укупорки потребительской тары, используемых для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, федеральных специальных марок и акцизных марок (в том числе поддельных) для маркировки алкогольной продукции и их учет.

Учитывая вышеприведенные нормы права, суд приходит к выводу о том, что отношения, связанные с переработкой, уничтожением изъятых из незаконного оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, конфискованного этилового спирта, отнесены к компетенции Росалкогольрегулирования, в данном случае – Межрегионального управления Росалкогольрегулирования по Сибирскому федеральному округу.

Руководствуясь ст.194 – 199, ст.293 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Кемеровской таможни о признании движимого имущества бесхозяйным удовлетворить.

Алкогольные напитки – стеклянные бутылки «<данные изъяты>» в количестве 2 штук емкостью 1 л. каждая, содержащие 40% спирта без упаковки признать бесхозяйным имуществом, обратить в собственность Российской Федерации и передать для дальнейшего распоряжения в Межрегиональное управление Росалкогольрегулирования по Сибирскому федеральному округу.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

В окончательной форме решение суда изготовлено 01.11.2019.

Председательствующий: (подпись) С.И.Сумароков

Подлинный документ подшит в материалах гражданского дела №2-3477/2019 Заводского районного суда г. Кемерово.

2-3477/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Кемеровская таможня
Ответчики
Василенко Ирина Владимировна
Межрегиональное управление Росалкогольрегулирования по Сибирскому округу
Другие
Межрегиональное управление Росалкогольрегулирования по Сибирскому федеральному округу
Суд
Заводский районный суд г. Кемерово
Судья
Сумароков Станислав Игоревич
Дело на странице суда
zavodskiy.kmr.sudrf.ru
29.08.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.08.2019Передача материалов судье
02.09.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.09.2019Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
13.09.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.09.2019Подготовка дела (собеседование)
29.08.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.08.2019Передача материалов судье
02.09.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.09.2019Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
13.09.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.09.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.10.2019Судебное заседание
29.10.2019Судебное заседание
01.11.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.04.2020Передача материалов судье
02.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.04.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
02.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.04.2020Подготовка дела (собеседование)
02.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.04.2020Судебное заседание
02.04.2020Судебное заседание
02.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.11.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.03.2020Дело оформлено
02.03.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее