Решение по делу № 33-7262/2018 от 12.12.2018

Судья Машковцева Е.В.                 Дело № 33-7262/2018 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,

судей Пунегова П.Ф., Щелканова М.В.,

при секретаре Поповой О.К.,

рассмотрела в судебном заседании 20 декабря 2018 года дело по апелляционной жалобе Управления образования администрации МО ГО «Воркута» на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 17 октября 2018 года, которым постановлено:

возложении обязанности на муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5 «Елочка» г. Воркуты обеспечить беспрепятственный доступ к информации лиц, имеющих ограничения по зрению, путем установления информационного табло (тактильной таблички) с наименованием учреждения, местом его нахождения, графиком работы с применением рельефно - точечного шрифта Брайля по адресу: <Адрес обезличен>, установить информационную тактильную мнемосхему, отображающую информацию о помещениях в здании, установить направляющие тактильно - контрастные указатели на основных путях движения, а также тактильно - контрастные указатели, предупреждающие о возможных опасностях, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу,

    взыскать с муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 5 «Елочка» г. Воркуты государственную пошлину в размере 300 (трехсот) рублей в доход муниципального образования городского округа «...».

Заслушав доклад судьи Щелканова М.В., объяснения прокурора Шевелевой М.Г., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

    прокурор г. Воркуты обратился в суд, с учетом уточнения требований, о возложении обязанности обеспечить беспрепятственный доступ к информации лиц, имеющих ограничения по зрению, путем установления информационного табло (тактильной таблички) с наименованием учреждения, местом его нахождения, графиком работы с применением рельефно - точечного шрифта Брайля по адресу: <Адрес обезличен>, установить информационную тактильную мнемосхему, отображающую информацию о помещениях в здании, установить направляющие тактильно - контрастные указатели на основных путях движения, а также тактильно - контрастные указатели, предупреждающие о возможных опасностях, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой города Воркуты в рамках осуществления надзорных функций проведена проверка исполнения образовательными учреждениями требований законодательства о защите прав инвалидов и об образовании, в ходе которой в деятельности МБДОУ ««Детский сад № 5 «Елочка» г. Воркуты выявлены нарушения вышеуказанного законодательства.

Определением суда от 17.10.2018 изменен процессуальный статус администрации МО ГО «Воркута» с ответчика на третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора.

Представитель администрации МО ГО «Воркута» в судебное заседание не явился, в отзыве указал, что надлежащим ответчиком по делу себя не считает, указывает, что в адрес администрации прокурор с представлением не обращался. При этом организации, осуществляющие образовательную деятельность, являются юридическими лицами и обладают автономией, т.е. самостоятельны в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов.

В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя администрации МО ГО «Воркута».

Помощник прокурора в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленных требований по доводам уточненного иска.

Представитель ответчика МБДОУ «Детский сад № 5 «Елочка» г. Воркуты с исковыми требованиями не согласился по доводам, изложенным в письменном отзыве, указал, что положения Закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 в части обеспечения доступности объектов для инвалидов применяются исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам, которые детский сад не проходил.

Представитель третьего лица Управление образования администрации МО ГО «Воркута» в требованиях прокурору просил отказать по основаниям, указанным в письменном отзыве на исковое заявление, при этом поддержал позицию ответчика.

Судом принято приведенное выше решение.

Управление образования администрации МО ГО «Воркута» подало апелляционную жалобу и просит отменить решение как незаконное и необоснованное, вынесенное при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, с нарушением норм материального права.

Помощником прокурора г. Воркуты представлены письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, отказав в удовлетворении жалобы.

Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со ст. 167 и ст. 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии с ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражений на нее, судебная коллегия оснований для отмены решения не находит.

Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно Уставу МБДОУ «Детский сад № 5 «Елочка» г. Воркуты является самостоятельным юридическим лицом, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам различных видов, уровней и направлений, присмотр и уход за детьми, а также имеющим право осуществлять иные виды деятельности, в том числе оказывать платные услуги населению.

Прокуратурой города Воркуты в ходе проведенной проверки были выявлены нарушения требований названного законодательства, то есть: у входа в здание детского сада отсутствуют информационная вывеска с названием организации, графиком работы, плана здания, выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне; отсутствуют обозначения путей движения и предупреждения об опасностях. Данные нарушения ограничивают права слабовидящих граждан на получение информации о здании, его помещениях и на беспрепятственный доступ к предоставляемым услугам.

В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан.

Согласно п.п. 5 и 6 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам надлежащее размещение носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности, а также обеспечивают дублирование необходимой для инвалидов информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.

В силу пп. «а» п. 4 приказа Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, должно обеспечиваться наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, а также обеспечиваться возможность беспрепятственного входа в объект и выхода из него, возможность самостоятельного передвижения по территории объекта.

Требования к обеспечению входа и передвижения инвалида в помещении закреплены в «СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденных приказом Минрегиона Российской Федерации от 14.11.2016 №798/пр.

С учетом вышеприведенных обстоятельств дела и правовых норм, судебная коллегия считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что здание детского сада является объектом социальной инфраструктуры, поэтому ответчиком должны быть созданы условия для беспрепятственного доступа к ним инвалидов.

Приведенный вывод согласуется с обозначенным в Конвенции ООН о правах инвалидов, участником которой является Российская Федерация, принципом полного и эффективного вовлечения инвалидов в общество.

Указание в апелляционной жалобе на применение положений ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» исключительно к вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам, не может умалять прав инвалидов и маломобильных групп населения на социальную поддержку, на создание для них доступной среды. Предлагаемые прокурором меры к изменению конструктивных элементов здания не ведут, а представляют собой меру, обеспечивающую минимальное удовлетворение потребностей инвалидов по зрению в целях адаптации.

Доводы апелляционной жалобы о том, что требования приказа Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» распространяются только на образовательные организации, осуществляющие меры по обеспечению проектирования, строительства и приемки, а также прошедшие капитальный ремонт, реконструкцию и модернизацию, несостоятельны. Закрепление в указанном Порядке положения о его применении только к образовательным организациям, осуществляющим меры по обеспечению проектирования, строительства и приемки, а также прошедших капитальный ремонт, реконструкцию, модернизацию, отсутствует.

Довод ответчика о том, что в адрес МБДОУ «Детский сад № 5 «Елочка» г. Воркуты представление об устранении нарушений федерального законодательства не вносилось, а вносилось в адрес руководителя Управления образования МО ГО «Воркута», не принимается во внимание, поскольку законодательством такой порядок не предусмотрен.

Решение суда принято на основании норм материального права (законов), ссылки на которые приведены в мотивировочной части обжалуемого судебного решения в соответствии с требованиями части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса РФ. Законы, которыми руководствовался суд при разрешении спора, применены к спорным правоотношениям правильно, нарушения норм процессуального права не допущено.

При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным и отмене (изменению) по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Оснований, предусмотренных частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, для отмены решения суда не установлено.

Руководствуясь статьями 328, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 17 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления образования администрации МО ГО «Воркута» – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-7262/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокурор г. Воркуты
Ответчики
МБДОУ «Детский сад № 5 Елочка г. Воркуты
Другие
Управление образования Администрации МО ГО «Воркута»
Администрация МО ГО Воркута
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Щелканов М.В.
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
28.01.2020Судебное заседание
28.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.01.2020Передано в экспедицию
20.12.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее