Решение по делу № 2а-341/2021 от 25.03.2021

Дело № 2а-341/2021

67RS0008-01-2021-000510-42

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«21» апреля 2021 года                                                                              г. Ярцево

Ярцевский городской суд Смоленской области в составе: председательствующего судьи Коржаковой О.И., при секретаре Аксеновой Л.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации муниципального образования «Ярцевский район» Смоленской области к судебному приставу-исполнителю ОСП по Ярцевскому и Духовщинскому районам УФССП России по Смоленской области Данченковой Татьяне Николаевне, ОСП по Ярцевскому и Духовщинскому районам УФССП России по Смоленской области, УФССП России по Смоленской области об уменьшении размера исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Администрация МО «Ярцевский район» Смоленской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю ОСП по Ярцевскому и Духовщинскому районам УФССП России по Смоленской области Данченковой Т.Н. об уменьшении размера исполнительского сбора.

В обоснование требований указано, что 12.03.2021г. ведущим судебным приставом-исполнителем ОСП по Ярцевскому и Духовщинскому районам УФССП России по Смоленской области Данченковой Т.Н. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в отношении Администрации МО «Ярцевский район» Смоленской области в размере 50000 рублей в связи с неисполнением решения Ярцевского городского суда Смоленской области, вступившего в силу 12.10.2020г, об обязании Администрации МО «Ярцевский район» Смоленской области в течении 1-го года со дня вступления решения суда в законную силу, привести дорожное покрытие по ул. 4-ый Рабочий переулок г.Ярцево Смоленской области от перекрестка с ул.Смоленской до перекрестка с ул. Первомайской ручей г. Ярцево Смоленской области в соответствии с требованиями действующего ГОСТа.

Поскольку Администрация МО     «Ярцевский район» Смоленской области является бюджетной организацией, финансируемой из средств бюджета в соответствии с бюджетной классификацией на соответствующий год, а бюджет района является дотационным, в связи с чем, финансирование затруднено, то решение суда в срок исполнить невозможно. Нецелевое использование поступающих денежных средств влечет привлечение организации к ответственности по действующему законодательству.

Бюджет МО «Ярцевский район» Смоленской области на 2020 год был принят с предельным размером дефицита, при этом, предусмотреть дополнительные средства на приведение дорожного покрытия на указанной улице в 2020 финансовом году не представилось возможным, в связи с пандемией.

Необходимые ассигнования на эти цели были предусмотрены Администрацией МО «Ярцевский район» Смоленской области при разработке проекта решения о бюджете МО «Ярцевский район» Смоленской области на 2021 год. Взыскание исполнительского сбора повлечет дополнительную нагрузку на муниципальный бюджет, в связи, с чем дефицит бюджета увеличится. Данные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии вины Администрации в несвоевременном исполнении требований исполнительного документа.

Просит суд уменьшить размер исполнительского сбора в отношении Администрации МО «Ярцевский район» Смоленской области в соответствии с ч. 7 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» с 50000 рублей до 10 000 рублей.

Представитель административного истца - Администрации МО «Ярцевский район» Смоленской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, заявленные требования поддержал в полном объеме.

Административный ответчик - судебный пристав-исполнитель ОСП по Ярцевскому и Духовщинскому районам УФССП России по Смоленской области Данченкова Т.Н. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела уведомлена, просила рассмотреть заявленные требования в ее отсутствие, вопрос об уменьшении исполнительского сбора оставила на усмотрение суда.

Представитель административного ответчика - УФССП России по Смоленской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, в удовлетворении заявленных требований отказать.

Представитель административного ответчика - ОСП по Ярцевскому и Духовщинскому районам УФССП России по Смоленской области, представитель заинтересованного лица - Ярцевского межрайонного прокурора Смоленской области в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.

В соответствии со ст.150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, а также материалы административного дела №2а-1045/2019, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

Согласно п.1 ст.6 ФЗ "Об исполнительном производстве" законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с п.4 ст.14 ФЗ "Об исполнительном производстве" постановление судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов подлежит исполнению в срок, указанный в постановлении, и может быть обжаловано в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов или оспорено в суде.

В силу ч.11 ст.30 ФЗ "Об исполнительном производстве", если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащих в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительских действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч.12 ст.30 Федерального закона).

Согласно ст. 105 указанного Федерального закона, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Согласно п.3 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей.

Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (ч.6 ст. 112 Закона).

Частью 7 ст. 112 указанного Закона предусмотрено, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

При уменьшении судом размера исполнительского сбора постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора считается измененным соответствующим образом (ч. 9 ст. 112 Закона).

В соответствии со ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Исходя из вышеизложенного, суд вправе уменьшить размер исполнительского сбора либо освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру обязательства и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа. При этом, законодатель установил открытый перечень оснований уменьшения размера исполнительского сбора и отнес установление этих оснований к полномочиям суда.

Как разъяснено Верховным Судом Российской Федерации в Постановлении Пленума от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", а также следует из позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в связи с запросами Арбитражного суда Воронежской области, Арбитражного суда Саратовской области и жалобой открытого акционерного общества "Разрез "Изыхский" исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, меры принуждения должника к соблюдению законных требований государства, выраженной в возложении на должника обязанности произвести дополнительную выплату в качестве меры публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным правонарушением в процессе исполнительного производства.

Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированного, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.

Исполнительский сбор имеет двойную правовую природу: с одной стороны, он служит цели создания условий для применения мер принудительного исполнения и понуждения должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, которые должник должен был, но не исполнил добровольно, вопреки принятому на себя по своей воле обязательству, а с другой стороны, является санкцией, которая может быть наложена за правонарушение, совершенное должником в процессе исполнительного производства, в период, начиная с момента, когда должником добровольно не исполнено решение суда, до момента окончания исполнительного производства.

Необходимым условием взыскания исполнительского сбора является установление судебным приставом-исполнителем факта виновного неисполнения должником законного требования, содержащегося в решении суда, в период для добровольного исполнения, или в иной срок - для решений, подлежащих немедленному исполнению.

При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 401 ГК РФ отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство, то есть - должником.

В случае подтверждения должником того факта, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано уважительными причинами, исполнительский сбор может быть уменьшен в порядке, предусмотренном статьей 112 Закона N 229-ФЗ.

Судом установлено, что решением Ярцевского городского суда Смоленской области от 10.09.2019г., вступившим в законную силу 12.10.2020г., на администрацию МО «Ярцевский район» Смоленской области возложена обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу привести дорожное покрытие по улице 4-й Рабочий переулок г. Ярцево Смоленской области от перекрестка с улицей Смоленской до перекрестка с улицей Первомайский ручей г. Ярцево Смоленской области в соответствие с ГОСТом Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденным Приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года №1245-ст (гражданское дело №2а-1045/2019 л.д.35-38,47-48).

На основании указанного решения, 03.12.2020г. взыскателю – Ярцевскому межрайонному прокурору был выдан исполнительный лист серии ФС № 032788692 (л.д.26-27).

16.12.2020г. судебным приставом-исполнителем ОСП по Ярцевскому и Духовщинскому районам УФССП России по Смоленской области Данченковой Т.Н. на основании указанного исполнительного листа в отношении администрации МО «Ярцевский район» Смоленской области было возбуждено исполнительное производство №76238/20/67047-ИП. Для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, должнику был установлен 5-дневный срок с момента получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства (л.д.29-30).

Указанное постановление было получено должником 22.12.2020г. (л.д.31).

Таким образом, в добровольном порядке требования исполнительного документа должник должен был исполнить не позднее 31.12.2020г. (без учета нерабочих дней, ч.2 ст. 15 Закона об исполнительном производстве)

Однако в установленный срок требования исполнительного документа администрацией МО «Ярцевский район» исполнены не были, что представителем административного истца не оспаривается.

В связи с этим, 12.03.2021г. судебным приставом-исполнителем ОСП по Ярцевскому и Духовщинскому районам УФССП России по Смоленской области Данченковой Т.Н. было вынесено постановление о взыскании с администрации МО «Ярцевский район» Смоленской области исполнительского сбора в размере 50 000 рублей с установлением нового срока исполнения требований исполнительного документа до 27.04.2021г. (л.д.8).

Таким образом, учитывая то, что административным истцом в установленный срок требования исполнительного документа исполнены не были, то судебным приставом-исполнителем обоснованно, в соответствии со ст.105 ФЗ «Об исполнительном производстве», было принято постановление о взыскании исполнительского сбора.

Между тем, по мнению суда, имеются основания для снижения размера взысканного с Администрации исполнительского сбора, в виду следующего.

В обоснование заявленного требования администрация МО «Ярцевский район» указывает на то, что бюджет МО «Ярцевский район» Смоленской области на 2020 год был принят с предельным размером дефицита, при этом, предусмотреть дополнительные средства на исполнение решения суда в 2020 финансовом году не представилось возможным, поскольку заседания Ярцевского районного Совета депутатов о внесении изменений в бюджет не проводились, в связи с пандемией. При разработке Администрацией МО «Ярцевский район» Смоленской области проекта решения о бюджете МО «Ярцевский район» Смоленской области на 2021 год были предусмотрены необходимые ассигнования.

Из материалов дела следует, что в феврале 2021 года Администрация МО «Ярцевский район» Смоленской области обращалась в Ярцевский городской суд Смоленской области с заявлением об отсрочке исполнения решения суда от 10.09.2019г., однако ей в этом было отказано (гражданское дело №2а-1045/2019 л.д.61-64).

Указанные обстоятельства, по мнению суда, свидетельствует об отсутствии факта намеренного уклонения административного истца от исполнения решения суда, и могут быть признаны исключительными.

Учитывая изложенное, принимая во внимание причины неисполнения в срок исполнительного документа, степень вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, суд приходит к выводу о возможности уменьшения размера взыскиваемого с Администрации МО «Ярцевский район» исполнительского сбора с 50000 рублей до 37500 рублей, что составляет не более одной четверти от установленного постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Ярцевскому и Духовщинскому районам УФССП России по Смоленской области от 12.03.2021г. размера исполнительского сбора.

По мнению суда, такой размер исполнительского сбора в данном случае является справедливым и соразмерным характеру допущенного административным истцом нарушения.

В силу положений ч. 8 ст. 112 Закона решение суда обращается к немедленному исполнению.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Администрации муниципального образования «Ярцевский район» Смоленской области удовлетворить частично.

Уменьшить размер исполнительского сбора, взысканного с Администрации муниципального образования «Ярцевский район» Смоленской области на основании постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по Ярцевскому и Духовщинскому районам УФССП России по Смоленской области Данченковой Т.Н. от 12 марта 2021 года по исполнительному производству №76238/20/67047-ИП, возбужденному 16 декабря 2020 года, с 50 000 рублей до 37 500 рублей.

Решение суда подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ярцевский городской суд Смоленской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья                                                    О.И. Коржакова

2а-341/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Администрация муниципального образования "Ярцевский район" Смоленской области
Ответчики
Ведущий судебный пристав-исполнитель Ярцевского РОСП УФССП России по Смоленской области Данченкова Татьяна Николаевна
Другие
Ярцевский межрайонный прокурор Смоленской области
Суд
Ярцевский городской суд Смоленской области
Судья
Коржакова Оксана Игоревна
Дело на странице суда
yarcevo.sml.sudrf.ru
25.03.2021Регистрация административного искового заявления
26.03.2021Передача материалов судье
26.03.2021Решение вопроса о принятии к производству
26.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.03.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.04.2021Судебное заседание
21.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее