Дело №
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
16 декабря 2021 года <адрес>
Киевский районный суд <адрес> Республики Крым в составе: председательствующего судьи - Хулаповой Г.А.,
при секретаре судебного заседания – ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Государственному учреждению – отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> о признании решения незаконным, обязании совершить определенные действия, -
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Крым, в котором просит:
- Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости ФИО2
- Обязать Управление включить в специальный стаж работы ФИО2 по п. 10 ч. 1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ период его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности водителя пассажирских троллейбусов Симферопольских троллейбусных парков № ГУП РК «Крымтроллейбус»;
- Обязать Управление установить ФИО2 досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 10. ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» со дня первоначального обращения - ДД.ММ.ГГГГ.
Исковые требования мотивированы тем, что решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республики Крым от 30.08.2021г. № об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости согласно п. 10 ч. 1 статьи 30 Федерального Закона от 28.12.2013г. №–ФЗ «О страховых пенсиях», было принято в нарушение законодательства. Истец не согласен с выводами ответчика, что специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости истца составил 10 лет 2 месяца 13 дней. Считает, что имеет основания для назначения ему досрочной пенсии по старости. В течение всего спорного периода трудового стажа работал на работах в должности, которая относится к списку работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости согласно п. 10 ч. 1 ст. 30 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ.
Судом ответчик Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Крым было заменено на надлежащего ответчика - Государственное учреждение – отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> (далее Отделение).
В судебное заседание истец не явился, извещен надлежащим образом, подал в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, на исковых требованиях настаивает.
Представитель ответчика в судебное заседание не явилась, направила в суд надлежащим образом заверенную копию пенсионного дела истца и возражения на исковое заявление, а также заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Исследовав материалы гражданского дела и все доказательства по делу в их совокупности, копию пенсионного дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим частичному удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам:
Мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах не менее 20 лет и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила №).
Согласно п. 4 Правил N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При этом под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени, включая время выполнения подготовительных и вспомогательных работ (п. 5 разъяснения Минтруда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет").
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в адрес ответчика за назначением досрочной страховой пенсии по старости согласно п.10 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Рассмотрев заявление истца, управлением ДД.ММ.ГГГГ было вынесено решение № об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием специального стажа по п. 10 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку общий стаж работы ФИО2 составил – 39 лет 3 месяца 19 дней, специальный стаж составил – 10 лет 2 месяца 13 дней.
Так, Управление указало на то, что согласно предоставленным документам определено следующее, период работы ФИО2:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ — автослесарь 1-го разряда, автослесарь-моторист 1-го разряда в Симферопольском АТП 11101. Включено в расчет общего стажа работы;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ — служба в Советской Армии. Включено в расчет общего стажа работы;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ — учеба на курсах по подготовке водителей троллейбуса Крымского троллейбусного управления. Включено в расчет общего стажа работы;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по 20.08 2021 - водитель пассажирского троллейбуса 1-3 класса Симферопольских троллейбусных парков № ГУП РК «Крымтроллейбус». Под регулярным городским пассажирским маршрутом понимается заранее определенный и утвержденный путь следования транспорта в черте города, движение по которому осуществляется с определенной периодичностью (регулярно) и с обязательными остановками в специально установленных местах. Водителям автобусов, троллейбусов и трамваев, работающим на пригородных маршрутах, а также выполняющим заказные перевозки по маршрутам в пределах города, но не являющимися регулярными городскими маршрутами, досрочное пенсионное обеспечение не установлено. Не пользуются правом на досрочную пенсию и водители междугородных автобусов.
Работа в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах может быть подтверждена приказами о назначении на работу водителем автобуса (троллейбуса, трамвая) регулярных городских пассажирских маршрутов; справками предприятий, выданными на основании приказов, лицевых счетов, ведомостей на заработную плату, в которых усматривается оплата труда по повышенным тарифным ставкам либо доплата за работу на регулярных городских пассажирских маршрутах; путевых листов.
Так как документы, подтверждающие период льготной работы, не предоставлены, т.е. работа в течение полного рабочего дня в должности «водитель пассажирского троллейбуса регулярных городских пассажирских маршрутов» не подтверждена.
Периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (с учетом справки № от ДД.ММ.ГГГГ) — включены в расчет общего стажа работы.
Период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ — включены в расчет специального стажа работы по п. 10 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ с учетом выписки из лицевого счета застрахованного лица (документальная проверка № от ДД.ММ.ГГГГ);
Периоды нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ исключены из расчета стажа работы, в т.ч. льготного;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ — водитель ремонтно-строительного кооператива «Салгир-2». Включено в расчет общего стажа работы.
Вместе с тем, суд не может полностью согласиться с выводами Отделения по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 3 ст. 30 ФЗ-400 также предусматривает, что периоды работы, имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы, дающих право на досрочное назначение пенсии.
<адрес> принята в состав Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Федеральным конституционным законом от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ «О принятии в ФИО1 Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - ФКЗ-6).
Статья 23 ФКЗ-6 предусматривает, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территории Республики Крым со дня принятия в ФИО1 Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом. Часть 6 ст. 11 ФКЗ-6 предусматривает, что законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяются на территории Республики Крым с ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, до ДД.ММ.ГГГГ в части пенсионного обеспечения на территории Республики Крым действовало законодательство Республики Крым (т.е. законодательство Украины в редакции по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ).
В соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 3.3 Постановления Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П, введение нового правового регулирования, не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которое рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью или частично). В отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права.
Аналогичная правовая позиция содержится и в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике рассмотрения судами дел, связанны с реализацией прав граждан на трудовые пенсии».
В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - ФЗ-208) настоящий Федеральный закон устанавливает особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживающих по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Статья 4 ФЗ-208 устанавливает, что периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в ч. 1 ст. 1 настоящего Федерального закона, имевшие место на территории Украины по ДД.ММ.ГГГГ включительно и на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя с 17 марта по ДД.ММ.ГГГГ включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж на соответствующих видах работ.
Законодательство Украины (Закон Украины «О пенсионном обеспечении» в редакции по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, а также соответствующие разъяснения Министерства труда и социальной защиты населения Украины) предусматривало право водителей пассажирских троллейбусов на пенсию по возрасту на льготных условиях (после достижения 55 лет и при стаже работы 25 лет, в том числе на указанной работе не менее 12 лет и 6 месяцев).
Таким образом, вопреки доводам ответчика, законодательство, действовавшее на территории Республики Крым в период работы ФИО2 в Симферопольских троллейбусных парках №.1в должности водителя пассажирского троллейбуса предоставляло возможность учета данного периода в льготный стаж работы для назначения пенсии на льготных условиях, в связи с чем, указанный период подлежит учету в специальный стаж для определения права на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 30 ФЗ-400.
Доводы ответчика о том, что документально не подтвержден характер льготной работы и справка не заверена администрацией предприятия, не соответствует действительности.
Относительно требования ответчика об уплате работодателем страховых взносов по дополнительному тарифу, то данное требование является необоснованным по следующим основаниям. ФИО2 работал и работает на должности «водитель пассажирских троллейбусов». Такое наименование должности в Крыму обусловлено тем, что водитель пассажирского троллейбуса может работать одновременно на городских маршрутах и на междугородних. При этом на территории <адрес> это может осуществляться одновременно.
Часть 6 ст. 30 ФЗ-400 действительно предусматривает, что периоды работы, предусмотренные, в том числе пунктом 10 части 1 ст. 30 ФЗ-400 засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам.
Однако ответчиком не принято во внимание положение ч. 8 ст. 35 ФЗ-400, которая предусматривает, что положения ч. 6 ст. 35 ФЗ-400 не препятствуют учету в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода занятости на рабочих местах на работах, указанных в пунктах 1-18 ч. 1 ст. 30 ФЗ-400, до установления на таких рабочих местах класса условий труда в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О специальной оценке условий труда», при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным ст. 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом, периоды работы, предусмотренные пунктами 1-18 ч. 1 ст. 30 ФЗ-400, могут засчитываться в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости по признаваемым действительными, но не более чем до ДД.ММ.ГГГГ результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона «О специальной оценке условий труда».
То есть, уплата страховых взносов, как обязательное условие для учета в специальный стаж работы периоды на должности, предусмотренной п. 10 ч. 1 ст. 30 ФЗ- 400, является обязательным только после проведения специальной оценки условий труда, а если такая оценка не проводилась, то на основании действующей аттестации рабочих мест. При этом, подтверждением проведения специальной оценки условий труда является отчет о специальной оценке условий труда, в связи с чем, Министерство труда и социальной политики Российской Федерации в письме от ДД.ММ.ГГГГ №/В-1579 однозначно разъяснило, что дополнительные тарифы страховых взносов применяются только к выплатам, которые начислены с даты утверждения отчета о специальной оценке условий труда.
Более того, уплата страховых взносов по дополнительному тарифу, предусмотренному ч. 6 ст. 35 ФЗ-400 и ст. 428 Налогового кодекса Российской Федерации, возможна в отношении должности, указанной в п. 10 ч. 1 ст. 30 ФЗ-400 - «водитель троллейбусов на регулярных городских пассажирских маршрутах».
Месте с тем, ФИО2 работал и работает в ГУП РК «Крымтроллейбус» в должности - «водитель пассажирского троллейбуса», которая подразумевает более широкую сферу работы, учитывая, что в <адрес> осуществляются междугородние троллейбусные перевозки и водитель троллейбуса осуществляет регулярные перевозки пассажиров одновременно на городских и междугородних маршрутах.
То есть, ФИО2, являясь водителем пассажирского троллейбуса 1-3 класса, мог одновременно осуществлять пассажирские перевозки и в пределах городских маршрутов и на междугородних маршрутах. При этом, наименование его должности не менялось. В данном случае, законодательство Российской Федерации не предусматривает уплату страховых взносов по дополнительному тарифу в отношении его должности.
На основании изложенного, требование ответчика к ГУП РК «Крымтроллейбус» о необходимости уплаты страховых взносов для учета периода работы ФИО2 в должности «водитель пассажирского троллейбуса», является необоснованным и незаконным.
В данном случае необходимо учитывать положения и. 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», в соответствии с которыми, в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы, подлежащий по мнению гражданина, зачету в специальный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно положениям, ст. ст. 56, 57, 59, 67 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне их надлежит доказывать, принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Право оценки доказательств, принадлежит суду.
Учитывая вышеизложенное, оценив доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к выводу об их относимости, допустимости и достаточности для частичного удовлетворения исковых требований истца в части возложения на Отделение обязанности засчитать в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.10 ч.1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы, указанные в исковом заявлении, а также отмене решения Управления от ДД.ММ.ГГГГ №.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-198, 321 ГПК РФ, суд-
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФИО2 – удовлетворить.
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в установлении ФИО2 досрочной страховой пенсии по старости.
Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> включить в специальный стаж работы ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по п. 10 ч. 1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ период его работы:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности водителя пассажирских троллейбусов Симферопольских троллейбусных парков № ГУП РК «Крымтроллейбус».
Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> установить ФИО2 досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 10. ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» со дня первоначального обращения - ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Киевский районный суд <адрес> в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Г.А. Хулапова