Судья Никитенкова Е.В. Дело № 33-455/2019 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Семенчиной Л.А.,
судей Захваткина И.В., Круковской А.В.,
при секретаре Сметаниной Е.Ф.,
рассмотрела в судебном заседании 11 февраля 2019 года дело по апелляционной жалобе администрации МО ГО «Сыктывкар» на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 23 октября 2018 года, которым признано незаконным постановление администрации МО ГО «Сыктывкар» № 8/2165 от 23 августа 2018 года в части утверждения п. 12 протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам № 32 от 23 августа 2018 года о снятии Борисова ДЮ с составом семьи 3 человека с учета граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья в рамках Закона Республики Коми от 05 апреля 2005 года № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья», и с учета граждан, имеющих право на предоставление в собственность бесплатно земельных участков в рамках Закона Республики Коми от 28 июня 2005 года № 59-РЗ «О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений»;
восстановлен Борисов ДЮ с составом семьи 3 человека на учете граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья в рамках Закона Республики Коми от 05 апреля 2005 года № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья», и на учете граждан, имеющих право на предоставление в собственность бесплатно земельных участков в рамках Закона Республики Коми от 28 июня 2005 года № 59-РЗ «О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений», с даты первоначальной постановки на учет.
Заслушав доклад судьи Захваткина И.В., объяснение истца Борисова Д.Ю., третьих лиц Борисовой Л.Н., Борисовой Т.Р., представителя администрации МО ГО «Сыктывкар» Гогуновой Д.Д., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Борисов Д.Ю. обратился в суд с иском к администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании незаконным постановления администрации МО ГО «Сыктывкар» № 8/2165 от 23 августа 2018 года в части утверждения п. 12 протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам о снятии Борисова Д.Ю. с составом семьи 3 человека с учета граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья в соответствии с Законом Республики Коми от 05 апреля 2005 года № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья», и с учета граждан, имеющих право на предоставление в собственность бесплатно земельных участков в соответствии с Законом Республики Коми от 28 июня 2005 года № 59-РЗ «О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений», обязании восстановить на учете.
Третьими лицами к участию в деле привлечены Борисова Т.Р., Борисов А.Д., Борисова Л.Н.
Суд принял приведенное решение.
В апелляционной жалобе ответчик выражает несогласие с решением суда, считает его незаконным и подлежащим отмене.
От Борисова Д.Ю. поступили письменные возражения на апелляционную жалобу ответчика, в которых истец просил решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено, что 14 января 2016 года администрацией МО ГО «Сыктывкар» на основании заявлений Борисова Д.Ю. истец принят на учет граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья по Закону Республики Коми от 05 апреля 2005 года № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» по категории «инвалиды боевых действий и ветераны боевых действий» с составом семьи 3 человека с датой постановки на учет 21 декабря 2015 года, а также на учет граждан, имеющих право на предоставление в собственность бесплатно земельных участков по Закону Республики Коми от 28 июня 2005 года № 59-РЗ «О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений» по категории «ветераны боевых действий» с составом семьи 3 человека с датой постановки на учет 21 декабря 2015 года.
07 августа 2018 года Борисов Д.Ю. обратился в администрацию МО ГО «Сыктывкар» с заявлением о внесении изменений в учетное дело в связи с изменением места жительства.
Постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» № 8/2165 от 23 августа 2018 года семья истца снята с указанных учетов на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья и на предоставление в собственность бесплатно земельных участков, в связи с утратой оснований (пп. 2 п. 7 ст. 3 Закона 30-РЗ, п. 5 ч. 14 ст. 5 (1) Закона № 59-РЗ).
Основанием для принятия вышеуказанных решений послужило то обстоятельство, что заявитель с членами семьи выбыл из ранее занимаемого жилого помещения (общей площадью 13,8 кв.м.), в связи с его отчуждением и стал проживать в жилом помещении, принадлежащем матери, в котором также зарегистрировался, при этом общая площадь жилого помещения на каждого проживающего в квартире превысила учетную норму обеспечения жильем.
Мать истца – Борисова Л.Н. является собственником жилого помещения по адресу: <Адрес обезличен>, имеющего общую площадь 43,3 кв.м.
Принимая решение о восстановлении истца на учете граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в рамках Закона Республики Коми № 30-РЗ, а также на учете граждан, имеющих право на предоставление в собственность бесплатно земельных участков в рамках Закона Республики Коми № 59-РЗ с даты постановки на учет, суд первой инстанции исходил из того, что фактические данные по делу подтверждают право Борисова Д.Ю. состоять на спорных учетах, исключение его из соответствующих списков осуществлено ответчиком необоснованно.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда.
В соответствии с частью 3 статьи 2 Закона Республики Коми № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» имеющими право на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат на строительство или приобретение жилья признаются граждане: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Аналогичные основания для признания граждан нуждающимися в предоставлении в собственность бесплатно земельных участков в целях улучшения жилищных условий указаны в части 3.1 Закона Республики Коми от 28 июня 2005 года № 59-РЗ «О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений».Таким образом, основным условием для постановки на учет в соответствии с данными законами является нуждаемость гражданина в улучшении жилищных условий.
Установлено, что на момент постановки истца на учет в соответствующие списки, семья истца в составе Борисова Д.Ю., Борисовой Т.Р., Борисова А.Д. до 20 июня 2018 года проживала по адресу: <Адрес обезличен> общей площадью 13,8 кв.м., принадлежавшем на праве собственности Борисовой Т.Р.
28 июня 2018 года Борисова Т.Р. произвела отчуждение указанного жилого помещения. Как пояснили суду истец, третье лицо отчуждение жилого помещения было вызвано необходимостью погасить задолженность по кредитному договору.
Иных жилых помещений семья истца в собственности не имеет.
В связи с отсутствием жилого помещения Борисов Д.Ю., Борисова Т.Р., Борисов А.Д. вселились в жилое помещение по адресу: <Адрес обезличен> общей площадью 43,3 кв.м., принадлежащее матери истца Борисовой Л.Н., и зарегистрировались по указанному адресу по месту жительства 20 июня 2018 года.
В соответствии с ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Супруга и дети истца по отношению к Борисовой Л.Н. относятся к другим родственникам.
Для признания других родственников членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (пп. б п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ»).
Необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.
Признавая незаконным решение ответчика о снятии истца с учета граждан, имеющих право на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат, суд первой инстанции исходил из того, что <Адрес обезличен> не может учитываться при определении уровня нуждаемости семьи истца, поскольку Борисова Л.Н. не входит в состав семьи истца, соответственно, членами одной семьи они не являются, совместное хозяйство не ведут, при этом как обоснованно указал суд, вселение в указанное жилое помещение являлось вынужденным, обусловлено продажей квартиры, в связи с чем прав на данное жилое помещение истец не приобрел.
Сама собственник жилого помещения Борисова Л.Н. в суде указала, что вселила сына с семьей для проживания, не как членов своей семьи, общего хозяйства они не ведут, на учетах совместно с сыном, как член его семьи для получения социальной выплаты и земельного участка она не состоит.
Выводы суда основаны на фактически установленных по делу обстоятельствах.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что Законом Республики Коми от 05 апреля 2005 года № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» предусмотренное самостоятельное определение категории лиц, относящихся к членам семьи.
Указанное новое правовое регулирование было введено Законом Республики Коми от 26 декабря 2014 года № 176-РЗ о внесении изменений в Закон Республики Коми от 05 апреля 2005 года № 30-РЗ.
А именно, статья 4 Закона Республики Коми от 05 апреля 2005 года № 30-РЗ дополнена абзацем о том, что для целей настоящего Закона членами семьи гражданина признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина, если они вселены им в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, в исключительных случаях иные лица признаются членами семьи данного гражданина в судебном порядке.
Доказательств, подтверждающих ведение указанными гражданами совместного хозяйства, равно как и доказательств, опровергающих отсутствие ведение такого хозяйства, суду не представлено. В судебном порядке супруга и дети истца членами семьи Борисовой Л.Н. не признавались.
Учитывая, что в соответствии со ст. 6 Закона Республики Коми от 05 апреля 2005 года № 30-РЗ финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Закона, осуществляется за счет и в пределах средств республиканского бюджета Республики Коми, субъект вправе устанавливать критерии для признания лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе определять порядок отнесения лиц к членам одной семьи в целях данного Закона.
Доводы апелляционной жалобы о том, что после вселения истца с членами семьи в жилое помещение матери, он перестал являться нуждающимся в жилых помещения в связи с превышением учетной нормы жилья, подлежат отклонению, как основанные на неправильном применении норм приведенного законодательства к установленным обстоятельствам.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно восстановил истца с членами его семьи на учетах для получения выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в рамках Закона Республики Коми № 30-РЗ, а также на учете граждан, имеющих право на предоставление в собственность бесплатно земельных участков в рамках Закона Республики Коми № 59-РЗ с даты постановки на учет.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил правильное по существу решение, отвечающее нормам материального права, оснований для отмены или изменения которого по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 23 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО ГО «Сыктывкар» – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи