Решение по делу № 2а-141/2021 от 09.12.2020

Дело № 2а-141/2021

УИД 37RS0007-01-2020-004442-91

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

21 января 2021 года город Кинешма

Кинешемский городской суд Ивановской области в составе:

председательствующего судьи Шустиной Е.В.,

при секретаре Калининой Д.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в гор. Кинешме, Ивановской области административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Ивановской области к Манзулину Альберту Ракильевичу о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 5 по Ивановской области обратилась в суд с административным иском к Манзулину Альберту Ракильевичу о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени, просит взыскать с Манзулина А.Р. задолженности по транспортному налогу:

налог за 2016 год в размере 19690 рублей;

пени на задолженность за 2016 год за период с 02.12.2017 по 12.12.2017 в размере 59 рублей 56 копеек, на общую сумму 19749 рублей 56 копеек.

Административные исковые требования мотивированы тем, что согласно сведений, полученных налоговым органом в порядке пункта 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) от органа, осуществляющего государственную регистрацию транспортных средств - РЭО ГИБДД МО МВД "Кинешемский", за Манзулиным А.Р. зарегистрированы транспортные средства:

- автомобиль грузовой, государственный регистрационный знак: , марка/модель: без марки , VIN: , год выпуска 2005г., дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ;

- автомобиль грузовой, государственный регистрационный знак: , марка/модель: ГА33307Г60ТА3.7, VIN: , Год выпуска 1996г., дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;

- автомобиль легковой, государственный регистрационный знак: , марка/модель: ФОРД MAVERICK XLT, VIN: , год выпуска 2005г., дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ.;

- автомобиль грузовой (кроме включенных по коду 57000), государственный регистрационный знак: марка/модель: БАГЕМ , VIN: , год выпуска 2006г., дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ.

На основании ст. 357 НК РФ, Закона Ивановской области №88-03 от 28.11.2002г. «О транспортном налоге» должник является плательщиком транспортного налога. Согласно ст.363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают сумму транспортного налога не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, т.е. за 2016г. - не позднее 01.12.2017г.

С целью уплаты налога, согласно ст. 52 НК РФ, налогоплательщику было направлено налоговое уведомление, в котором была указана сумма налога, подлежащая уплате. Так как налогоплательщик обязанность по уплате налога не исполнил, ему в соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени за каждый календарный день допущенной; просрочки. В соответствии со ст. 69, 79 НК РФ налогоплательщику были направлены требования от 06.02.2020 № 18891, от 18.05.2020 № 25432 об уплате налога и пени. До настоящего времени указанные требования не исполнены.

Одновременно с административным исковым заявлением административным истцом представлено заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу административного искового заявления, мотивированное тем, что пропуск обусловлен уважительными причинами. При отборе лиц, имеющих, задолженность по уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа в программном обеспечении АИС «Налог-3» запускались бизнес-процессы для формирования документов по ст. 48 НК РФ, в которые отбираются только врученные налогоплательщикам требования. Распечатка и рассылка налоговых уведомлений и требований об уплате налогов осуществлялась массово одной организацией - ФКУ «Налог сервис» ФНС России. При направлении требований в отношении отдельных граждан программой не был автоматически проставлен статус «вручение адресату», что препятствует формированию в отношении данных граждан пакета документов для направления в суд в порядке, установленном ст.48 Налогового кодекса РФ. В базе налогового органа данные сведения можно увидеть лишь после истечения срока на обращение в суд с заявлением о взыскании. Вручную произвести отбор данных должников невозможно. В результате определить таких налогоплательщиков - физических лиц удалось только после истечения отведенного срока для подачи заявления в суд. Таким образом, у инспекции отсутствовала реальная возможность принятия в установленные сроки мер принудительного взыскания задолженности по направленному пакету документов, и соответственно, дальнейшее взыскание задолженности возможно только после признания причины пропуска срока для обращения с заявлением о взыскании в суд уважительной. На основании изложенного административный истец просит восстановить пропущенный процессуальный срок для подачи административного искового заявления.

Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 5 по Ивановской области в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором административные исковые требования поддержал в полном объеме.

Административный ответчик Манзулин А.Р. в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения уведомлен, о причинах неявки суд не уведомил, заявлений, возражений, ходатайств не представил.

Суд, в соответствии с требованиями ст.ст. 150, 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным рассмотреть административное дело при данной явке лиц.

Исследовав представленные документы, материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В силу ст.ст. 3, 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Обязанность по уплате налога или сбора распространяется на всех налогоплательщиков и возникает, изменяется или прекращается при наличии оснований, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают сумму налога на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом налогоплательщику.

Согласно п. 1 статьи 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Судом установлено, что в собственности Манзулина А.Р. находились транспортные средства, зарегистрированные на его имя:

- автомобиль грузовой, государственный регистрационный знак: , марка/модель: без марки , VIN: , год выпуска 2005г., дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ;

- автомобиль грузовой, государственный регистрационный знак: , марка/модель: , VIN: , Год выпуска 1996г., дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;

- автомобиль легковой, государственный регистрационный знак: , марка/модель: ФОРД MAVERICK XLT, VIN: , год выпуска 2005г., дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права 06.09.2017г.;

- автомобиль грузовой (кроме включенных по коду 57000), государственный регистрационный знак: , марка/модель: БАГЕМ , VIN: , год выпуска 2006г., дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10).

В соответствии со ст. 358 НК РФ, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 357 НК РФ, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ.

Таким образом, в связи с наличием в собственности Манзулина А.Р. в течение налогового периода 2016г. вышеуказанных транспортных средств, являющихся объектами налогообложения, он является плательщиком транспортного налога.

Согласно ст. 52 Налогового кодекса РФ, в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога. Налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В соответствии со ст. 396 НК РФ Манзулину А.Р. налоговым органом начислен транспортный налог за 2016 год в размере 19690 рублей, о чем направлено налоговое уведомление от 20.09.2017г. (л.д.11, 12).

Исчисление транспортного налога налоговым органом осуществлено правильно, соразмерно мощности двигателей транспортных средств в лошадиных силах и периоду владения административного ответчика объектами налогообложения.

Согласно п.1 ст. 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают начисленную сумму налога за 2016г. - не позднее 01.12.2017г.

В установленный срок Манзулин А.Р. обязанность по уплате транспортного налога за 2016 год не исполнил.

Согласно ст. 75 Налогового кодекса РФ, в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки, налогоплательщик должен выплатить пеню, которая начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В силу п. 4,6 ст. 69, ст. 70 Налогового кодекса РФ, не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога налогоплательщику должно быть направлено требование об уплате налога, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 8 дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Правила, установленные ст.ст. 69, 70 Налогового кодекса РФ, применяются также в отношении требований об уплате пеней, а также сроков направления требований об их уплате.

В связи с наличием у Манзулина А.Р. задолженности по уплате транспортного налога за 2016 год налоговым органом в его адрес направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 13.12.2017г., которым в срок до 29.01.2018г. налогоплательщику предложено уплатить задолженность по транспортному налогу за 2016 год и пени в общей сумме 19749,56 руб. (л.д.13, 14, 15).

Указанное требование административным ответчиком также не исполнено, в связи с чем Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 5 по Ивановской области обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Одновременно с административным исковым заявлением административным истцом представлено заявление о восстановлении пропущенного по уважительной причине срока на подачу заявления о взыскании задолженности.

В соответствии со ст. 48 Налогового кодекса (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ), в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

В силу подп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ, обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

Согласно ч.2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Как следует из требования от 13.12.2017г., срок уплаты указанной в нем задолженности, которая превышает 3000 рублей, установлен до 29 января 2018 года, т.е. срок обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании задолженности в соответствии с п.2 ст.48 НК РФ истек 29 июля 2018 года.

Административное исковое заявление МИФНС России № 5 по Ивановской области поступило в Кинешемский городской суд Ивановской области 09 декабря 2020 года, то есть со значительным пропуском срока подачи заявления о взыскании.

Анализируя доводы административного истца о причинах пропуска срока на обращение в суд, который пропущен более чем на два года, суд не усматривает обстоятельств, которые свидетельствовали об уважительности причин пропуска срока. Заявленные административным истцом в обоснование уважительности его пропуска причины не могут быть отнесены к таковым, поскольку касаются внутренних организационных моментов работы налогового органа. Недостатки в работе программного обеспечения налогового органа не свидетельствуют о наличии уважительных причин для пропуска срока для принудительного взыскания.

Осуществление деятельности по взысканию налогов, в соответствии со ст. 6 Закона Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации», является одной из главных задач налоговых органов.

Из правовой позиции, высказанной в Определении от 08 февраля 2007 года № 381-О-П Конституционным Судом Российской Федерации, следует, что установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика). Установление сроков направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов, поэтому допущение неограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

Таким образом, суд не усматривает оснований для восстановления административному истцу срока на обращение в суд с заявлением о взыскании.

Пропуск истцом срока для обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административных исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Ивановской области о взыскании с Манзулина А.Р. недоимки по транспортному налогу и пени.

Руководствуясь статьями 175-180, 290, 293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Ивановской области в удовлетворении заявления о восстановлении срока на подачу административного иска о взыскании с Манзулина Альберта Ракильевича недоимки по транспортному налогу и пени,

в удовлетворении административного иска о взыскании с Манзулина Альберта Ракильевича задолженности по транспортному налогу:

налог за 2016 год в размере 19690 рублей;

пени на задолженность за 2016 год за период с 02.12.2017 по 12.12.2017 в размере 59 рублей 56 копеек, на общую сумму 19749 рублей 56 копеек - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Кинешемский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: Шустина Е.В.

Мотивированное решение составлено 04 февраля 2021 года.

2а-141/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы России №5 по Ивановской области
Ответчики
Манзулин Альберт Ракильевич
Суд
Кинешемский городской суд Ивановской области
Судья
Шустина Екатерина Викторовна
Дело на странице суда
kineshemsky.iwn.sudrf.ru
09.12.2020Регистрация административного искового заявления
09.12.2020Передача материалов судье
10.12.2020Решение вопроса о принятии к производству
10.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.12.2020Подготовка дела (собеседование)
29.12.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.01.2021Судебное заседание
04.02.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.01.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее