Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 июля 2015 г. <адрес>.
Волжский районный суд <адрес>
в составе председательствующего судьи Егоровой И.А.,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к Министерству финансов <адрес> о взыскании задолженности по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего, переданного под опеку,
установил :
ФИО1 обратилась в суд с иском к Министерству финансов <адрес> о взыскании задолженности по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего, переданного под опеку, в обоснование заявленных требований указала, что на основании постановления администрации объединенного муниципального образования <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ она находилась под опекой, ее опекуном являлся ФИО4, в связи с чем, была назначена выплата пособия на ее содержание с ДД.ММ.ГГГГ Выплата денежных средств опекунам в 1999-2004 годах производилась без учета фактических цен, сложившихся в регионе. Задолженность по выплате опекунских пособий составила 146 403,56 руб., в связи с чем, истец просит суд взыскать с ответчика в свою пользу указанную сумму задолженности, а также индексацию существующей задолженности в связи с утратой покупательной способности этих денежных средств в размере 398 597,26 руб.
Истец, извещенная о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился. Представила заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие и согласии на рассмотрение дела в порядке заочного производства (л.д. 4).
Представитель ответчика, надлежаще извещенного о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Представил возражения на исковое заявление, в котором указал о несогласии с расчетом задолженности представленным истцом, наличии в нем арифметической ошибки. Ответчик просит отказать в удовлетворении иска. В случае удовлетворения исковых требований ФИО1 просит определить сумму задолженности в 203.345,42 руб., из них: сумма возможной задолженности - 146.403,56 руб., сумма возможной индексации задолженности – 356.941,86 руб.
Суд, рассмотрел дело в отсутствие сторон в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Исследовав материалы дела, оценивая доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому гражданину социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии со ст. ст. 148, 150 Семейного Кодекса РФ, ст. 40 ч. 3 ГК РФ несовершеннолетние дети, находящиеся под опекой имеют право на причитающиеся им пенсии, пособия, другие социальные выплаты, достигнув совершеннолетия имеет
право самостоятельно обратиться в суд с исковыми требованиями о взыскании невыплаченных денежных сумм государственного пособия.
Согласно ст. 1 ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - предоставление им за время пребывания в соответствующем государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды и обуви, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости; обучающиеся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте восемнадцати лет и старше, но не более чем до двадцати трех лет имеют право на полное государственное обеспечение и дополнительные социальные гарантии до окончания профессионального обучения в очных образовательных учреждениях.
В силу ст. 5 ФЗ № «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с ДД.ММ.ГГГГ установлены нормы питания обеспечения одеждой, мягким инвентарем, обувью, необходимым оборудованием, суммы расходов на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, обязанность по обеспечению учреждений для детей-сирот и детей находящихся под опекой, возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1 Положения о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденных Приказом Минобразования РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, органы опеки и попечительства обязаны выплачивать опекунам (попечителям) денежные средства на указанные цели исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона.
Ст. 72 Конституции Российской Федерации, ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривают право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти и сопровождается передачей необходимых финансовых средств бюджету субъекта РФ в форме субвенций.
Правительством Российской Федерации были установлены нормативы, исходя из стоимости которых, в каждом регионе определяется размер опекунского пособия. Федеральными Законами «О федеральном бюджете на 1999-2004 год» в состав федерального бюджета включены средства Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. В целях оказания финансовой помощи субъектам Российской Федерации из федерального бюджета были перечислены дополнительные финансовые ресурсы для финансирования мероприятий по выплате опекунских пособий. На основании законов о федеральном бюджете на 1999-2004 год в бюджет <адрес> из бюджета Российской Федерации были перечислены денежные средства финансовой поддержки, в числе которых были учтены предполагаемые расходы органов государственной власти <адрес> на денежные выплаты на содержание указанных несовершеннолетних. В связи с этим отсутствуют основания для взыскания задолженности по опекунским пособиям с казны Российской Федерации.
Как установлено в судебном заседании из бюджета <адрес> в 1999-2004 годах не выделялись денежные средства на выплату опекунских пособий органам местного самоуправления.
При таких обстоятельствах, поскольку государственными полномочиями по выплате опекунских пособий орган местного самоуправления (администрации объединенного муниципального образования <адрес>) в установленном порядке не наделялся, ему не передавалось необходимых финансовых средств для исполнения этих полномочий, то выплаты опекунских пособий осуществлялись управлением образования администрации объединенного муниципального образования <адрес> за счет средств местного бюджета без учета фактических цен региона на продукты питания, одежду, обувь, мягкий инвентарь. Данная обязанность возложена законом на субъект РФ – <адрес> и его финансовый орган – министерство финансов <адрес>, который является надлежащим ответчиком по делу.
Кроме того, в силу ст. 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений, а поэтому право опекуна на выплату пособия по содержанию несовершеннолетнего ребенка, находящегося под опекой, не может быть поставлено в зависимость от распределения денежных средств, предусмотренных на реализацию мероприятий по выплате опекунских пособий в разные уровни бюджетной системы Российской федерации.
Судом исследованы нормы питания, а также нормы обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем воспитанников в соответствии с Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, представленные службой государственной статистики по <адрес>. В соответствии с Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ сумма расходов на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг должны составлять не менее 4% от расчетной стоимости содержания ребенка. Суд считает установленным то обстоятельство, что размер выплат денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря полученных истцом в период с 1999 года по 2004 год не соответствует размеру, установленному данным постановлением Правительства РФ, и не достигает установленного размера. При расчете следует руководствоваться сведениями, предоставленными службой государственной статистики <адрес> (л.д. 12-35).
Судом установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, являясь несовершеннолетней на основании Постановления Администрации объединенного муниципального образования <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ находилась под опекой (попечительством) ФИО4 с назначением пособия на содержание подопечной, с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8). В период 1999-2004 годы именно органом местного самоуправления во исполнение постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № устанавливался размер ежемесячного денежного пособия на одного ребенка, находящегося под опекой или попечительством.
Из представленных справок и приведенных в исковом заявлении сведений, видно, что на опекаемую ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения было выплачено фактически в 1999 г. – 7 290 руб., в 2000 г. – 9 720 руб., в 2001 г. – 12 150 руб., в 2002 г. – 14 580 руб., в 2003 г. – 15 000 руб., в 2004 г. – 18 640 руб.
Должно было быть выплачено за 1999 г. – 19 533,49 руб., за 2000 г. – 31 149,98 руб., за 2001 г. – 36 965,86 руб., за 2002 г. – 41 914,91 руб., за 2003 г. – 46 454,93 руб., за 2004 г. – 47 764,39 руб. (л.д. 3, 12-35).
При определении задолженности по выплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего, переданного под опеку, суд соглашается с расчетом задолженности, представленным ответчиком и признает его верным.
Задолженность на содержание ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, а также расходам на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг, размер которых в соответствии с Постановлением Правительства РФ № от 20.06.1992г. составляет не менее 4% расчетной стоимости содержания ребенка, составила за период 1999-2004 годы - 146.403,56 руб.
В связи с тем, что ввиду несвоевременной выплаты, опекунские пособия потеряли покупательскую способность, подлежащие взысканию денежные средства должны быть индексированы. Размер индексации с учетом уровня инфляции за каждый год, определенный законами «О федеральном бюджете на 1999 - 2015 г.г.» размер индексации за рассматриваемый период составляет -356.941,86 руб.
Итого, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию денежные средства в сумме 503.345,42 руб. (146 403,56 + 256.941,86 ).
Иных доказательств, подтверждающих выплату истцу опекунских пособий в необходимом количестве ( в размере, определенном постановлением Правительства РФ от 20.06.1992г. №), как того требует ст. 56 ГПК РФ, ответчиком суду не представлено.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей; государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Защита гарантированных Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством прав и интересов граждан, имеющих детей, регулировались до 01.01.2005г. Законом РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ), согласно которому постоянно выплачиваемые пособия семьям с детьми входят в число объектов такой индексации; источником ее средств являются «ассигнования из соответствующих бюджетов» (ч. 1 ст. 2 и ч. 1 ст. 8).
Предусмотренная названным Законом индексация пособий на детей в связи с ростом потребительских цен направлена на поддержание их покупательной способности путем установления государством механизма увеличения пособий, т.е.
индексации, и, следовательно, на защиту гарантированных прав и интересов граждан, имеющих детей.
Несвоевременная же выплата пособий на детей и невосстановление их покупательной способности путем индексации лишает истцов такой гарантии в связи с инфляцией денежных средств.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются Федеральным законом от 21.12.1996г. № –ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно ст. 4 которого дополнительные гарантии по социальной защите таких детей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. Выплата денежных средств на детей, находящихся под опекой является государственным полномочием.
Согласно ст. 5 ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производится за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, за счет государственных внебюджетных фондов и других, не запрещенных законом источников.
Порядок возмещения расходов на выплату ежемесячных пособий опекунам на питание, одежду, обувь мягкий инвентарь на одно физическое лицо, осуществление денежных выплат на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при поступлении в образовательные учреждения и трудоустройстве в соответствии с нормами обеспечения воспитанников детских домов утверждается Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ.
В соответствии с указанными норами федерального законодательства постановлением Правительства РФ от 20.06.1992г. № « О неотложных мерах по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», были установлены нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Во исполнение п. 3 указанного постановления Правительства РФ Министерство образования РФ по согласованию с Министерством здравоохранения РФ, Министерством социальной защиты населения РФ, Министерством финансов РФ разработало Положение о порядке выплаты средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством).
Согласно п.1 Положения о порядке выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой ( попечительством), разработанного на основе упомянутого постановления и утвержденного приказом Министерства образования РФ от 16.02.1993г. № местные органы управления образованием выплачивают опекунам (попечителям) денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря подопечным, исходя из установленных норм, по фактическим ценам данного региона.
Пунктом 1 Положения о порядке выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой ( попечительством), утвержденным приказом Министерства образования РФ от 16.08.1999г. № определено, что органы опеки и попечительства выплачивают опекунам ( попечителям ) денежные средства на
питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря подопечным, исходя из установленных норм, по фактическим ценам данного региона.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу о том, что на органы государственной власти субъектов РФ возложена обязанность по выплате опекунских пособий в размере, определенном постановлением Правительства РФ от 20.06.1992г. №, установившем натуральные нормативы, исходя из которых, в каждом регионе должен определяться размер опекунского пособия. Учитывая, что обязанность по расчету сумм опекунских пособий была возложена на субъект РФ, который в зависимости от средних цен региона, конкретного места жительства ребенка должен производить расчет сумм, подлежащих выплате, однако своевременно расчеты произведены не были, денежные средства в требуемом размере в расходной части бюджета не учитывались, в связи с чем суд взял за основу представленные истцами расчеты.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества ( реальный ущерб ), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено ( упущенная выгода).
Индексация является механизмом защиты денежных средств, подлежащих уплате от инфляционных процессов, существующих в обществе, и направлена на восстановление нарушенного права в полном объеме ( в данном случае с учетом роста индекса потребительских цен сложившихся в регионе).
Указанные суммы в силу ст. 1071 ГК РФ, подлежат взысканию в пользу истца с Министерства финансов <адрес> за счет средств казны <адрес>.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░, ░░░░░░░, ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░, ░░░░░░░, ░░░░, ░ ░░░░░ 503.345 ( ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░) ░░░. 42 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: