Решение по делу № 2а-345/2022 от 24.06.2022

Дело № 2а-345/2022

УИД: 44RS0006-01-2022-000784-14

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 июля 2022 г.                 г.Галич Костромской области

Галичский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Балашовой Е.В.,

при секретаре Чижовой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Молофеевского Д. А. к призывной комиссии г. Галич и Галичского района Костромской области о признании решения ..... от <дата> незаконным,

у с т а н о в и л:

    Молофеевский Д.А. обратился в суд с административным иском к призывной комиссии г. Галич и Галичского района Костромской области о признании решения ..... от <дата> незаконным.

Свои требования административный истец Молофеевский Д.А. мотивирует тем, что он состоит на учете в военном комиссариате города Галич и Галичского района Костромской области. Ему были были вручены повестки для явки в военный комиссариат города Гaлич и Галичского района Костромской области для прохождения медицинского освидетельствования.

Согласно положению ст. 5.1 Федерального закона «O воинской обязанности и военной службе», которые повторяет п.15 Положения «O военно - врачебной экспертизе», освидетельствование граждан при призыве на военную службу проводят врачи - специалисты: врач - хирург, врач - терапевт, врач - невролог, врач - психиатр, врач - офтальмолог, врач - оториноларинголог, врач - стоматолог и при необходимости врачи других специальностей.

По всем подписанным повесткам он явился в военный комиссариат города Галич и Галичского района Костромской области. Прошел медицинское освидетельствование в полном объеме.

Врачам - специалистам он оглашал жалобы на боль в поясничном отделе позвоночника, когда длительное время находится в положении стоя и лежа возникает боль, сводит ноги. Ранее он проходил обследование по направлению от военкомата, ему был поставлен диагноз ДДЗП: о/х ПКОП, люмбалгия c явлениями радикулопатии L5 справа. Грыжа позвоночного столба L5-1. Антелистез позвонка L5-S1. Спондилоартроз ПКОП. Гипестезия L5 справа. Сопутствующее: Рецидивирующий миофасциальный синдром в шейном отделе. Самостоятельно обращался к врачу, был направлен на 27.05 рг ПОП заключение: Spina bifida L5 позвонка, 02.06 Фельдшер. Диагноз: Остеохондроз позвоночника y взрослых.

У него есть медицинские данные, в том числе и результаты обследований, подтверждающие наличие вышеуказанных жалоб: - медицинское заключение o состоянии здоровья гражданина от <дата>; - результаты осмотра повторного приёма врача - фельдшера от <дата>. Он считает, что в случае если бы врачами - специалистами не были проигнорированы его жалобы на здоровье и были бы выданы все направления для дополнительного обследования, то в отношении его должно быть вынесено решение об освобождения от призыва на военную службу, согласно ст. 66; ст. 26 Расписания болезней (прил. к «Положения o военно-врачебной экспертизе», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> ......

<дата> на заседании призывной комиссии г. Гaлич и Галичского района Костромской области ему было объявлено, что он годен к военной службе c указанием категории «Б-4». Затем ему была вручена повестка серия КГ ..... для отправки к месту прохождения военной службы <дата> к 07 часам.

C решением призывной комиссии г. Гaлич и Гaличского района Костромской области ..... от <дата> он категорически не согласен, считает его незаконным, подлежащим отмене по следующим основаниям.

Для цели установления категории годности и принятия решения проводится медицинское освидетельствование в порядке, установленном Инструкцией o порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно - оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья (Приложение №3 к приказу Минобороны РФ и Минздрава РФ от 23 мая 2001 г. №240/168).

Медицинское освидетельствование предполагает изучение анамнеза, результатов обследования и соотнесение выявленных заболеваний c расписанием болезней и ТДТ (Приложение к Положению o военно-врачебной экспертизе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 №565 (ред. от 27.12.2021).

Согласно п.18 Положения «О военно - врачебной экспертизе», по результатам освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу врачами, руководящими работой по освидетельствованию граждан, на основании заключений врачей-специалистов дается заключение o годности к военной службе.

Согласно п.23 того же Положения, формы документов, заполняемых врачами-специалистами, врачами, руководящими работой по освидетельствованию граждан, при первоначальной постановке граждан на воинский учет, при призыве граждан на военную службу, при медицинском осмотре граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, при контрольном освидетельствовании граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших o несогласии c заключением об их годности к военной службе по результатам освидетельствования, a также правила их заполнения определяются Министерством обороны Российской Федерации.

Пунктом 20 «Положения o военно-врачебной экспертизе» установлено: «в случае невозможности вынесения заключения o годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии, принятого по заключению врачей-специалистов, принимавших участие в освидетельствовании, направляется в медицинскую организацию государственной системы здравоохранения (за исключением медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти) или медицинскую организацию муниципальной системы здравоохранения, включенную в перечень медицинских организаций, указанный в пункте 4 статьи 5.1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», на амбулаторное или стационарное обследование для уточнения диагноза увечья, заболевания.

При возможности завершения обследования гражданина до окончания работы комиссии по постановке граждан на воинский учет или призывной комиссии врач-специалист выносит заключение o том, что гражданин нуждается в обследовании c указанием срока явки на повторное освидетельствование.

Гражданину, нуждающемуся по заключению врача-специалиста в обследовании в медицинской организации государственной системы здравоохранения (за исключением медицинской организации подведомственной федеральному органу исполнительной власти) или медицинской организации муниципальной системы здравоохранения, включенной в перечень медицинских организаций, на руки выдается направление, заполненное врачом-специалистом, вынесшим соответствующее заключение, подписанное военным комиссаром муниципального образования (муниципальных образований) и заверенное печатью военного комиссариата муниципального образования (муниципальных образований), a также 2 экземпляра бланка медицинского заключения o состоянии здоровья гражданина».

Он считает, что произошло грубейшее нарушение норм действующего законодательства РФ, a именно - постановления Правительства «Об утверждении положения o военно-врачебной экспертизе», нарушена процедура проведения призывных мероприятий, вследствие чего c непризывным диагнозом он был призван на военную службу.

Так, по мнению Молофеевского Д.А., не были учтены данные по имеющемуся y него заболеванию и жалобам. Призывная комиссия приняла решение c грубыми нарушениями порядка вынесения такого решения, поскольку он не был осмотрен в полном объеме врачами-специалистами, не были изучены имеющиеся y него медицинские документы, они были принципиально отвергнуты, вследствие чего произошло неверное правоприменение при определении в отношение него категории годности к военной службе, выразившееся в не применении в отношение административного истца ст.66, ст.26 Расписания болезней, что, в свою очередь, повлекло за собой принятие оспариваемого решения.

Административный истец Молофеевский Д.А., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился. Представил ходатайство с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, составу суда доверяет, отводов не имеет, исковые требования поддерживает в полном объеме.

Председатель призывной комиссии г. Галич и Галичского района Костромской области Потехин А.Н., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился. В возражениях на административный иск просит отказать в удовлетворении исковых требований Молофеевского Д.А. в полном объёме, считая решение призывной комиссии г.Галича и Галичского района от <дата> законным и указывая, что призывная комиссия г. Галича и Галичского района при призыве на военную службу руководствовалась Положением и военно-врачебной экспертиз, утвержденным Постановлением Правительства от <дата> (в ред. от <дата>), a также федеральным законом от 28.03.1998 №53-ФЗ «O воинской обязанности и воинской службе», Положением o призыве на военную службу граждан РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 №663.

На основании статьи 5.1 ФЗ от 28.03.1998 №53-ФЗ «O воинской обязанности и воинской службе» граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и, в случае необходимости - врачами других специальностей.

Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А-годен к военной службе; Б - годен к военной службе c незначительными ограничениями; B - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.

B соответствии c Положением o призыве на военную службу граждан РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 №663, a также на основании пункта 20 Положения «О военно-врачебной экспертизе» утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 №565, пункта 4 статьи 5.1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. B случае невозможности дать медицинское заключение o годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара муниципального обрaзования (мyниципaльных образований) направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии c учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.

При принятии решения в отношении Молофеевского Д.A. y призывной комиссии оснований для направления его на дополнительное медицинское освидетельствование не возникало, на основании результатов медицинского освидетельствования, a также данных его личного дела призывной комиссией было принято решение o призыве его на военную службу c присвоением категории Б-4.

Кроме того, на основании Положения «О военно - врачебной экспертизе», утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 №565, при достижении 17 -летнего возраста граждане подлежат первоначальной постановке на воинский учёт, при котором врачи-специалисты: врач-хирург, врач-терапевт, врач-невролог, врач-психиатр, врач-офтальмолог, врач-оториноларинголог, врач-стоматолог и при необходимости - врачи других специальностей проводят медицинское освидетельствование. По результатам освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве военную службу врачами, руководящими работой по освидетельствованию граждан, на основании заключений врачей-специалистов дается заключение o годности к военной службе по следующим категориям: A - годен к военной службе; Б - годен к военной службе c незначительными ограничениями; B - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе. Результаты обследования и освидетельствования гражданина при первоначальной постановке на воинский учет (призыве на военную службу вносятся в учетную карту призывника, карту медицинского освидетельствования гражданина, подлежащего призыву на военную службу, протокол заседания комиссии по постановке граждан на воинский учет (протокол заседания призывной комиссии) и в случаях, установленный настоящим пунктом, - в лист медицинского освидетельствования.

Представитель заинтересованного лица ФКУ «Военный комиссариат Костромской области», надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился. От представителя ФКУ «Военный комиссариат Костромской области» в лице начальника юридического отделения Лукаш И.В., действующего по доверенности, поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие представителя, поддерживает возражения по административному иску.

В возражениях на административный иск представитель ФКУ «Военный комиссариат Костромской области» просит в удовлетворении исковых требований Молофеевского Д.А. отказать, считая их необоснованными.

Так, согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 28 марта 1998 г. №53-ФЗ «O воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

B соответствии c частью 1 статьи 28 данного Федерального закона, при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений: o призыве на военную службу; o направлении на альтернативную гражданскую службу; o предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; o зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.

B силу статьи 5.1 указанного Федерального закона, граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, a в случае необходимости - врачами других специальностей.

Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение o годности гражданина к военной службе по следующим категориям: "А" - годен к военной службе; "Б" - годен к военной службе c незначительными ограничениями; "B" - ограниченно годен к военной службе; "Г" - временно не годен к военной службе; "Д" - не годен к военной службе.

Согласно материалов личного дела истца, он состоит на воинском учете в военном комиссариате г. Гaлич и Гaличского района Костромской области c <дата>.

B период весеннего призыва 2022 года, истец проходил медицинское освидетельствование, ему была определена категория в соответствии c п. «д» ст.66 «Расписания болезней Положения «О военно-врачебной экспертизе» утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 № 565, o годности к военной службе «Б-4» - годен к военной службе.

Сведений o наличии заболеваний, которые влекут освобождение от военной службы по призыву по состоянию здоровья, в материалах личного дела призывника не имеется. Граждане c категорией годности "Б" подлежат призыву на военную службу. Решением призывной комиссии от 27.05. 2022 он призван на военную службу.

Согласно пункту 13 Положения o призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. №663, призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе.

B соответствии c п.20 Положения «О военно-врачебной экспертизе» утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 № 565, в случае невозможности вынесения медицинского заключения o годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии или военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований), принятого по заключению врачей-специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания. Поскольку в ходе проведения мероприятий по призыву представленные медицинские документы не подтверждали безусловное наличие y административного истца заболеваний, в связи c которыми ему могла быть определена другая категория годности к военной службе и истцом также не было представлено достаточных доказательств наличия y него заболевания в той степени, которая позволила бы направить его в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания, то отсутствуют основания для отмены решения призывной комиссии.

Считает доводы истца o том, что призывная комиссия обязана была при наличии его жалоб на состояние здоровья направить его на дополнительное обследование, несостоятельны, так как указанная обязанность в силу пункта 4 статьи 5.1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» возлагается только при невозможности установить точный диагноз, однако в данном случае сомнений в правильности выставленного диагноза y врача - специалиста не было.

Кроме того, истец не был лишен возможности провести независимую экспертизу и опровергнуть правильность выставленного медицинской комиссией диагноза, однако своим правом не воспользовался.

Иные доводы, изложенные в иске, не содержат фактов, имеющих юридическое значение, являются несостоятельными, основаны на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения призывной комиссии.

Решение призывной комиссии г.Гaлич и Галичского района от <дата> o призыве истца на военную службу является законным.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст.226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В силу положений ст.59 Конституции РФ, защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

Согласно преамбуле Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (ФЗ № 53-ФЗ), настоящий Федеральный закон осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества.

На основании п.4 ст.26 ФЗ № 53-ФЗ, порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и другими нормативными правовыми актами.

В соответствии с п.1 ст.1 ФЗ № 53-ФЗ, воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает: призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву.

Согласно подпункта «а» п.1 ст.22 данного Федерального закона, призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.

На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22 ФЗ № 53-ФЗ).

В силу статей 23 и 24 ФЗ № 53-ФЗ, от исполнения воинской обязанности освобождаются граждане, признанные не годными к военной службе по состоянию здоровья; от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации, проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу, прошедшие военную службу в другом государстве в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации; на освобождение от призыва на военную службу имеют право граждане, имеющие предусмотренную государственной системой научной аттестации ученую степень, являющиеся сыновьями (родными братьями) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, а также граждан, проходивших военные сборы, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов, и граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военной службы по призыву, после увольнения с военной службы либо после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов; не подлежат призыву на военную службу граждане, отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы, имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления, граждане, в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд, а также граждане, имеющие право на отсрочку от призыва на военную службу в связи с семейными обстоятельствами, получением образования и по иным перечисленным в статье 24 основаниям.

Таким образом, Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» определяет категории граждан Российской Федерации, которые освобождаются - на определенный срок или без указания срока - от исполнения своей конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву.

В силу п.1 ст.25 Ф№ 53-ФЗ, призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется, по общему правилу, два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.

В соответствии с пп. «в» п.1 ст.25 Ф№ 53-ФЗ граждане, являющиеся педагогическими работниками образовательных учреждений, призываются на военную службу с 01 мая по 15 июля.

Согласно Указа Президента Российской Федерации № 167 от 31 марта 2022 г., призыв на военную службу граждан Российской Федерации осуществлялся с 01 апреля по 15 июля 2022 г.

В силу п.1 ст.26 Ф№ 53-ФЗ призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает:

явку на медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и заседание призывной комиссии;

явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.

Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

В соответствии с ч.1 ст.28 ФЗ № 53-ФЗ, при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.

В силу ст.5.1 ФЗ № 53-ФЗ, граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей (пункт 1).

Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе. В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию (пункт 2).

Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе (пункт 3).

В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет или призывной комиссии, принятого по заключению врачей-специалистов, принимавших участие в медицинском освидетельствовании, на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию государственной системы здравоохранения (за исключением медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти) или медицинскую организацию муниципальной системы здравоохранения, включенную в перечень медицинских организаций, проводящих медицинское обследование граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, утверждаемый решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), в порядке, установленном Положением о военно-врачебной экспертизе (пункт 4).

В настоящее время действует Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. № 663), пунктом 1 которого определено, что оно разработано в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации по вопросам обороны, воинской обязанности и военной службы, определяет порядок призыва на военную службу граждан Российской Федерации мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящих или обязанных состоять на воинском учете и не пребывающих в запасе (далее - призывники).

Согласно пункту 5 данного Положения, призывники подлежат обязательному медицинскому освидетельствованию в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе.

В соответствии с пунктом 13 этого же Положения, призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.

Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования определяется Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. № 574, Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. № 565.

Военно-врачебная экспертиза предусматривает проведение обследования и освидетельствования.

При обследовании проводится комплекс диагностических мероприятий, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб гражданина, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, морфологических и иных исследований, предшествующих освидетельствованию в целях, указанных в пункте 1 настоящего Положения.

При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе), обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Положением, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), с учетом результатов ранее проведенного обследования и с вынесением письменного заключения (пункт 4 Положения о военно-врачебной экспертизе).

Положение о независимой военно-врачебной экспертизе определяет в соответствии со статьей 61 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» порядок производства независимой военно-врачебной экспертизы по заявлению гражданина (его законного представителя) при его несогласии с заключением военно-врачебной (врачебно-летной) комиссии либо с заключением медицинского освидетельствования граждан, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет.

Независимая экспертиза проводится в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей в том числе выполнение работ (услуг) по военно-врачебной экспертизе и (или) врачебно-летной экспертизе (абзац первый пункта 3 Положения о независимой военно-врачебной экспертизе).

При этом, согласно абзаца 2 пункта 3 Положения о независимой военно-врачебной экспертизе, независимая экспертиза осуществляется с учетом требований к состоянию здоровья граждан, установленных приложением к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. № 565, а также требований к состоянию здоровья граждан, определяемых в установленном порядке соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Независимая экспертиза производится за счет средств гражданина (его законного представителя) в соответствии с договором о производстве независимой экспертизы, заключаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации между экспертным учреждением и гражданином (его законным представителем) (пункт 7 Положения о независимой военно-врачебной экспертизе).

Пунктом 8 Положения о независимой военно-врачебной экспертизе предусмотрено, что независимая экспертиза производится по заявлению, которое подается гражданином в выбранное им экспертное учреждение в письменной форме с указанием его паспортных данных и причин, послуживших основанием для обращения.

Согласно п.20 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. № 565, в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии или военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований), принятого по заключению врачей-специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания.

В соответствии с пунктом 101 данного Положения, в случае если заключение независимой военно-врачебной экспертизы не совпадает по выводам с заключением военно-врачебной комиссии, то по результатам независимой военно-врачебной экспертизы, произведенной в соответствии с Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2008 года N 574, военно-врачебная комиссия назначает проведение контрольного обследования и повторного освидетельствования в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, в котором военнослужащий или сотрудник проходит (проходил) военную службу (приравненную службу).

Согласно п.7 ст.28 ФЗ № 53-ФЗ, решение (заключение) призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в суд в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения (вынесения обжалуемого заключения).

Как следует из личного дела призывника, Молофеевский Д. А., <дата> года рождения, состоял на воинском учёте с <дата> в военном комиссариате Солигаличского и Чухломского районов Костромской области, а с <дата> – в военном комиссариате г.Галич и Галичского района Костромской области.

Административный истец Молофеевский Д.А. работает учителем начальных классов в МОУ Берёзовская средняя общеобразовательная школа (приказ ..... от <дата>). Поэтому, в соответствии со справкой отдела образования администрации Галичского муниципального района Костромской области от <дата> за ....., на основании ст.25 п.1 пп. «в» ФЗ № 53-ФЗ срок службы Молофеевского Д.А. был перенесен до <дата>.

<дата> Молофеевский Д.А. прошёл медицинское освидетельствование врачами-специалистами: хирургом, терапевтом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, невропатологом, дерматологом.

По результатам медицинского освидетельствования от <дата>:

- врачом-хирургом призывной комиссии Молофеевскому Д.А. установлен диагноз: сколиоз грудного отдела позвоночника 1 ст., на основании ст.66 п. «д» графы 1 Расписания болезней и таблицы 1 (раздел II Требований к состоянию здоровья граждан при первоначальной постановке на воинский учет, призыве на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе ВС РФ, приложению к Положению ВВЭ, утвержденному постановлением Правительства РФ от <дата> .....), установлена категория «Б-3» годен к военной службе с незначительными ограничениями;

- врачом-невропатологом призывной комиссии Молофеевскому Д.А. установлен диагноз: гипестензия L5 справа и иные (неразборчиво), на основании ст.26 п. «г» Графы 1 Расписания болезней и таблицы 1 (раздел II Требований к состоянию здоровья граждан при первоначальной постановке на воинский учет, призыве на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе ВС РФ, приложению к Положению ВВЭ, утвержденному постановлением Правительства РФ от <дата> .....), установлена категория «Б-4» годен к военной службе с незначительными ограничениями.

На основании заключения врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу от <дата>, Молофеевский Д.А. признан годным к военной службе по категории «Б-4» на основании п.«д» ст. 66 и п.«г» ст.26 графы 1 Расписания болезней Приложения к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата>.

В ст.26 графы I Расписания болезней и таблицы 1 Приложения к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2013 г. № 565 к пункту «г» относятся остаточные явления болезней периферических нервов в виде незначительных рефлекторных и (или) чувствительных нарушений, небольших атрофий или ослабления силы мышц, которые не нарушают функцию конечности и имеют тенденцию к восстановлению.

Согласно описанию к пункту «д» статьи 66 графы 1 вышеуказанного Расписания болезней, к заболеваниям позвоночника и их последствиям с незначительным нарушением функции относятся при наличии объективных данных без нарушения функций: искривления позвоночника, в том числе остеохондропатический кифоз (конечная стадия заболевания), без нарушения функций; изолированные явления деформирующего спондилеза и межпозвонкового остеохондроза без нарушения функций.

В соответствии с комментарием к пункту «д» статьи 66 графы 1 вышеуказанного Расписания болезней, к распространенному спондилезу и остеохондрозу относятся поражение 2 и более отделов позвоночника, к ограниченному - поражение 2 - 3 позвоночных сегментов одного отдела позвоночника, к изолированному - одиночные поражения. Бессимптомное течение изолированного межпозвонкового остеохондроза (грыжи Шморля) не является основанием для применения этой статьи, не препятствует военной службе и поступлению в военно-учебные заведения. Характер патологических изменений позвоночника должен быть подтвержден многоосевыми, нагрузочными и функциональными рентгенологическими, а по показаниям и другими исследованиями (компьютерная томография, магнитно-резонансная томография, радиоизотопные исследования, денситометрия и другие исследования). В норме расстояние между остистым отростком VII шейного позвонка и бугорком затылочной кости при наклоне головы увеличивается на 3 см и более, а при запрокидывании головы (разгибании) уменьшается на 8 см и более. Расстояние между остистыми отростками VII шейного и I крестцового позвонков при нагибании увеличивается на 5 см и более по сравнению с обычной осанкой и уменьшается на 5 см и более при прогибании назад. Боковые движения (наклоны) в поясничном и грудном отделах составляют не менее 25 градусов от вертикальной линии. При оценке степени ограничения амплитуды движений позвоночника следует сравнивать сумму движений вперед и назад в исследуемом отделе с приведенными выше нормальными значениями.

По решению призывной комиссии г.Галич и Галичского района Костромской области ..... от <дата> Молофеевский Д.А. признан годным к военной службе с незначительными ограничениями по категории «Б-4» и призван на военную службу на основании ст.22 Федерального закона №53-ФЗ.

Из содержания протокола заседания призывной комиссии г.Галич и Галичского района Костромской области ..... от <дата> (л.д.38-40) следует, что истец проходил медицинское освидетельствование, ему определена категория в соответствии с п. «д» ст.66 «Расписание болезней Положения «О военно-врачебной экспертизе», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 № 565, о годности к военной службе: категория годности Б, показатель предназначения 4. При этом, жалоб Молофеевской Д.А. не высказывал. Данные объективного исследования, указанные в протоколе: на Rg сколиоз нижне-грудного отдела 1 ст. отклонение дуги вправо на 6 гр. с мах. точкой в Т-10, в положении лёжа и стоя не фиксированный без ротации тел позвонков. Костно-травматических и деструктивных изменений не определяется. МРТ от <дата>, дегенеративно-дистрофических изменений в пояснично-крестцовом отделе позвоночника, осложнённых грыжеобразованием на уровне L5/ S1. Антелистез позвонка L5 1 ст. Диагноз: Остеохондроз пояснично- крестцового отдела позвоночника, люмбалгия с явлениями радикулопатии L5 справа. Антилистез. Спондилоартроз ПКОП. Гипестензия. Сколиоз грудного отдела позвоночника 1 ст.

Судом установлено, что в протоколе заседания призывной комиссии г.Галич и Галичского района Костромской области ..... от <дата> наряду с п. «д» ст.66 Расписания болезней Приложения к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата>, ошибочно не указан п. «г» ст.26 данного Расписания болезней, поскольку в заключении врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу от <дата>, поименовано две статьи Расписания болезней – ст.66 пункт «д» и ст.26 п. «г» графы 1.

Однако, неуказание в протоколе призывной комиссии г.Галич и Галичского района Костромской области ..... от <дата> данной статьи (ст.26 п. «г») не может служить обстоятельством, исключающим годность Молофеевского Д.А. к военной службе.

В обоснование несогласия с решением призывной комиссии истец Молофеевский Д.А. ссылается на то, что врачами-специалистами были проигнорированы его жалобы на здоровье, не были учтены: медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина от <дата> и результаты повторного приёма врача-фельдшера от <дата>.

Однако в материалах личного дела призывника имеется медицинское заключение от <дата> (лист 22), в котором указан диагноз: G54/4 Дегенеративно-дистрофическое заболевание позвоночника: остеохондроз пояснично- крестцового отдела позвоночника, люмбалгия с явлениями радикулопатии L5 справа. Грыжа межпозвоночного диска L5- S1. Спондилоартроз пояснично-крестцового отдела позвоночника. Гипестензия L5 справа. Данное заключение врачами-специалистами учтено при установлении Молофеевскому Д.А. окончательного диагноза, указанного в протоколе заседания призывной комиссии г.Галич и Галичского района Костромской области ..... от <дата>

К административному иску Молофеевским Д.А. также приложен выписной эпикриз из медицинской карты больного ..... с заключительным диагнозом: остеохондроз пояснично- крестцового отдела позвоночника, люмбалгия с явлениями радикулопатии L5 справа. Грыжа межпозвоночного диска L5- S1. Антелистез позвонка L5/S1. Спондилоартроз пояснично-крестцового отдела позвоночника. Гипестензия L5 справа, который имеется в личном деле призывника и учитывался врачами-специалистами при установлении Молофеевскому Д.А. окончательного диагноза.

Результаты осмотра повторного приёма врача-фельдшера Мужикова А.А. от <дата> (л.д.15), произведённого после принятия призывной комиссией решения, в котором диагнозом значится остеохондроз позвоночника и рекомендовано соблюдение покоя и ограничение физических нагрузок, не являются основанием для удовлетворения исковых требований.

Суд считает, что мероприятия, связанные с призывом Молофеевского Д.А. на военную службу проведены в соответствии с действующим законодательством, а обжалуемое решение призывной комиссии не нарушает права административного истца, поскольку медицинское освидетельствование Молофеевского Д.А. проведено с участием врачей-специалистов, перечисленных в ст.5.1 Федерального закона от <дата> № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и обстоятельств, свидетельствующих о невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе, не установлено.

Представленными медицинскими документами не подтверждено наличия у Молофеевского Д.А. заболеваний, позволяющих установить его негодность к военной службе.

Выявленные у административного истца заболевания позволили комиссии признать его годным к военной службе с незначительными ограничениями. Соотнося заболевания Молофеевского Д.А. с Расписанием болезней (Приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> .....), суд считает, что отсутствуют данные, свидетельствующие о неверном определении административному истцу категории годности к военной службе.

Таким образом, вопреки доводам Молофеевского Д.А. из материалов дела следует, что призывной комиссией порядок призыва на военную службу соблюден.

В тоже время при несогласии гражданина с результатом медицинского освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии, порядок его оспаривания предусмотрен путем заявления о несогласии с заключением о годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования в призывную комиссию субъекта Российской Федерации, которая организует контрольное медицинское освидетельствование граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования (пункт 2 статьи 29 Федерального закона от <дата> № 53-ФЗ) и путем производства независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> ......

Судом установлено, что Молофеевский Д.А. несогласия с результатами медицинского освидетельствования не высказывал, о проведении независимой военно-врачебной экспертизы не заявлял, в экспертное учреждение не обращался.

При таких обстоятельствах, проанализировав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска Молофеевского Д. А. к призывной комиссии г. Галич и Галичского района Костромской области о признании решения ..... от <дата> незаконным.

Руководствуясь стст.218, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л :

    В удовлетворении административного иска Молофеевского Д. А. к призывной комиссии г. Галич и Галичского района Костромской области о признании решения ..... от <дата> незаконным отказать.

    

    Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Галичский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Е.В.Балашова

Решение принято в окончательной форме – 02 августа 2022 г.

Судья

2а-345/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Молофеевский Дмитрий Александрович
Ответчики
Призывная комиссия г. Галич и Галичского района Костромской области
Другие
Военный комиссариат Костромской области по городу Галичу и Галичскому району
Военный комиссариат Костромской области
Суд
Галичский районный суд Костромской области
Судья
Балашова Е.В.
Дело на странице суда
galichsky.kst.sudrf.ru
24.06.2022Регистрация административного искового заявления
24.06.2022Передача материалов судье
27.06.2022Решение вопроса о принятии к производству
27.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.07.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.07.2022Судебное заседание
02.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.07.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее