Решение по делу № 2а-551/2021 от 14.04.2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 июня 2021 года                                          г. Нягань

Няганский городской суд Ханты – Мансийского автономного округа – Югры в составе председательствующего судьи Вараксина П.В.,

    при секретаре Царёвой Е.П.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре к Афанасьеву А.А. о взыскании транспортного налога,

    УСТАНОВИЛ:

административный истец (далее - истец) обратился в суд с заявлением, которым просил взыскать с административного ответчика (далее - ответчик) задолженность по транспортному налогу в размере 34 000 руб. за период 2018 год, а также пеню за период с дата по дата в размере 499 руб. 24 коп.

В обоснование требований указывает о том, что в 2018 году ответчик имел в собственности транспортное средство, подлежащее налогообложению. Сумма налога за 2018 год составляет 34 000 руб. В связи неуплатой ответчиком налога в установленный законом срок, ему было направлено требование об уплате недоимки по налогу, которое Афанасьевым А.А. не исполнено, в связи с чем были начислены пени за просрочку уплаты налога за период с дата по дата. По заявлению налогового органа мировым судьей был вынесен судебный приказ о взыскании с должника спорной задолженности. В последующем судебный приказ отменен мировым судьей на основании возражений ответчика.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, настаивал на удовлетворении требований в полном объеме.

Ответчик в судебное заседание также не явился, о времени и месте рассмотрения административного дела извещен надлежащим образом. В адрес суда представитель ответчика Потапова С.Н., действующая на основании нотариальной доверенности, направила возражения, в которых указывает о том, что Афанасьев А.А. был признан банкротом и в рамках данной процедуры, принадлежащее ему транспортное средство, на которое был исчислен взыскиваемый налог, в июне 2018 года передано в собственность кредитора, о чем между сторонами составлено соглашение. До настоящего времени новый собственник автомобиль не поставил на учет в ГИБДД, что и явилось причиной необоснованного начисления налога в адрес ответчика. Кроме того, ссылаясь на ст.ст. 46 и 69 Налогового кодекса РФ, представитель указывает о пропуске истцом срока исковой давности по заявленным требованиям.

Руководствуясь ст. 150 КАС РФ, суд счел возможным провести судебное заседание в отсутствие сторон.

Исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций (ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В соответствии с ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Налоговым кодексом Российской Федерации установлено, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы (п.1 ст.3); налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (абзац первый п.1 ст.45).

При неуплате или неполной уплате налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ. Взыскание налога, сбора, пеней, штрафов с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, предусмотрено ст. 48 Налогового кодекса РФ.

Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

В соответствии с п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абз. 2 п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии со ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Согласно ч.1 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции закона, действовавшего в период возникновения спорных правоотношений сторон) требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

Как следует из представленных доказательств, обязанность по уплате налога согласно налоговому уведомлению от дата должна быть исполнена административным ответчиком до дата недоимка по налогу возникла с дата требование о недоимке по налогу по состоянию на дата года на сумму 34 000 руб. и пени на сумму 499,24 руб. содержит срок исполнения - до дата

Следовательно, срок для подачи заявления о взыскании недоимки по налогу и пени истёк дата

Из материалов административного дела следует, что судебный приказ о взыскании налоговой задолженности и пени в отношении ответчика был вынесен дата и по заявлению должника отменен дата.

В силу пункта 1 статьи 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Не допускается взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, (п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ).

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. 3 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ).

Таким образом, ст.48 Налогового кодекса РФ установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.

Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.

В обязанность суда входит проверка соблюдения налоговым органом срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом (часть 6 статьи 289 КАС РФ).

Учитывая указанные нормы, полагаю, что срок для подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций истекает дата.

Учитывая изложенные по делу обстоятельства, а также то, что истец обратился в суд общей юрисдикции дата суд приходит к выводу о пропуске истцом срока на обращение в исковом порядке о взыскании сложившейся налоговой задолженности.

В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

При вынесении решения суд учитывает, что налоговой орган, каким является административный истец, выполняет от имени государства функции по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, соответствующих пеней, штрафов, в том числе осуществляет взыскание недоимок, пени, штрафов в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации в предусмотренные законом сроки.

Налоговые органы в рамках организации деятельности по взысканию недоимок, пени, штрафов имеют структурные подразделения (правовые отделы), сотрудники которых в силу возложенных на них обязанностей государственной гражданской службы должны соблюдать требования закона.

В соответствии со ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать суду обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

При определении причин пропуска срока уважительными причинами пропуска срока являются обстоятельства как объективного, так и субъективного характера, послужившие препятствием для обращения с заявлением в установленный срок.

С требованием о восстановлении пропущенного срока обращения в суд административный истец не обращался. Доказательств наличия объективных препятствий к подаче заявления о взыскании с административного ответчика недоимки в установленный законом срок судом не установлено.

Оценивая обстоятельства пропуска процессуального срока, суд действует по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании доказательств, подтверждающих уважительность пропуска срока.

В данном случае суд полагает, что, соблюдение срока подачи административного иска в суд зависело от представителя административного истца. Объективных причин, препятствующих административному истцу своевременно подать соответствующее административное исковое заявление в отношении административного ответчика, не установлено.

Согласно ч.5 ст. 180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленных исковых требований в связи с пропуском административным истцом срока для обращения в суд.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 289-290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре к Афанасьеву А.А. о взыскании недоимки и пени по транспортному налогу отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение месяца через Няганский городской суд.

В окончательной форме решение изготовлено дата

Судья                                 П.В. Вараксин

2а-551/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Межрайонная Инспекция ФНС России № 3 по Ханты-Мансийскому автономному округу -Югре
Ответчики
Афанасьев Андрей Анатольевич
Другие
Потапова Светлана Николаевна
Суд
Няганский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югра
Судья
Вараксин П.В.
Дело на странице суда
nyagan.hmao.sudrf.ru
14.04.2021Регистрация административного искового заявления
14.04.2021Передача материалов судье
15.04.2021Решение вопроса о принятии к производству
15.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.05.2021Подготовка дела (собеседование)
14.05.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.06.2021Судебное заседание
09.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее