Дело (УИД) № 91 RS0009-01-2023-000884-45
производство № 2-914/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Евпатория 19 июля 2023 года
Евпаторийский городской суд Республики Крым
в составе: председательствующего судьи Измайлова Р.М.,
при помощнике судьи ФИО7,
с участием: представителя истца ФИО10,
ответчика ФИО1,
рассмотрев дело по иску Департамента труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым к ФИО1, третьи лица: Министерство труда и социальной защиты Республики Крым, ГКУ РК «Центр Социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в <адрес>», о взыскании с ответчика излишне выплаченной суммы государственной социальной помощи и ежемесячной денежной выплаты для приобретения социально значимых сортов хлеба.
установил:
Истец Департамент труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Крым (далее - ДТСЗН <адрес>) обратился в суд с иском к ФИО1 о взыскании излишне выплаченной суммы государственной социальной помощи и ежемесячной денежной выплаты для приобретения социально значимых сортов хлеба в общей сумме 167 632,64 рублей.
В обосновании требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 назначена выплата социального пособия, как малоимущей семье в соответствии с Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2014 «О государственной социальной помощи в <адрес>». После назначения пособия была проведена проверка документов, предоставленных для её назначения, которой было установлено, что супруг ответчика ФИО6 имел дополнительные доходы, работая по совместительству. В связи с установлением факта недостоверности предоставленных получателем сведений о доходах, выплата социальной помощи была прекращена. Излишне выплаченные суммы, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в размере 167 632,64 рублей, истец просит взыскать с ответчика. (полный текст иска находиться в материалах дела л.д. 1-10)
В судебном заседании представитель истца ФИО10 исковые требования поддержала по основаниям, указанным в заявлении.
Ответчик ФИО1 возражала против иска, указывая на истечение сроков исковой давности по требованиям.
Министерство труда и социальной защиты РК, ГКУ РК «Центр Социальных выплат», Администрация <адрес> явку своих представителей в судебное не обеспечили, были уведомлены о времени и месте судебного заседания.
Суд, выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ.р., уроженка <адрес> <адрес>, зарегистрированная по адресу: <адрес>, мкр. <адрес>, <адрес>, состоит на учете в ДТСЗН <адрес> по льготным категориям «Многодетная семья».
Состав семьи ответчика составляет 6 человек. Совместно с ФИО1 по указанному адресу зарегистрированы и проживают ее дети: ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р., а также муж ответчика, ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р..
ФИО1 обратилась в ДТСЗН <адрес> с заявлениями о назначении мер социальной поддержки: Государственной социальной помощи в виде социального пособия ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со статьей 6 Закона Республики Крым от 27.11.2014 № 10-ЗРК/2014 «О государственной социальной помощи в Республике Крым», с целью определения особенностей правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной поддержки малоимущим одиноко проживающим гражданам и малоимущим семьям, проживающим на территории Республики Крым, Постановлением Совета министров Республики Крым от 23.12.2014 № 587 утвержден Порядок предоставления государственной социальной помощи в виде социального пособия, который устанавливает правила назначения и выплаты государственной социальной помощи в виде социального пособия.
Согласно статьям 1 и 2 Закона Республики Крым от 27.11.2014 № 10-ЗРК/2014 «О государственной социальной помощи в Республике Крым», пункту 2 Порядка предоставления государственной социальной помощи в виде социального пособия от 23.12.2014 №587, государственная социальная помощь в виде социального пособия (далее - пособие) назначается и выплачивается малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, проживающим на территории Республики Крым, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в Республике Крым.
Статьей 4, 6 Закона Республики Крым от 27.11.2014 № 10-ЗРК/2014 «О государственной социальной помощи в Республике Крым», и пунктом 5 Порядка предоставления государственной социальной помощи в виде социального пособия от 23.12.2014 №587 предусмотрено, что пособие назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания в Республике Крым малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина. Государственная социальная помощь назначается с первого числа месяца обращения за ней и назначается на период, не превышающий шести месяцев.
Согласно п. 17 Порядка предоставления государственной социальной помощи в виде социального пособия от 23.12.2014 №587, на основании заявления и представленных документов органом социальной защиты населения определяется среднедушевой доход малоимущей семьи или одиноко проживающего гражданина для предоставления пособия.
В соответствии со ст. 5 Закона Республики Крым от 27.11.2014 № 10-ЗРК/2014 «О государственной социальной помощи в Республике Крым», расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина определяется в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2003 года N 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи».
Порядок определения величины прожиточного минимума получателей государственной социальной помощи устанавливается Советом министров Республики Крым в соответствии с Законом Республики Крым «О прожиточном минимуме в Республике Крым» и с учетом величины прожиточного минимума, установленного для соответствующих социально-демографических групп населения в Республике Крым.
В доход членов малоимущей семьи и доход малоимущего одиноко проживающего гражданина включаются виды доходов, предусмотренные постановлением Правительства РФ от 20.08.2003 г. № 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи» (п. 17 Порядка предоставления государственной социальной помощи в виде социального пособия от 23.12.2014 №587).
Также п. 11 Порядка от 25.08.2015 № 480 предусмотрено, что при расчете среднедушевого дохода семьи или дохода одиноко проживающего гражданина учитываются доходы, полученные каждым членом семьи, или дохода одиноко проживающего гражданина, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 20.08.2003 г. № 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи».
Согласно пп. а п. 1 Постановления Правительства РФ от 20.08.2003 г. № 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи» при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе: все предусмотренные системой оплаты труда выплаты, учитываемые при расчете среднего заработка в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.04.2003 г. № 213 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы».
При подаче заявлений на назначение Государственной социальной помощи ответчик ФИО1 не указала, что муж имел доходы в виде заработной платы по совместительству, которые не были учтены при расчете ГСП.
На основании заявлений на ГСП от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДТСЗН <адрес> произведен расчет доходов семьи ФИО1 включающий заработную плату мужа, ежемесячное пособие на ребенка, денежные эквиваленты полученных членами семьи льгот и социальных гарантий. По результатам расчета доходов ФИО1 своевременно назначены меры социальной поддержки для малоимущих семей в виде Государственной социальной помощи: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 2 640,05 рублей; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 2 879,17 рублей; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 2 082,46 рублей, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 2 632,78 рублей, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 15 110,97 рублей, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 15 672,99 рублей, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 15 781,66 рублей.
Выплата мер социальной поддержки ответчику производилась своевременно, задолженности перед получателем не было.
Департаментом в порядке электронного межведомственного взаимодействия направлен запрос в ФНС на получение сведений о доходах физических лиц, выплаченных налоговыми агентами в отношении мужа ответчика ФИО6
Согласно поступившему ответу ФНС от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ муж ответчика ФИО6, помимо работы в АО «Евпаторийский завод строительных материалов», работал в других организациях и имел доходы: АО «Сакский завод строительных материалов» с января 2017 г. по декабрь 2020 г.; ООО «Крымпромпроект» с февраля 2017 г. по июль 2017 г.; ФГАОУВО «Крымский Федеральный университет имени ФИО8» с сентября 2020 г. по декабрь 2020 г.
Таким образом, на момент обращения ФИО1 с заявлениями за назначением государственной социальной помощи (далее - ГСП) в виде социального пособия, муж ответчика имел доходы в виде заработной платы по совместительству, которые не были учтены при расчете ГСП.
В связи с тем, что ответчик предоставила недостоверные сведения о доходах членов семьи — сокрытие доходов в результате работы по совместительству ДТСЗН <адрес> приняты решения ДД.ММ.ГГГГ о прекращении назначения и выплаты ГСП с ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 7 Порядка предоставления государственной социальной помощи в виде социального пособия от 23.12.2014 №587, заявители несут ответственность за достоверность и полноту информации, содержащейся в представляемых документах и сведениях, являющихся основанием для назначения пособий.
В соответствии с Законом Республики Крым от 17.12.2014 №34-ЗРК/2014 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере социальной защиты населения, опеки и попечительства отдельных категорий граждан в Республике Крым» на Департамент возложено осуществление отдельных государственных полномочий в сфере социально-трудовых отношений и социальной защиты населения, в том числе, прием документов и назначение государственной социальной помощи в виде социального пособия.
В рамках реализации приказа Министерства труда и социальной защиты Республики Крым от 10.08.2017 № 430 «Об утверждении Порядка взыскания и списания излишне выплаченных сумм социальных выплат», Департамент проводит мероприятия по возмещению переплат.
Согласно справкам ДТСЗН <адрес> с учетом добровольно возвращённых денежных средств ФИО1 излишне получила ГСП в размере 128 138,77 рублей; пособия на ребенка за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 726,23 рубля; ГСП за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 30 236,15 рублей; ежемесячной денежной выплаты для приобретения социально значимых сортов хлеба за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 273,25 рублей; пособия на ребенка за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 6 258,24 рублей.
В соответствии с пунктом 41 Порядка предоставления государственной социальной помощи в виде социального пособия от 23.12.2014 №587 суммы пособия, выплаченные вследствие представления документов, содержащих заведомо недостоверные сведения, сокрытия данных, влияющих на право назначения пособия, возмещаются гражданами в добровольном порядке. При отказе от добровольного возврата суммы пособия взыскиваются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 направлено уведомление исх. № на возврат излишне полученных денежных средств в добровольном порядке, которое вручено ей ФГУП «Почта России» ДД.ММ.ГГГГ
Согласно письменного заявления от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 обязалась возвращать излишне выплаченную сумму ежемесячно частями (по 13 000,0 рублей в месяц) начиная с июля 2021 года.
Ответчик по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в добровольном порядке частично погасила излишне выплаченные суммы выплат на общую сумму 206 022,70 рублей, из них: ГСП в размере 182 922,11 рублей; ежемесячной денежной выплаты для приобретения социально значимых сортов хлеба в размере 11 100,59 рублей; пособия на ребенка 12 000,0 рублей.
В силу ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Положениями ст. 310 ГК РФ предусмотрено, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В соответствии с п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 кодекса.
Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой.
Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
В силу ст. 1103 ГК РФ положения о неосновательном обогащении подлежат применению к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством.
Из названной нормы права следует, что неосновательным обогащением следует считать не то, что исполнено в силу обязательства, а лишь то, что получено стороной в связи с этим обязательством, и явно выходит за рамки его содержания.
Согласно ст. 1109 ГПК РФ, не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения: имущество, переданное во исполнение обязательства до наступления срока исполнения, если обязательством не предусмотрено иное; имущество, переданное во исполнение обязательства по истечении срока исковой давности; заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Как следует из пояснений представителя ДТСЗН <адрес> доходы супруга ответчика, о которых она не сообщила при подаче заявлений на выплату государственной социальной помощи в виде социального пособия и ежемесячной денежной выплаты для приобретения социально значимых сортов хлеба, не влияют на право получения и размер ежемесячной денежной выплаты для приобретения социально значимых сортов хлеба ФИО1, что касается государственной социальной помощи в виде социального пособия, то при сообщении ответчиком доходов в виде заработка супруга по совместительству, право на получение государственной социальной помощи ФИО1 не утрачивалось, однако размер социальной помощи составил бы меньше выплаченной. Разница между размером выплаченной социальной помощи в виде социального пособия за указанные периоды и рассчитанной с учетом неучтенного дохода составляет по ГСП в размере 7 045,62 рубля, права на получения пособия на ребенка не влияет, задолженность при этом составляет 12000,0 рублей.
В соответствии с положениями Закона Республики Крым от 17.12.2014 №34-ЗРК/2014 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере социальной защиты населения, опеки и попечительства отдельных категорий граждан в Республики Крым» на ДТСЗН г. Евпатории возложено осуществление отдельных государственных полномочий в сфере социально-трудовых отношений и социальной защиты населения, в том числе, прием документов и назначение государственной социальной помощи в виде социального пособия и ежемесячной денежной выплаты приобретения социально значимых сортов хлеба.
Полномочия по выплате мер социальной поддержки, назначаемых Департаментом переданы на исполнение ГКУ Республики Крым «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обеспечения и занятости в Республике Крым», который осуществляет выплату мер социальной поддержки в соответствии с п.2.3.1, раздела 2 Устава и распоряжения Совета министров Республики Крым от 07.02.2017 № 96-р «О некоторых вопросах деятельности Государственного казенного учреждения Республики Крым «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обеспечения и занятости в Республике Крым», то есть ГКУ «Центр социальных выплат» является администратором денежных средств, выплачиваемых в качестве мер социальной поддержки из бюджета Республики Крым.
Учитывая изложенное, а также то, что доходы ФИО1 в виде заработка мужа по совместительству, о которых она не сообщила при подаче заявлений на выплату государственной социальной помощи в виде социального пособия и ежемесячной денежной выплаты для приобретения социально значимых сортов хлеба, не влияют на право их получения а влияют только на размер социальной помощи в виде социального пособия, а также то, что ответчик погасила переплату на общую сумму 206 022,70 рублей, суд приходит к выводу об необходимости отказа в удовлетворении исковых требований истца в полном объеме.
Доводы ответчика об истечении сроков исковой давности по требованиям в данном случае значения для разрешения дела не имеют, поскольку ответчик добровольно производил выплаты в счет излишнее выплаченных сумм тем самым признавая исковые требования, кроме того суд пришел к выводу об отказе в иске в связи с его не обоснованностью.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Департаменту труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым к ФИО1, третьи лица: Министерство труда и социальной защиты Республики Крым, ГКУ РК «Центр Социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в <адрес>», о взыскании с ответчика излишне выплаченной суммы государственной социальной помощи и ежемесячной денежной выплаты для приобретения социально значимых сортов хлеба – отказать.
Решение может быть обжаловано Верховный Суд Республики Крым путем подачи апелляционной жалобы через Евпаторийский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня его оформления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья /подпись/ Р.М. Измайлов