Решение по делу № 33-7156/2023 от 11.10.2023

Дело № 33-7156/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург                     25 октября 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:

председательствующего              Матвеевой Н.Л.,

судей             Осиповой Е.А., Сирачук Е.С.

при помощнике судьи             Ивановой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 13 июля 2023 года по гражданскому делу №2-1337/2023 по исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №10 по Ленинградской области о признании записей в едином государственном реестре юридических лиц недостоверными и их исключении,

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Матвеевой Н.Л., объяснения истца ФИО1, представителя истцов ФИО1, ФИО2 ФИО7, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя третьего лица ТСН «СНТ «Васильевна» ФИО8, просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

установила:

ФИО1, ФИО2 обратились в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 15 по Ленинградской области о признании записей в едином государственном реестре юридических лиц недостоверными и их исключении.

Ссылаясь на Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц», истцы просят:

- признать запись за государственным регистрационным номером от 18 июля 2019г., содержащей сведения о ФИО10 как о председателе юридического лица, а также о регистрации устава недостоверной и исключить;

- признать запись за государственным регистрационным номером от 18 июля 2019г. о внесении сведений о регистрации протокола общего собрания от 30 июня 2019 недостоверной и исключить;

- признать запись за государственным регистрационным номером от 11 ноября 2019г., содержащей сведения о начале процедуры реорганизации юридического лица в форме преобразования недостоверной и исключить;

- признать запись за государственным регистрационным номером от 11 ноября 2019г., содержащей сведения о начале процедуры реорганизации недостоверной и исключить;

- зарегистрировать ФИО2 в ЕГРЮЛ как руководителя юридического лица.

12 июля 2022 года гражданское дело было передано в Санкт-Петербургский городской суд для передачи по подсудности (т. 1 л. д. 40).

30 сентября 2022 года гражданское дело принято к производству Смольнинским районным судом Санкт-Петербурга (т. 1 л. д. 43-45).

9 ноября 2022 года Смольнинским районным судом ненадлежащий ответчик Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы № 15 по Ленинградской области заменен на надлежащего Межрайонную инспекцию федеральной налоговой службы № 10 по Ленинградской области и гражданское дело передано по подсудности в Выборгский городской суд Ленинградской области (т. 1 л. д. 56-57).

В обоснование заявленных требований истцы указали, что являются членами ТСН «СНТ Васильевка».

19 декабря 2019 года ФИО1 обратилась в ИФНС России по Выборгскому району с заявлением о приостановлении реорганизации юридического лица ТСН «СНТ Васильевка» в форму СНТ, которая осуществлялась на основании протокола общего собрания от 30 июня 2019г., оспариваемого в суде, в удовлетворении заявления ФИО1 было отказано.

27 декабря 2019г. ФИО1 направила мотивированное возражение по процедуре реорганизации по форме Р38001 с уведомлением налогового органа об оспаривании решения общего собрания.

Несмотря на указанные действия, ИФНС России по Выборгскому району Ленинградской области 24 августа 2020г. приняло решение о внесении записи о реорганизации СПК «Васильевка» в ТСН «СНТ Васильевка».

26 августа 2020г. на заседании правления ТСН «СНТ «Васильевка» председателем правления избран ФИО2, который в сентябре 2020 года обратился в налоговый орган с заявлением о нарушении бывшим председателем ФИО10 положений №217-ФЗ от 29.07.2017г. "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", при проведении процедуры реорганизации.

На свое обращение ФИО2 ответа не получил, ему также было отказано во внесении изменений в сведения о юридическом лице как о председателе.

Решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 13 июля 2023 года в удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО2 отказано.

Не согласившись с постановленным судебным актом, ФИО1 подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда и принятии нового судебного акта об удовлетворение исковых требований.

В обоснование доводов апелляционной жалобы ФИО1 указывает на то, что решением Всеволожского городского суда Ленинградской области решения общего собрания от 30 июня 2019 года признаны недействительными, решение суда вступило в законную силу, что и послужило основанием для признания регистрационных записей недостоверными.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель третьего лица ТСН «СНТ Васильевка» считает решение суда законным и обоснованным, на проведенных собраниях членов садоводств 11 августа 2018г. и 30 июня 2019г. на которых рассматривалось и принималось решение о реорганизации садоводства, в том числе, истцы лично принимали участие и поддержали вопрос о реорганизации, в дальнейшем налоговый орган произвёл регистрацию реорганизации в соответствии с действующим законодательством.

В отзыве на апелляционную жалобу представитель Межрайонной ИФНС России № 10 по Ленинградской области указал на то, что ввиду отсутствия оснований для принятия решений об отказе в совершение регистрационных действий (исполнительных листов, судебных решений) все действия регистрирующего органа обоснованы и осуществлены в соответствии с действующим законодательством.

В судебное заседание истец ФИО2, представитель ответчика Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 10 по Ленинградской области, представители третьих лиц Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 2 по Ленинградской области, Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 11 по Санкт-Петербургу, Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы России № 15 по Санкт-Петербургу не явились, надлежащим образом извещены о дате и времени рассмотрения дела.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, возражений.

Из материалов дела следует, что в соответствии с листом записи единого государственного реестра юридических лиц от 18 июня 2019 года внесена запись за ГРН об изменении сведений о юридическом лице, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц в связи с прекращением полномочий председателя правления СПК «Васильевка» ФИО9 и возложением полномочий на ФИО10

В соответствии с листом записи единого государственного реестра юридических лиц 11 ноября 2019 года внесена запись за ГРН о начале процедуры реорганизации юридического лица СПК «Васильевка» в форме преобразования.

Основанием внесения обоих указанных записей явился протокол общего собрания № 1/19 от 30 июня 2019г., заявителем выступала ФИО10

Указанные записи были внесены на основании решений о государственной регистрации, принятых ИФНС России по Выборгскому району Ленинградской области (правопреемником которой является ответчик) соответственно, 18 июля 2019 № 12418А и 11 ноября 2019 № 22695А. (т. 2 л.д. 77-90).

Разрешая спор, в отсутствии заявленных требований о признании действий (бездействий) органов власти незаконными, признав выбранный истцами способ защиты ненадлежащим, суд первой инстанции, пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

Судом также признано не обоснованным требование о регистрации ФИО2 как руководителя юридического лица, так как суд не является органом, осуществляющим какую-либо регистрацию.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменении в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физических лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров регулируются Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

В силу части 2 статьи 1 указанного Федерального закона государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - государственная регистрация) - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Пунктом 4 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлено, что записи вносятся в государственный реестр на основании документов, представленных в регистрирующий орган при государственной регистрации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.

Представление документов для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями учредительных документов юридического лица, осуществляются в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона (пункт 2 статьи 18 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").

В соответствии с пунктом 4.1 статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством: изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем; получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки; получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки; проведения осмотра объектов недвижимости; привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки (пункт 4.2 статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").

Согласно п. 1 ст. 25 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ за представление недостоверных сведений ответственность, установленную законодательством Российской Федерации, несут заявители и юридические лица.

Таким образом, действующее законодательство Российской Федерации рассчитано на добросовестность субъектов предпринимательской деятельности и иных юридических лиц и не обеспечивает возможность проверки достоверности сведений, указанных в документах, представленных в регистрирующий орган и тем более проверки на предмет соответствия их действительности.

Оснований для принятия решения об отказе в государственной регистрации предусмотрены ст. 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в рассматриваемом деле ни судом первой инстанции, ни судебной коллегией не установлено.

Доводы апелляционной жалобы о том, что решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 23 декабря 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением Ленинградского областного суда от 25 августа 2021г., признаны недействительными решения, принятые на общем собрании членов СПК «Васильевка» от 30 июня 2019 года, отклоняются судебной коллегией как несостоятельные, указанные обстоятельства не являются основанием для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц.

Фактически доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию истцов с постановленным судом решением и оценкой представленных доказательств, повторяют правовую позицию истца, изложенную им в суде первой инстанции и являвшуюся предметом изучения, не содержат ссылок на новые обстоятельства, которые не были предметом исследования или опровергали бы выводы решения суда, а также указаний на наличие оснований для его отмены или изменения, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, в связи с чем признаются несостоятельными.

Таким образом, обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, доводы которой сводятся к несогласию с принятым судом решением, подлежит оставлению без удовлетворения.

Каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

определила:

решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 13 июля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Настоящее определение вступает в законную силу со дня его вынесения.

Председательствующий

Судьи

33-7156/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Кузьмичева Любовь Васильевна
Григорьев Александр Алексеевич
Ответчики
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 10 по Ленинградской области
Другие
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 11 по Санкт-Петербургу
ТСН СНТВасильевка
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 15 по Санкт-Петербургу
Межрайонная ИФНС № 2 по Ленинградской области
Суд
Ленинградский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.lo.sudrf.ru
12.10.2023Передача дела судье
25.10.2023Судебное заседание
12.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.12.2023Передано в экспедицию
25.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее