РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 апреля 2017 года Центральный районный суд г.Тольятти Самарской области в составе:
судьи Сметаниной О.Н.,
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-2079/2017 по административному исковому заявлению Черкаса О.А., Обуховой И.В., Чагана А.В., Чаган Е.В., Ташиева Б.Д., Ташиевой З.З., Косыревой Л.Г., Сагитовой С.К., Поповой Г.Б., Кострикина В.Н., Кострикиной Н.М., Елисеенко В.М., Елисеенко Ю.В. к Филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области об обязании восстановить аннулированные сведения об объекте недвижимости, восстановить записи о правах на объект,
установил:
Административные истцы обратились в суд с административным иском к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области об обязании восстановить в Государственном кадастре недвижимости аннулированные сведения об объекте
недвижимости (жилом доме) с кадастровым номером №, площадью №.м.по адресу: <адрес>, восстановить следующие записи о правах на объект с
кадастровым номером №, содержавшиеся в Едином государственном реестре недвижимости (ранее - Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним): № от ДД.ММ.ГГГГ. - в отношении ФИО22 Вл. Н.; № от ДД.ММ.ГГГГ. - в отношении ФИО2; № от ДД.ММ.ГГГГ. - в отношении ФИО21; № от ДД.ММ.ГГГГ. - в отношении ФИО20; № от ДД.ММ.ГГГГ. - в отношении ФИО17; № от ДД.ММ.ГГГГ. - в отношении ФИО11; № от ДД.ММ.ГГГГ. - в отношении ФИО16; № от ДД.ММ.ГГГГ. - в отношении ФИО13; № от ДД.ММ.ГГГГ. - в отношении ФИО12; №-№ от ДД.ММ.ГГГГ. - в отношении ФИО18; № от ДД.ММ.ГГГГ. -в отношении ФИО15; № от ДД.ММ.ГГГГ. -в отношении ФИО14; № от ДД.ММ.ГГГГ. - в отношении ФИО10, изменить в Государственном кадастре недвижимости статус записи об объекте недвижимости (жилом доме) площадью № кв.м. с кадастровым номером № по адресу:<адрес>, на «временный».
В обоснование требований указано, что истцам принадлежал на праве общей долевой собственности объект индивидуального жилищного строительства (жилой дом) с кадастровым номером №, площадью № кв.м. по адресу: <адрес>. После проведенной в 2013 г. реконструкции данного дома увеличилась общая площадь объекта недвижимости. Вновь возникший объект был поставлен на государственный кадастровый учет (со статусом записи «временный», до ДД.ММ.ГГГГ.). Истцы обратились в Центральный районный суд г.Тольятти с исковым заявлением о признании права общей долевой собственности на реконструированный объект недвижимого имущества - жилой дом общей площадью № кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>. Решением Центрального районного суда г.Тольятти от ДД.ММ.ГГГГг. по гражданскому делу № в удовлетворении исковых требований было отказано. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ. решение Центрального районного суда г.Тольятти от 06.04.2016г. отменено; по делу было вынесено новое решение, которым исковые требования были удовлетворены в полном объеме. На основании указанных вступивших в законную силу судебных актов истцы зарегистрировали свои права на жилой дом общей площадью № кв.м. с кадастровым номером №. В государственном кадастре недвижимости была аннулирована запись об объекте с кадастровым номером № (площадью № кв.м.), а также отменен статус «временный» для объекта с кадастровым номером № (площадью № кв.м.). ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением Президиума Самарского областного суда было отменено апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ.; а решение Центрального районного суда г.Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ. оставлено без изменений. В марте 2017г. истцы получили из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области извещение о том, что ДД.ММ.ГГГГ. в Едином государственном реестре недвижимости были прекращены записи их прав на объект недвижимости (жилой дом) с кадастровым номером № по адресу: <адрес>. на основании указанных выше Постановления Президиума Самарского областного суда и решения Центрального районного суда <адрес>.
В судебном заседании представитель административных истцов ФИО5, действующий на основании доверенностей просил административные исковые требования удовлетворить.
Представитель административного ответчика ФГБУ «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» ФИО6 в судебное заседание не явилась, о дне слушания дела извещена, ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие, предоставила отзыв, согласно которому с административными исковыми требованиями не согласилась, просила в удовлетворении иска отказать.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области ФИО7 в судебном заседании с административными исковыми требованиями не согласилась, просила производство по делу прекратить, т.к. административными истцами выбран ненадлежащий способ защиты своего права.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон, суд считает, что требования ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО2, ФИО20, ФИО21 не подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости. Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения. Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Согласно положениям пункта 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суды в порядке административного судопроизводства рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления.
В силу ч. 2 ст. 62 КАС РФ административный истец, обратившийся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов не обязан доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязан указывать, каким нормативным правовым актам, по его мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие). По своей форме административное исковое заявление о признании незаконными действий или решений должно соответствовать общим требованиям (ч. 1; п. п. 1, 2, 8, 9 ч. 2 и ч. 6 ст. 125 КАС РФ). В то же время с учетом специфики данных дел в заявлении необходимо указывать ряд дополнительных сведений, например: наименование, номер, дата принятия оспариваемого решения, дата и место совершения оспариваемого действия (бездействия); в чем заключается оспариваемое бездействие (от принятия каких решений либо от совершения каких действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклоняются орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями). Исковое заявление должно содержать требование о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями (п. 10 ч. 2 ст. 220 КАС РФ).
В соответствии с пунктом 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (в настоящее время по правилам КАС РФ) или главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.
Обжалование в судебном порядке по правилам КАС РФ действий регистрирующего органа по государственной регистрации права на недвижимое имущество, связанных с нарушением требований Закона о государственной регистрации прав, является самостоятельным способом защиты прав и законных интересов, существующим наряду с вещно-правовыми способами защиты.
Судом установлено, что истцам принадлежал на праве общей долевой собственности объект индивидуального жилищного строительства (жилой дом) с кадастровым номером №, площадью № кв.м. по адресу: <адрес>. После проведенной в 2013 году реконструкции данного дома увеличилась общая площадь объекта недвижимости. Вновь возникший объект был поставлен на государственный кадастровый учет (со статусом записи «временный», до ДД.ММ.ГГГГ.). Истцы обратились в Центральный районный суд <адрес> с исковым заявлением о признании права общей долевой собственности на реконструированный объект недвижимого имущества - жилой дом общей площадью № кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>. Решением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. по гражданскому делу № в удовлетворении исковых требований было отказано. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ. решение Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. отменено; по делу было вынесено новое решение, которым исковые требования были удовлетворены в полном объеме. На основании указанных вступивших в законную силу судебных актов истцы зарегистрировали свои права на жилой дом общей площадью № кв.м. с кадастровым номером №. В государственном кадастре недвижимости была аннулирована запись об объекте с кадастровым номером № (площадью № кв.м.), а также отменен статус «временный» для объекта с кадастровым номером № (площадью № кв.м.). ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением Президиума Самарского областного суда было отменено апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ.; а решение Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. оставлено без изменений. В марте 2017г. истцы получили из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области извещение о том, что ДД.ММ.ГГГГ. в Едином государственном реестре недвижимости были прекращены записи их прав на объект недвижимости (жилой дом) с кадастровым номером № по адресу: <адрес>. на основании указанных выше Постановления Президиума Самарского областного суда и решения Центрального районного суда <адрес>.
Административные истцы обратились в суд с иском о признании бездействия ответчиков незаконным и обязании восстановить нарушенные права.
В нарушение требований закона, предъявляемых для данной категории дела в административном исковом заявлении не указано каким нормативным правовым актам, противоречит оспариваемое решение либо действия (бездействие) Филиала. Ссылка на Приказ Министерства экономического развития РФ от 04.02.2010 года № 42 в данном случае не применима, т.к. имеется специальный закон регламентирующий деятельность органа, чьи действия (бездействие) обжалуются.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 27 сентября 2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» разъяснил в пункте 1, что к административным делам, рассматриваемым по правилам названного выше кодекса, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику. По смыслу ст. 227 КАС РФ для признания оспариваемых действий незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий, а именно, незаконность действий и нарушение ими прав истца. Однако, в данном случае административные истцы не указали какие именно действия со стороны регистрирующего органа нарушают их права, и не приводится ни одной нормы закона, которая была бы нарушена Управлением Росреестра при осуществлении регистрационных действий.
Кроме того, согласно ст. 443 ГПК РФ в случае отмены решения суда, приведенного в исполнение, и принятия после нового рассмотрения дела решения суда об отказе в иске полностью или в части либо определения о прекращении производства по делу или об оставлении заявления без рассмотрения ответчику должно быть возвращено все то, что было с него взыскано в пользу истца по отмененному решению суда (поворот исполнения решения суда).
В соответствии с ч. 1 ст. 444 ГПК РФ суд, которому дело передано на новое рассмотрение, обязан по своей инициативе рассмотреть вопрос о повороте исполнения решения суда и разрешить дело в новом решении или новом определении суда. В случае, если суд, вновь рассматривавший дело, не разрешил вопрос о повороте исполнения решения суда, ответчик вправе подать в этот суд заявление о повороте исполнения решения суда. Это заявление рассматривается в судебном заседании. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте заседания, однако их неявка не является препятствием к рассмотрению заявления о повороте исполнения решения суда.
Согласно ч. 2 ст. 445 ГПК РФ в случае, если в решении, определении или постановлении вышестоящего суда нет никаких указаний на поворот исполнения решения суда, ответчик вправе подать соответствующее заявление в суд первой инстанции.
Таким образом, отмена приведенного в исполнение апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 07.06.2016г. влечет поворот исполнения судебного акта применительно к положениям ст. 443 ГПК РФ. Следовательно, восстановлено нарушенное право административных истцов может быть только путем обращения с заявлением о повороте исполнения решения Данное определение послужит основанием для внесения сведений в государственный реестр. Самостоятельно восстановить аннулированные и исключенные из государственного кадастра недвижимости сведения административный ответчик не имеет полномочий. В суд не представлено сведений о том, что административные истцы обратились в органы в соответствии с компетенцией и им в этом отказано. Поэтому ФИО10, ФИО8, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО2, ФИО20, ФИО21 выбрали ненадлежащий способ защиты прав. Таким образом, основания для удовлетворения административных исковых требований отсутствуют. В связи с тем, что отсутствует документ, на основании которого административному ответчику надлежит совершить действия, предусмотренные законом, у суда отсутствуют основания для признания бездействия незаконным.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180,227 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении требований ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО2, ФИО20, ФИО21 к Филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области об обязании восстановить аннулированные сведения об объекте недвижимости, восстановить записи о правах на объект - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца с момента составления мотивированного решения в Самарский областной суд через Центральный районный суд г.Тольятти Самарской области.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья (подпись) Сметанина О.Н.
КОПИЯ ВЕРНА. Судья: