Дело №2-53/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
р.п.Тоншаево ДД.ММ.ГГГГ (мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ)
Тоншаевский районный суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Ягилева С.В., с участием
Прокурора-помощника прокурора Тоншаевского района Алеева В.А.
при секретаре судебного заседания Махневой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п.Тоншаево гражданское дело по иску прокурора Тоншаевского района, в защиту законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к администрации Тоншаевского муниципального округа Нижегородской области о возложении обязанности по оборудованию мест накопления твердых коммунальных отходов
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Тоншаевского района обратился в суд с иском в защиту законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования р.п.Пижма Тоншаевского муниципального района Нижегородской области о возложении обязанности по оборудованию мест накопления твердых коммуньных отходов(ТКО), указывая, что прокуратурой Тоншаевского района проведена проверка соблюдения требований периодичности выполнения работ при благоустройстве населенных пунктов, а также реализации органов местного самоуправления муниципального контроля в сфере благоустройства администрацией муниципального образования р.п.Пижма Тоншаевского района Нижегородской области. В ходе проверки установлено, что администрацией муниципального образования р.п.Пижма Тоншаевского района Нижегородской области ведется реестр мест накопления ТКО. Контейнеры, расположенные в соответствии с реестром мест (площадок) накопления ТКО по адресам: р<адрес>, установлены без оборудованных контейнерных площадок, располагаются непосредственно на обочине дороги. В связи с чем для выброса мусора в контейнеры граждане выходят непосредственно на проезжую часть дороги, где осуществляется движение транспортных средств, что создает угрозу для их жизни и здоровья. Кроме того, в связи с тем, что мусорные контейнеры не огорожены, не закреплены, на участке дороги создается аварийная ситуация. В связи с возможностью выезда контейнера на проезжую часть, имеется угроза жизни и здоровью водителей, пассажиров и пешеходов. Прокурор просил: возложить обязанность на администрацию муниципального образования р.п.Пижма Тоншаевского района Нижегородской области по оборудованию мест накопления твердых коммунальных отходов водонепроницаемым покрытием и ограждением, обеспечивающим предупреждение распространение отходов за пределы контейнерной площадки в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов и размещения мусорных контейнеров по адресам: <адрес>, в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Тоншаевского муниципального округа Нижегородской области.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено ООО «ЭкоСтандарт».
В ходе рассмотрения дела в порядке ст. 39 ГПК РФ прокурор Тоншаевского района изменил предмет иска, просил: возложить обязанность на администрацию Тоншаевского муниципального округа Нижегородской области по оборудованию мест накопления твердых коммунальных отходов контейнерными площадками, которые должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтное, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки по адресам: <адрес>; согласно реестру мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории Тоншаевского муниципального округа Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ №, в течение 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Определением суда заявление прокурора в порядке ст. 39 ГПК РФ принято к производству и соединено для совместного рассмотрения с первоначальными требованиями.
Третье лицо ООО «ЭкоСтандарт» о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представители в суд не явились, о причинах неявки суду не сообщено. ООО «ЭкоСтандарт» представило возражения на иск, в которых решение оставили на усмотрение суда.
В судебном заседании помощник прокурора Тоншаевского района Алеев В.А. уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить по доводам, изложенным в иске и в уточнениях к иску.
Представитель ответчика администрации Тоншаевского муниципального округа Нижегородской области (по доверенности) Малков К.Б. исковые требования не признал, просил в удовлетворении иска отказать, полагая, что создание контейнерных площадок законом возложено на регионального оператора.
Представитель ответчика администрации Тоншаевского муниципального округа Нижегородской области (по доверенности) Лебедев Н.А. исковые требования не признал, просил в удовлетворении иска отказать, пояснил, что действительно спорные места (площадки) накопления ТКО не оборудованы, имеют место лишь отдельно стоящие контейнеры на обочине дороги. Право собственности на указанные места накопления ТКО ни за кем в установленном законом порядке не зарегистрировано. Контейнеры располагаются на землях, которые входят в состав муниципальной собственности. Права на указанные земельные участки не разграничены. Даже если суд придет к выводу об удовлетворении заявленных требований, 9 месяцев будет недостаточно для выполнения решения суда, так как указанные мероприятия производятся за счет субсидирования. В бюджете на этот год финансирования на такие мероприятия не предусмотрено. Ранее, в 2019 и 2020 годах, когда такие субсидии выделялись, денежные средства поступали только в июне-июле, а мероприятия с учетом проведения конкурсов, осуществлялись только в октябре-ноябре.
Выслушав явившихся, исследовав материалы дела, оценив в соответствии со ст.67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к убеждению, что иск подлежит удовлетворению.
В суде установлено следующее.
Постановлением администрации р.п.Пижма Тоншаевского муниципального района Нижегородской области № от ДД.ММ.ГГГГ с учетом изменений, внесенных постановлением администрации р.п.Пижма Тоншаевского муниципального района Нижегородской области № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории муниципального образования р.п.Пижма Тоншаевского муниципального района Нижегородской области.
В указанный реестр включены места (площадки) накопления ТКО по адресам: <адрес>
Собственником мест (площадок) накопления ТКО по адресам: <адрес> являлась администрация р.п.Пижма.
Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории Тоншаевского муниципального округа Нижегородской области, утвержденный постановлением администрации Тоншаевского муниципального округа Нижегородской области № от ДД.ММ.ГГГГ, также включает в себя места (площадки) накопления ТКО по адресам: <адрес>, собственником указан Пижемский территориальный отдел администрации Тоншаевского муниципального округа Нижегородской области. Из указанного постановления следует, что покрытие площадок грунтовое, ограждения и навесы отсутствуют.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Тоншаевского района проведена проверка соблюдения требований периодичности выполнения работ при благоустройстве населенных пунктов, а также реализации органов местного самоуправления муниципального контроля в сфере благоустройства администрацией муниципального образования р.п.Пижма Тоншаевского района Нижегородской области. В ходе проверки установлено, что контейнеры, расположенные в соответствии с реестром мест (площадок) накопления ТКО приблизительно по адресам: <адрес>, установлены без оборудования контейнерных площадок.
Фотоматериалами, представленными суду, подтверждается и ответчиками не оспаривается, что в п.Пижма места (площадки) накопления ТКО не оборудованы, а имеют место отдельно стоящие на обочине проезжей части дороги контейнеры.
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и части 1 статьи 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, обезвреживанию, транспортировке и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, органов местного самоуправления муниципальных районов и органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами отнесено создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
В силу пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов относится к вопросам местного значения городского поселения.
В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 15 вышеуказанного Федерального закона участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов относится к вопросам местного значения муниципального района.
Пунктами 11, 24, 25 статьи 16 названного Федерального закона к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа.
Согласно статье 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу содержания пунктов 1, 3, 4 ст. 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Соответственно, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра.
В соответствии с пунктом 3 указанных Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
В силу пункта 2.2 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 5 июня 2018 года № 407, накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление). Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Согласно пункту 2.4 указанного Порядка накопление ТКО осуществляется следующими способами:
- накопление отходов в многоквартирных домах (далее - МКД) с использованием мусоропроводов и мусороприемных камер (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);
- накопление отходов в контейнеры и бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
- накопление крупногабаритных отходов на специальных площадках для накопления крупногабаритных отходов;
- накопление отходов в пакеты или другие предназначенные для накопления ТКО емкости непосредственно от населения без использования каких-либо дополнительных устройств для предварительного накопления с установленных договором на оказание услуг по обращению с ТКО мест сбора и накопления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года №1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее по тексту – Правила обращения с отходами).
В соответствии с пунктом 3 Правил обращения с отходами накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Согласно пункту 10 Правил обращения с отходами в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Абзац пятый пункта 2 Правил обращения с отходами определяет контейнерную площадку как место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
Контейнерные площадки для сбора твердых бытовых отходов устанавливаются в соответствии с СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. № 3.
В соответствии с п. 3 СанПиН 2.1.3684-21 на территориях городских и сельских поселений (далее – населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее – контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее – специальные площадки). Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами (далее – заинтересованные лица), независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Требования данных правил направлены на создание безопасных для окружающей среды условий эксплуатации подобных площадок, а потому несоблюдение этих правил нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания.
Определяя лицо ответственное за устранение нарушений, суд исходит из вышеприведенных положений законодательства, в том числе в области организации местного самоуправления и приходит к выводу, что именно администрация Тоншаевского муниципального округа Нижегородской области является органом, в компетенцию которого входит создание и организация мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Доводы представителей администрации Тоншаевского муниципального округа Нижегородской области, что пунктом 3.1 Правил осуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Нижегородской области, утвержденных Постановлением правительства Нижегородской области от 11 октября 2017 года № 732, обязанность по созданию контейнерных площадок возложена именно на регионального оператора, несостоятельны, они основаны на неправильном толковании норм права.
Прокурор просит возложить на администрацию Тоншаевского муниципального округа Нижегородской области обязанность по оборудованию мест накопления ТКО по адресам: <адрес>
Несмотря на то, что в реестре мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории Тоншаевского муниципального округа Нижегородской области, утвержденном постановлением администрации Тоншаевского муниципального округа Нижегородской области № от ДД.ММ.ГГГГ, собственником мест (площадок) накопления ТКО по адресам: <адрес>, указан Пижемский территориальный отдел администрации Тоншаевского муниципального округа Нижегородской области, представители администрации Тоншаевского муниципального округа Нижегородской области в судебном заседании пояснили, что право собственности на указанные объекты в установленном законом порядке не зарегистрировано, объект располагается на землях, являющихся муниципальной собственностью. Из положения о Пижемском территориальном отделе администрации Тоншаевского муниципального округа Нижегородской области, кроме того, следует, что территориальный отдел осуществляет свою деятельность за счет средств бюджета муниципального округа; имущество, необходимое для осуществления деятельности, передается отделу в оперативное управление.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о необходимости возложить обязанность по оборудованию мест (площадок) накопления ТКО по адресам: <адрес> в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства на администрацию Тоншаевского муниципального округа Нижегородской области.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов /ч. 1/; в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок /ч. 2/.
В силу ст.204 ГПК РФ срок исполнения возложенных на ответчика обязанностей по устранению выявленных недостатков суд определяет исходя из конкретных обстоятельств дела, с учетом принципов разумности и соблюдения балансов интересов сторон, в частности необходимости предоставления ответчику минимально достаточного срока для осуществления необходимых технических мероприятий.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются, в том числе органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков. В связи с чем, государственная пошлина не подлежит взысканию с ответчика.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Тоншаевского района о возложении обязанности по оборудованию мест накопления ТКО удовлетворить.
Обязать администрацию Тоншаевского муниципального округа Нижегородской области до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов по адресам: <адрес>; подъездными путями, твердым покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Тоншаевский районный суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья: (подпись) Ягилев С.В.
Копия верна: судья Ягилев С.В.
секретарь судебного заседания