производство № 2а-2820/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 декабря 2020 года г. Севастополь
Ленинский районный суд г. Севастополя в составе
Председательствующего судьи Степановой Ю.С.,
при секретаре Колобылиной М.А.,
с участием представителя административного истца Ешану К.Г., представителя заинтересованного лица Управления охраны объектов культурного наследия города Севастополя Пузиковой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Джало А.А. к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя о признании незаконным решение,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец – Джало А.А. обратилась в Ленинский районный суд города Севастополя с административным исковым заявлением к административным ответчикам - департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя о признании незаконным отказа департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя (далее - ДИЗО) от ДД.ММ.ГГГГ года № в предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, расположенного по адресу: <данные изъяты> и возложении обязанности на административного ответчика повторно рассмотреть заявление.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица судом привлечено: Управление охраны объектов культурного наследия города Севастополя.
В обоснование своих требований административный истец сослалась на то, что, являясь собственником нежилого здания – <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес> Джало А.А. в целях реализации права на приобретение в собственность земельного участка, обратилась в ДИЗО с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, расположенного по адресу: <адрес>
Однако ДИЗО было отказано в указанном согласовании со ссылкой на то, что земельный участок расположен в зоне незастроенных территорий; в охранной зоне памятников истории, архитектуры и градостроительства, в том числе комплексных, в охранной зоне культурного слоя с памятниками археологии (заповедных территорий); в охранной зоне объекта культурного наследия; в водоохранной зоне.
Полагая, что принятое решение не соответствует действующему законодательству, административный истец обратилась в суд с настоящим административным иском.
В судебное заседание административный истец не явилась, извещена надлежащим образом, согласно имеющейся в деле телефонограммы, просила дело рассмотреть в ее отсутствие с участием представителя Ешану К.Г.
В судебном заседании представитель административного истца на удовлетворении административного иска настаивала по изложенным в нем основаниям.
Представители административных ответчиков – департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица – Управление охраны объектов культурного наследия города возражала против удовлетворения административного иска по доводам, изложенных в письменных возражениях, приобщенных к материалам административного дела.
Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, надлежащего извещения сторон, полагает возможным рассмотреть административное дело при данной явке.
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Постановлением Правительства Севастополя от 22.09.2016 года №883-ПП утверждено Положение о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, в соответствии с которым ДИЗО является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, реализующий государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг, управлению и распоряжению государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя.
В соответствии с п. 4.54 вышеуказанного постановления к полномочиям ДИЗО относится, в том числе, предоставление государственной услуги о предварительном согласовании предоставления земельных участков.
С целью реализации данных полномочий распоряжением ДИЗО от 19 января 2017 г. N 516-РДЗ принят административный регламент предоставления государственной услуги «О предварительном согласовании предоставление земельного участка или о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной собственности города федерального значения Севастополь гражданам в собственность за плату или в аренду для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности».
В силу п. 2.9 Регламента основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является, в том числе: указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов, включает в себя, в том числе подготовку схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении; принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В силу статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 указанной статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. При этом, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа (пункт 7 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации; 3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 6 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
Как следует из материалов дела, на основании договора дарения от 21.04.2004 года Джало А.А. является собственником нежилого здания, площадью 5,8 кв. м, расположенного по адресу: г. Севастополь, пл. Нахимова, б/н, ларёк лит. «Б».
В целях оформления в собственность указанного земельного участка, административный истец обратилась с заявлением к административному ответчику о предоставлении государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности".
Оспариваемым решением от ДД.ММ.ГГГГ №№ Джало А.А. отказано в предоставлении государственной услуги. При этом указано, что испрашиваемый вид разрешенного использования земельного участка не соответствует функциональной зоне Генерального плана города Севастополя, утв. Решением Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ года №, поскольку испрашиваемый земельный участок по функциональному назначению расположен в зоне незастроенных территорий; в охранной зоне памятников истории, архитектуры и градостроительства, в том числе комплексных, в охранной зоне культурного слоя с памятниками археологии (заповедных территорий); в охранной зоне объекта культурного наследия; в водоохранной зоне, в охранной зоне ОКН.
Полагая указанное решение незаконным, административный истец обратилась в суд с настоящим административным иском.
Согласно имеющимся в материалах дела сведениям - выкопировки из Генерального плана города Севастополя, утвержденного решением сессии Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ года №, со схематичным расположением спорного земельного участка, представленной информации из Управления охраны объектов культурного наследия города Севастополя, схемой границ зон охраны, испрашиваемый земельный участок находится в зоне незастроенных территорий; в охранной зоне памятников истории, архитектуры и градостроительства, в том числе комплексных, в охранной зоне культурного слоя с памятниками археологии (заповедных территорий); в охранной зоне объекта культурного наследия; в водоохранной зоне, в охранной зоне ОКН.
Специальным законом, регулирующим вопросы охраны памятников истории и культуры, является Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
В соответствии с п. 2 ст. 34 указанного федерального закона, охранная зона объекта культурного наследия - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель и земельных участков, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
Режим использования и требования к градостроительным регламентам в единой охранной зоне утверждены Постановление Правительства Севастополя от 12.03.2020 года №77-ПП «Об утверждении границ территории, особых режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах территории объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории города Севастополя, на площади «Нахимова», «Графская пристань (пл. Нахимова), «Памятник затопленным кораблям « (Севастопольская бухта), «Памятник русскому флотоводцу адмиралу П.С. Нахимову» (пл. Нахимова), «Памятный знак в честь 200-летия основания города» (пл. Нахимова), «Здание судостроительного техникума» (бывшая гостиница «Киста» (пл. Нахимова, 2), «Мемориальная стена в память героической обороны Севастополя 1941-1942 гг.» (пл. Нахимова), «Памятник герою русско-турецкой войны 1828-1829 годов А.И. Казарскому» (Матросский бульвар), «Памятник в честь 100-летия изобретения радио А.С. Поповым» (Матросский бульвар), «Здание бывших мастерских порта, где работала подпольная группа П.Д. Сильникова, 1942-1944 гг.» (Минная пристань).
В ОЗ 1 разрешается:
а) регенерация историко-градостроительной среды в соответствии с требованиями настоящих режимов использования земель и требованиями к градостроительным регламентам при условии обеспечения сохранности объектов культурного наследия и предмета охраны исторического поселения федерального значения город Севастополь;
б) реконструкция и капитальный ремонт существующих зданий, строений, сооружений без изменения их объемно-пространственных характеристик;
в) проведение работ по благоустройству территории с применением традиционных или имитирующих традиционные материалов для мощения площадок и тротуаров, ремонт дорожного покрытия, устройство автостоянок, установка малых архитектурных форм, дорожных знаков и малоформатных информационных указателей;
г) установка на зданиях малоформатных рекламных конструкций согласно действующим нормам и правилам (не более одной вывески на вход).
В ОЗ 1 запрещается:
а) капитальное строительство зданий и сооружений, за исключением проведения специальных мер, направленных на сохранение, регенерацию историко-градостроительной среды объектов культурного наследия или воссоздание исторической среды на основании материалов историко-культурных исследований и при соблюдении следующих параметров:
- сохранение стилистических характеристик историко-градостроительной среды г. Севастополя середины XX века: однородность стилистических характеристик лицевых фасадов исторических зданий середины XX века; декоративное оформление фасадов, в том числе применение карнизов, поясков, пилястр, наличников; применение традиционных видов отделки фасадов (натуральный камень, штукатурка или материалы, имитирующие традиционные, светлых оттенков: белый, светло-желтый, светло-серый, бежевый);
- сохранение сложившейся системы благоустройства, в том числе исторического материала и характера отделки существующих элементов малых архитектурных форм середины XX века или более ранних: оград, подпорных стенок, лестниц;
б) размещение на лицевых фасадах зданий, сооружений, строений кондиционеров и спутниковых антенн;
в) облицовка и оштукатуривание естественной исторической лицевой поверхности подпорных стенок и лестниц середины XX века или более ранних;
г) установка по уличному фронту непрозрачных конструкций ограждений, за исключением случаев восстановления исторических ограждений середины XX века или более ранних и за исключением временных ограждений на период проведения работ или иных мероприятий;
д) остекление балконов и лоджий;
е) прокладка инженерных коммуникаций (теплотрасс, газопроводов, электрокабелей, линий телефонной связи и др.) надземным способом и на фасадах зданий; газопроводы в здания могут вводиться по фасадам;
ж) размещение некапитальных строений, сооружений;
з) размещение рекламных щитов, баннеров, вывесок (за исключением малоформатных площадью не более 1 м2) на крышах, над улицами и перед главными фасадами объектов культурного наследия, загораживающих архитектурные детали и искажающих композицию фасадов.
В статье 27 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункт 2); ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками (подпункт 4 пункта 5).
Государственная охрана объектов культурного (археологического наследия), являющаяся, как указано в Федеральном законе "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляется в отношении всего объекта в утвержденных границах (пункт 2 статьи 3.1 данного федерального закона, статья 17 Федерального закона от 22 октября 2014 года N 315-ФЗ).
Режим использования земельного участка ОЗ1 и относящийся к той части территории объекта культурного (археологического) наследия, в которой располагается нежилое здание, принадлежащее административному истцу, позволяющий реконструкцию и капитальный ремонт существующих зданий, строений, сооружений без изменения их объемно-пространственных характеристик; проведение работ по благоустройству территории с применением традиционных или имитирующих традиционные материалов для мощения площадок и тротуаров, ремонт дорожного покрытия, устройство автостоянок, установка малых архитектурных форм, дорожных знаков и малоформатных информационных указателей не изменяет сам правовой режим объекта археологического наследия, в том числе его ограничение в обороте, и не имеет правового значения при разрешении вопроса о законности отказа ДИЗО.
При рассмотрении дела установлено, что у ДИЗО имелись основания для принятия оспариваемого решения, поскольку имеются данные об ограничении оборотоспособности испрашиваемого земельного участка, в связи с чем, он не мог быть предоставлен Джало А.А. на заявленном ей праве - собственности.
Применительно к обстоятельствам настоящего административного дела федеральный закон, содержащий специальное разрешение относительно предоставления в собственность земельных участков, ограниченных в обороте, отсутствует.
Исходя из вышеприведенных норма права, суд приходит к выводу, что нахождение земельного участка на территории объекта культурного (археологического) наследия, памятника археологии, исключает возможность его передачи в собственность административного истца.
Оспариваемое решение принято в пределах полномочий ДИЗО, основания для принятия оспариваемого решения имелись.
То обстоятельство, что на спорном земельном участке расположено нежилое здание, само по себе не означает, что указанный земельный участок не расположен в охранных зонах и не влечет отмену состоявшегося решения административного ответчика.
Руководствуясь ст.ст. 175-189 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
Административный иск Джало А.А. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд г. Севастополя в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированный текст решения изготовлен 14.12.2020 года
Судья Ю.С. Степанова