дело № г.
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
05 февраля 2019 года г.Мамадыш РТ
Мамадышский районный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Давлетбаевой М.М.,
при секретаре ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3, действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО2 к исполнительному комитету Мамадышского муниципального района РТ о признании права собственности на наследственное имущество,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО3 в интересах несовершеннолетнего ФИО2 обратилась в суд с иском к исполнительному комитету Мамадышского муниципального района РТ о признании права собственности на наследственное имущество, открывшееся после смерти ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, состоящее из земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 4046 кв.м., расположенного по адресу: РТ, <адрес>, указав, что умерший ФИО1 является отцом несовершеннолетнего ФИО2, он фактически сразу после смерти отца принял наследство. Однако оформить наследственное имущество в виде вышеуказанного земельного участка у нотариуса не может ввиду отсутствия документов, удостоверяющих право собственности ФИО1 на названное недвижимое имущество.
Представитель ответчика – исполнительного комитета Мамадышского муниципального района РТ в судебное заседание не явился, предоставил заявление о рассмотрении без его участия.
Представитель третьего лица – исполнительного комитета Красногорского сельского поселения Мамадышского муниципального района РТ ФИО6 в судебном заседании с исковым заявлением согласилась и суду показала, что указанный земельный декларирован, у умершего ФИО1 имелся государственный акт на землю.
Третье лицо – ФИО2 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещена, об уважительности причин неявки суду не сообщила.
Выслушав в судебном заседании ФИО3, представителя третьего лица, опросив свидетеля и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации, принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Согласно статье 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В соответствии с частью 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса РФ, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Вступившим в законную силу заочным решением Мамадышского районного суда РТ от 03 августа 2017 года постановлено: признать право собственности ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> Республики Татарстан, на наследство, открывшееся после смерти отца ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, в виде жилого дома общей площадью 68,47 кв.м., расположенного на земельном участке общей площадью 4046 кв.м., по адресу: РТ, <адрес>
Указанным решением установлено, что ФИО2 родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> РТ, является сыном ФИО1 и ФИО3. Брак между ФИО1 и ФИО3 прекращен ДД.ММ.ГГГГ на основании решения мирового судьи судебного участка № по Мамадышскому судебному району РТ от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно сообщению нотариуса после смерти ФИО1 открыто наследственное дело №, наследником по закону является сын ФИО2
Дочь умершего ФИО1 – ФИО2 на наследственное имущество не претендует (л.д.18).
На основании части 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В силу статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии с пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.
Из выписки из похозяйственной книги, выданной главой Красногорского сельского поселения, усматривается, что ФИО1 по день смерти принадлежал на праве собственности земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью 4046 кв. метров, расположенный по адресу: <адрес> <адрес> (л.д.7). Сведения о данном земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ, предназначен для ведения личного подсобного хозяйства, сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные, ранее учтенные», граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (л.д.13-14).
Данный факт также подтверждается копией похозяйственной книги, из которой следует, что главой хозяйства, расположенного по адресу: РТ, <адрес>, был записан ФИО1, в пользовании хозяйства значится земельный участок площадью 4046 кв.м., в личной собственности хозяйства по состоянию на 2001 год имеется жилой дом общей площадью 68,47 кв.м.
Согласно землеустроительного дела на кадастровым квартал № <адрес>, Красногорского Совета местного самоуправления <адрес> РТ ФИО1 был выдан Госакт №.
Однако из показаний истицы в судебном заседании следует, что какие-либо правоустанавливающие документы на земельный участок не обнаружены.
ФИО3, действующей в интересах несовершеннолетнего сына ФИО2, в выдаче свидетельства о праве на наследство на земельный участок отказано, ввиду отсутствия документов, удостоверяющих право собственности ФИО1 на названное недвижимое имущество.
Согласно пункту 1 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять.
Свидетель ФИО7 в судебном заседании показала, что при жизни ФИО1 владел и пользовался на праве собственности земельным участком расположенным по адресу: РТ, <адрес> <адрес> <адрес>.
При вышеизложенных обстоятельствах, суд считает установленным в судебном заседании, факт владения и пользования ФИО1 при жизни на праве собственности вышеназванным недвижимым имуществом. Земельный участок был предоставлен ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного хозяйства. В соответствии с нормами земельного законодательства ФИО1 вправе был зарегистрировать право собственности на этот земельный участок. Однако, он не успел реализовать данное право ввиду смерти. Предоставленная истцом выписка из похозяйственной книги о принадлежности ФИО1 земельного участка на праве собственности в данном случае является основанием для регистрации права собственности. Таким образом, указанный земельный участок по адресу: РТ, <адрес> <адрес>. подлежит включению в наследственную массу, открывшуюся после смерти ФИО1 Право собственности на принадлежавшее ФИО1 имущество переходит в порядке наследования по закону его сыну – ФИО2 Спора между наследниками не имеется. Иск подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Признать право собственности ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> Республики Татарстан, на наследство, открывшееся после смерти отца ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, в виде земельного участка с каластровым номером № общей площадью 4046 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> «<адрес>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Мамадышский районный суд Республики Татарстан.
Судья