10 RS 0012-01-2021-000863-02 Дело № 2-36/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 февраля 2022 года г. Питкяранта
Питкярантский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Халецкой Ю.Г.,
при секретаре Гуль И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия к Щербине Александру Сергеевичу о взыскании неустойки по договору купли-продажи лесных насаждений,
установил:
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия (далее также Министерство) обратилось с названным иском по тем основаниям, что 03.05.2019 с ответчиком заключен договор купли-продажи лесных насаждений, по условиям которого Министерство передало ответчику лесные насаждения на территории Ляскельского участкового лесничества в квартале 135, выделе 5 для строительства индивидуального жилого дома, хозяйственных построек и хозяйственных потребностей в общем объеме 190 куб.м., а ответчик, в свою очередь, обязался не отчуждать и не передавать древесину, заготовленную для собственных нужд другому лицу, в противном случае, обязался оплатить неустойку в размере 10-кратной стоимости заготовленной древесины, определенной по ставкам платы за единицу объема древесины лесных насаждений. Из иска следует, что Щербина А.С. осуществил заготовку древесины в общем объеме 190 куб.м., однако до настоящего времени строительство дома ответчиком не ведется, что свидетельствует о нецелевом использовании древесины, в связи с чем истец просит взыскать с ответчика неустойку в размере 256 499,40 рублей.
В судебном заседании, представитель Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, действующий на основании доверенности Гаппоев Олег Иванович, исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске.
Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен.
Представитель ответчика, действующая на основании ордера адвокат Райскио Олеся Андреевна, исковые требования не признала, пояснила, что ее доверитель осуществил строительство дома на другом земельном участке, что не противоречит условиям договора купли-продажи лесных насаждений; в случае удовлетворения иска просила снизить неустойку.
Третье лицо Анохин Виталий Вадимович в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон, считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
В соответствии со статьей 75 Лесного кодекса Российской Федерации (далее также ЛК РФ) по договору купли-продажи лесных насаждений осуществляется продажа лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности. К договору купли-продажи лесных насаждений применяются положения о договорах купли-продажи, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации. В договоре купли-продажи лесных насаждений указываются местоположение лесных насаждений (лесной квартал и (или) лесотаксационный выдел) и объем подлежащей заготовке древесины.
Согласно части 4 статьи 30 ЛК РФ граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений. Порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд устанавливаются законами субъектов РФ (часть 5 статьи 30 указанного Кодекса).
На основании статьи 2 Закона Республики Карелия «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд» от 12 ноября 2007 года № 1134-ЗРК заготовка гражданами древесины для собственных нужд осуществляется в соответствии с требованиями, установленными лесным законодательством, нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа исполнительной власти, и условиями, предусмотренными договорами купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд.
В силу статьи 3 указанного закона для строительства индивидуальных жилых домов на землях населенных пунктов установлен норматив заготовки древесины до 150 кубических метров один раз в 20 лет на семью или одиноко проживающего гражданина; для строительства хозяйственных построек на землях населенных пунктов - до 30 кубических метров один раз в 10 лет на семью или одиноко проживающего гражданина; для хозяйственных потребностей - до 10 кубических метров один раз в 10 лет на семью или одиноко проживающего гражданина.
Порядок заключения договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд утвержден постановлением Правительства Республики Карелия от 13.08.2014 № 264-П.
В судебном заседании установлено, что между Министерством и Щербиной А.С. в лице Анохина В.В. 03.06.2019 заключен договор купли-продажи лесных насаждений № 30, согласно которому истец продал ответчику за 25 649,94 рублей 190 куб.м. древесины на территории Республики Карелия, Ляскельского участкового лесничества в квартале 135, выделе 5 для строительства жилого дома, хозяйственных построек и хозяйственных потребностей (раздел 1 договора). Срок действия договора установлен сторонами с 3 июня 2019 года по 2 июня 2020 года (п. 23 договора).
Согласно пункту 15 договора Щербина А.С. обязался соблюдать требования, установленные частью 4.1 статьи 30 Лесного кодекса Российской Федерации, согласно которой древесина, заготовленная гражданами для собственных нужд, не может отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами. За отчуждение или передачу другому лицу древесины, заготовленной для собственных нужд, покупатель уплачивает продавцу неустойку в размере 10-кратной стоимости заготовленной древесины, определенной по ставкам платы за единицу объема древесины лесных насаждений, установленным в соответствии с частью 4 статьи 76 Лесного кодекса Российской Федерации органами государственной власти субъектов Российской Федерации, Правительством Российской Федерации (подпункт «и» пункта 17 договора).
Как видно из материалов дела, впредверии заключения указанного договора ответчик обратился с заявлением к истцу о предоставлении леса на корню в объеме 190 куб.м. для строительства дома, хозпостроек и для иных хозяйственных потребностей, в обоснование, предоставив договор аренды на земельный участок с кадастровым номером № от 21 апреля 2017 года и разрешение на строительство индивидуального жилого дома на указанном земельном участке.
Таким образом, учитывая в совокупности условия договора купли-продажи лесных насаждений и обращения Щербина А.С. в Министерство для получения леса, суд приходит к выводу, что ответчик приобретал лес именно на цели для строительства дома на принадлежащем ему на праве аренды земельном участке.
В судебном заседании также установлено, что ответчик осуществил заготовку древесины по договору, освоив 190 куб.м. лесных насаждений, что подтверждается актом приема-передачи лесных насаждений от 03.06.2019.
При проверке целевого использования древесины 27.10.2021 сотрудниками ГКУ «Питкярантское центральное лесничество» было установлено, что на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес> строительство жилого дома и хозяйственных построек не начато, что свидетельствует о нарушении ответчиком обязательств по договору купли-продажи лесных насаждений в части использования леса на строительство дома в размере 190 куб.м.
Как следует из материалов дела, плата по договору о продаже 190 куб.м. лесных насаждений составляет 25 649,94 рублей, соответственно, размер неустойки с учетом 10-кратной стоимости заготовленной древесины, определенной по ставкам платы за единицу объема древесины лесных насаждений, составит 256 499,40 рублей. На претензию истца оплатить указанную неустойку ответчик ответил отказом.
С учетом изложенного, суд считает исковые требования Министерства о взыскании с Щербины А.С. неустойки обоснованными.
В силу статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 42 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», при решении вопроса об уменьшении неустойки необходимо иметь в виду, что размер неустойки может быть уменьшен судом в том случае, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства.
Конституционный Суд РФ в определении от 21.12.2000 № 263-О указал, что положения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации содержат обязанность суда установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного, а не возможного размера ущерба.
При взыскании неустойки суд принимает во внимание компенсационный характер неустойки, явную несоразмерность заявленной Министерством неустойки последствиям нарушения обязательства, стоимость переданной по договору древесины, в связи с чем с учетом принципа разумности и справедливости находит основания для снижения неустойки до 50 000 рублей.
Довод представителя ответчика о том, что Щербина А.С. не допустил нецелевого использования древесины, построив на другом земельном участке дом из леса, который он приобрел у Министерства, при этом в договоре купли-продажи не определено, что построенный дом должен находиться именно на конкретном земельном участке, судом отклоняется.
Как следует из представленных представителем ответчика документов, с 8 ноября 2019 года Щербина А.С. является арендатором земельного участка с кадастровым номером №, расположенного в <адрес>. На данном участке ведется строительство жилого строения, что подтверждается актом осмотра, выполненного специалистами Питкярантского лесничества.
Вместе с тем указанное обстоятельство не дает суду оснований для признания условий договора купли-продажи лесных насаждении выполненными со стороны покупателя.
В силу статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Если правила, содержащиеся в части первой настоящей статьи, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи, последующее поведение сторон.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Карелия от 13.08.2014 № 264-П гражданин, заинтересованный в заготовке древесины для собственных нужд, подает письменное заявление о заключении договора в орган исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченный в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов. В заявлении о заключении договора гражданином, желающим осуществить заготовку древесины для собственных нужд, указываются, в том числе цели использования лесных насаждений, требуемый объем древесины и ее качественные показатели; правовые основания владения и (или) пользования гражданином соответствующими объектами недвижимости в зависимости от заявленных целей использования лесных насаждений.
Как следует из материалов дела и указывалось выше, 9 января 2019 года Щербина А.С. обратился в Министерство с заявлением о покупке лесных насаждений для строительства жилого дома, хозяйственных построек и для хозяйственных потребностей, предоставив договор аренды на земельный участок с кадастровым номером № от 21 апреля 2017 года и разрешение на строительство индивидуального жилого дома на указанном земельном участке. Министерство, в свою очередь, рассматривая представленные ответчиком документы, приняло решение о предоставлении ответчику лесных насаждений.
Принимая во внимание приведенные нормы права и указанные обстоятельства, суд приходит к выводу, что для заключения договора купли-продажи лесных насаждений и последующем целевом использовании древесины правовое значение имеет индивидуально-определенный земельный участок или объект недвижимости, на которые будет использован приобретенный лес. Несмотря на то, что в самом договоре купли-продажи отсутствует указание на каком конкретном участке будет осуществляться строительство дома, однако переписка сторон свидетельствует о том, что лесные насаждения выделялись Щербине А.С. для строительства дома именно на земельном участке с кадастровым номером №
Таким образом, учитывая, что ответчик использовал заготовленную древесину для строительства жилого дома на ином земельном участке, нежили, чем это предусмотрено договором купли-продажи лесных насаждений, суд приходит о нецелевом использовании древесины.
В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд взыскивает с Щербины А.С. государственную пошлину в размере 1 700 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия удовлетворить частично.
Взыскать с Щербины Александра Сергеевича в пользу Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия неустойку в размере 50 000 рублей.
Взыскать с Щербины Александра Сергеевича в доход бюджета Питкярантского муниципального района государственную пошлину в размере 1 700 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в течение месяца через Питкярантский городской суд Республики Карелия.
Судья Ю.Г. Халецкая
Мотивированное решение вынесено 28 февраля 2022 года.