Решение по делу № 16-4052/2021 от 15.11.2021

№ 16-4052/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Владивосток                                                                   9 декабря 2021 года

Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Тымченко А.М., рассмотрев жалобу руководителя муниципального казенного учреждения городского округа «город Якутск» «Администрация села Табага» Паланычка В.К. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 47 города Якутска Республики Саха (Якутия) – исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 48 города Якутска Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - муниципального казенного учреждения городского округа «город Якутск» «Администрация села Табага» (далее – МКУ «Администрация села Табага»)

у с т а н о в и л:

постановлением мирового судьи судебного участка № 47 города Якутска Республики Саха (Якутия) – исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 48 города Якутска Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения решением судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо – МКУ «Администрация села Табага» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 70 000 рублей.

В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, руководитель МКУ «Администрация села Табага» Паланычка В.К. ставит вопрос об отмене вступивших в законную силу судебных актов, приводя доводы об их незаконности, и прекращении производства по делу.

Изучив доводы жалобы руководителя МКУ «Администрация села Табага» Паланычка В.К., материалы истребованного дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Согласно статьям 34, 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане, руководители организаций, организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Как усматривается из судебных актов, МКУ «Администрация села Табага» по адресу: <адрес>, не выполнило законное предписание государственного инспектора города Якутска по пожарному надзору ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ, в срок до ДД.ММ.ГГГГ, а именно пункт 3 предписания – отсутствует минерализованная полоса у населенного пункта <адрес>, шириной не менее 10 метров по южно-западной стороне, что отражено в Акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ.

Вышеуказанное нарушение выявлено по результатам плановой, выездной проверки, проведенной ДД.ММ.ГГГГ на основании решения о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ.

Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения МКУ «Администрация села Табага» постановлением мирового судьи к административной ответственности, установленной частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Делая вывод о виновности МКУ «Администрация села Табага» в совершении вмененного административного правонарушения, мировой судья и согласившийся с ним судья городского суда исходили из того, что привлекаемым к административной ответственности юридическим лицом не выполнено в установленный срок законное предписание органа государственного контроля (надзора) об устранении нарушений законодательства.

Между тем указанные выводы не учитывают следующего.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В силу положений статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).

Исходя из положений статьи 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предписание выносится должностными лицами контролирующего органа лишь в случае установления при проведении соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, на юридическое лицо могут быть возложены только такие обязанности, которые основаны на требованиях закона и исполнимы.

В ходе производства по данному делу представитель МКУ «Администрация села Табага» последовательно оспаривал виновность учреждения в совершении вмененного административного правонарушения.

В жалобе, поданной названным лицом в городской суд в порядке обжалования, не вступившего в законную силу судебного акта, так и в жалобе, поданной в кассационный суд, заявителем в числе прочего указывалось на незаконность предписания от ДД.ММ.ГГГГ ввиду его незаконности и неисполнимости.

Признавая эти доводы несостоятельными, судья городского суда исходил из того, что организация противопожарных мероприятий в силу действующего законодательства возложена на МКУ «Администрация села Табага», а доводы жалобы заявителя о том, что предписание от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным и неисполнимым, не подтверждаются материалами дела.

Между тем из диспозиции части 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что установленная данной нормой административная ответственность наступает только в случае неисполнения законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль).

Вопрос о законности и исполнимости предписания об устранении требований законодательства, невыполнение которых вменено лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, подлежит исследованию в рамках рассмотрения дела.

Несмотря на доводы жалобы поданной в городской суд, в частности о том, что МКУ «Администрация села Табага» не уполномочена на выполнения вышеуказанного предписания, что делает неисполнимым пункт 3 предписания, МКУ «Администрация села Табага» не является муниципальным образованием, что не позволяет исполнить пункт 3 предписания, в нарушение требований статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, также положений статьи 30.6 названного Кодекса, не были рассмотрены.

Вопросы законности и обоснованности вынесения предписания не исследованы и не проверены, однако по делу установлено следующее.

27 мая 2021 года распоряжением Главы Республики Саха (Якутия) № 201-РГ на территории Республики Саха (Якутия) установлен особый противопожарный режим, которым органам местного самоуправления муниципальных образований, городских округов Республики Саха (Якутия) рекомендовано принять меры пожарной безопасности, не противоречащие действующему законодательству.

Решением заместителя начальника ОНД УНД ГУ МЧС по Республике Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ назначено проведение выездной внеплановой проверки в отношении МКУ «Администрация села Табага».

В период с 19 июля по ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка, по результатам которой составлен Акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ , согласно которому выявлены нарушения требований пожарной безопасности, указанные в выданном предписании от ДД.ММ.ГГГГ , из предложенных шести нарушений остается невыполненным одно нарушение, а именно: отсутствует минерализованная полоса шириной не менее 10 м у населенного пункта <адрес>, а именно с юго-западной стороны (пункт 63 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479).

Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479, устанавливают требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.

Пунктом 63 указанных Правил установлено, что в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов создаются (обновляются) до начала пожароопасного периода вокруг населенных пунктов противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров.

Распоряжением Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Окружной администрации города Якутска от 9 февраля 2021 года № 4 утвержден План мероприятий по муниципальной программе «Обеспечение функционирования и развития жилищно-коммунального хозяйства городского округа «город Якутск» на 2020-2024 годы» на 2021 год.

Пунктом 2.3.1 указанного Плана предусмотрено основное мероприятие № 1 «Создание и обновление минерализованных полос на территории населенных пунктов», при этом ответственным исполнителем мероприятия № 1.2 «Обновление минерализованных полос» указано муниципальное казенное учреждение «Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности» Окружной администрации города Якутска (далее – МКУ УГОЧСиОПБ). Предусмотрено финансирование указанного мероприятия из муниципального бюджета.

ДД.ММ.ГГГГ МКУ «Администрация села Табага» в адрес МКУ УГОЧСиОПБ направлена информация о выявлении нарушений пожарной безопасности по результатам проверки, проведенной ОНД УНД ГУ МЧС по Республике Саха (Якутия).

ДД.ММ.ГГГГ МКУ «Администрация села Табага» в адрес Департамента экономики Окружной администрации города Якутска на проверку направлена локальная смета на производство работ по обустройству минерализованной полосы.

ДД.ММ.ГГГГ руководителям территориальных органов управления Окружной администрации города Якутска направлено письмо , согласно которому в связи с подготовкой расчетов для проведения работ по расширению минерализованных полос до установленной пунктом 63 вышеуказанных Правил ширины не менее 10 метров у данных территориальных органов управления запрошены сведения о наличии и протяженности минерализованных полос на подведомственной территории, схема расположена минерализованных полос на плане (карте) подведомственной территории, а также сведения о протяженности каждого участка минерализованной полосы, где будет проводиться работа по расширению минерализованных полос.

ДД.ММ.ГГГГ МКУ «Администрация села Табага» в МКУ УГОЧСиОПБ направлены запрошенные сведения.

Из уставов МКУ «Администрация села Табага» и МКУ УГОЧСиОПБ видно, что данные учреждения являются структурными подразделениями Окружной администрации города Якутска, при этом полномочия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлению реализации единой государственной политики в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности на территории городского округа возложены на МКУ УГОЧСиОПБ.

С учетом вышеуказанного, ответственным исполнителем по проведению работ по созданию минерализованных полос шириной не менее 10 метров Окружной администрацией города Якутска в установленном порядке назначено МКУ УГОЧСиОПБ. Данному учреждению предусмотрено финансирование данного мероприятия из местного бюджета.

Таким образом, у МКУ «Администрация села Табага» полномочия по установлению минерализованной полосы у населенного пункта <адрес>, шириной не менее 10 метров по южно-западной стороне, отсутствуют.

При таких обстоятельствах предписание было выдано неуполномоченному лицу, на которое действующими нормативными правовыми актами не возложена указанная в этом предписании обязанность.

Однако вышеуказанное не было учтено судебными инстанциями.

Нарушение процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является существенным, повлиявшим на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела.

В силу частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

Из пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка № 47 города Якутска Республики Саха (Якутия) – исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 48 города Якутска Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные в отношении МКУ «Администрация села Табага» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не могут быть признаны законными и обоснованными и потому подлежат отмене, а производство по данному делу - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь статьями 30.16 - 30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суд общей юрисдикции

п о с т а н о в и л:

жалобу руководителя муниципального казенного учреждения городского округа «город Якутск» «Администрация села Табага» Паланычка В.К. удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка № 47 города Якутска Республики Саха (Якутия) – исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 48 города Якутска Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные в отношении муниципального казенного учреждения городского округа «город Якутск» «Администрация села Табага» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Судья

Девятого кассационного суда

общей юрисдикции                                                                         А.М. Тымченко

16-4052/2021

Категория:
Административные
Ответчики
"АДМИНИСТРАЦИЯ СЕЛА ТАБАГА" МКУ ГО "Г. ЯКУТСК"
Суд
Девятый кассационный суд общей юрисдикции
Статьи

19.5

Дело на странице суда
9kas.sudrf.ru
09.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее