Гр. дело № 2-256/2022
03RS0040-01-2022-000315-62
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 мая 2022 года г. Дюртюли РБ
Дюртюлинский районный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Крамаренко Е.Г.,
при секретаре Гареевой Р.Ф.,
с участием помощника Дюртюлинского межрайонного прокурора РБ. Сулеймановой А.У.,
представителя истца Вайтиевой Т.Б. – опекуна Вайтиевой Н.Г.,
представителя ответчика Администрации муниципального района Дюртюлинский район РБ Гафарова Р.Р., действующего на основании доверенности,
представителя третьего лица – главы администрации сельского поселения Ангасяковский сельсовет муниципального района Дюртюлинский район РБ Камильянова Н.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Дюртюлинского межрайонного прокурора РБ в интересах Вайтиевой Т.Б. к Администрации муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, общей площадью не менее 18 кв.м.,
У С Т А Н О В И Л:
Дюртюлинский межрайонный прокурор РБ в интересах Вайтиевой Т.Б. обратился в суд с иском к администрации муниципального района Дюртюлинский район РБ (далее администрация) об обязании предоставить Вайтиевой Т.Б., являющейся инвалидом, жилого помещения по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим требованиям, площадью не менее 18 кв.м.
Требования мотивированы тем, что Вайтиева Т.Б. страдает тяжелой формой хронического заболевания, при которой невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, в связи с чем имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения, а также на дополнительную жилую площадь. Вайтиева Т.Б. жилья по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности не имеет. В настоящее время она состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма по категории «Граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний» с ДД.ММ.ГГГГ, однако до настоящего времени ее право на льготное обеспечение жильем не реализовано. В связи с чем, прокурор просит обязать ответчика в 1 года, с даты вступления решения в законную силу, предоставить вне очереди по договору социального найма в пределах Дюртюлинского района РБ Вайтиевой Т.Б. благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям, общей площадью 18 кв.м.
В судебном заседании прокурор Сулейманова А.У., представитель истца Вайтиева Н.Г., изложенное в иске поддержали, просили обязать администрацию муниципального района Дюртюлинский район РБ предоставить вне очереди Вайтиевой Т.Б. благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилое помещение по норме предоставления. Вайтиева Н.Г. пояснила, что земельный участок по <адрес> получила от сельского поселения, построила дом общей площадью 41 кв.м. После возвела пристрой и общая площадь дома составила 71 кв.м. В доме помимо нее зарегистрированы ее дочь Вайтиева Т.Б. и сыновья В.А.Б., В.Г.Б. В настоящее время они проживают отдельно.
Представитель ответчика администрации муниципального района Дюртюлинский район РБ Гафаров Р.Р. исковые требования не признал, просил отказать в удовлетворении иска.
Представитель третьего лица глава администрации сельского поселения Ангасяковский сельсовет муниципального района Дюртюлинский район РБ Камильянов Н.К., решение по существу спора оставил на усмотрение суда. Пояснил, что вопросами постановки на учет истца занимался предыдущий глава администрации сельского поселения.
Представитель третьего лица Правительства РБ в суде не присутствовал, извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ, стороны обязаны известить суд о причинах своей неявки на судебное заседание и представить доказательства уважительности этих причин. Стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.
При таких обстоятельствах, учитывая мнение участников процесса, суд считает возможным рассмотрение настоящего гражданского дела, в отсутствие третьего лица.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в части по следующим основаниям.
Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище также закреплено в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции РФ закреплено право каждого на жилище.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
В силу положений абзацев 1, 3 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно положениям частей 1 - 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным названным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном указанным Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях названного Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном тем же Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с положениями части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно положениям части 1, пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 названного Кодекса перечне.
Из содержания искового заявления Дюртюлинского межрайонного прокурора РБ следует, что постановлением главы администрации сельского поселения Ангасяковский сельсовет муниципального района Дюртюлинский район РБ от ДД.ММ.ГГГГ № учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 18 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека, что также не оспаривалось сторонами.
По делу установлено, что Вайтиева Т.Б., ДД.ММ.ГГГГ.р., страдает заболеванием, которое входит в утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 ноября 2012 года N 987н Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Данное заболевание также входит в Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь (приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 ноября 2012 года N 991н) (л.д. 10, 11).
06.12.2004 Вайтиева Н.Г. назначена опекуном Вайтиевой Т.Б. (л.д. 62, 63, 64).
29.10.2012 Вайтиева Н.Г., зарегистрированная по адресу: <адрес>, принята на учет администрации сельского поселения Ангасяковский сельсовет муниципального района Дюртюлинский район РБ в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий (л.д. 57).
Вместе с тем для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении на основании положений пункта 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации необходимо наличие одновременно трех условий: наличие у гражданина хронического заболевания, включенного в указанный выше Перечень; отсутствие у него или члена семьи иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности; его проживание в квартире, занятой несколькими семьями.
Из материалов дела, в том числе из справки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Вайтиева Т.Б., зарегистрирована и проживает в <адрес> д.<адрес> РБ. Указанный дом принадлежит на праве собственности ее матери Вайтиевй Н.Г., общая площадь дома составляет 72,7 кв. м. (л.д. 51, 57).
При постановке на учёт площадь жилого дома составляла 41 кв.м.. Впоследствии Вайтиева Н.Г. улучшила жилищные условия, построила капитальный пристрой который вошел в общую площадь дома, составившую 72,7 кв.м.
Дом построен в 2011 году. Ранее Вайтиева Н.Г. и её семья проживали в бараке в этой же деревне по адресу: <адрес>, <адрес>. После чего получила от сельсовета земельный участок площадью 15 кв.м., по <адрес>, где они построили дом, в котором проживают в настоящее время.
В доме зарегистрированы также Вайтиева Н.Г., ее сыновья В.Г.Б. и В.А.Б.; при этом как показала в судебном заседании Вайтиева Н.Г. ее сыновья после вступления в брак проживают отдельно: один живет в <адрес>, другой – в <адрес>.
Кроме того у сыновей собственницы дома Вайтиевой Н.Г. имеются собственные жилые помещения, где они проживают с семьями, приобретенные ими с использованием материнского капитала.
В.Г.Б. является собственником 5/7 доли в <адрес> РБ, общей площадью 53,9 кв. (л.д. 71).
В.А.Б. принадлежит ? доли земельного участка и жилого дома по адресу: <адрес> (л.д. 72).
Поскольку Вайтиева Т.Б. проживает в доме, занятой только ею и матерью – одной семьей, ее обеспеченность общей площадью жилого помещения превышает учетную норму (72,7 кв. м / 2) = 36,35 кв. м), то ссылка истца на наличие у нее хронического заболевания тяжелой формы, включенного в указанный выше Перечень, основанием для удовлетворения иска служить не может.
На основании изложенного суд не находит оснований для удовлетворения искового заявления Дюртюлинского межрайонного прокурора РБ в интересах Вайтиевой Т.Б. к Администрации муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, общей площадью не менее 18 кв.м.
Руководствуясь ст.ст. 193-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
в удовлетворении искового заявления Дюртюлинского межрайонного прокурора РБ в интересах Вайтиевой Т.Б. к Администрации муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, общей площадью не менее 18 кв.м., отказать
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Дюртюлинский районный суд.
Решение в окончательной форме составлено 25.05.2022 года.
Судья подпись Е.Г. Крамаренко
Копия верна. Решение не вступило в законную силу 25.05.2022 года. Подлинник решения подшит в дело №2-256/2022
Судья Е.Г. Крамаренко