Судьи Забродина Е.В., Петрова С.А. |
№21-326/2020 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
21.10.2020 |
г.Петрозаводск |
Судья Верховного Суда Республики Карелия Щепалов С.В., рассмотрев жалобы Богданова В. Н. на постановления старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству от
28.05.2020 и решения судей Олонецкого районного суда Республики Карелия от 23.07.2020 и 18.08.2020 по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 8.48 и ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ, в отношении Богданова В. Н.,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия СЗТУ Росрыболовства от 28.05.2020 № Богданов В.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3000 руб.
Решением судьи Олонецкого районного суда Республики Карелия от 18.08.2020, принятым по жалобе Богданова В.Н., постановление по существу оставлено без изменения, из него исключена ссылка на нарушение Богдановым В.Н. п. 7 ч. 15 ст. 65 ВК РФ.
Постановлением того же должностного лица органа Росрыболовства от 28.05.2020 № Богданов В.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.48 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3000 руб.
Решением судьи Олонецкого районного суда Республики Карелия от 23.07.2020, принятым по жалобе Богданова В.Н., данное постановление также по существу оставлено без изменения, из него исключены ссылки на нарушение Богдановым В.Н. ч. 2 ст. 39, п. 13 ч. 15 ст. 65 ВК РФ, ст.ст. 37, 38 Федерального закона "Об охране окружающей среды", п. 11 "а" Положения об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 15.09.1958 № 1045.
Постановления должностного лица и решения судей по обоим делам обжалованы Богдановым В.Н. в Верховный Суд Республики Карелия по мотивам недоказанности составов вменяемых правонарушений. Так, очистка береговой линии и отсыпка грунта осуществлялись строителями, личности которых административным органом не установлены, соответствующие доказательства процессуально не закреплены. Факт причинения вреда окружающей среде и размер вреда не определены.
Дела по поданным жалобам на основании ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
Заслушав объяснения Богданова В.Н. и его защитника (...) поддержавших доводы жалоб, проверив материалы дел, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3000 до 4500 руб.
В соответствии с ч. 1 ст. 8.48 КоАП РФ строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства, внедрение новых технологических процессов или осуществление иной деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без применения мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, предусмотренных законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3000 до 5000 руб.
Частью 1 ст. 60 Водного кодекса РФ (далее - ВК РФ) установлена необходимость соблюдать нормативы допустимого воздействия на водные объекты, технологические нормативы, установленные в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ, при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации гидротехнических сооружений и при внедрении новых технологических процессов.
Ширина прибрежной защитной полосы реки, озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель (ч. 13 ст. 65 ВК РФ).
Согласно п.п. 2 и 7 ч. 15, ч. 16 ст. 65 ВК РФ в границах водоохранных зон запрещается сброс сточных, в том числе дренажных, вод, размещение отходов производства и потребления. Допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
Частью 16.1 ст. 65 ВК РФ в отношении территорий ведения гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд, размещенных в границах водоохранных зон, до момента оборудования такими сооружениями или подключения к ним допускается применение приемников, изготовленных из водонепроницаемых материалов, предотвращающих поступление загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду,
В п. 2 ч. 17 ст. 65 ВК РФ наряду с установленными ч. 15 той же статьи ограничениями установлен запрет на размещение отвалов размываемых грунтов в границах прибрежных защитных полос.
В силу ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон) хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов обеспечения снижения ее негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды; ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 №166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", при осуществлении разного рода деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Данная деятельность осуществляется по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством РФ
Основанием привлечения Богданова В.Н. к административной ответственности с учетом изменений, внесенных в постановления решениями судей, послужили выявленные 20.04.2020 в период с 11.00 час. до 11.30 час. в ходе осмотра земельного участка в целях проверки фактов, указанных в обращении (...) о нарушении природоохранного законодательства на территории (...) в д. Сяндеба Олонецкого района Республики Карелия следующие обстоятельства. На указанном земельном участке с кадастровым номером (...) находящимся в собственности Богдановой Н.И., расположенном на мысе озера Кюлюярви, имеющего особо ценное рыбохозяйственное значение, Богдановым В.Н. в период с февраля по март 2020 г. осуществлена планировка территории с последующей отсыпкой данного участка и прилегающей к нему береговой полосы озера привозным грунтом (песчаной смесью) и размещением на ней и на самом участке отвалов размываемых грунтов; произведена отсыпка песчаной смесью непосредственно в водный объект - озеро Кюлюярви с изменением дна и береговой полосы; проведена установка дренажной системы, состоящей из двух приемных колодцев с выпусками дренажных труб непосредственно в водный объект.
Данные работы в нарушение ст. 50 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", ч. 1 ст. 60, п.п. 2 и 7 ч. 15, ч. 16 ст. 65 ВК РФ, ст. 3 Закона проведены без применения мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, и повлекли ущерб окружающей среде в размере 1506,59 руб., в связи с чем действия Богданова В.Н. квалифицированы по ч. 1 ст. 8.48 КоАП РФ.
Также указанные работы проведены с нарушением специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности в прибрежной защитной полосе и водоохранной зоне водного объекта, установленного ч. 16.1, п. 2 ч. 17 ст. 65 ВК РФ, в связи с чем действия Богданова В.Н. также квалифицированы по ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства и вина Богданова В.Н. в совершении административных правонарушений подтверждаются протоколами об административных правонарушениях; первоначальными письменными объяснениями Богданова В.Н.; расчетом причиненного окружающей среде ущерба; сведениями Карельского филиала ФГБУ "Главрыбвод" о категории водного объекта; письменными объяснениями (...) схемой размещения отвалов размываемых грунтов; актом осмотра места совершения административного правонарушения с фототаблицей и картографическим материалом; предписанием об устранении выявленных нарушений; обращением главы Коверского сельского поселения к Карельскому межрайонному природоохранному прокурору о незаконных строительных работах на мысу у оз. Кюлюярви с прилагаемыми фотографиями; иными материалами дела.
О причастности Богданова В.Н. к вышеуказанным земельным работам сообщали председатель (...) и владелец соседнего земельного участка. При даче первоначальных письменных объяснений административному органу Богданов В.Н. признавал, что работы на данном участке он проводил в период с февраля по март 2020 г. с помощью тяжелой техники, также устанавливал дренажную систему. В связи с этим доводы жалобы о ведении земельных работ неустановленными лицами подлежат отклонению.
В деле имеется оформленный компетентным учреждением расчет ущерба, причиненного окружающей среде. Действия Богданова В.Н. повлекли обращения граждан и обоснованную жалобу главы органа местного самоуправления.
С учетом изложенного события административных правонарушений, вопреки доводам Богданова В.Н., находят достаточное подтверждение, его действия квалифицированы правильно.
В то же время оба правонарушения допущены в ходе по существу одного эпизода хозяйственной деятельности, повлекшего причинение одного и того же вреда окружающей среде. Нарушения выявлены в одно время, рассмотрение обоих дел подведомственно одному органу. Соответственно, по рассматриваемым делам усматриваются основания для назначения административных наказаний по правилам ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ в пределах санкции ч. 1 ст. 8.48 КоАП РФ, предусматривающей более строгое наказание.
Между тем, дела об административных правонарушениях необоснованно рассмотрены по правилам ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ в рамках разных производств с назначением двух наказаний как за самостоятельные события административных правонарушений.
Данное процессуальное нарушение при пересмотре постановлений судьями районного суда не устранено. В связи с этим обжалуемые постановления должностного лица и решения судей подлежат изменению в части назначенного наказания.
С учетом обстоятельств дел и характера выявленных нарушений природоохранного законодательства полагаю необходимым применить к Богданову В.Н. одно административное наказание в виде административного штрафа в размере 4000 руб., что не ухудшает положение лица, привлекаемого к административной ответственности.
Ссылки Богданова В.Н. и его защитника на привлечение к административной ответственности по ст. 8.33 КоАП РФ подлежат отклонению, поскольку данное постановление не является предметом судебного пересмотра.
Иных нарушений процессуальных требований КоАП РФ, влекущих изменение или отмену состоявшихся по делу процессуальных актов, не допущено, в связи с чем в остальной части они подлежат оставлению без изменения. Оснований для удовлетворения жалоб в полном объеме, в том числе по изложенным в них доводам, не имеется.
Руководствуясь требованиями ст.ст.30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановления старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 28.05.2020 и решения судей Олонецкого районного суда Республики Карелия от 23.07.2020 и 18.08.2020 по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 8.48 и ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ, в отношении Богданова В. Н. изменить путем назначения Богданову В. Н. наказания в виде административного штрафа в размере 4000 рублей за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 8.42 и ч. 1 ст. 8.48 КоАП РФ, в остальной части состоявшиеся по делу акты оставить без изменения, жалобы - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: ВОХ №1413, г.Санкт-Петербург, 190900, фактический адрес: г.Санкт-Петербург, ул.Садовая, д.26).
Судья С.В. Щепалов