Решение по делу № 33-1092/2024 (33-20680/2023;) от 22.11.2023

    Судья Сычев И.А.                                                    УИД 16RS0046-01-2023-005917-89

    Дело № 2-4928/2023

№33-1092/2024 (№ 33-20680/2023)

Учет 082г

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е       О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

15 февраля 2024 года                                                                                     город Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего Насретдиновой Д.М.,

судей Прытковой Е.В. и Субботиной Л.Р.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Нигматзяновой А.Л.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи                         Прытковой Е.В. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Министерства здравоохранения Республики Татарстан – Шакировой Д. Р. на решение Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан от 20 сентября 2023 года, которым постановлено:

иск удовлетворить частично.

Обязать Министерство здравоохранения Республики Татарстан организовать обеспечение Чибисовой Е. О. (<данные изъяты>) лекарственными препаратами КАФТРИО и КАЛИДЕКО в размерах, назначенных заключением консилиума врачей ФГБУ «НИИ Пульмонологии» ФМБА России от 22 марта 2023 года до их отмены.

Обязать Министерство здравоохранения Республики Татарстан организовать обеспечение Ниязовой Э. Н. (<данные изъяты>) лекарственными препаратами КАФТРИО и КАЛИДЕКО в размерах, назначенных заключением консилиума врачей ФГБУ «НИИ Пульмонологии» ФМБА России от 22 марта 2023 года до их отмены.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Министерства здравоохранения Республики Татарстан Яруллиной Э.Р., поддержавшей апелляционную жалобу, объяснения представителя истцов Чибисовой Е.О., Ниязовой Э.Н. – Лазутиной М.В., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Чибисова Е.О., Ниязова Э.Н. обратились в суд с иском к Министерству здравоохранения Республики Татарстан о возложении обязанности по обеспечению жизненно необходимыми лекарственными препаратами.

В обоснование иска указано, что истец Чибисова Е.О., 10 февраля 1988 года рождения, согласно справке серии МСЭ-2018 № 1470283 является инвалидом второй группы, инвалидность установлена бессрочно в связи с имеющимся у нее заболеванием – муковисцидозом. Решением консилиума ФГБУ «Научно-исследовательский институт пульмонологии Федерального медико-биологического агентства» (далее - ФГБУ «НИИ Пульмонологии») истцу Чибисовой Е.О. в связи с прогрессирующим течением заболевания, недостаточной эффективностью проводимой симптоматической терапии, нарастанием структурных изменений органов – мишеней и снижением респираторной функции на фоне инфицирования дыхательных путей назначено лечение препаратом таргетной терапии КАФТРИО 730 таблеток в год + КАЛИДЕКО 365 таблеток в год или ТРИКАФТА 1095 таблеток в год, по жизненным показаниям длительно на постоянной основе. Лечение замене не подлежит, в отсутствие терапии указанными препаратами жизнеугрожающее состояние пациента может развиться в короткие сроки. На сегодняшний день вопрос об обеспечении истца жизненно важным и необходимым препаратом не решен.

Истец Ниязова Э.Н., 27 августа 1985 года рождения, согласно справке серии МСЭ-2013 № 2151840 является инвалидом второй группы, инвалидность установлена бессрочно в связи с имеющимся у нее заболеванием –муковисцидозом. Решением консилиума ФГБУ «Научно-исследовательский институт пульмонологии Федерального медико-биологического агентства» от 22 марта 2023 года истцу Ниязовой Э.Н. в связи с прогрессирующим течением заболевания, недостаточной эффективностью проводимой симптоматической терапии, нарастанием структурных изменений органов – мишеней и снижением респираторной функции на фоне инфицирования дыхательных путей назначено лечение препаратом таргетной терапии КАФТРИО 730 таблеток в год + КАЛИДЕКО 365 таблеток в год или ТРИКАФТА 1095 таблеток в год, по жизненным показаниям длительно на постоянной основе. Лечение замене не подлежит, в отсутствие терапии указанными препаратами жизнеугрожающее состояние пациента может развиться в короткие сроки. На сегодняшний день вопрос об обеспечении истца жизненно важным и необходимым препаратом не решен.

Ссылаясь на приведенные обстоятельства, указывая, что вопрос об обеспечении истцов жизненно важным и необходимым препаратом ответчиком не решен, Чибисова Е.О., Ниязова Э.Н. просили суд возложить на Министерство здравоохранения Республики Татарстан обязанность по обеспечению истцов лекарственными препаратами КАФТРИО и КАЛИДЕКО в размерах, назначенных заключением консилиума врачей ФГБУ «НИИ Пульмонологии» ФМБА России от 22 марта 2023 года до их отмены, а также обратить решение к немедленному исполнению.

В ходе судебного разбирательства судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Министерство финансов Российской Федерации, Министерство финансов Республики Татарстан.

В судебном заседании суда первой инстанции представитель истцов Чибисовой Е.О., Ниязовой Э.Н. – Лазутина М.В. в судебном заседании иск поддержала.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения Республики Татарстан – Шакирова Д.Р. в судебном заседании иск не признала.

Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, извещены.

Судом вынесено решение о частичном удовлетворении исковых требований в приведенной выше формулировке.

В апелляционной жалобе представитель ответчика Министерства здравоохранения Республики Татарстан Шакирова Д.Р., выражая несогласие с постановленным по делу решением, просит его отменить, как незаконное и необоснованное. При этом в жалобе указывается, что непосредственное обеспечение граждан лекарственными препаратами в компетенцию Министерства здравоохранения Республики Татарстан не входит.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Министерства здравоохранения Республики Татарстан по доверенности Яруллина Э.Р. апелляционную жалобу поддержала по изложенным в ней основаниям.

Представитель истцов Чибисовой Е.О., Ниязовой Э.Н. – Лазутина М.В. в судебном заседании суда апелляционной инстанции просила оставить в силе решение суда первой инстанции, полагая, что изложенные в апелляционной жалобе доводы являются несостоятельными и направлены на переоценку установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельств.

Иные участвующие в деле лица, извещенные о времени и месте рассмотрения дела по правилам статьи 113 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации, в суд не явились.

В соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, и извещенных о времени и месте его рассмотрения, не является препятствием к разбирательству дела, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для его отмены в связи со следующим.

Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституция Российской Федерации).

Каждый имеет право на жизнь (часть 1 статьи 20 Конституции Российской Федерации).

Согласно статье 41 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Таким образом, здоровье, как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ, Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В силу статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ).

Статьей 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ).

Порядок применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям определен Положением о порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 августа 2005 года № 494 (далее также – Порядок).

Согласно пункту 3 названного Порядка в случае необходимости индивидуального применения по жизненным показаниям лекарственного средства, не зарегистрированного на территории Российской Федерации, решение о назначении указанного препарата принимается консилиумом федеральной специализированной организации, оформляется протоколом и подписывается главным врачом или директором федеральной специализированной медицинской организации.

Пункт 10 части 1 статьи 16 Федерального закона Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относит организацию обеспечения граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности.

Частью 4 статьи 44 указанного Федерального закона предусмотрено ведение Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, в целях обеспечения таких граждан лекарственными препаратами.

Судом установлено и из материалов дела следует, что истец Чибисова Е.О., 10 февраля 1988 года рождения, согласно справке серии МСЭ-2018 № 1470283 является инвалидом второй группы, инвалидность установлена бессрочно в связи с имеющимся у нее заболеванием –муковисцидозом.

Решением консилиума ФГБУ «Научно-исследовательский институт пульмонологии Федерального медико-биологического агентства» истцу Чибисовой Е.О. в связи с прогрессирующим течением заболевания, недостаточной эффективностью проводимой симптоматической терапии, нарастанием структурных изменений органов – мишеней и снижением респираторной функции на фоне инфицирования дыхательных путей назначено лечение препаратом таргетной терапии КАФТРИО 730 таблеток в год + КАЛИДЕКО 365 таблеток в год или ТРИКАФТА 1095 таблеток в год, по жизненным показаниям длительно на постоянной основе. Лечение замене не подлежит, в отсутствие терапии указанными препаратами жизнеугрожающее состояние пациента может развиться в короткие сроки.

Ниязова Э.Н., 27 августа 1985 года рождения, согласно справке серии МСЭ-2013 № 2151840 является инвалидом второй группы, инвалидность установлена бессрочно в связи с имеющимся у нее заболеванием –муковисцидозом.

Решением консилиума ФГБУ «Научно-исследовательский институт пульмонологии Федерального медико-биологического агентства» от 22 марта 2023 года истцу Ниязовой Э.Н. в связи с прогрессирующим течением заболевания, недостаточной эффективностью проводимой симптоматической терапии, нарастанием структурных изменений органов – мишеней и снижением респираторной функции на фоне инфицирования дыхательных путей назначено лечение препаратом таргетной терапии КАФТРИО 730 таблеток в год + КАЛИДЕКО 365 таблеток в год или ТРИКАФТА 1095 таблеток в год, по жизненным показаниям длительно на постоянной основе. Лечение замене не подлежит, в отсутствие терапии указанными препаратами жизнеугрожающее состояние пациента может развиться в короткие сроки.

27 апреля 2023 года и 2 мая 2023 года Министерство здравоохранения РТ отказало истцам в удовлетворении заявления на обеспечение лекарственными препаратами КАФТРИО и КАЛИДЕКО или ТРИКАФТА сославшись на то, что эти препараты не прошли регистрацию в качестве лекарственных препаратов на территории Российской Федерации.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований и возложении обязанности по обеспечению Чибисовой Е.О., Ниязовой Э.Н. лекарственными препаратами КАФТРИО и КАЛИДЕКО, районный суд исходил из нуждаемости истцов в лечении данными лекарственными препаратами, наличия у ответчика Министерства здравоохранения Республики Татарстан в силу закона обязанности по приобретению требуемого лекарственного препарата, необеспечения им истца.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда и не находит оснований для отмены решения по доводам, изложенным в жалобе.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к отсутствию оснований для возложения на ответчика обязанности по обеспечению Чибисовой Е.О., Ниязовой Э.Н. указанными лекарственными препаратами, не могут повлечь отмену обжалуемого судебного постановления.

Согласно положениям статьи 72 Конституции Российской Федерации, координация вопросов здравоохранения; защита семьи, отцовства и детства; включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу положений статьи 54 Конституции Республики Татарстан каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Пункт 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относит организацию обеспечения граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 5 мая 2012 года № 502н (ред. от 2 декабря 2013 года) «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации» врачебная комиссия медицинской организации (далее - врачебная комиссия) создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи гражданам. Врачебная комиссия осуществляет в том числе функции принятия решения о назначении лекарственных препаратов при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям).

Врачебная комиссия создается на основании приказа руководителя медицинской организации.

В зависимости от поставленных задач, особенностей деятельности медицинской организации по решению руководителя медицинской организации в составе врачебной комиссии могут формироваться подкомиссии.

Поскольку в подтверждение нуждаемости в приеме лекарственных препаратов КАФТРИО и КАЛИДЕКО истцами представлено решение врачебной комиссии ФГБУ «НИИ Пульмонологии», доказательства, опровергающие нуждаемость пациентов в обеспечении данным лекарственным препаратом в рекомендованной дозировке, Министерством здравоохранения Республики Татарстан не представлено, судебная коллегия полагает выводы районного суда о возложении на Министерство здравоохранения Республики Татарстан обязанности по обеспечению истцов лекарственными препаратами КАФТРИО и КАЛИДЕКО правильными.

В соответствии с разделом 2 постановления Кабинета министров Республики Татарстан от 23 декабря 2011 года № 1052 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Республики Татарстан» одной из основных задач Министерства является организация лекарственного обеспечения учреждений здравоохранения и населения Республики Татарстан, в том числе льготного при амбулаторном обслуживании.

Основными задачами Министерства здравоохранения Республики Татарстан являются, в том числе, участие в выработке и реализации государственной политики в области охраны здоровья населения Республики Татарстан; нормативно-правовое регулирование в области охраны здоровья граждан и в сфере обращения лекарственных средств, наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, лекарственного обеспечения населения и учреждений здравоохранения Республики Татарстан; организация лекарственного обеспечения учреждений здравоохранения и населения Республики Татарстан, в том числе льготного при амбулаторном обслуживании (абзацы 1, 2, 3, 5 пункта 2 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Татарстан).

На Министерство здравоохранения Республики Татарстан возложено исполнение государственной функции - разработка и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования (абзац 5 пункта 3.1 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Татарстан).

Таким образом, реализация государственной политики в сферах здравоохранения и обращения лекарственных средств на территории Республики Татарстан, осуществление финансирования государственных и муниципальных учреждений здравоохранения в части реализации федеральных, областных целевых программ и контроль за целевым использованием финансовых средств возложена на Министерство здравоохранения Республики Татарстан.

Доводы апелляционной жалобы о дефиците финансовых средств на льготное лекарственное обеспечение граждан, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку данная позиция ответчика противоречит действующему законодательству и может повлечь существенное нарушение прав граждан. Кроме того, выполнение возложенных законом на орган государственной власти обязанностей не ставится в зависимость от наличия или отсутствия средств, необходимых для их исполнения.

Изложенные в решении суда выводы достаточно подробно мотивированы и основываются на исследованных доказательствах, которым суд первой инстанции дал надлежащую, отвечающую правилам статей 67, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и правильную по существу правовую оценку. Выводы суда соответствуют установленным судом фактам и закону, а поданная представителем ответчика жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, и не позволяет признать их ошибочными.

Иных доводов, указывающих на нарушения норм материального или процессуального права, приведших к неправильному разрешению спора, в жалобе нет.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

                                             О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан от 20 сентября 2023 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Министерства здравоохранения Республики Татарстан – Шакировой Д. Р. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Шестой кассационный суд обшей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 19 февраля 2024 года.

Председательствующий

Судьи

33-1092/2024 (33-20680/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Чибисова Екатерина Олеговна
Ниязова Эльвира Наильевна
Ответчики
Министерство здравоохранения Республики Татарстан
Другие
Министерство финансов РТ
Латузина Мария Викторовна
Министерство финансов РФ
Суд
Верховный Суд Республики Татарстан
Дело на странице суда
vs.tat.sudrf.ru
22.11.2023Передача дела судье
15.01.2024Судебное заседание
15.02.2024Судебное заседание
22.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.02.2024Передано в экспедицию
15.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее