Решение по делу № 2а-374/2020 от 09.10.2020

Дело №2а-374/2020

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ р.п.Тоншаево

(мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ)

Тоншаевский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Ягилева С.В.,

при секретаре судебного заседания Шевеловой Ю.А.,

с участием прокурора- заместителя прокурора Тоншаевского района Нижегородской области Беспалова А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний Тоншаевского районного суда

административное дело по административному иску Смирнова С.В. к территориальной избирательной комиссии Тоншаевского муниципального округа Нижегородской области, участковой избирательной комиссии избирательного участка №1982 Тоншаевского муниципального округа Нижегородской области об отмене решения избирательной комиссии об итогах голосования, результатах выборов депутатов Совета депутатов Тоншаевского муниципального округа Нижегородской области первого созыва по одномандатному избирательному округу №7 (признании результатов выборов недействительными)

У С Т А Н О В И Л :

Смирнов С.В. обратился в Тоншаевский районный суд с административным иском к территориальной избирательной комиссии Тоншаевского муниципального округа Нижегородской области, участковой избирательной комиссии избирательного участка №1982 Тоншаевского муниципального округа Нижегородской области об отмене решения избирательной комиссии об итогах голосования, результатах выборов депутатов Совета депутатов Тоншаевского муниципального округа Нижегородской области первого созыва по одномандатному избирательному округу №7 (признании результатов выборов недействительными) В обоснование заявленных требований Смирнов С.В. указывал на то, что 13.09.2020 года состоялись выборы Совета депутатов Тоншаевского муниципального округа Нижегородской области первого созыва, в том числе по одномандатному избирательному округу №7 (избирательная комиссия №1982), в которых он принимал участие в качестве зарегистрированного кандидата. Решением территориальной избирательной комиссии избранным депутатом одномандатному избирательному округу №7 постановлено считать Ложкина В.Д. По утверждениям Смирнова С.В. при проведении голосования и установлении итогов голосования избирательной комиссией были допущены многочисленные нарушения законодательства Российской Федерации о выборах, которые не позволяют выявить действительную волю избирателей. По мнению административного истца, допущенные нарушения выразились оказании администрацией Тоншаевского района воздействия на избирателей-работников бюджетной сферы, в нарушениях избирательной комиссией требований закона о досрочном голосовании, голосовании вне помещения для голосования, фальсификации участковой избирательной комиссией итогов выборов.

В судебном заседании административный истец Смирнов С.В. заявленные требования поддержал и пояснил, что по его мнению в ходе проведении выборов со стороны администрации Тоншаевского района на избирателей оказывалось административное давление, которое выразилось в понуждении к досрочному голосованию избирателей из с числа работников бюджетной сферы, а сама процедура голосования проведена избирательными комиссиями с многочисленными нарушениями законодательства о выборах, а поэтому результаты выборов следует признать недействительными.

Представитель административного ответчика- территориальной избирательной комиссии Тоншаевского муниципального округа Нижегородской области Малков К.Б. административный иск не признал. Из возражений ответчика следует, что нарушений законодательства о выборах, в ходе избирательной компании, голосовании, определении итогов голосования по одномандатному избирательному округу №7, которые не позволили бы выявить действительную волю избирателей, не допущено. Выборы проведены без какого-либо воздействия на участников избирательного процесса в условиях гласности и равноправия всех кандидатов. Результаты выборов отражают действительную волю избирателей. Все утверждения Смирнова С.Б. о якобы нарушениях законодательства о выборах основаны не на реальных фактах, а исключительно на его предположениях и догадках и лишены оснований.

Представители заинтересованных лиц – избирательной комиссии Нижегородской области, участковой избирательной комиссии №1982 в судебное заседание не явились.

Заинтересованные лица- глава местного самоуправления Тоншаевского муниципального района Нижегородской области Коновалов А.В., избранный депутат Ложкин В.Д. в судебное заседание также не явились.

По заключению участвующего в деле прокурора Беспалова А.С. факты нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, о которых утверждает Смирнов С.В. не нашли своего подтверждения, поэтому правовые основания для признания недействительными результатов выборов по одномандатному избирательному округу №7 отсутствуют.

В соответствии с ч.1 ст.243 КАС РФ о принятии к производству суда административного искового заявления о признании незаконными решения территориальной избирательной комиссии Тоншаевского муниципального округа судом проинформирована избирательная комиссия Нижегородской области.

Изучив доводы лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав материалы дела, оценив в соответствии со ст. 84 КАС РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление Смирнова С.В. о признании недействительными результатов выборов удовлетворению не подлежит.

Согласно ч.10 ст.239 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ) с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, могут обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности, инициативная группа по проведению референдума и (или) ее уполномоченные представители, в установленных законом случаях прокурор.

В силу ч.2,3 ст.240 КАС РФ административное исковое заявление об отмене решения избирательной комиссии об итогах голосования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия решения об итогах голосования. После опубликования результатов выборов административное исковое заявление об отмене решения избирательной комиссии о результатах выборов может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов, референдума. Из содержания административного иска следует, что предметом оспаривания является как решения участковой избирательной комиссии №1982 об итогах голосования от 13.09.2020 года, так и решение территориальной избирательной комиссии Тоншаевского муниципального округа от 14.09.2020 года о результатах выборов. С настоящим административным иском истец обратился в суд 09.10.2020 года.

На основании частей 7,9,10 ст.240 КАС РФ сроки, указанные в частях 2-6 ст.240 КАС РФ, не подлежат восстановлению независимо от причин их пропуска. Пропущенный по уважительным причинам срок подачи административного искового заявления о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ может быть восстановлен судом, за исключением сроков, которые установлены частями 2-6 настоящей статьи и восстановление которых невозможно. Пропуск срока обращения в суд с административным исковым заявлением о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации без уважительных причин, а также невозможность восстановления пропущенного срока является основанием для отказа в удовлетворении указанного заявления. Соответственно требования административного истца об отмене решения избирательной комиссии об итогах голосования не могут быть удовлетворены в любом случае, поскольку заявлены за пределами установленного законом срока обжалования. В тоже время срок для обращения в суд с требованиями об отмене решения избирательной комиссии о результатах выборов административным истцом не пропущен.

Представленными суду материалами дела подтверждены, установлены судом и не оспаривались участвующими в деле лицами следующие обстоятельства.

Постановлением избирательной комиссии Нижегородской области от 21.05.2020 года №136/1737-6 в связи со вступлением в силу Закона Нижегородской области от 29.04.2020 года №40-3 «О преобразовании муниципальных образований Тоншаевского муниципального района Нижегородской области» полномочия избирательной комиссии вновь образованного муниципального образования- Тоншаевский муниципальный округ возложены на территориальную избирательную комиссию Тоншаевского муниципального округа.

Решением территориальной избирательной комиссии Тоншаевского муниципального округа Нижегородской области от 23.06.2020 года №62/217-4 на 13 сентября 2020 года назначены выборы депутатов Совета депутатов Тоншаевского муниципального округа Нижегородской области первого созыва.

Постановлением территориальной избирательной комиссии Тоншаевского муниципального округа от 08.07.2020 года №1/1 полномочия избирательной комиссии вновь образованного Тоншаевского муниципального округа совмещены с полномочиями окружных избирательных комиссий избирательных округов №№1-15.

Территориальная избирательная комиссия Тоншаевского района сформирована постановлением избирательной комиссии Нижегородской области от 29.04.2016 года №118/1811-5 сроком на пять лет. Постановлением территориальной избирательной комиссии Тоншаевского муниципального округа от 05.06.2018 года №37/138-4 в избирательном округе №7 сформирована участковая избирательная комиссия избирательного участка №1982. Указанная избирательная комиссии создана также сроком на пять лет и более чем за два года до выдвижения кандидатов в депутаты Совета депутатов Тоншаевского муниципального округа, в том числе кандидата Смирнова С.В., а поэтому оснований подозревать избирательную комиссию, ее состав в какой-либо тенденциозности и заинтересованности, сомневаться в беспристрастности членов избирательной комиссии, создании ими каких-либо преимуществ для конкретного кандидата, у суда не имеется.

В качестве зарегистрированных кандидатов в выборах депутатов Совета депутатов Тоншаевского муниципального округа Нижегородской области первого созыва по одномандатному избирательному округу №7 участвовали в частности административный истец Смирнов С.В. (в порядке самовыдвижения) и Ложкин В.Д. (в порядке самовыдвижения).

Протоколом №1 от 13.09.2020 года участковой избирательной комиссии по избирательному участку №1982 (р.п.Пижма) установлено, что за Смирнова С.В. было подано 36 голосов, за кандидата Ложкина В.Д. 62 голоса. Решением участковой избирательной комиссии №1982 от 13.09.2020 года указанный протокол утвержден, итоги голосования установлены, а первый экземпляр протокола направлен в территориальную избирательную комиссию.

Протоколом территориальной избирательной комиссии от 13.09.2020 года, на которую возложены полномочия окружной избирательной комиссии, о результатах выборов депутатов Совета депутатов Тоншаевского муниципального округа Нижегородской области первого созыва по одномандатному избирательному округу №7 на основании сведений, поступивших из участковой избирательной комиссии, определено общее число голосов избирателей, поданных за зарегистрированных кандидатов - за Ложкина В.Д. 62 голоса (50,0 % от числа избирателей, принявших участие в голосовании, за Смирнова С.В. 36 голосов (29,3%).

Постановлением территориальной избирательной комиссии Тоншаевского муниципального округа от 14 сентября 2020 года №15/46 выборы депутатов по одномандатному избирательному округу №7 признаны состоявшимися, результаты выборов - действительными, избранным депутатом Совета депутатов Тоншаевского муниципального округа Нижегородской области первого созыва по одномандатному избирательному округу №7 признан Ложкин В.Д. – индивидуальный предприниматель.

Результаты выборов Совета депутатов Тоншаевского муниципального округа Нижегородской области первого созыва опубликованы в средствах массовой информации, в том числе в районной газете «Край родной» от 19.09.2020 года.

Правоотношения, по поводу которых возник спор, регламентированы Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Законом Нижегородской области от 6 сентября 2007 г. N 108-З "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области", а также Порядком досрочного голосования избирателей, участников референдума с применением дополнительных форм организации голосования при проведении выборов, референдумов в единый день голосования 13 сентября 2020 года, утвержденным постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 24.07.2020 года №260/1916-7.

На основании части 2 ст.77 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов только в прямо установленных законом случаях, в том числе, если кандидат, признанный избранным, использовали преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей (п.«г»), установления иных нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей (п. «е»). Отмена судом решения о результатах выборов в случае, если допущенные нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, в силу пункта 6 ст.77 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ влечет признание результатов выборов по данному избирательному округу недействительными.

Из системного толкования указанных норм права в их взаимосвязи следует, что суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии о результатах выборов после определения результатов выборов в случае установления им нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.

Из правовой позиции, отраженной в постановлении Конституционного Суда РФ от 22 апреля 2013 года N 8-П следует, что судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права. Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории.

Данный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 15 января 2002 года N 1-П, и имеет значение применительно к формированию конкретных юрисдикционных процедур, инициирование которых должно быть обусловлено наличием веских оснований полагать, что при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов волеизъявление избирателей было действительно искажено.

В обоснование своих доводов об отмене результатов выборов Смирнов В.Д. ссылается на незаконность по его мнению досрочного голосования избирателей, до единого дня голосования, голосования вне избирательного участка, не обеспечения участковой избирательной комиссией условий, исключающих доступ посторонних лиц к спискам избирателей и бюллетеней для голосования, нахождения членов избирательных комиссий на участках для голосования до начала их работы, фальсификацию председателем избирательной комиссии итогов голосования, использования должностными лицами администрации Тоншаевского района преимущества своего должностного положения в целях понуждения и побуждения избирателей, в том числе из числа работников бюджетных организаций к досрочному голосованию.

Одним из принципов административного судопроизводства является состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства при активной роли суда (пункт 7 статьи 6 КАС РФ). Исходя из этого принципа в части 1 статьи 62 КАС РФ установлена, прежде всего, обязанность административного истца доказывать обстоятельства, на которые он ссылается как на основания своих требований, если иной порядок распределения обязанностей доказывания не предусмотрен поименованным кодексом. Между тем административный истец не представил относимых и допустимых доказательств, подтверждающих как наличие указанных им в иске нарушений избирательного законодательства, так и того, что эти нарушения не позволили выявить действительную волю избирателей. Заявления административного истца Смирнова С.В. о якобы имевших место нарушениях избирательного законодательства основаны лишь на его догадках, предположениях, утверждениях о неочевидных фактах без указаний источников такой осведомленности.

В тоже время такие доводы административного истца Смирнова С.В. были тщательно проверены судом в ходе судебного разбирательства, в том числе путем получения объяснений сторон, допроса свидетеля, исследования письменных доказательств и не нашли своего подтверждения.

Так допрошенная в качестве свидетеля О. показала, что уже в течение длительного времени является председателем участковой избирательной комиссии №1982. Процедура выборов, подведение итогов голосования на избирательном участке осуществлялась в полном соответствии с требованиями действующего законодательства. Никакого давления на избирателей и членов избирательной комиссии со стороны иных лиц, в том числе со стороны администрации Тоншаевского района не оказывалось. Тайна голосования была обеспечена. В ход выборного процесса и деятельность избирательной комиссии никто не вмешивался. Доступа к сейфу со списками избирателей, заявлениям избирателей, документам избирательной комиссии посторонние лица не имели. Сейф запирался на замок, ключ от которого хранился у председателя избирательной комиссии. Сейф, по завершении рабочего дня каждый раз запирался и опечатывался, снятие печатей и открытие сейфа, производилось комиссией коллегиально, следов несанкционированного доступа сейф не имел. Работа избирательной комиссии начиналась в установленное время. Ее заблаговременный приход на участок для голосования в единый день голосования 13.09.2020 года обусловлен необходимостью обеспечения нормальной работы комиссии и начала голосования в строго назначенное время. Досрочное голосование, в том числе вне помещения для голосования, также осуществилось в соответствие с требованиями закона, а голосование вне помещения избирательного участка исключительно в день голосования и на основании заявлений граждан, которые не могут самостоятельно прийти в избирательный участок. Во время голосования на избирательном участке постоянно присутствовали наблюдатели. Фактические итоги голосования полностью соответствуют итогам голосования, установленным избирательной комиссией и отраженным избирательной комиссией в протоколе.

Утверждения административного истца о незаконности досрочного голосования избирателей, не обосновавших должным образом объективную невозможность своей явки на избирательный участок в день голосования- 13.09.2020 года, о незаконности голосования вне избирательных участков не могут приняты судом, поскольку не учитывают изменений, внесенных в действующее законодательство.

Так Федеральным законом от 23 мая 2020 г. N 154-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 154-ФЗ) внесены изменения в Федеральный закон N 67-ФЗ. Статья 65 ФЗ N 67-ФЗ дополнена пунктом 16, которым предусмотрено, что в целях создания условий для защиты здоровья избирателей, участников референдума при участии в голосовании, создания максимального удобства для реализации гражданами РФ избирательных прав, права на участие в референдуме досрочное голосование избирателей, участников референдума на выборах в органы государственной власти, органы местного самоуправления, референдуме субъекта РФ, местном референдуме может проводиться в порядке и сроки, которые установлены Центральной избирательной комиссией РФ, до дня голосования, но не ранее чем за 10 дней до дня голосования. Статья 66 ФЗ N 67-ФЗ дополнена пунктом 18, в соответствии с которым в целях создания условий для защиты здоровья избирателей, участников референдума при участии в голосовании, создания максимального удобства для реализации гражданами Российской Федерации избирательных прав, права на участие в референдуме голосование избирателей, участников референдума вне помещения для голосования, в том числе на территориях и в местах, пригодных к оборудованию для проведения голосования (на придомовых территориях, на территориях общего пользования и в иных местах), может проводиться в порядке и сроки, которые, установлены Центральной избирательной комиссией РФ, в том числе досрочно, но не ранее чем за семь дней до дня голосования. В соответствии со статьёй 5 Федерального закона N 154-ФЗ вышеуказанные правовые нормы вступили в силу со дня официального опубликования 23 мая 2020 г. и применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после дня вступления данного Закона в законную силу.

Пунктом 1.2 Порядка досрочного голосования предусмотрены следующие дополнительные формы организации голосования: досрочное голосование в помещении для голосования; досрочное голосование вне помещения для голосования (досрочное голосование на дому); досрочное голосование на территориях и в местах, пригодных к оборудованию для проведения голосования (на придомовых территориях, на территориях общего пользования и в иных местах); досрочное голосование групп избирателей, участников референдума, которые проживают (находятся) в населенных пунктах и иных местах, где отсутствуют помещения для голосования и транспортное сообщение с которыми затруднено. Согласно пункту 1.3 Порядка досрочное голосование в соответствии с предусмотренными пунктом 1.2 Порядка досрочного голосования формами организации голосования проводится в течение двух дней, предшествующих дню голосования, с 8 до 20 часов по местному времени).

Судом установлено, что досрочное голосование на избирательных участках №1982 осуществлялось в полном соответствии с Порядком досрочного голосования избирателей, участников референдума с применением дополнительных форм организации голосования при проведении выборов, референдумов в единый день голосования 13 сентября 2020 г., утвержденным постановлением ЦИК от 24 июля 2020 г. N 260/1916-7.

В ходе судебного разбирательства судом не установлено нарушений избирательного законодательства, не позволяющих с достоверностью определить действительную волю избирателей при проведении выборов депутатов Совета депутатов Тоншаевского муниципального округа Нижегородской области первого созыва по одномандатному избирательному округу №5.

Деятельность участковых и территориальной комиссии при подготовке, проведении выборов, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов осуществилась открыто и гласно в полном соответствии ч.5 ст.3 Федерального закона от 12 июня 2001 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ".

Несогласие административного истца с действиями избирательной комиссии и положениями действующего законодательства связано исключительно с его неудовлетворенностью итогами голосования и результатами выборов в соответствующем избирательном округе, что само по себе не является основанием для признания выборов недействительными.

При таких обстоятельствах административный иск Смирнова С.В. к территориальной избирательной комиссии Тоншаевского муниципального округа Нижегородской области, участковой избирательной комиссии избирательного участка №1982 Тоншаевского муниципального округа Нижегородской области об отмене решения избирательной комиссии об итогах голосования, результатах выборов депутатов Совета депутатов Тоншаевского муниципального округа Нижегородской области первого созыва по одномандатному избирательному округу №7 не подлежит удовлетворению.

На основании Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Закона Нижегородской области от 6 сентября 2007 г. N 108-З "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области", Порядка досрочного голосования избирателей, участников референдума с применением дополнительных форм организации голосования при проведении выборов, референдумов в единый день голосования 13 сентября 2020 года, утвержденным постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 24.07.2020 года №260/1916-7, руководствуясь ст.ст. 175-180, 239, 240 243,244 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска Смирнова С.В. к территориальной избирательной комиссии Тоншаевского муниципального округа Нижегородской области, участковой избирательной комиссии избирательного участка №1982 Тоншаевского муниципального округа Нижегородской области об отмене решения избирательной комиссии об итогах голосования, результатах выборов депутатов Совета депутатов Тоншаевского муниципального округа Нижегородской области первого созыва по одномандатному избирательному округу №7 (признании результатов выборов недействительными)

отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Тоншаевский районный суд Нижегородской области в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья: (подпись) Ягилев С.В.

Копия вена: судья Ягилев С.В.

секретарь судебного заседания Шевелова Ю.А.

2а-374/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Тоншаевского района
Смирнов Сергей Валерьевич
Ответчики
Территориальная избирательная комиссия ТОншаевского муниципального округа Нижегородской области
Участковая избирательная комиссия № 1982
Другие
Коновалов Анатолий Васильевич
Ложкин Виталий Дмитриевич
Суд
Тоншаевский районный суд Нижегородской области
Судья
Ягилев Сергей Владимирович
Дело на странице суда
tonshaevsky.nnov.sudrf.ru
09.10.2020Регистрация административного искового заявления
09.10.2020Передача материалов судье
13.10.2020Решение вопроса о принятии к производству
13.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.10.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.11.2020Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее