Судья Гадыршина Д.И. УИД 16RS0046-01-2024-001712-13
Дело № 2-2126/2024
Дело № 33-10490/2024
Учет № 090г
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
8 июля 2024 года город Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего Муртазина А.И.,
судей Новосельцева С.В., Сахиповой Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Топорковой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Новосельцева С.В. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Министерства здравоохранения Республики Татарстан – Шакировой Д.Р. на решение Вахитовского районного суда города Казани от 5 марта 2024 года, которым постановлено:
Исковое заявление удовлетворить частично.
Обязать Министерство здравоохранения Республики Татарстан обеспечить Фарида Фатыховича Валитова, <дата> года рождения, лекарственным препаратом «Тафамидис» (Виндамэкс) 61 мг в необходимом объеме и дозировке, рекомендуемой уполномоченной медицинской организацией на постоянной основе до отмены уполномоченной медицинской организацией применения лекарственного препарата.
В обращении решения к немедленному исполнению отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Валитов Ф.Ф. обратился в суд с исковым заявлением к Министерству здравоохранения Республики Татарстан о возложении обязанности по организации бесплатного обеспечения препаратом «Тафамидис» (Виндамэкс) по медицинским показаниям, постоянно до отмены его применения.
В обосновании иска указал, что является инвалидом <данные изъяты>, страдает редким генетическим заболеванием <данные изъяты>» и нуждается в терапии по жизненным показаниям препаратом «Тафамидис». Диагноз «Наследственный семейный амилоидоз» был поставлен истцу в ФГБУ «НМИЦ им. В.А. Алмазова» Минздрава России, что подтверждается консультативным заключением врача от 17 октября 2023 года. Согласно указанному документу ему по жизненным показаниям без права замены показана терапия препаратом «Тафамидис» 61 мг 1 раз в день ежедневно.
Без надлежащего лечения его болезнь продолжает прогрессировать, соответственно, состояние его здоровья ухудшилось, и 1 октября 2023 года ему была установлена 3 группа инвалидности (справка МСЭ № ....). Тафамидис - единственный на сегодняшний день препарат, способный остановить развитие заболевания истца. Указанным препаратом на сегодняшний день он не обеспечен.
Межрегиональная общественная организация инвалидов «Союз пациентов и пациентских организаций по редким заболеваниям» в соответствии с Уставом организации, по его просьбе и в его интересах обратилась к ответчику с ходатайством принять меры по обеспечению Валитова Ф.Ф. препаратом «Тафамидис». В ответ на обращение Министерство здравоохранения Республики Татарстан сообщило, что обеспечение льготных категорий граждан федерального уровня ответственности осуществляется в рамках перечня ЖНВЛП, утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 года № 2406-р, в который Тафамидис не включен (письмо от 20 ноября 2023 года № 09-01-16419). При этом сообщается, что при выделении дополнительных денежных средств обеспечение данным препаратом будет организовано.
С ответом Министерства здравоохранения Республики Татарстан истец не согласен, считает мотивы отказа формальными и расценивает как способ избежать бремени финансовой ответственности по закупке лекарства для тяжелобольного пациента.
Согласно Государственному реестру лекарственных средств лекарственный препарат «Тафамидис» зарегистрирован на территории Российской Федерации и внесен в Государственный реестр лекарственных средств.
Решением врачебной комиссии ГАУЗ «Буинская ЦРБ» .... от <дата> было постановлено, что на основании заключения ФГБУ «НМИЦ им. В.А. Алмазова» Минздрава России, Центра молекулярной генетики г. Москва, ГАУЗ «Межрегиональный клинико-диагностический центр» ВАЦ лаборатории радиоизотопной диагностики г. Казань, Медико-генетического центра Лаборатории медицинской геномики «НМИ Центр здоровья Детей» г. Москва пациенту Валитову Ф.Ф. по жизненным показаниям без права замены показана терапия препаратом «Тафамидис», капсулы 61 мг 1 раз в день ежедневно (1 упаковка № 30 в месяц, на год - 12 упаковок).
Руководствуясь изложенным, истец просит суд возложить на ответчика обязанность по организации его бесплатного обеспечения препаратором «Тафамидис» (Виндамэкс) по медицинским показаниям, постоянно до отмены его применения, а также обратить решение суда к немедленному исполнению.
Представитель истца – Ончукова М.О. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика – Шакирова Д.Р. иск не признала, пояснив, что обеспечение льготных категорий граждан осуществляется в рамках перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. Лекарственный препарат «Тафамидис» в указанный перечень не включен, просила отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Третьи лица Министерство финансов Республики Татарстан, ГАУЗ «Буинская ЦРБ» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Суд в приведенной выше формулировке вынес решение о частичном удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе представитель Министерства здравоохранения Республики Татарстан, выражая несогласие с постановленным по делу решением, просит его отменить как незаконное и необоснованное, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО2 Ф.Ф. в полном объеме. При этом указывает, что вопросы организации обеспечения пациентов препаратом Тафамидис (Виндамэкс) относятся к полномочиям федеральных органов исполнительной власти и не входит в компетенцию Министерства здравоохранения Республики Татарстан, что истцы будут обеспечены лекарственными препаратами после выделения необходимых средств из федерального бюджета.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика доводы жалобы поддержала, просила ее удовлетворить.
Представитель истца – Сторчакова М.О. с жалобой не согласилась, полагая ее необоснованной.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили, о причинах своей неявки не сообщили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав пояснения явившихся лиц, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения по правилам пункта 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Судом установлено, что истец Валитов Ф.Ф. является инвалидом <данные изъяты> согласно справке МСЭ-2023 .... (л.д. 21), страдает редким генетическим заболеванием <данные изъяты>
В соответствии с консультативным заключением ФГБУ «НМИЦ им. В.А. Алмазова» Минздрава России от 17 октября 2023 года Валитову Ф.Ф. по жизненным показаниям без права замены показана терапия препаратом «Тафамидис» 61 мг 1 раз в день ежедневно (л.д. 9).
Согласно решению врачебной комиссии ГАУЗ «Буинская ЦРБ» от 1 ноября 2023 года № 480 на основании заключения ФГБУ «НМИЦ им. В.А. Алмазова» Минздрава России, Центра молекулярной генетики г. Москва, ГАУЗ «Межрегиональный клинико-диагностический центр» ВАЦ лаборатории радиоизотопной диагностики г. Казань, Медико-генетического центра Лаборатории медицинской геномики «НМИ Центр здоровья Детей» г. Москва пациенту Ф.Ф. Валитову по жизненным показаниям без права замены показана терапия препаратом «Тафамидис», капсулы 61 мг 1 раз в день ежедневно (1 упаковка № 30 в месяц, на год - 12 упаковок) (л.д. 17).
Нуждаемость истца в лекарственных препаратах ответчиком не оспаривается.
Однако 20 ноября 2023 года Министерство здравоохранения Республики Татарстан отказало Валитову Ф.Ф. в удовлетворении их заявлений на обеспечение вышеуказанными лекарственными препаратами, ссылаясь на отсутствие необходимого финансирования.
До настоящего времени вопрос об обеспечении истцов указанными препаратами не решен.
Разрешая спор в части возложения на ответчика обязанности по организации обеспечения Валитова Ф.Ф. назначенными им лекарственными препаратами, суд исходил из того, что соответствующие препараты были назначены истцам по жизненным показаниям, а ответчик является государственным органом, занимающимся реализацией государственной политики в сферах здравоохранения и обращения лекарственных средств на территории Республики Татарстан, осуществлением финансирования государственных и муниципальных учреждений здравоохранения в части реализации федеральных, областных целевых программ и контролем за целевым использованием финансовых средств. Установив предусмотренную законом совокупность обстоятельств для возложения на ответчика обязанности обеспечить Валитова Ф.Ф. жизненно необходимым лекарственным препаратом «Тафамидис», пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на нормах материального права и представленных в дело доказательствах, которым судом первой инстанции дана оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно положениям части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию (часть 2 статьи 41 Конституции РФ).
Согласно положениям статьи 8 ФЗ от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.
В силу статьи 13 ФЗ от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
На основании части 2 статьи 19 ФЗ от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Согласно пункту 8 статьи 6.1 ФЗ от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе инвалиды.
Пункты 1 и 2 части 1 статьи 16 ФЗ от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» относят к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья защиту прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья; разработку, утверждение и реализацию программ развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организацию обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участие в санитарно-гигиеническом просвещении населения.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 ФЗ от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации возложены обязанность своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
Одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относятся обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, зарегистрированными на территории Российской Федерации лекарственными препаратами граждан, страдающих заболеваниями, включенными в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности, а также обеспечение за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации детей-инвалидов всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения.
По жизненным показаниям решением консилиума врачей федеральной специализированной медицинской организации к индивидуальному применению пациентом может быть назначено лекарственное средство, не зарегистрированное на территории Российской Федерации. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются, в том числе, средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.
В соответствии с разделом 2 постановления Кабинета министров Республики Татарстан от 23 декабря 2011 года № 1052 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Республики Татарстан» одной из основных задач Министерства является организация лекарственного обеспечения учреждений здравоохранения и населения Республики Татарстан, в том числе льготного при амбулаторном обслуживании.
Основными задачами Министерства здравоохранения Республики Татарстан являются, в том числе, участие в выработке и реализации государственной политики в области охраны здоровья населения Республики Татарстан; нормативно-правовое регулирование в области охраны здоровья граждан и в сфере обращения лекарственных средств, наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, лекарственного обеспечения населения и учреждений здравоохранения Республики Татарстан; организация лекарственного обеспечения учреждений здравоохранения и населения Республики Татарстан, в том числе льготного при амбулаторном обслуживании (абзацы 1, 2, 3, 5 пункта 2 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Татарстан).
На Министерство здравоохранения Республики Татарстан возложено исполнение государственной функции - разработка и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования (абзац 5 пункта 3.1 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Татарстан).
Таким образом, реализация государственной политики в сферах здравоохранения и обращения лекарственных средств на территории Республики Татарстан, осуществление финансирования государственных и муниципальных учреждений здравоохранения в части реализации федеральных, областных целевых программ и контроль за целевым использованием финансовых средств возложена на Министерство здравоохранения Республики Татарстан.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 5 мая 2012 года № 502н (ред. от 2 декабря 2013 года) «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации» врачебная комиссия медицинской организации (далее - врачебная комиссия) создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи гражданам. Врачебная комиссия осуществляет в том числе функции принятия решения о назначении лекарственных препаратов при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям).
Врачебная комиссия создается на основании приказа руководителя медицинской организации.
В зависимости от поставленных задач, особенностей деятельности медицинской организации по решению руководителя медицинской организации в составе врачебной комиссии могут формироваться подкомиссии.
Из установленных по делу обстоятельств следует, что Валитов Ф.Ф. является инвалидом <данные изъяты>, страдает редким генетическим заболеванием Е85.0 «Наследственный семейный амилоидоз» и нуждается в терапии по жизненным показаниям препаратом «Тафамидис». Диагноз «Наследственный семейный амилоидоз» был поставлен истцу в ФГБУ «НМИЦ им. В.А. Алмазова» Минздрава России, что подтверждается консультативным заключением врача от 17 октября 2023 года. Согласно указанному документу ему по жизненным показаниям без права замены показана терапия препаратом «Тафамидис» 61 мг 1 раз в день ежедневно.
Поскольку в подтверждение нуждаемости в приеме лекарственного препарата Тафамидис (Виндамэкс) представлено решение врачебной комиссии ГАУЗ «Буинская центральная районная больница», доказательства, опровергающие нуждаемость пациентов в обеспечении данным лекарственным препаратом в рекомендованной дозировке, Министерством здравоохранения Республики Татарстан не представлено, судебная коллегия полагает выводы районного суда о необходимости возложения на Министерство здравоохранения Республики Татарстан обязанности по обеспечению истца лекарственным препаратом Тафамидис (Виндамэкс)правильными.
Ссылку в апелляционной жалобе на отсутствие необходимого финансирования, судебная коллегия отклоняет, поскольку такая позиция ответчика противоречит действующему законодательству и может повлечь существенное нарушение прав граждан. Кроме того, выполнение возложенных Законом на орган государственной власти обязанностей не может ставиться в зависимость от наличия или отсутствия средств, необходимых для их исполнения.
Решение суда в части отказа в удовлетворении требования об обращении судебного акта к немедленному исполнению сторонами не обжалуется, а потому не является предметом апелляционного рассмотрения.
По существу, доводы апелляционной жалобы полностью повторяют позицию ответчика, заявленную в суде первой инстанции, были предметом подробного изучения и оценки суда первой инстанции, в целом они направлены на переоценку установленных обстоятельств и представленных доказательств на основе иного понимания норм права, а потому основанием к отмене судебного постановления являться не могут.
Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения, - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вахитовского районного суда города Казани от 5 марта 2024 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства здравоохранения Республики Татарстан – Шакировой Д.Р. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 12 июля 2024 года.
Председательствующий
Судьи