Дело № 3а-764/2022
22OS0000-01-2022-000227-56
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 февраля 2022 года город Барнаул
Алтайский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Копцевой Г.В.
при секретаре Бондаренко Т.В.
с участием представителя административного истца Ганзвинда К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Толмачева В. А. к Управлению имущественных отношений Алтайского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
Толмачев В.А. обратился в Алтайский краевой суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости в равном их рыночной стоимости размере следующих земельных участков:
- с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>, площадью 4 857 125 кв.м.;
- с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>, площадью 4 885 920 кв.м.;
- с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес> площадью 6 628 546 кв.м.;
- с кадастровым номером *** расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес> площадью 9 072 103 кв.м.;
- с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес> площадью 3 544 850 кв.м.;
- с кадастровым номером *** расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>, площадью 7 846 154 кв.м.;
- с кадастровым номером *** расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес> площадью 888 889 кв.м.
Требования мотивированы тем, что указанные выше земельные участки принадлежат административному истцу на праве общей долевой собственности. Кадастровая стоимость земельных участков, содержащаяся в ЕГРН, является завышенной, не соответствует рыночной стоимости, в подтверждение чего представил отчет об оценке. Результаты определения кадастровой стоимости земельных участков затрагивают права Толмачева В.А., так как кадастровая стоимость влияет на размер подлежащего уплате земельного налога.
В судебном заседании представитель административного истца Ганзвинд К.В. просил об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, об отложении разбирательства дела не просили. При этом от Управления имущественных отношений Алтайского края и филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Алтайскому краю поступили письменные отзывы на иск.
В соответствии со ст.ст. 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав пояснения представителя административного истца Ганзвинда К.В., допросив в качестве свидетеля оценщика Кузнецова В.В., изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного искового заявления.
В соответствии с п.2 ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
В соответствии с п.п. 1, 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 1 ст.391 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено определение налоговой базы в отношении земельного участка как его кадастровой стоимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно п.2 ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Судом установлено, что Толмачеву В.А. на праве общей долевой собственности принадлежат следующие земельные участки, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства:
- 1/16 доля в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес> площадью 4 857 125 кв.м. (л.д. 21-26 т. 1);
-3/65 доли в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>, площадью 4 885 920 кв.м. (л.д. 26-28 т.1);
- 1/43 доля в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>, площадью 6 628 546 кв.м. (л.д. 29-31 т.1);
- 3/176 доли в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>, площадью 9 072 103 кв.м. (л.д. 32-36 т.1);
- 8/141 долей в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>, площадью 3 544 850 кв.м. (л.д.37-40 т.1);
- 1/51 доля в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>, площадью 7 846 154 кв.м. (л.д. 41-45 т.2);
-1/6 доля в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>, площадью 888 889 кв.м. (л.д. 46-48 т. 1).
В силу ст.388 Налогового кодекса Российской Федерации Толмачев В.А. является плательщиком земельного налога, в связи с чем, установление в отношении объектов недвижимости кадастровой стоимости в размере их рыночной стоимости имеет правовое значение для административного истца.
Результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости утверждены приказом Управления имущественных отношений Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Алтайского края».
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объектов недвижимости филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГ содержащаяся в государственном кадастре недвижимости кадастровая стоимость вышеуказанных земельных участков определена по состоянию на ДД.ММ.ГГ и составляет в отношении участков: с кадастровым номером *** – 9 665 678,75 рублей, с кадастровым номером *** – 9 722 980,8 рублей, с кадастровым номером *** – 13 190 806,54 рубля, с кадастровым номером *** – 18 053 484,97 рублей, с кадастровым номером *** – 7 054 251,5 рублей, с кадастровым номером *** – 1 768 889,11 рублей, с кадастровым номером *** – 15 613 846,46 рублей (л.д. 14-20 т. 1).
Исходя из положений п.7 ст.22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В подтверждение рыночной стоимости земельных участков административным истцом представлен отчет об оценке *** от ДД.ММ.ГГ, составленный оценщиком ООО «Центр независимой оценки «Партнер» Кузнецовым В.В. (л.д. 69-161 т.1), согласно которому рыночная стоимость земельных участков определена на дату оценки ДД.ММ.ГГ и составляет в отношении участков с кадастровыми номерами: *** – 1 748 565 рублей, *** – 1 736 329 рублей, *** – 2 187 420 рублей, *** – 2 828 572 рубля, *** – 1 347 043 рубля, *** – 434 662 рубля, *** – 2 539 793 рубля.
Исследовав отчет об оценке, суд приходит к выводу, что он соответствует требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральным стандартам оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности и могут быть приняты в качестве допустимых доказательств, подтверждающих достоверность указанной в них итоговой величины рыночной стоимости земельных участков.
Из данного отчета следует, что оценщик провел анализ рынка и внешних факторов, влияющих на стоимость объекта оценки. При определении рыночной стоимости земельных участков к избранным объектам-аналогам были применены корректировки по наиболее существенным ценообразующим факторам с приведением соответствующих обоснований и расчетов. Приведенные в отчете расчеты и пояснения к ним обеспечивают проверяемость выводов и результатов, указанных оценщиком в рамках выбранного подхода.
В данном случае оценка рыночной стоимости произведена индивидуально для конкретных земельных участков в отличие от методов массовой оценки объектов недвижимости, поэтому может отличаться от кадастровой стоимости, утвержденной приказом Управления имущественных отношений Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***.
Отчет об оценке подготовлен оценщиком Кузнецовым В.В., являющимся членом Саморегулируемой межрегиональной ассоциации специалистов-оценщиков, т.е. лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, имеющим необходимое образование. Документы, подтверждающие образование оценщика, страхование его ответственности и членство в некоммерческой организации оценщиков и экспертов, сдачу квалификационного экзамена по направлению оценочной деятельности «Оценка недвижимости» приложены к заключению.
Кроме того, в судебном заседании допрошенный в качестве свидетеля оценщик Кузнецов В.В. подтвердил достоверность своего исследования, дал мотивированные возражения относительно указанных Управлением имущественных отношений Алтайского края замечаний к отчету, о чем представил письменные пояснения. Оценщик обосновал применение именно сравнительного подхода при оценке и отказ от доходного подхода, так как в результате сравнительного подхода получается наиболее достоверный результат исследования, что не противоречит требованиям п.24 ФСО ***. В качестве объектов-аналогов им использовались земельные участки по всему сегменту земель сельскохозяйственного назначения, с датой предложения 1 квартал 2017 года, то есть за 1 год 9 месяцев до даты оценки с применением корректировки на дату оценки +4%, что соответствует данным Ассоциации «СатРиелт». Оценщиком изучены все возможные предложения о продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в Рубцовской агрозоне и выбрал наиболее вероятный ценовой диапазон, отбросив объекты, находящиеся в нижнем и верхнем диапазонах, учитывая, что рыночная стоимость объекта оценки – это наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчуждён на дату оценки на открытом рынке в условиях конкуренции. Для оценки оценщиком приняты аналоги по цене 0,5 рублей/кв.м., фактические сделки в оцениваемом <адрес> Алтайского края. Поскольку рынок земельных участков сельскохозяйственного назначения в оцениваемом <адрес> неактивный, площадь оцениваемых участков составляет от 88 до 907 Га, оценщиком применена соответствующая корректировка на площадь. Таким образом, рыночная стоимость объекта оценки не была занижена.
Основания не доверять данным пояснениям у суда отсутствуют, оценщик предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.
Данные пояснения суд находит обоснованными, подтвержденными сведениями из «Справочника оценщика недвижимости-2018. Корректирующие коэффициенты. Скидки для сравнительного подхода» под редакцией Лейфера Л.А., нарушения подп.«б» п.22 ФСО *** при применении оценщиком корректировок судом не установлено.
Таким образом, указанные в возражениях Управления имущественных отношений Алтайского края о несоответствии представленного отчета о рыночной стоимости требованиям законодательства об оценочной деятельности, не являются основанием для отказа в удовлетворении административных исковых требований.
Кроме того, суд принимает во внимание, что административными ответчиками и заинтересованным лицом доказательства иной рыночной стоимости земельных участков суду не представлены. Управление имущественных отношений Алтайского края в своём отзыве соглашается с тем, что рыночная стоимость объектов оценки, определённая в отчете, может находиться в предполагаемом диапазоне стоимости.
Учитывая, что установление кадастровой стоимости объектов недвижимости равной рыночной имеет для административного истца правовое значение, суд удовлетворяет исковые требования Толмачева В.А.
В связи с тем, что заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано административными истцами посредством почтового отправления ДД.ММ.ГГ, срок, предусмотренный ч.3 ст.245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не пропущен.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление Толмачева В. А. об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес> площадью 4 857 125 кв.м., по состоянию на ДД.ММ.ГГ в равном его рыночной стоимости размере - 1 748 565 рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес> площадью 4 885 920 кв.м., по состоянию на ДД.ММ.ГГ в равном его рыночной стоимости размере - 1 736 329 рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес> площадью 6 628 546 кв.м., по состоянию на ДД.ММ.ГГ в равном его рыночной стоимости размере - 2 187 420 рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *** расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес> площадью 9 072 103 кв.м., по состоянию на ДД.ММ.ГГ в равном его рыночной стоимости размере - 2 828 572 рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>, площадью 3 544 850 кв.м., по состоянию на ДД.ММ.ГГ в равном его рыночной стоимости размере - 1 347 043 рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *** расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>, площадью 7 846 154 кв.м., по состоянию на ДД.ММ.ГГ в равном его рыночной стоимости размере - 2 539 793 рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>, в р.у. ***, площадью 888 889 кв.м., по состоянию на ДД.ММ.ГГ в равном его рыночной стоимости размере - 434 662 рубля.
Дата обращения с заявлением об изменении кадастровой стоимости земельных участков – ДД.ММ.ГГ.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение одного месяца со дня вынесения решения в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Алтайский краевой суд.
Судья: Г.В. Копцева
Мотивированное решение принято ДД.ММ.ГГ.