Решение по делу № 2-2070/2020 от 22.04.2020

04RS0018-01-2020-002050-40

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 августа 2020 года                                                                                         г. Улан-Удэ

Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Болдохоновой С.С., при секретаре Федоровой Т.Т., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Забайкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах РФ, неопределенного круга лиц к ООО "Структура" об обязании провести компенсационные мероприятия,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Забайкальский межрайонный природоохранный прокурор в интересах РФ, неопределенного круга лиц, обращаясь в суд с иском к ООО «Структура», просит обязать ответчика в установленном законом порядке, в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, провести компенсационные мероприятия по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов, предусмотренных заключением Ангаро-Байкальского территориального управления по рыболовству о согласовании осуществления деятельности от ДД.ММ.ГГГГ .

Исковые требования мотивированы тем, что Забайкальской межрайонной природоохранной прокуратурой по обращению и.о. министра природных ресурсов <адрес> Миронова А.И. проведена проверка исполнения ООО «Структура» законодательства о сохранении водных биоресурсов, в ходе которой выявлен факт непроведения компенсационных мероприятий, предусмотренных заключением Ангаро-Байкальского территориального управления Федерального агентства по рыболовству (АБТУР) о согласовании осуществления деятельности от 15.01.2018г.. №ИС-96 по объекту «Регулирование русла реки <адрес>». Указанное заключение АБТУР выдано ООО «Сигма+», выполнившему работы по разработке проекта «Регулирование русла реки Харагун в <адрес>» в рамках государственного контракта от 20.06.2017г., заключенного с Министерством природных ресурсов <адрес>. 07.09.2018г. Министерством природных ресурсов <адрес> с ООО «Структура» заключен государственный контракт №Ф.2018.426553 на выполнение по разработанному ООО «Сигма+» проекту работ «Регулирование русла реки Харагун в <адрес>». Согласно п.4.3. Контракта работы должны быть закончены в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ<адрес> по сохранению водных биоресурсов и среды обитания, порядок их осуществления определяется Положением о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.04.2013г. . Сроком окончания проведения компенсационных мероприятий является прекращение негативного воздействия на водные биоресурсы среду их обитания от производства работ. Проверкой установлено, что в нарушение указанных требований закона ООО «Структура» компенсационные мероприятия с целью устранения последствий негативного воздействия на состояние водных биоресурсов по объекту «Регулирование русла реки Харагун в <адрес>» не исполнены. Осуществление ответчиком деятельности, оказывающей вред водным биологическим ресурсам <адрес>, при непроведении восстановительных компенсационных мероприятий, создает угрозу загрязнения водного объекта и свидетельствует о нарушении прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и экологическую безопасность, предусмотренных ст.52 Конституции РФ. Кроме того, незаконными действиями нарушаются права РФ, как собственника водных объектов – ресурсам <адрес>, поскольку такая деятельность не позволяет государственным органам управления осуществлять контроль по охране водного объекта, по его воспроизводству в случае негативного влияния при осуществлении лицом производственной деятельности, а также не позволяет компенсировать расходы государства от причинения ущерба окружающей среде за счет средств природопользователя.

В судебном заседании представитель истца Забайкальского межрайонного природоохранного прокурора Кошелев А.Е. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика ООО «Структура» в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица Министерства природных ресурсов <адрес> на судебное заседание не явился, надлежаще извещен.

С учетом требований ст. 167 ГПК РФ, в отсутствие возражения, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Судом установлено, что согласно государственному контракту № от 07.09.2018г. заключенного между Министерством природных ресурсов <адрес> и ООО «Структура» подрядчик обязался своевременно выполнить на условиях контракта работу по объекту «Регулирование русла реки Харагун в <адрес>» и сдать результат работ заказчику; состав и объем работ, требования к материалам, используемым при выполнении работ, определены приложениями ,2, к контракту; место выполнения работ: <адрес>.

Согласно п.4.3. Контракта работы должны быть закончены в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГг.

Согласно заключению о согласовании осуществления деятельности по объекту «Регулирование русла реки Харагун в <адрес>», от 15.01.2018г. подготовленного Ангаро-Байкальским территориальным управлением федерального агентства по рыболовству, при выполнении природоохранных мероприятий, перечисленных в материалах проекта, технологии и сроков проведения работ, предусмотренных в документации, в натуральном выражении величина вреда, причиненного водным биоресурсам и среде обитания составит 0,0829 тонн рыбы. В качестве восстановительных мероприятий, в соответствии с п.57 Методики необходимо провести выпуск молоди сазана средней штучной навеской 0,5 гр. в количестве 11053 экз. в Ивано-Арахлейские озера <адрес>. В случае невозможности выполнения запланированных мероприятий по искусственному воспроизводству молоди сазан, согласно п.57 Методики исчисления вреда, причиненного водным биологическим ресурсам, утвержденной приказом Росрыболовства от 25.11.2011г. , негативные последствия намечаемой деятельности на водные биоресурсы могут быть устранены путем выпуска молоди пеляди средней навеской 05,гр. в количестве 19739 экз. в Ивано-Арахлейские озера <адрес>. Данное ведомство согласовало осуществление деятельности по объекту: «Регулирование русла реки Харагун в <адрес>» при обязательном выполнении природоохранных мероприятий и условий согласования.

Из письма Министерства природных ресурсов <адрес> от 18.03.2020г. следует, что подтверждений о проведении ООО «Структура» компенсации ущерба водно-биологическим ресурсам не имеется.

По информации Забайкальского территориального отдела контроля, надзора и рыбоохраны Ангаро-Байкальского территориального управления Росрыболовства от 06.04.2020г. данные по выполнению мероприятий по выпуску молоди рыб при осуществлении деятельности по регулированию русла <адрес> в Ангаро-Байкальском территориального управлении отсутствуют.

В соответствии со ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Согласно п.1 ч.1 ст.1 Закона №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических объектов» от 20.12.2004г. №166-ФЗ водные биологические ресурсы (далее - водные биоресурсы) - рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы.

Пунктом 1 ст.45 Закона №166-ФЗ Искусственное воспроизводство водных биоресурсов обеспечивается федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства и подведомственными ему федеральными государственными бюджетными учреждениями, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями на основании государственных контрактов или договоров на выполнение работ по искусственному воспроизводству водных биоресурсов в соответствии с планами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства. Порядок подготовки и утверждения планов искусственного воспроизводства водных биоресурсов устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

Статьей 50 названого закона определено, что при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Деятельность, указанная в части 1 настоящей статьи, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Положением о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.04.2013г. .

Соглансо п. 2,4,5,6,7 Положения, при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности, оказывающей прямое или косвенное негативное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обеспечивают выполнение мер по сохранению биоресурсов и среды их обитания, предусмотренных в документации в соответствии с пунктом 5 настоящего Положения.

При установлении по результатам оценки воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания, указанной в подпункте "б" пункта 2 настоящего Положения, прямого или косвенного негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, предусматривают в проектной документации, а также документации, обосновывающей внедрение новых технологических процессов и осуществление иной деятельности, которая может оказать негативное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, осуществление мер по сохранению биоресурсов и среды их обитания, предусмотренных подпунктами "в" - "з" пункта 2 настоящего Положения

В соответствии с пп. «з» п.2 Положения проведение мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания посредством искусственного воспроизводства, акклиматизации биоресурсов или рыбохозяйственной мелиорации водных объектов, в том числе создания новых, расширения или модернизации существующих производственных мощностей, обеспечивающих выполнение таких мероприятий.

Мероприятия по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, предусмотренные подпунктом "з" пункта 2 настоящего Положения (включая содержание и эксплуатацию указанных в этом подпункте производственных мощностей), осуществляются юридическими и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, в полном объеме до прекращения такого воздействия на биоресурсы и среду их обитания за счет собственных средств самостоятельно или с привлечением на договорной основе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих искусственное воспроизводство, акклиматизацию биоресурсов и рыбохозяйственную мелиорацию водных объектов.

Пунктами 4,5 «Правил согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания» юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, для согласования строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности представляют в Федеральное агентство по рыболовству заявку о согласовании, с приложением необходимой документации.

Согласно п.9 указанных Правил решение о согласовании (об отказе в согласовании) деятельности оформляется в виде заключения, которое подписывается руководителем или уполномоченным заместителем руководителя Федерального агентства по рыболовству (его территориального органа), в котором содержится краткое описание деятельности и характеристика ее воздействия на водные биологические ресурсы и среду обитания; меры по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, планируемые в соответствии с документацией; условия и ограничения, необходимые для предупреждения или снижения негативного воздействия деятельности на водные биологические ресурсы и среду их обитания (условия забора воды и отведения сточных вод, условия работ в водоохранной и рыбоохранной зонах, прибрежной защитной полосе водного объекта и рыбохозяйственной заповедной зоне, ограничения по срокам и способам производства работ на акватории и другие условия); выводы о допустимости влияния деятельности на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания.

С учетом того, что стороной ответчика не представлено доказательств о проведении компенсационных мероприятий по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов, предусмотренных заключением Ангаро-Байкальского территориального управления Росрыболовства, суд считает необходимым удовлетворить требования истца и обязать ООО «Структура» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести соответствующие мероприятия.

Доводы ответчика об изменении цены по выполнению компенсационных мероприятий судом приняты быть не могут, поскольку в данном случае не имеют значения. Ответчик при заключении государственного контракта обязался выполнить указанные работы, при наличии каких-либо разногласий, они должны были быть урегулированы до заключения государственного контракта.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Забайкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах РФ, неопределенного круга лиц к ООО "Структура" об обязании провести компенсационные мероприятия удовлетворить.

Обязать ООО "Структура" в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести компенсационные мероприятия по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов, предусмотренных заключением Ангаро-Байкальского территориального управления Росрыболовства о согласовании осуществления деятельности от 15.01.2018г. №ИС-96.

Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный суд Республики Бурятия в установленном законом порядке, то есть путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                    подпись            Болдохонова С.С.

Копия верна: Судья                            Болдохонова С.С.

Подлинник решения /заочного решения находится в Октябрьском районном суде г. Улан-Удэ и подшит в гражданское дело № 2-2070/2020

2-2070/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Забайкальский межрайонный природоохранный прокурор в интересах РФ, неопределенного круга лиц
Ответчики
ООО "Структура"
Другие
Ангаро-Байкальское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству
Министерство природных ресурсов Забайкальского края
Суд
Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ
Судья
Болдохонова С.С.
Дело на странице суда
oktiabrsky.bur.sudrf.ru
22.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.04.2020Передача материалов судье
27.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.04.2020Производство по делу приостановлено
14.07.2020Производство по делу возобновлено
14.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.08.2020Подготовка дела (собеседование)
04.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.08.2020Судебное заседание
24.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее