Решение по делу № 33-7577/2024 от 08.07.2024

Судья Ханбекова Ж.Ш. Дело № 2-874/2024

Докладчик Пилипенко Е.А. Дело № 33-7577/2024

А П ЕЛ Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего Пилипенко Е.А.,

судей: Поротиковой Л.В., Васильевой Н.В.,

при секретаре Миловановой Ю.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Новосибирске 08 августа 2024 года гражданское дело по апелляционной жалобе Молодцовой А.А. на решение Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску Молодцовой Аси Анатольевны к Сибирской оперативной таможне о защите трудовых прав.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Пилипенко Е.А., объяснения истицы Молодцовой А.А., возражения представителя Сибирской оперативной таможни Вишняковой Ю.С., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Молодцова А.А. обратилась в суд с указанным иском, в обоснование указав, что на протяжении длительного времени ответчиком нарушаются права истца при прохождении федеральной государственной гражданской службы.

Приказами СОТ от 03.08.2023г. -КМ и от 10.08.2023г. -КМ ответчиком в отношении истицы было назначено и проведено две служебные проверки, по итогам которых истице было объявлено дисциплинарное взыскание – замечание; непосредственному начальнику истице были объявлены дисциплинарные взыскания – выговор и строгий выговор.

Считает, что проверки были проведены с нарушениями.

Так, в ходе проверок истицу не ознакомили с проставлением подписи. Ответчик необъективно и формально подошел к установлению и рассмотрению фактов дисциплинарных проступков, видов, причин и условий; умышленно проигнорировал обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления о проведении служебных проверок; при вынесении решения проигнорировал отсутствие у истицы дисциплинарных взысканий ранее, а также предшествующие результаты исполнения должностных обязанностей, подтвержденные многократными поощрениями и благодарностями.

Проверка по фактам опоздания на работу была инициирована начальником отдела, который не отвечает за служебную дисциплину, при этом он готовил неоднократно ответы в рамках трудового спора.

Общая продолжительность четырех рассматриваемых при проведении служебной проверки опозданий составила 1ч. 24 мин., данные опоздания не нанесли вреда рабочему процессу, вся порученная работа выполнена в срок и в полном объеме. Не дана оценка всем предпринятым истицей мерам в целях предотвращения опозданий на работу.

Комиссия была не вправе учитывать факты опозданий, по которым не было своевременно запрошено объяснение, и истек срок давности. Вывод о систематическом характере нарушений не обоснован.

Проверка была инициирована 03.08.2023г. Отрицая разрешение ношения гражданской одежды и требование экономить электроэнергию, представитель нанимателя ссылается на неукоснительное выполнение распоряжения ФТС. Истица в своей служебной деятельности не взаимодействует с гражданами, организациями участниками внешнеэкономической деятельности. Ее внешний вид в гражданской одежде соответствовал требованиям письма.

По итогам проверки, инициированной ДД.ММ.ГГГГ по однократному факту ношения гражданской одежды, дисциплинарного взыскания истица не получила, но ситуация негативно отразилась на ее здоровье.

Обе служебные проверки расценивает как направленные на нее «репрессивные меры» со стороны представителя нанимателя из-за отстаивания ею в служебном споре нарушенных им законных прав с целью добиться увольнения истицы.

С учетом дополнений и уточнения исковых требований, Молодцова А.А. просила:

1. Признать результаты обеих служебных проверок в отношении нее необоснованными и незаконными, отменить вынесенные на их основании решения о привлечении к дисциплинарной ответственности (включая дисциплинарное взыскание наложенное на истицу приказом от 13.10.2023г.).

2. Обязать представителя нанимателя в лице заместителя начальника Сибирского таможенного управления – начальника Сибирской оперативной таможни Я. А.В. принять меры для недопущения подобных нарушений в дальнейшем.

3. Привлечь представителя нанимателя в лице заместителя начальника Сибирского таможенного управления – начальника Сибирской оперативной таможни Я. А.В. к административной ответственности по п.1 и п.6 ст.5.27 КоАП РФ, к уголовной ответственности по ст.285 УК РФ.

5. Обязать Сибирскую оперативную таможню внести изменения в приказы:

- -К от 08.12.2023г. «О премировании федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов Сибирской оперативной таможни по результатам деятельности в 3 квартале 2024г.», установив размер премии Молодцовой А.А. в сумме 36 000 рублей;

- -УК от 21.12.2023г. «О единовременном поощрении федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов Сибирской оперативной таможни», установив размер единовременного поощрения Молодцовой А.А. в сумме 40 193 рубля вместо 15 000 рублей.

6.Обязать Сибирскую оперативную таможню произвести доплату Молодцовой А.А. разницы между требуемыми в п.5 суммами и фактически выплаченными.

Решением Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в части требований Молодцовой Аси Анатольевны о привлечении Я. А.В. к уголовной и административной ответственности прекращено.

Исковые требования Молодцовой Аси Анатольевны в остальной части оставлены без удовлетворения в полном объеме.

С данным решением не согласна истец. В апелляционной жалобе содержится просьба об отмене решения суда.

Апеллянт полагает, судом неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.

В обоснование доводов указано, что судом не принято во внимание, что привлечение к дисциплинарной ответственности руководителя истца негативно повлияло на отношение непосредственного начальника истца к ней, что повлекло нарушение прав истца на благоприятные условия труда. Судом также не учтено, что проведение второй служебной проверки по малозначительному поводу стало источником стресса и явилось причиной заболевания истца.

Апеллянт не согласна с выводом суда об отсутствии нарушений процедуры проведения служебных проверок.

Отмечает, что не была ознакомлена с инструкцией об организации и проведении служебной проверки, в связи с чем, была лишена права заявить отвод членам комиссии.

Считает, что выводы суда о наличии вины истца в опозданиях на работу основаны на искажении данных истцом пояснений.

Решение суда не содержит выводы о степени тяжести проступка и размере вреда, причиненного проступком.

Полагает вывод суда о том, что вопрос о выплате стимулирующих премий относится к исключительной компетенции работодателя, противоречит действующему законодательству.

Считает некорректным общий вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения требований в отношении двух различных выплат по приказам от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ.

Отмечает, что решение содержит факты, относящиеся к 2021 и 2022 годам, не имеющим значения при рассмотрении данного спора.

Указывает, что третье лицо Я. А.В. не явился ни на одно судебное заседание и не предоставил отзыв, при наличии у него данных обязанностей.

На апелляционную жалобу Молодцовой А.А. представителем Сибирской оперативной таможни – Стафеевой В.Г. поданы возражения, в которых указывается на необоснованность доводов, приведенных в жалобе.

Проверив материалы дела на основании ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, заслушав истицу и представителя ответчика, судебная коллегия приходит к следующему.

Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» (статья 2 этого закона).

Государственная гражданская служба Российской Федерации - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).

Основные обязанности гражданского служащего предусмотрены статьей 15 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, в том числе пунктом 5 части 1 данной нормы предусмотрена обязанность соблюдать служебный распорядок государственного органа.

Служебная дисциплина на гражданской службе - обязательное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом (часть 1 статьи 56 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 57 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, увольнение с государственной гражданской службы по основаниям, установленным пунктом 2, подпунктами "а" - "г" пункта 3, пунктами 5 и 6 части 1 статьи 37 этого же федерального закона.

Статьей 58 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ установлен порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания. В силу данной нормы до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей. Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки (части 1 - 4 названной статьи).

Порядок проведения служебной проверки в отношении гражданских служащих регламентирован статьей 59 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ.

Служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего. При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены: факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка; вина гражданского служащего; причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка; характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка; обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки (части 1 и 2 статьи 59 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).

Требования к содержанию письменного заключения по результатам служебной проверки определены в части 9 статьи 59 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, согласно которой в письменном заключении по результатам служебной проверки указываются факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки, предложение о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взыскания.

Частью 7 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации также установлено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

Судом при рассмотрении спора установлено, что на основании докладной записки от 03.08.2023г. начальника организационно-инспекторского отдела Турбина А.А. (т.1 л.д. 31) был издан приказ Сибирской оперативной таможни -КМ от 07.08.2023г. о проведении в период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. служебной проверки в целях установления обстоятельств, причин и условий нарушения Молодцовой А.А. требований распоряжения СОТ от ДД.ММ.ГГГГг. -р «О ношении форменной одежды» (т. 1 л.д. 32). Согласно листу ознакомления, с данным приказом Молодцова А.А. была ознакомлена под подпись 18.08.2023г. (т. 1 л.д. 33).

В рамках проведения проверки был направлен запрос руководителю Молодцовой А.А. – Романюк Т.В. (получен 08.08.2023г.) (т. 1 л.д. 34), на что был дан ответ 11.08.2023г. о причине нахождения Молодцовой А.А. в рабочее время 03.08.2023г. в гражданской форме одежды – личная недисциплинированность, также Романюк Т.В. дала пояснения о доведении до сведений должностных лиц разрешения на ношение гражданской формы в жаркие дни, когда температура воздуха превышает 28 градусов (т.1 л.д. 35).

В рамках проведения проверки был направлен запрос Молодцовой А.А.(получен 18.08.2023г.) (т. 1 л.д. 36), на что был дан ответ 18.08.2023г. о том, что ею неукоснительно соблюдается порядок ношения форменной одежды, во исполнение протокола оперативного совещания о возможности нахождения на рабочем месте в жаркую погоду в гражданской одеже в помещениях, где не работает либо выключен кондиционер, находилась на рабочем месте в гражданской одежде – в платье, по цвету приближенном к форменной одежде (т.1 л.д.37).

Из представленной информации – протокола оперативного совещания, а также из служебной записки от 23.08.2023г. начальника отдела организационно-инспекторской работы следует, что распоряжений о возможности ношения на рабочем месте гражданской одежды не принималось (т. 1 л.д. 38-39).

Распоряжением -р от 26.10.2021г. предписано ношение сотрудниками и должностными лицами Сибирской оперативной таможни форменной одежды (т.1 л.д. 43).

01.09.2023г. было утверждено заключение по результатам служебной проверки, согласно которому было принято решение о привлечении Романюк Т.В. к дисциплинарной ответственности (т. 1 л.д. 59-64).

Приказом -Д от 10.10.2023г. Романюк Т.В. была привлечена к дисциплинарной ответственности в виде выговора за ненадлежащую организацию и проведение воспитательной профилактической работы с подчиненным должностным лицом (т.1 л.д. 68-70).

31.07.2023г. была подана докладная записка начальником отдела организации и контроля деятельности правоохранительных подразделений Смердин Н.Г. о прибытии на службу Молодцовой А.А. 21, 24, 25, 27, ДД.ММ.ГГГГг. после начала рабочего времени, что является нарушением установленных требований (т. 1 л.д. 77). Также имеются докладные записки от 26.07.2023г., от 27.07.2023г., от 28.07.2023г. начальника отдела оперативно-дежурной службы и таможенного охраны Пилипенко Д.В. заместителю начальника Сибирского таможенного управления – начальнику таможни Я. А.В. по фактам прибытия Молодцовой А.А. на службу после начала рабочего времени (т. 1 л.д. 79-81).

Приказом -КМ от 03.08.2023г. было назначено проведение служебной проверки в целях установления обстоятельств, причин и условий нарушений Молодцовой А.А. требований служебного распорядка (т. 1 л.д. 82-84).

04.08.2023г. согласно листу ознакомления, Молодцова А.А. и Романюк Т.В. были ознакомлены с приказом Сибирской оперативной таможни от ДД.ММ.ГГГГг. -КМ, Инструкцией об организации и о проведении служебной проверки в таможенных органах РФ, утвержденной приказом ФТС России от ДД.ММ.ГГГГг. , ст.59 ФЗ-79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации», что подтверждают их подписи в листе ознакомления (т. 1 л.д. 84).

Молодцовой А.А. 04.08.2023г. был получен запрос в рамках служебной проверки о предоставлении пояснений по причинам прихода на службу после 8.30 ч. – 21.07.2023г., 24.07.2023г., 25.07.2023г., 27.07.2023г., 28.07.2023г. (т. 1 л.д. 88).

03.08.2023г. Молодцовой А.А. было дано объяснение по указанным фактам, датированным 24, 25 и ДД.ММ.ГГГГ Указано о существенном увеличении дорожных пробок, вызванных ремонтными работами на «Винаповском» мосту, об изменении маршрута. Указывает о том, что она перепробовала все три возможных выезда, регулярно случаются пробки и аварии, изредка случаются опоздания по независящим от нее обстоятельствам, которые она предотвратить не в силах. Вставать на работу раньше не может (вечером теряет время в пробках, а у нее семья, дела и потребность высыпаться) (т. 1 л.д. 89).

18.08.2023г. Молодцовой А.А. дан ответ на запрос по фактам опоздания 24, 25, 27 июля и ДД.ММ.ГГГГг. с приложением, согласно которому с весны 2023г. ею были предприняты меры во избежание опозданий: сдвинула время выхода из дома на 07.00ч., делегировала отведение младшего ребенка в детский сад другим членам семьи. 24.07, 25.07 и 27.07. пробки были значительно больше, об опоздании предупредила Романюк Т.В., 02.08 опоздала из-за поломки трамвая. В каждом случае предупреждала и дела записи в журнале отсутствия. 21.07.2023г. сдавала кровь на анализы, предупредила Романюк Т.В. 28.07 проходила плановую диспансеризацию согласно графику, о чем предупредила Романюк Т.В. и имеется запись в журнале отсутствий. Опоздания были непродолжительными и не нанесли вреда рабочему процессу (т. 1 л.д. 91-101).

04.08.2023г. Романюк Т.В. был вручен запрос в рамках служебной проверки (т. 1 л.д. 102), на что она 09.08.2023г. предоставила объяснение, где указанные выше Молодцовой А.А. обстоятельства подтвердила. Также Романюк Т.В. пояснила, что в журнале учета прихода и ухода Молодцовой А.А. внесены записи по указанным фактам 25.07.2023г. по факту написания объяснений. Ранее опоздания не носили систематический характер, до руководства данные факта не доводились (т.1 л.д. 103).

25.08.2023г. Романюк Т.В. был вручен запрос в рамках служебной проверки по фактам 14 случаев опоздании в период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. Молодцовой А.А. согласно генератора отчетов «Орион Про» (т. 1 л.д. 104), на что был дан ответ о наличии предупреждений со стороны Молодцовой А.А. по фактам опозданий кроме дат ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. Факты опозданий ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ отражены в журнале регистрации прихода и ухода; факты опозданий 24, 20, 21 апреля, 29 мая, 02.08.2023г. не отражены в журнале (т.1 л.д. 105).

25.08.2023г. Романюк Т.В. был вручен запрос в рамках служебной проверки по фактам опоздании Молодцовой А.А. ДД.ММ.ГГГГ, на что был дан ответ о том, что Молодцова А.А. написала сообщение о причине опоздания – пробка, разрешения не получала (л.д. 107).

Согласно приказу от 21.08.2019г. «О служебном распорядке Сибирской оперативной таможни» установлено начало рабочего дня с 8.30ч. (т. 1 л.д. 112)

Согласно заключению по результатам служебной проверки от 31.08.2023г. комиссия предложила: привлечь к дисциплинарной ответственности Молодцову А.А. за совершение дисциплинарного проступка, выразившегося в несвоевременном приходе на службу после начала служебного времени 24.07., 25.07, 27.07., 02.08. С данным заключением Молодцова А.А. была ознакомлена 12.10.2023г. (т. 1 л.д. 158-175).

Приказом -Д от 13.10.2023г. Молодцова А.А. была привлечена к дисциплинарной ответственности в виде замечания (т. 1 л.д. 177-178).

Приказом СОТ от 08.12.2023г. -К «О премировании федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов Сибирской оперативной таможни по результатам деятельности в 3 квартале 2023г.» Молодцова А.А. была премирована за выполнение в 3 квартале особо важных и сложных заданий, установленных плановых заданий с учетом добросовестного и качественного исполнения должностных обязанностей, личного вклада в выполнение показателей результативности и эффективности деятельности в размере 32 000 рублей, данная сумма выплачена.

Приказом СОТ от 21.12.2023г. -К «О единовременном поощрении федеральных государственных гражданских служащих Сибирской оперативной таможни» Молодцова А.А. была премирована в размере 15 000 рублей, данная сумма выплачена.

Приказом -кс от 07.03.2024г. дисциплинарные взыскания Романюк Т.В. и Молодцовой А.А. были досрочно сняты.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь указанными правовыми нормами, регулирующими спорные правоотношения, исходил из того, что процедура проведении служебных проверок в отношении истца не была нарушена, а также из того, что в результате проведенных служебных проверок установлены: 1) факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка; 2) вина гражданского служащего; 3) причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка. При указанных обстоятельствах, суд пришел к выводу о том, что Молодцова А.А. не исполнила должным образом свои служебные обязанности, в связи с чем, ответчик был полномочен рассмотреть вопрос о ее привлечении к дисциплинарной ответственности в виде замечания.

Рассматривая требования истца в части необоснованного снижения размера премии, суд исходил из того, что оспариваемые премии не являются обязательной, гарантированной выплатой сотруднику, они обусловлены оценкой руководителем результатов службы конкретного сотрудника, выплата разовой премии производится сотрудникам дифференцированно в зависимости от результатов службы и объемов бюджетных средств, выделяемых на эти цели. Применение такого поощрения относится к компетенции руководителя таможенного органа, который принимает решение о выплате этой премии в зависимости от результатов службы конкретного сотрудника, то есть такая премия не является обязательной частью денежного довольствия сотрудника, а выступает лишь дополнительной мерой его материального стимулирования и поощрения.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и представленным сторонами доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права.

В силу статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель имеет право, в том числе, требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка, требований охраны труда; привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 192 Трудового кодекса Российской Федерации за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить дисциплинарное взыскание в виде замечания.

Дисциплинарным проступком является виновное, противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей, в том числе нарушение должностных инструкций, положений, приказов работодателя.

Порядок применения дисциплинарных взысканий установлен статьей 193 Трудового кодекса Российской Федерации.

Из приведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации следует, что работодатель может применить к работнику дисциплинарное взыскание только в случае совершения работником дисциплинарного проступка. Дисциплинарным проступком является виновное, противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей, выразившееся в нарушении требований законодательства, обязательств по трудовому договору, правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, положений, приказов работодателя, технических правил и т.п. При этом бремя доказывания совершения работником дисциплинарного проступка, явившегося поводом к привлечению его к дисциплинарной ответственности, лежит на работодателе.

Как усматривается из материалов дела, основанием для проведения в отношении истца служебных проверок послужили докладные записки от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, на основании которых представителем нанимателя были приняты приказы о проведении служебных проверок.

Довод жалобы о том, что докладные записки были составлены неуполномоченными лицами, опровергается материалами дела. Так, докладные записки, являющиеся фактом обнаружения дисциплинарного проступка, были составлены начальником отдела организации и контроля деятельности правоохранительных подразделений и начальником организационно-инспекторского отдела. Заинтересованность данных лиц в проведении служебной проверки не доказана.

Материалами дела с достоверностью подтверждается, что истец под подпись была ознакомлена с приказами Сибирской оперативной таможни от ДД.ММ.ГГГГг. -КМ, от ДД.ММ.ГГГГ -КМ, Инструкцией об организации и о проведении служебной проверки в таможенных органах РФ, утвержденной приказом ФТС России от ДД.ММ.ГГГГг. , ст.59 ФЗ-79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (л.д. 33,85, т.1).

В ходе служебных проверок установлены факты нарушения Молодцовой А.А. требований должностного регламента, приказа СОТ от ДД.ММ.ГГГГ , требований ст.15 Федерального закона №79-ФЗ, свидетельствующие о несоблюдении истцом правил служебного распорядка, а также о нарушении истцом требований о ношении форменной одежды.

Вопреки позиции апеллянта, ответчиком соблюден порядок проведения служебных проверок, по результатам которых принято решение о наложении на Молодцову А.А. дисциплинарного взыскания в виде замечания за несоблюдение Правил служебного распорядка. При этом, нарушений порядка привлечения к дисциплинарной ответственности не допущено. По факту несоблюдения требований о ношении форменной одежды, истица к дисциплинарной ответственности не привлекалась.

Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Молодцовой А.А. дисциплинарного проступка ввиду допущенных ею опозданиях на работу, поскольку, зная о проводимых органом местного самоуправления ремонтных работах на дорогах, по которым идет выбранный истицей маршрут общественного транспорта, она могла и должна была принять все необходимые меры, в том числе и более ранний подъем, и предусматривать на дорогу на работу не 1,5 часа, а более продолжительное время, однако этого не сделала.

При указанных обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом ответчика о наличии вины Молодцовой А.А. в установленных нарушениях.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 192 Трудового кодекса Российской Федерации за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания, в том числе замечание.

При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен (ч. 5 ст. 192 Трудового кодекса Российской Федерации).

Как установлено в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела, руководителем Сибирской оперативной таможни приведенные выше нормы закона соблюдены и с учетом тяжести допущенного проступка – опозданий ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ и их продолжительности, а также предшествующего поведения, которое свидетельствует о наличии подобных нарушений и ранее, в отношении Молодцовой А.А. было применен наименее строгий вид дисциплинарного взыскания – замечание.

В то время как доводы истицы о предвзятом к ней отношении представителя нанимателя своего подтверждения в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела не нашли, поскольку по единичному факту не ношения форменной одежды Молодцова А.А. к дисциплинарной ответственности привлечена не была. А проведение служебной проверки по факту несоблюдения служебной дисциплины было обусловлено неоднократными – четырьмя допущенными опозданиями за непродолжительный промежуток времени.

То обстоятельство, что подводом для проверки послужили докладные записки не начальника отдела Романюк Т.В., а иных должностных лиц, о незаконности последних не свидетельствуют, поскольку по их результатам Романюк Т.В. также была привлечена к дисциплинарной ответственности за отсутствие контроля за соблюдением подчиненными должностными лицами распоряжений руководителя Сибирской оперативной таможни.

Таким образом, вопреки доводам подателя жалобы, привлечение к дисциплинарной ответственности по мотиву предвзятого отношения со стороны работодателя относимыми и допустимыми доказательствами, что необходимо в силу статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не подтверждено.

Несогласие апеллянта с выводом суда о том, что определение размера оспариваемых премий является прерогативой работодателя, о незаконности постановленного решения не свидетельствует.

В соответствии со статьей 11 Трудового кодекса Российской Федерации на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее также - Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации) гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Частью 1 статьи 50 Закона о государственной гражданской службе Российской Федерации установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Закона о государственной гражданской службе Российской Федерации).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Закона о государственной гражданской службе Российской Федерации).

Согласно части 10 статьи 50 Закона о государственной гражданской службе Российской Федерации гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

В соответствии с частью 3 статьи 51 Закона о государственной гражданской службе Российской Федерации фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу пункта 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в частях 2 и 3 статьи 51 Закона о государственной гражданской службе Российской Федерации, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.

Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия приходит к выводам, что дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Закона о государственной гражданской службе Российской Федерации, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением .

Приказом Федеральной таможенной службы от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий и единовременных поощрений федеральным государственным гражданским служащим таможенных органов Российской Федерации, согласно которому премирование гражданских служащих производится за выполнение особо важных и сложных заданий руководства таможенного органа, выполнение установленных плановых заданий с учетом добросовестного и качественного исполнения должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом и задачами, возложенными на таможенный орган (структурное подразделение таможенного органа) согласно Положению о Федеральной таможенной службе и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно пункту 3 Порядка выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий и единовременных поощрений федеральным государственным гражданским служащим таможенных органов Российской Федерации в качестве расчетного периода для начисления премии принимается месяц, квартал или иной срок, который устанавливается по решению начальника таможенного органа для выполнения заданий.

В соответствии с пунктами 6 - 8 Порядка размер премии определяется в абсолютных суммах (в рублях) либо в процентах от оклада денежного содержания гражданского служащего, установленного на последний день расчетного периода.

Размер премии устанавливается гражданскому служащему с учетом результатов его деятельности в зависимости от вклада в выполнение заданий и от участия гражданского служащего в реализации приоритетных проектов (программ), а также степени участия в мероприятиях по профессиональному развитию гражданского служащего, осуществляемому в порядке, определяемым Президентом Российской Федерации.

При определении размера премии учитывается результативность деятельности гражданского служащего в качестве наставника.

Конкретные размеры премии гражданским служащим определяются в пределах фонда оплаты труда и максимальными размерами не ограничиваются.

Выплаты премии и единовременных поощрений, предусмотренных настоящим Порядком, оформляются приказом таможенного органа (пункт 10 Порядка).

Выплаты премии и единовременных поощрений производятся в пределах денежных средств, предусмотренных лимитами бюджетных обязательств таможенных органов на оплату труда гражданских служащих (пункт 11 Порядка).

Пунктом 38 Порядка организации системы оплаты труда работников таможенных органов Российской Федерации и учреждений, находящихся в ведении Федеральной таможенной службы России, утвержденного приказом Федеральной таможенной службы России от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что выплаты стимулирующего характера работникам осуществляются в пределах фонда оплаты труда работников, ежегодно утверждаемого в установленном порядке, и подразделяются на следующие виды: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы; выплаты за качество выполняемых работ; выплаты за выслугу лет, стаж непрерывной работы: премиальные выплаты по итогам работы.

Согласно пунктам 52 - 54 Порядка организации системы оплаты труда работников таможенных органов Российской Федерации и учреждений, находящихся в ведении Федеральной таможенной службы России премия за выполнение показателей оценки эффективности труда работников выплачивается при достижении конкретных результатов профессиональной (служебной) деятельности работником по итогам работы за месяц, квартал или иной период, который устанавливается по решению начальника таможенного органа, руководителя учреждения.

Конкретные показатели оценки эффективности труда работников устанавливаются приказом таможенного органа, учреждения и должны отражать количественную и качественную оценку трудовой деятельности работника.

Как усматривается из материалов дела, на основании приказа и.о. начальника Сибирского таможенного управления – начальника Сибирской оперативной таможни Д.М. Николаева «О премировании федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов Сибирской оперативной таможни по результатам деятельности в III квартале 2023 г.» от ДД.ММ.ГГГГ -К (т.1 л.д. 194) за выполнение в III квартале 2023 г. особо важных и сложных заданий, установленных плановых заданий с учетом добросовестного и качественного исполнения обязанностей, личного вклада в выполнение показателей результативности и эффективности деятельности Молодцова А.А. была премирована в размере 32 000 рублей (т. 1 л.д. 195).

Не соглашаясь с данным размером, истца просила произвести ей доплату до 36 000 рублей, то есть того размера, который был установлен государственному гражданскому служащему, занимающему аналогичную должность - главный государственный таможенный инспектор отдела документационного обеспечения.

Однако, сам по себе факт отличия в размере стимулирующей выплаты о незаконности соответствующих действий ответчика не свидетельствует, поскольку ее размер в отношении истицы был определен с учетом требований пункта 54 Порядка организации системы оплаты труда работников таможенных органов Российской Федерации и учреждений, находящихся в ведении Федеральной таможенной службы России, который предусматривает, что обязательным условием при выплате премии за выполнение показателей оценки эффективности труда является соблюдение работником трудовой дисциплины и правил внутреннего трудового распорядка.

Отсутствуют нарушения действующего законодательства и при издании приказа от ДД.ММ.ГГГГ -к «О единовременном поощрении федеральных государственных гражданских служащих Сибирской оперативной таможни» (т. 1 л.д. 189-192).

Согласно статье 191 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.

Как усматривается из указанного выше локального акта, данное поощрение – премия носит единовременный, разовый характер, и в систему оплаты труда, то есть в состав гарантированного денежного содержания государственного гражданского служащего не входит.

Применение данного вида поощрения, как и определение его размера, относится к дискреции (полномочиям) представителя нанимателя, который вправе по своему усмотрению оценить результаты исполнения работниками должностных обязанностей за период работы. Нормы действующего трудового законодательства и приведенные выше нормативные акты не предусматривают обязанность представителя нанимателя премировать всех работников денежными суммами в одинаковом размере, равном максимальному.

При этом правом оценки эффективности профессиональной служебной, деятельности и личного вклада работника также наделен работодатель - представитель нанимателя, а не суд.

Как установлено судом первой инстанции, при определении размера единовременного поощрения ответчиком учитывались не только предложения непосредственного руководителя, но и иные критерии (листок нетрудоспособности, нахождение в отпуске, показатели выполняемой работы, привлечение к дисциплинарной ответственности).

При указанных обстоятельствах, доводы жалобы в рассматриваемой части также подлежат отклонения как необоснованные.

Таким образом, апелляционная жалоба не содержат правовых оснований для отмены обжалуемого решения суда, так как позиция истицы основана на неправильном толковании действующего законодательства, по существу сводится к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств. Оснований для иной оценки доказательств по делу судебная коллегия не усматривает. Доказательств, опровергающих выводы суда, автором жалобы в суд апелляционной инстанции не представлено.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судом не допущено.

С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

Решение Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по доводам жалобы оставить без изменения, апелляционную жалобу Молодцовой А.А. – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Кассационная жалоба может быть подана в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Председательствующий:                        Пилипенко Е.А.

Судьи:                                 Васильева Н.В.

Поротикова Л.В.

33-7577/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Молодцова Ася Анатольевна
Ответчики
Сибирская оперативная таможня
Другие
Начальник Сибирской оперативной таможни Алексей Валерьевич Яковлев
Суд
Новосибирский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.nsk.sudrf.ru
12.07.2024Передача дела судье
08.08.2024Судебное заседание
15.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.08.2024Передано в экспедицию
08.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее