Решение по делу № 33-5024/2023 от 10.04.2023

Дело № 33-5024/2023

(№ 2-887/2022)

(УИД 59RS0004-01-2022-007158-23)

Судья Делидова П.О.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Пермь 23 мая 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Высочанской О.Ю.,

судей Кляусовой И.В., Безматерных О.В.

при секретаре Зайцевой К.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Яхъяевой Дианы Рустемовны к администрации города Перми о возложении обязанности предоставить жилое помещение по апелляционной жалобе администрации г. Перми на решение Ленинского районного суда г. Перми от 25.01.2023.

Заслушав доклад судьи Высочанской О.Ю., изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Яхъяева Д.Р. обратилась в суд с иском к администрации города Перми о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений.

В обоснование исковых требований указала, что является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать Б. умерла 22.02.2004, отец Я. лишен родительских прав, в связи с чем она передана на воспитание опекуну. До достижения 18-летнего возраста истец проживала по месту жительства опекуна. После достижения совершеннолетия опека над истцом закончилась, в настоящее время проживает на съемной квартире, живет и работает в городе Перми. До настоящего времени истцу жилое помещение не предоставлено.

Судом постановлено решение об удовлетворении исковых требований Яхъяевой Д.Р.: на администрацию города Перми возложена обязанность предоставить Яхъяевой Д.Р. на территории муниципального образования город Пермь по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, пригодное для проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, в том числе требованиям, предъявляемым к объемно-планировочным решениям жилых помещений, общей площадью не менее 28 квадратных метров, за счет субвенций, предоставленных в бюджет муниципального образования для осуществления органом местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Об отмене постановленного решения в апелляционной жалобе просит ответчик – администрация г. Перми, указывая, что субвенции на исполнение полномочий по предоставлению жилья детям- сиротам муниципальному образованию г. Пермь не переданы, ввиду чего обеспечить жилым помещением Яхъяеву Д.Р. не представляется возможным.

В суд апелляционной инстанции истец не явилась, администрация города Перми, Управление жилищных отношений администрации г. Перми своих представителей не направили, о месте, времени слушания дела извещены надлежащим образом.

При указанных обстоятельствах в соответствии со ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность постановленного судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы (часть 1 статьи 327.1. ГПК Российской Федерации), судебная коллегия не усматривает оснований к его отмене либо изменению.

В соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п.8).

Согласно ч.1 ст.3 Закона Пермского края от 10.05.2017 № 88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязанность по формированию муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот; списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; принятию решений о предоставлении детям-сиротам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключению договоров найма специализированного жилого помещения возлагается на органы местного самоуправления.

В силу ч.ч. 1, 2, 5 ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края однократно по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа) предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту - жилые помещения) в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.

Условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.

Постановлением Правительства Пермского края от 19.07.2017 № 670-п утвержден Порядок предоставления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, согласно которого:

1.4. Жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона N 1939-419 и должны соответствовать следующим требованиям: жилое помещение предоставляется в виде жилых домов, квартир по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления Пермского края, не менее 28 квадратных метров общей площади жилого помещения (в ред. Постановлений Правительства Пермского края от 19.06.2018 N 322-п, от 01.06.2022 N 464-п); жилое помещение должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, в том числе требованиям, предъявляемым к объемно-планировочным решениям жилых помещений, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта в соответствии с законодательством Российской Федерации (в ред. Постановления Правительства Пермского края от 01.06.2022 N 464-п).

По материалам дела судом первой инстанции верно установлено, что Яхъяева Д.Р., ** года рождения, на дату обращения в суд с настоящим иском - 16.11.2022 - достигла 20-летнего возраста, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать Б. на основании решения Бардымского районного суда Пермской области от 15.12.2003 лишена в отношении дочери родительских прав (л.д. 44), умерла 22.02.2004 (л.д. 10), отец Я. лишен родительских прав на основании решения Бардымского районного суда Пермского края от 24.03.2009 (л.д. 44 оборот - 45), в связи с чем на основании постановления главы муниципального образования «Бардымский район» Пермской области от 03.09.2003 № 555 в отношении несовершеннолетней установлена опека, опекуном назначена М. (л.д. 45 оборот).

26.01.2017 в соответствии с приказом межрайонного территориального управления № 5 Министерства социального развития Пермского края Яхъяева Д.Р. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения (л.д. 50 оборот).

Постановлением администрации Бардымского муниципального округа Пермского края от 29.06.2022 Яхъяева Д.Р. исключена из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда Бардымского муниципального округа (л.д. 42).

На основании распоряжения начальника управления жилищных отношений администрации города Перми от 15.06.2022 № 605 Яхъяева Д.Р. включена с 26.01.2017 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в городе Перми (л.д. 13).

В соответствии с копией паспорта гражданина Российской Федерации Яхъяева Д.Р. с 09.09.2003 зарегистрирована по адресу: Пермский край, Бардымский район, с. **** (л.д. 8). Согласно адресной справке, Яхъяева Д.Р. имеет временную регистрацию с 28.03.2022 по 25.03.2023 по адресу: г. Пермь ул. **** (л.д. 28).

Из отзыва ответчика администрации города Перми на исковое заявление следует, что номер очереди Яхъяевой Д.Р. в списке по состоянию на 25.01.2023 – 677 (л.д. 31).

Жилых помещений на праве собственности Яхъяева Д.Р. не имеет, нанимателем жилого помещения или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма не является.

Учитывая, что на момент рассмотрения настоящего дела Яхъяева Д.Р. не обеспечена жилым помещением по договору социального найма и по договору найма специализированного жилого помещения, суд первой инстанции пришел к верному и обоснованному выводу о необходимости удовлетворения заявленных исковых требований.

Установленные судом первой инстанции обстоятельства, а также наличие права истца на обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда ответчиком не оспаривается.

Суд первой инстанции верно руководствовался положениями статьи 3 Закона Пермского края от 10.05.2017 № 88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которой, органы местного самоуправления наделены следующими государственными полномочиями:

1) формирование муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот;

2) формирование списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений;

3) принятие решений о предоставлении детям-сиротам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключение договоров найма специализированного жилого помещения.

Суд пришел к правильному и обоснованному выводу о том, что поскольку в настоящее время действующим законодательством обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа возложена на органы местного самоуправления, требования истца о возложении на администрацию города Перми обязанности по предоставлению жилого помещения, являются законными и обоснованными.

При этом данное жилое помещение должно быть благоустроенным, общей площадью не менее 28 кв.м., отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, в том числе требованиям, предъявляемым к объемно-планировочным решениям жилых помещений.

В соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 01.06.2022 № 464-п внесены изменения в отдельные постановления Правительства Пермского края в сфере обеспечения жильем детей-сирот и лиц из их числа, в частности, из абзаца третьего п. 3.3 Порядка формирования муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 12.07.2017 № 665-п, исключены слова: «при этом жилая площадь помещения не может быть менее 14 квадратных метров».

В постановлении Правительства Пермского края от 19.07.2017 N 670-п "Об осуществлении отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, органами местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов Пермского края" (в редакции постановлений Правительства Пермского края от 20 февраля 2018 г. N 75-п, от 19 июня 2018 г. N 322-п, от 06 декабря 2018 г. N 767-п, от 13 ноября 2019 г. N 826-п, от 29 сентября 2021 г. N 713-п) в пункте 1.4 в абзаце втором исключены слова: «при этом жилая площадь помещения не может быть менее 14 квадратных метров».

Соответствующие изменения вступили в законную силу с 01.07.2022.

Исключение ограничений по минимальной жилой площади жилого помещения в размере 14 кв.м. из числа требований к жилым помещениям, предоставляемым детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, не лишает указанных выше лиц права на получение жилого помещения.

Истец, относящийся к категории лиц, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должен быть обеспечен жилым помещением при наступлении обстоятельств, с которыми закон связывает реализацию жилищных прав лицами указанной категории посредством предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда. Однако при рассмотрении настоящего дела установлено, что такая обязанность при её наступлении не исполнена ответчиком до настоящего времени.

При этом в решении суда имеется специальное указание на то, что жилое помещение для истца должно быть приобретено не за счет средств местного бюджета, но за счет субвенций, перечисленных в бюджет муниципального образования для осуществления органом местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то есть за счет иных средств, имеющих целевое назначение.

Ссылка администрации г. Перми на недостаточность денежных средств, выделяемых муниципальному образованию для приобретения жилых помещений для граждан указанной категории (субвенций), не влечет необходимость отмены решения суда, поскольку не имеет правового значения.

Ссылок на иные основания, влекущие необходимость отмены решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Ленинского районного суда г. Перми от 25.01.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Перми – без удовлетворения.

Председательствующий: подпись

Судьи: подписи

Мотивированное апелляционное определение составлено 24.05.2023.

Дело № 33-5024/2023

(№ 2-887/2022)

(УИД 59RS0004-01-2022-007158-23)

Судья Делидова П.О.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Пермь 23 мая 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Высочанской О.Ю.,

судей Кляусовой И.В., Безматерных О.В.

при секретаре Зайцевой К.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Яхъяевой Дианы Рустемовны к администрации города Перми о возложении обязанности предоставить жилое помещение по апелляционной жалобе администрации г. Перми на решение Ленинского районного суда г. Перми от 25.01.2023.

Заслушав доклад судьи Высочанской О.Ю., изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Яхъяева Д.Р. обратилась в суд с иском к администрации города Перми о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений.

В обоснование исковых требований указала, что является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать Б. умерла 22.02.2004, отец Я. лишен родительских прав, в связи с чем она передана на воспитание опекуну. До достижения 18-летнего возраста истец проживала по месту жительства опекуна. После достижения совершеннолетия опека над истцом закончилась, в настоящее время проживает на съемной квартире, живет и работает в городе Перми. До настоящего времени истцу жилое помещение не предоставлено.

Судом постановлено решение об удовлетворении исковых требований Яхъяевой Д.Р.: на администрацию города Перми возложена обязанность предоставить Яхъяевой Д.Р. на территории муниципального образования город Пермь по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, пригодное для проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, в том числе требованиям, предъявляемым к объемно-планировочным решениям жилых помещений, общей площадью не менее 28 квадратных метров, за счет субвенций, предоставленных в бюджет муниципального образования для осуществления органом местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Об отмене постановленного решения в апелляционной жалобе просит ответчик – администрация г. Перми, указывая, что субвенции на исполнение полномочий по предоставлению жилья детям- сиротам муниципальному образованию г. Пермь не переданы, ввиду чего обеспечить жилым помещением Яхъяеву Д.Р. не представляется возможным.

В суд апелляционной инстанции истец не явилась, администрация города Перми, Управление жилищных отношений администрации г. Перми своих представителей не направили, о месте, времени слушания дела извещены надлежащим образом.

При указанных обстоятельствах в соответствии со ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность постановленного судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы (часть 1 статьи 327.1. ГПК Российской Федерации), судебная коллегия не усматривает оснований к его отмене либо изменению.

В соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п.8).

Согласно ч.1 ст.3 Закона Пермского края от 10.05.2017 № 88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязанность по формированию муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот; списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; принятию решений о предоставлении детям-сиротам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключению договоров найма специализированного жилого помещения возлагается на органы местного самоуправления.

В силу ч.ч. 1, 2, 5 ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края однократно по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа) предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту - жилые помещения) в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.

Условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.

Постановлением Правительства Пермского края от 19.07.2017 № 670-п утвержден Порядок предоставления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, согласно которого:

1.4. Жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона N 1939-419 и должны соответствовать следующим требованиям: жилое помещение предоставляется в виде жилых домов, квартир по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления Пермского края, не менее 28 квадратных метров общей площади жилого помещения (в ред. Постановлений Правительства Пермского края от 19.06.2018 N 322-п, от 01.06.2022 N 464-п); жилое помещение должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, в том числе требованиям, предъявляемым к объемно-планировочным решениям жилых помещений, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта в соответствии с законодательством Российской Федерации (в ред. Постановления Правительства Пермского края от 01.06.2022 N 464-п).

По материалам дела судом первой инстанции верно установлено, что Яхъяева Д.Р., ** года рождения, на дату обращения в суд с настоящим иском - 16.11.2022 - достигла 20-летнего возраста, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать Б. на основании решения Бардымского районного суда Пермской области от 15.12.2003 лишена в отношении дочери родительских прав (л.д. 44), умерла 22.02.2004 (л.д. 10), отец Я. лишен родительских прав на основании решения Бардымского районного суда Пермского края от 24.03.2009 (л.д. 44 оборот - 45), в связи с чем на основании постановления главы муниципального образования «Бардымский район» Пермской области от 03.09.2003 № 555 в отношении несовершеннолетней установлена опека, опекуном назначена М. (л.д. 45 оборот).

26.01.2017 в соответствии с приказом межрайонного территориального управления № 5 Министерства социального развития Пермского края Яхъяева Д.Р. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения (л.д. 50 оборот).

Постановлением администрации Бардымского муниципального округа Пермского края от 29.06.2022 Яхъяева Д.Р. исключена из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда Бардымского муниципального округа (л.д. 42).

На основании распоряжения начальника управления жилищных отношений администрации города Перми от 15.06.2022 № 605 Яхъяева Д.Р. включена с 26.01.2017 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в городе Перми (л.д. 13).

В соответствии с копией паспорта гражданина Российской Федерации Яхъяева Д.Р. с 09.09.2003 зарегистрирована по адресу: Пермский край, Бардымский район, с. **** (л.д. 8). Согласно адресной справке, Яхъяева Д.Р. имеет временную регистрацию с 28.03.2022 по 25.03.2023 по адресу: г. Пермь ул. **** (л.д. 28).

Из отзыва ответчика администрации города Перми на исковое заявление следует, что номер очереди Яхъяевой Д.Р. в списке по состоянию на 25.01.2023 – 677 (л.д. 31).

Жилых помещений на праве собственности Яхъяева Д.Р. не имеет, нанимателем жилого помещения или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма не является.

Учитывая, что на момент рассмотрения настоящего дела Яхъяева Д.Р. не обеспечена жилым помещением по договору социального найма и по договору найма специализированного жилого помещения, суд первой инстанции пришел к верному и обоснованному выводу о необходимости удовлетворения заявленных исковых требований.

Установленные судом первой инстанции обстоятельства, а также наличие права истца на обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда ответчиком не оспаривается.

Суд первой инстанции верно руководствовался положениями статьи 3 Закона Пермского края от 10.05.2017 № 88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которой, органы местного самоуправления наделены следующими государственными полномочиями:

1) формирование муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот;

2) формирование списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений;

3) принятие решений о предоставлении детям-сиротам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключение договоров найма специализированного жилого помещения.

Суд пришел к правильному и обоснованному выводу о том, что поскольку в настоящее время действующим законодательством обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа возложена на органы местного самоуправления, требования истца о возложении на администрацию города Перми обязанности по предоставлению жилого помещения, являются законными и обоснованными.

При этом данное жилое помещение должно быть благоустроенным, общей площадью не менее 28 кв.м., отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, в том числе требованиям, предъявляемым к объемно-планировочным решениям жилых помещений.

В соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 01.06.2022 № 464-п внесены изменения в отдельные постановления Правительства Пермского края в сфере обеспечения жильем детей-сирот и лиц из их числа, в частности, из абзаца третьего п. 3.3 Порядка формирования муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 12.07.2017 № 665-п, исключены слова: «при этом жилая площадь помещения не может быть менее 14 квадратных метров».

В постановлении Правительства Пермского края от 19.07.2017 N 670-п "Об осуществлении отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, органами местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов Пермского края" (в редакции постановлений Правительства Пермского края от 20 февраля 2018 г. N 75-п, от 19 июня 2018 г. N 322-п, от 06 декабря 2018 г. N 767-п, от 13 ноября 2019 г. N 826-п, от 29 сентября 2021 г. N 713-п) в пункте 1.4 в абзаце втором исключены слова: «при этом жилая площадь помещения не может быть менее 14 квадратных метров».

Соответствующие изменения вступили в законную силу с 01.07.2022.

Исключение ограничений по минимальной жилой площади жилого помещения в размере 14 кв.м. из числа требований к жилым помещениям, предоставляемым детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, не лишает указанных выше лиц права на получение жилого помещения.

Истец, относящийся к категории лиц, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должен быть обеспечен жилым помещением при наступлении обстоятельств, с которыми закон связывает реализацию жилищных прав лицами указанной категории посредством предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда. Однако при рассмотрении настоящего дела установлено, что такая обязанность при её наступлении не исполнена ответчиком до настоящего времени.

При этом в решении суда имеется специальное указание на то, что жилое помещение для истца должно быть приобретено не за счет средств местного бюджета, но за счет субвенций, перечисленных в бюджет муниципального образования для осуществления органом местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то есть за счет иных средств, имеющих целевое назначение.

Ссылка администрации г. Перми на недостаточность денежных средств, выделяемых муниципальному образованию для приобретения жилых помещений для граждан указанной категории (субвенций), не влечет необходимость отмены решения суда, поскольку не имеет правового значения.

Ссылок на иные основания, влекущие необходимость отмены решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Ленинского районного суда г. Перми от 25.01.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Перми – без удовлетворения.

Председательствующий: подпись

Судьи: подписи

Мотивированное апелляционное определение составлено 24.05.2023.

33-5024/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Информация скрыта
Ответчики
Информация скрыта
Другие
Информация скрыта
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Высочанская Ольга Юрьевна
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
10.04.2023Передача дела судье
23.05.2023Судебное заседание
24.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.05.2023Передано в экспедицию
23.05.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее