Решение по делу № 12-208/2024 от 12.02.2024

УИД 56RS0018-01-2023-004841-18

12-208/2024

        Р Е Ш Е Н И Е

21 марта 2024 года                                                               г. Оренбург

Судья Ленинского районного суда г. Оренбурга Месяц О.К.

при секретаре Беляшовой В.П.,

с участием защитника лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении – Нестеренко Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственность «Оренбург Водоканал» на постановление и представление № ... от 05 июня 2023 года государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области Новгородовой Е.Е. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1, частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении общества с ограниченной ответственность «Оренбург Водоканал»,

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением № ... от 05 июня 2023 года государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области Новгородовой Е.Е., ООО «Оренбург Водоканал» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1, частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей в пределах санкции части 1 статьи 8.21 КоАП РФ.

Одновременно в отношении ООО «Оренбург Водоканал» вынесено представление № ... от 05 июня 2023 года об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, которым на привлекаемое лицо возложена обязанность усилить контроль руководящего состава за работой подчиненных в части эксплуатации источников выбросов в соответствии с требованиями законодательства; провести разъяснительную работу среди работников предприятия, ответственных за соблюдение природоохранного законодательства о недопустимости совершения указанных нарушений.

Решением Ленинского районного суда г.Оренбурга от 20 ноября 2023 года постановление и представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения № ... от 05 июня 2023 года государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области Новгородовой Е.Е. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1, частью 1 статьи 8.21, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении общества с ограниченной ответственность «Оренбург Водоканал» - отменены, дело направлено на новое рассмотрение должностному лицу.

Решением судьи Оренбургского областного суда от 31 января 2024 года решение судьи Ленинского районного суда г.Оренбурга от 20 ноября 2023 года отменено, дело об административном правонарушении направлено на новое рассмотрение в Ленинский районный суд г.Оренбурга.

При новом рассмотрении дела в судебном заседании защитник ООО «Оренбург Водоканал», действующая на основании доверенности Нестеренко Ю.А. доводы жалобы поддержала, просила постановление № ... от 05 июня 2023 года отменить и прекратить производство по делу, в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Кроме того, просила признать незаконным и отменить представление № ... от 05 июня 2023 года.

В судебное заседание государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области Новгородова Е.Е. не явилась, извещена о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Изучив материалы дела, заслушав доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В силу статьи 8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

В силу части 1 статьи 8.21 КоАП РФ выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Из материалов дела следует, что в период с 28 апреля 2023 года по 16 мая 2023 года проведена внеплановая выездная проверка соблюдения ООО «Оренбург Водоканал» требований действующего законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха при эксплуатации объекта «Очистные сооружения канализации ЦКОСиКС ООО «Оренбург Водоканал».

Причиной проведения выездной проверки явились зарегистрированные факты превышения максимально разовых предельно-допустимых концентраций сероводорода в атмосферном воздухе с. Южный Урал Оренбургского района и на границе СЗЗ иловых полей ООО «Оренбург Водоканал», а также информации об обращениях жителей с. Южный Урал с жалобами на ухудшение качества атмосферного воздуха.

Согласно акту проверки от 16 мая 2023 года №130-РШ должностным лицом установлено, что ООО «Оренбург Водоканал» в период с 10.03.2023 по 16.05.2023 года не провело инвентаризацию источников выбросов и выбросов взвешенных веществ (пыль растительного и животного происхождения) при погрузочно-разгрузочных работах во время очистки иловых карт от обезвоженного осадка сточных вод и при хранении на открытой площадке органического удобрения «Супер Флора»; в период с 10.03.2023 по 16.05.2023 года осуществляет деятельность на объекте 1 категории НВОС «Очистные сооружения канализации ЦОСиКС и иловые поля ООО «Оренбург Водоканал» в отсутствие корректировки утвержденных нормативов предельно допустимых выбросов, а также в отсутствии установленных нормативов выбросов взвешенных веществ (пыль растительного и животного происхождения) при погрузочно–разгрузочных работах во время отчистки иловых карт от обезвоженного осадка сточных вод и при хранении на открытой площадке органического удобрения «Супер Флора»; в период с 10.03.2023 по 16.05.2023 года ООО «Оренбург Водоканал» осуществляло выбросы вредных веществ от источников объекта 1 категории НВОС «Очистные сооружения канализации ЦОСиКС и иловые поля ООО «Оренбург Водоканал», в отсутствии как комплексного экологического разрешения, так и разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух, полученным с учетом изменений в технологическом процессе.

По результатам проверки в отношении ООО «Оренбург Водоканал» 16 мая 2023 года составлено 2 протокола об административных правонарушениях:

по статье 8.1 КоАП РФ – за несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов;

по части 1 статьи 8.21 КоАП РФ – за осуществление выбросов на объекте оказывающем негативное воздействие на ОС I категории «очистные сооружения канализации ЦОКСиКС и иловые поля» в период с 10 марта по 16 мая 2023 года в отсутствие КЭР, разрешения на выброс с учетом изменений в технологическом процессе.

Постановлением должностного лица от 05 июня 2023 года № ... общество признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ст.8.1 и ч.1 ст.8.21 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.

Федеральным законом от 26 марта 2022 года № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее - Федеральный закон № 70-ФЗ), вступившим в силу 06 апреля 2022 года, ст. 4.4 названного кодекса дополнена ч. 6, в которой закреплено, что, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статьи) раздела II названного кодекса либо закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания за совершение указанных административных правонарушений применяются правила назначения административного наказания, предусмотренные ч.ч. 2-4 данной статьи.

Частью 2 ст. 4.4 КоАП РФ определено, что при условиях, перечисленных в данной норме, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

При решении вопроса о назначении обществу административного наказания должностное лицо руководствовался условиями, указанными в ч. 6 ст. 4.4 КоАП РФ (выявление при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора) двух и более административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статьи) раздела II названного кодекса), при наличии которых в данном случае применяются правила назначения административного наказания, предусмотренные ч. 2, п. 2 ч. 3 ст. 4.4 названного кодекса, в пределах санкции, предусматривающей более строгое административное наказание.

Доводы заявителя жалобы на отсутствие доказательств наличия выбросов взвешенных веществ (пыль растительного и животного происхождения) при проведении погрузо-разгрузочных работ во время очистки иловых карт и при хранении на открытой площадке органического удобрения «Супер Флора», а также на отсутствие срока, в течении которого общество должно разработать проект НДВ с учетом изменений в технологическом процессе суд полагает не обоснованным в силу следующего.

Объект негативного воздействия на окружающую среду ООО «Оренбург Водоканал» - «Очистные сооружения канализации ЦОСиКС ООО «Оренбург Водоканал» поставлен на учет как объект федерального государственного экологического надзора с присвоением кода: 53-0156-000027-П (свидетельство об актуализации сведений об объекте негативного воздействия на окружающую среду в реестре от 13.10.2020 №3095230) и является объектом негативного воздействия на окружающую среду I категории.

В результате механической и биологической очистки городских сточных вод на очистных сооружениях образуются осадки, содержащие органические вещества. Это осадок, выпадающий в первичных отстойниках и активный ил, образующийся в сооружениях аэробной биологической очистки.

Сырой осадок и избыточный уплотненный ил поступает в приемное отделение насосной по перекачке осадка сточных вод, после чего перекачивается на иловые поля.

Иловые площадки представляют собой спланированные участки земли (карты) с естественным основанием, окруженные со всех сторон земляными валами. Подсушка осадка осуществляется естественным путем с помощью испарения и поверхностного отвода иловой воды.

По мере подсушивания осадка и достижения показателей ТУ 0135-001-14831805- 2012 образуется агрохимикат - органическое удобрение «Супер Флора». Длительность процесса обезвоживания осадка на иловых картах до необходимой влажности зависит от климатических факторов и составляет около 3-х лет. Иловые карты очищаются от высушенного осадка не позднее 6-ти месяцев с момента вывода из технологического процесса, удобрение вывозится автотранспортом, временно складируется на картах 1 очереди и реализуется.

При этом, согласно паспорта безопасности химической продукции органического удобрения на основе осадков сточных вод «Супер Флора», утверждённому исполнительным директором ООО «Оренбург Водоканал» ... основным опасным компонентом для которого установлено ПДК рабочей зоны в составе органического удобрения на основе осадков сточных вод «Супер Флора» является пыль растительного и животного происхождения - 4 класса опасности.

Компонентные состав органического удобрения марки «Супер Флора» представляется следующими веществами: азот общий, фосфор, оксид натрия, оксид магния, оксид цинка, оксид железа общего, оксид мышьяка и др.

Согласно п. 1 Порядка, утверждённого Приказом Минприроды России от 19.11.2021 №871 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки» (действующий с 01.03.2022), инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - инвентаризация выбросов) проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - хозяйствующие субъекты), осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - объект ОНВ), с использованием стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее также - источники загрязнения атмосферного воздуха, ИЗАВ, выбросы, загрязняющие вещества, ЗВ).

В соответствии с п. 3 Порядка при проведении инвентаризации выбросов выявляются и учитываются все стационарные и передвижные ИЗАВ, устанавливаются их характеристики, а также определяются количественные и качественные показатели выбросов из всех стационарных, а также передвижных ИЗАВ, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, систематизируются и документируются полученные результаты.

Пунктом 4 Порядка предусмотрено, что в качестве стационарных ИЗАВ при проведении инвентаризации выбросов учитываются, в числе прочих ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух в составе ненаправленных потоков газа, в том числе места загрузки, выгрузки или хранения сырья.

ООО «Оренбург Водоканал» в период с 10.03.2023 года по 16.05.2023 года не провело инвентаризацию источников выбросов и выбросов взвешенных веществ (пыль растительного и животного происхождения) при погрузочно-разгрузочных работах во время очистки иловых карт от обезвоженного осадка сточных вод и при хранении на открытой площадке органического удобрения «Супер Флора».

Исходя из взаимосвязанных положений п. 4 Порядка, утверждённого Приказом Минприроды России от 19.11.2021 №871 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки», паспорта безопасности химической продукции органического удобрения на основе осадков сточных вод «Супер Флора», в силу прямого указания действующего законодательства, общество было обязано провести инвентаризацию источников выбросов и выбросов взвешенных веществ (пыль растительного и животного происхождения) при погрузочно-разгрузочных работах во время очистки иловых карт от обезвоженного осадка сточных вод и при хранении на открытой площадке органического удобрения «Супер Флора».

Довод жалобы о том, что надзорным органом не проводились замеры показателей выбросов загрязняющих веществ на указанном источнике, основан на неверном толковании действующего законодательства. Данная обязанность, в силу прямого указания правовых норм, возложена именно на общество при проведении инвентаризации.

Наличие же выбросов, как было указано выше подтверждается паспортом безопасности органического удобрения «Супер Флора».

В соответствии с Приказом Минприроды России от 18.02.2022 № 109 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» (действующий с 01.09.2022) утверждены требования к содержанию программы производственного экологического контроля (далее - Требования).

В соответствии с п. 2 Требований программа должна содержать следующий разделы:

-общие положения;

-сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;

-сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;

-сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;

-сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля;

-сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;

-сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.

Согласно п. 4 Требований, 4. Раздел "Сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников" должен содержать:

-сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - выбросы) и их источников, ее последней корректировке;

-показатель суммарной массы выбросов отдельно по каждому загрязняющему веществу по каждому источнику и по объекту в целом, в том числе с указанием загрязняющих веществ, характеризующих применяемые технологии и особенности производственного процесса на объекте (далее - маркерные вещества);

-сроки проведения инвентаризации выбросов и их стационарных источников, корректировки ее данных.

В целях обеспечения выполнения мероприятий по охране окружающей среды, соблюдения требований в области охраны окружающей среды, предотвращения и снижения негативного воздействия на окружающую среду от хозяйственной и иной деятельности предприятия разработана программа производственного экологического контроля цеха очистных сооружений ООО «Оренбург Водоканал», утвержденная генеральным директором ООО «Оренбург Водоканал» ... 29.05.2017 (актуализация 31.03.2023). Согласно данной программе, от источников выбросов загрязняющих веществ объекта «Очистные сооружения канализации ЦОСиКС ООО «Оренбург Водоканал» в атмосферный воздух поступает 213,70895 т\год загрязняющих веществ, в том числе от очистных сооружений ЦОСиКС - 140,79471 т

В нарушении вышеуказанных требований, программа производственного экологического контроля для объекта НВОС «Очистные сооружения канализации ЦОСиКС» ООО «Оренбург Водоканал» (актуализирована 31.03.2023) не содержит информацию о выбросах взвешенных веществ (пыль растительного и животного происхождения) при погрузочно-разгрузочных работах во время очистки иловых карт от обезвоженного осадка и при хранении на открытой площадке органического удобрения «Супер Флора».

25 декабря 2021 года ООО «Оренбург Водоканал» в связи с изменениями в технологической схеме обработки осадка - выводом из эксплуатации метантенков на ОСК г. Оренбург, а также в связи с модернизацией системы отвода надиловой воды и установкой щелевых колодцев, вводом новой ГОУ, вводом новой блочно-модульной котельной проведена актуализация инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и выбросов от них.

Кроме того, по результатам инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, проведённой 25 декабря 2021 года, на объекте «Очистные сооружения канализации ЦОС и КС ООО «Оренбург Водоканал» выявлены новые источники выбросов загрязняющих веществ №№ ...

Указанные изменения технологического процесса в части исключения источников №№ ... и ввода в эксплуатацию источника №... отражены в отчете по инвентаризации источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для объектов 1 категории НВОС «Очистные сооружения канализации ЦОС и КС и иловые поля ООО «Оренбург Водоканал», утвержденном генеральным директором ООО «Оренбург Водоканал» и актуализированном начальником ООТЭППБ и ГОЧС.

Приказом ООО «Оренбург Водоканал» от 25 мая 2021 года №... утвержден технологический регламент очистных сооружений канализации г.Оренбурга TP 054.03-2021 (пятая версия), который введен в действие с даты утверждения, а также приостановлена работа метантенков №1, 2 и насосной при метантенках.

15.02.2023 года главным инженером ООО «Оренбург Водоканал» ... утверждён документ «отчёт по инвентаризации стационарных и передвижных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Корректировка данных», который разработан для объекта НВОС ООО «Оренбург Водоканал» - «Очистные сооружения канализации ЦОС и КС ООО «Оренбург Водоканал».

Порядок разработки предельно допустимых выбросов (за исключением радиоактивных веществ) для стационарных источников, временно разрешенных выбросов (за исключением радиоактивных веществ) для стационарных источников, предельно допустимых нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух, а также порядок получения, продления и переоформления разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - разрешение на выбросы) для объектов хозяйственной и (или) иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - объект), отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к объектам I категории по уровню воздействия на окружающую среду (далее - категория), утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2020 г. № ...

Согласно п. 11 указанного постановления Правительства Российской Федерации, для объектов I и II категорий, нормативы допустимых выбросов подлежат изменению в в случае изменения на объекте технологических процессов и (или) режимов работы технологического оборудования и установок очистки газа, включая ввод в эксплуатацию (вывод из эксплуатации) технологического оборудования, осуществляющего выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

В соответствии с п. 12 Порядка разработки предельно допустимых выбросов (за исключением радиоактивных веществ) для стационарных источников разработка (расчет) нормативов допустимых выбросов обеспечивается юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющими стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении планируемых в целях строительства, строящихся, вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов) и отчета о результатах инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух ( в отношении действующих объектов).

    Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об окружающей среды», нормативы допустимых выбросов определяются стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды.

Расчет нормативов допустимых выбросов производится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, планирующими строительство объектов I и II категорий (при проведении оценки воздействия на окружающую среду), а также осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории.

Согласно ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать разработку предельно допустимых выбросов.

Согласно ч. 1, 2 ст. 12 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы.

Предельно допустимые выбросы определяются в отношении загрязняющих веществ, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников расчетным путем на основе нормативов качества атмосферного воздуха с учетом фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха.

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 №219- ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон №219-ФЗ) с 1 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные частями 6 и 7 статьи 11 Закона №219-ФЗ, допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения в сроки, установленные частями 6 и 7 статьи 11 Закона №219-ФЗ.

Исходя из анализа нормативно-правовых актов, регулирующих область охраны окружающей среды, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускаются на основании соответствующего разрешения.

Осуществление деятельности на объекте I категории НВОС «Очистные сооружения канализации ЦОС и КС и иловые поля ООО «Оренбург Водоканал», в юридически значимый период времени в отсутствие корректировки утвержденных нормативов предельно допустимых выбросов в связи с изменением технологического процесса в части исключения источников №N 0305. 0309, 0317 и ввода в эксплуатацию источника №0327, в также в отсутствие установленных нормативов выбросов взвешенных веществ (пыль растительного и животного происхождения) при погрузочно-разгрузочных работах во время очистки иловых карт и при хранении на открытой площадке органического удобрения «Супер Флора» также подтверждается материалами дела, ничем объективно не опровергнуто.

Довод заявителя жалобы о том, что корректировка утвержденных нормативов предельно допустимых выбросов в связи с изменением технологического процесса в части исключения источников №№ 0308, 0309, 0317 и ввода в эксплуатацию источника №0327 не являлась обязательной, суд полагает не состоятельным в силу следующего.

Приказом Минприроды России от 19 ноября 2021 года № 871 утвержден Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки (далее - Порядок №871).

Согласно пункту 45 Порядка №871, корректировка данных инвентаризации выбросов объекта ОНВ осуществляется при изменениях состава, объема или массы выбросов в случае возникновения следующих обстоятельств: изменение технологических процессов и (или) режимов работы технологического оборудования и установок очистки газа, включая оборудование (оснащение) установок очистки газа на ИЗАВ, ввод в эксплуатацию или ликвидацию ПЗАВ: изменение объемов производства; замена технологического оборудования и (или) сырья, материалов, топливно-энергетических ресурсов, приводящая к изменению состава, объема и (или) массы выбросов; реконструкция, модернизация установок очистки газа, приводящая к изменению состава, объема и (или) массы выбросов.

В случае изменения объема и (или) массы выбросов, а также в случае выявления несоответствия между показателями выбросов и данными утвержденной инвентаризации выбросов, корректировка инвентаризации выбросов обязательна, если фактические показатели выбросов конкретного источника выбросов по конкретному веществу превышают более чем на 25% соответствующие максимальные разовые показатели выброса или фактические показатели выбросов объекта ОНВ превышают более чем на 10% суммарные годовые (валовые) показатели, соответствующие нормативам выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, установленным для данного объекта ОНВ в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды (технологическим нормативам выбросов, предельно допустимым выбросам, временно согласованным выбросам или временно разрешенным выбросам) (пункт 46 Порядка № 871).

Как установлено материалами дела, днем возникновения обстоятельств, указанных в пункте 45 Порядка №871 следует считать 26 мая 2021 года, поскольку с этого времени обществом был изменен технологический процесс в части отказа от эксплуатации в технологическом процессе источников №№0301, 0308, 0309, 0317. Указанные сведения были отражены в отчете по инвентаризации от 25 августа 2021 года.

Таким образом, ООО «Оренбург Водоканал», в период с 10.03.2023 года по 16.05.2023 года осуществляло деятельность на объекте I категории НВОС «Очистные сооружения канализации ЦОСиКС и иловые поля ООО «Оренбург Водоканал», в - отсутствие корректировки утвержденных нормативов предельно допустимых выбросов.

Кроме того, деятельность осуществлялась в отсутствие установленных нормативов выбросов взвешенных веществ (пыль растительного и животного происхождения) при погрузочно-разгрузочных работах во время очистки иловых карт от обезвоженного осадка сточных вод и при хранении на открытой площадке органического удобрения «Супер Флора».

Заявление о корректировке установленных нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ от общества в Управление не поступало, каких либо доказательств обратного со стороны привлекаемого лица в материалы дела не представлено.

Срок корректировки нормативов ПДВ в случае изменения технологического процесса законом не установлен, в связи с чем, такие мероприятия должны быть произведены в разумные сроки. Доказательств того, что ООО «Оренбург Водоканал» было лишено возможности провести мероприятия по корректировке в срок по 16 мая 2023 года, не представлено.

Таким образом, доказательств, подтверждающих принятие юридическим лицом всех зависящих от него достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению требований законодательства, материалы дела не содержат.

Доказательств, свидетельствующих о том, что правонарушение вызвано исключительными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля общество не представило.

Оснований для освобождения ООО «Оренбург Водоканал» от административной ответственности по ст.8.1, ч.1 ст.8.21 КоАП РФ не усматривается.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.

В силу части 1 статьи 29.13 КоАП РФ, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

В соответствии с частью 2 указанной статьи организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.

Представление по своей природе является процессуальным решением, адресованным конкретным лицам и содержащим обязательные требования, за невыполнение которых указанные лица могут быть привлечены к административной ответственности по статье 19.5 или статье 19.6 КоАП РФ, и безусловно, затрагивает права и свободы граждан и законные интересы лиц, в адрес которых оно вынесено.

Причины и условия совершения административного правонарушения в силу статьи 26.1 КоАП РФ относятся к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по каждому делу об административном правонарушении, соответственно, они должны быть отражены в постановлении.

Предусмотренное статьей 29.13 КоАП РФ представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ответственность за невыполнение которого установлена статьей 19.6 КоАП РФ), в случае, если оно вынесено на основании обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности по делу об административном правонарушении, фактически обжалуются путем подачи жалобы в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на вынесенное постановление, может быть рассмотрено вместе с таким постановлением и отмена последнего, в случае признания незаконным, исключает необходимость выполнения представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Материалами дела установлено, что наряду с постановлением, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1, ч.1 ст.8.21 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа, в адрес ООО «Оренбург Водоканал» внесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Из материалов дела следует, что представление является неразрывно связанным с делом об административном правонарушении по ст.8.1, ч.1 ст.8.21 КоАП РФ и подлежит оценке при рассмотрении вопроса о совершении лицом административного правонарушения в соответствии с положениями КоАП РФ.

Установленные по делу обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что указанное представление соответствует требованиям закона, вынесено уполномоченным на то должностным лицом, является мотивированным, в нем приведены выводы, изложенные в оспариваемом постановлении, а также указано на обязанность общества принять меры по устранению причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений, предусмотренных ст.8.1, ч.1 ст.8.21 КоАП РФ, составы которых в действиях ООО «Оренбург Водоканал» административным органом доказан.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1-30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л :

Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области ... от 05 июня 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1, частью 1 статьи 8.21, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении общества с ограниченной ответственность «Оренбург Водоканал» - оставить без изменения, жалобу общества с ограниченной ответственность «Оренбург Водоканал» - оставить без удовлетворения.

Представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области ... от 05 июня 2023 года – оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья: подпись                                                                                          О.К.Месяц

12-208/2024

Категория:
Административные
Ответчики
ООО "Оренбургводоканал"
Суд
Ленинский районный суд г. Оренбург
Судья
Месяц Олег Константинович
Статьи

8.21

Дело на странице суда
leninsky.orb.sudrf.ru
13.02.2024Материалы переданы в производство судье
06.03.2024Судебное заседание
21.03.2024Судебное заседание
03.04.2024Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
21.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее