Дело № 2-957/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 30 ноября 2023 года
Красноперекопский районный суд Республики Крым в составе: председательствующего судьи – Шевченко О.В., при секретаре судебного заседания - ФИО3, с участием представителя ответчика – адвоката ФИО4 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым к ФИО1, третьи лица, не заявляющие самостоятельных исковых требований: Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, <адрес> Республики Крым, Отделение судебных приставов по <адрес> и <адрес> Управления федеральной службы судебных приставов России по <адрес>, Главное управление Федеральной службы судебных приставов по <адрес> и <адрес>, администрация Ишунское сельского поселения <адрес> Республики Крым, Общество с ограниченной ответственностью «Штурм Перекопа», об отчуждении земельного участка с публичных торгов,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым (далее МИЗО) обратилось в Красноперекопский районный суд Республики Крым с иском к ФИО1 о возложении обязанности произвести отчуждение земельного участка.
Исковые требования мотивированы тем, что в результате рассмотрения сведений из Единого государственного реестра недвижимости, Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым установлено, что ответчик ФИО1 является собственником земельного участка площадью 30574 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, Ишунский сельский совет, кадастровый №.
Сведения о праве собственности на земельный участок с кадастровым номером 90:06:050701:2255 внесены в Единый государственный реестр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ, номер регистрации вещного права: 90:06:050701:2255 -90/090/2017-1.
В соответствии с п.3 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границы Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральным законом.
Указом Президента Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ установлен Перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками.
Указанный перечень дополнен Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, в частности, пунктом 44.4 Муниципальное образование <адрес> Республики Крым. По данным ЕГРН ответчик, является гражданином Украины.
Учитывая вышеизложенное, принадлежащий ответчику земельный участок подлежал отчуждению им в течение года с момента вступления в законную силу Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №», вступил в силу 20.03.2020г., однако этого ответчиком добровольно сделано не было.
В связи с изложенным, истец просит суд осуществить принудительную продажу с публичных торгов земельного участка с кадастровым номером 90:06:050701:2255 площадью 30574 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, Ишунский сельский совет, вид разрешенного использования — сельскохозяйственное использование, принадлежащего на праве собственности гражданину Украины ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. уроженка <адрес>, общегражданский заграничный паспорт иностранного гражданина серии ЕС 427279, выданного ДД.ММ.ГГГГ Красноперекопским ГРО ГУ МВД Украины в Крыму, проживающего по адресу <адрес> вырученной суммы, за вычетом затрат, понесенных на отчуждение имущества. Начальную продажную цену отчуждаемого имущества определить равной его рыночной стоимости, установленной специализированной организацией, привлекаемой судебным приставом-исполнителем в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию по делу в качестве третьего лица привлечена администрация Ишунского сельского поселения <адрес> РК.
В судебное заседание представитель истца Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым – не явился, подал заявление о проведении заседания в свое отсутствие.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, местонахождение неизвестно.
Представитель ответчика – адвокат ФИО4., действующий в порядке ст. 50 ГПК РФ, возражала против удовлетворения иска в полном объеме.
Представитель третьего лица - отделения судебных приставов по <адрес> и <адрес> Управления федеральной службы судебных приставов России по <адрес> и <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, решение просит принять на усмотрение суда.
Представитель третьего лица - Главного управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес> и <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица - Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом.
Представитель третьего лица - <адрес> Республики Крым в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
Представитель третьего лица - Администрации Ишунского сельского поселения Республики Крым в судебное заседание не явился, подали ходатайство о проведении заседания в их отсутствии.
Представитель третьего лица - ООО «Штурм Перекопа» в судебное заседание не явился, подали ходатайство о проведении заседания в их отсутствии.
При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, что не противоречит ст.167 ГПК РФ.
Суд, выслушав доводы представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Положения ст. 12 ГК РФ предусматривают способы защиты гражданских прав, перечень которых не является исчерпывающим.
Выбор способа защиты своих прав, принадлежит лицу, обратившемуся за судебной защитой.
Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения), договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников (п.1 ст.2 ГК РФ).
Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.
Из материалов настоящего гражданского дела следует, что Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, является юридическим лицом, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации юридического лица, от ДД.ММ.ГГГГ, государственный регистрационный № (л.д.11, 12, ).
Из представленного свидетельства о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым поставлено на учет ДД.ММ.ГГГГ, в налоговом органе по месту нахождения Инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> с присвоением ИНН 9102012080, КПП 910201001, ОГРН 1149102017426 (л.д.11, 12).
Согласно Выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-001/2023-161297044, земельный участок, расположенный в <адрес>, Ишунский сельский совет, имеет кадастровый №, присвоенный ДД.ММ.ГГГГ, площадью 30574 кв.м., кадастровая стоимость 245509,22 рублей, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, правообладателем значится ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (л.д.13-14).
Согласно представленной информации ОВМ МО МВД России «Красноперекопский» от ДД.ММ.ГГГГ № гражданин ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрированной, снятой с регистрационного учета по месту жительства (пребывания) по <адрес> и <адрес> не значится, паспортом гражданина Российской Федерации удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации не документировалась, (л.д. 51)
Согласно представленной информации ОВМ МО МВД России «Красноперекопский» от ДД.ММ.ГГГГ № гражданин ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., пересекала государственную границу Российской Федерации в 2017 г. выехала за пределы РФ ДД.ММ.ГГГГ через КПП Турецкий вал (Армянск). (л.д. 48)
Из реестрового дела № на объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>, Ишунский сельский совет, открытого ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок зарегистрирован за ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. уроженка <адрес>, общегражданский заграничный паспорт иностранного гражданина серии ЕС 427279, выданного ДД.ММ.ГГГГ Красноперекопским ГРО ГУ МВД Украины в Крыму, проживающего по адресу <адрес>
Конституционный Суд РФ в своем Определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О указал, что в силу ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Тем самым Конституция РФ в качестве общего принципа российского законодательства устанавливает «национальный режим» для иностранных лиц и лиц без гражданства, то есть в отношении прав и обязанностей приравнивает их к российским гражданам.
В соответствии с ч. 3 ст. 36 Конституции Российской Федерации Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Сама по себе возможность предоставления иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам права на определенных условиях приобретать в собственность и в определенных пределах владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками - постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте (п. 1 ст. 260 ГК РФ), - не противоречит конституционно-правовому статусу земли как публичного достояния многонационального народа России и вытекает из ч. 1 ст. 9, ч.ч. 1, 2 ст. 35 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации.
Вместе с тем, осуществляя соответствующее регулирование, федеральный законодатель в силу ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации обязан обеспечивать защиту конституционно значимых ценностей и соблюдать баланс конституционных прав, закрепленных, с одной стороны, в указанных статьях Конституции Российской Федерации, а с другой - в ч. 1 ст. 9, согласно которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и в ч. 1 ст. 36, согласно которой право иметь в частной собственности землю принадлежит гражданам и их объединениям. При этом, он должен исходить из вытекающего из статей 9 и 36 Конституции Российской Федерации приоритета права российских граждан иметь в собственности землю, обеспечивая рациональное и эффективное использование земли и ее охрану, защиту экономического суверенитета Российской Федерации, целостность и неприкосновенность ее территории (ч.ч. 1, 3 ст. 4 Конституции Российской Федерации).
Реализуя свою конституционную обязанность, федеральный законодатель ввел некоторые ограничения для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в осуществлении права землепользования, тем самым установив изъятия из национального режима регулирования права частной собственности на землю.
Согласно п. 2 ст. 129 ГК РФ законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок, с которыми допускается по специальному разрешению.
В соответствии с п. 3 ст. 15 ЗК РФ иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
Указом Президента Российской Федерации N 26 от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками» установлен перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками.
Земельные участки, расположенные на приграничных территориях, входящих в утвержденный Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № входящие в перечень и находящиеся на праве собственности у иностранных граждан, должны быть отчуждены в установленном российским законодательством порядке.
Положениями п.п. 2 п. 2 ст. 235 ГК РФ предусмотрено, что принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу.
В соответствии с п. 1 ст. 238 ГК РФ, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок.
В случае, если имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в п. 1 ст. 238 ГК РФ, такое имущество с учетом его характера и назначения по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитают затраты на отчуждение имущества (п. 2 ст. 238 ГК РФ).
Таким образом, земельные участки, расположенные на приграничных территориях, в том числе, на территории муниципального образования <адрес> Республики Крым, не могут принадлежать на праве собственности иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам. Если земельный участок в силу закона не может принадлежать на праве собственности ответчику как иностранному гражданину, необходимо его отчуждение.
Норма п. 3 ст. 15 ЗК РФ является отсылочной и подлежит применению с момента установления Президентом Российской Федерации перечня приграничных территорий.
В свою очередь Перечень приграничных территорий является открытым и устанавливается Президентом Российской Федерации в рамках реализации им определенных ст. 80 Конституции Российской Федерации полномочий по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, определении основных направлений внутренней и внешней политики государства.
В судебном заседании достоверно установлено, что ответчик ФИО1 гражданином Российской Федерации не являлась и не является, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год на территории Республики Крым зарегистрирована не была и постоянно не проживала. Более того, суд отмечает, что осуществляя действия связанные с реализацией прав, ФИО1 на территории РФ предъявляла общегражданский заграничный паспорт иностранного гражданина, серия ЕС № выданный ДД.ММ.ГГГГ Красноперекоспким ГРО ГУ МВД Украины в Крыму.
Таким образом, применительно к данному спору, принадлежащий ответчику земельный участок подлежал отчуждению ею в течении года с момента вступления в законную силу Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, однако этого ответчиком добровольно сделано не было, до настоящего времени право собственности на земельный участок зарегистрировано за ответчиком ФИО1., что противоречит п. 3 ст. 15 ЗК РФ.
Совокупность установленных по делу обстоятельств указывает на то, что нахождение в собственности ответчика спорного земельного участка, нарушает принципы землепользования, регламентированные в Российской Федерации. При таких обстоятельствах к спорным правоотношениям подлежат применению положения п. 2 ст. 238 ГК РФ.
Порядок принудительной продажи земельного участка, находящегося в собственности лица, которому он не имеет право принадлежать, прямо законом не урегулирован.
В случаях, когда предусмотренные п.п. 1 и 2 ст. 2 ГК РФ отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона) (ст.6 ГК РФ).
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», по смыслу части 1 статьи 196 ГПК РФ суд определяет, какие нормы права следует применить к возникшим правоотношениям сторон.
Поскольку, как было указано выше, порядок принудительной продажи земельного участка, находящегося в собственности лица, которому он не имеет право принадлежать, прямо законом не урегулирован, суд полагает возможным применить к спорным правоотношениям положений действующего законодательства о принудительной продаже имущества на публичных торгах.
В соответствии с положениями ст. 449.1 ГК РФ, под публичными торгами понимаются торги, проводимые в целях исполнения решения суда или исполнительных документов в порядке исполнительного производства, а также в иных случаях, установленных законом. Правила, предусмотренные статьями 448 и 449 настоящего Кодекса, применяются к публичным торгам, если иное не установлено настоящим Кодексом и процессуальным законодательством.
Организатором публичных торгов выступает лицо, уполномоченное в соответствии с законом или иным правовым актом отчуждать имущество в порядке исполнительного производства, а также государственный орган или орган местного самоуправления в случаях, установленных законом, (п.2 ст. 449.1 ГК РФ)
Порядок проведения публичных торгов, регламентирован положениями ст.448 ГК РФ.
Таким образом, к спорным правоотношениям подлежали применению положения п.2 ст.238 ГК РФ, ст.ст. 448, 449.1 ГК РФ, то есть о продаже спорного земельного участка на публичных торгах с последующей передачей ответчику вырученной от продажи суммы, за вычетом затрат, понесенных в связи с отчуждением.
<адрес> принята в состав Российской Федерации на основании Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов от ДД.ММ.ГГГГ и Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
В соответствии с пунктом 4 Указа Главы Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-У, в связи с утверждением структуры исполнительных органов государственной власти Республики Крым, ликвидируются органы исполнительной власти Республики Крым, в частности, Фонд имущества Автономной Республики Крым и образовано Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым.
Распоряжением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-р утвержден ликвидационный баланс Фонда имущества Автономной Республики Крым.
Вместе с тем, образовано Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым.
Согласно п. 3.2, 3.2.1 Положения о Министерстве, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № Министерство имущественных и земельных отношении Республики Крым для осуществления возложенных на него функций и задач в пределах своей компетенции имеет право осуществлять юридические действия по защите прав и законных интересов Республики Крым по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства имущественных и земельных отношений, в том числе обращаться в интересах Республики Крым в суды общей юрисдикции, арбитражные суды и к мировым судьям по вопросам взыскания арендных и иных платежей за пользование имуществом и земельными участками, находящимися в собственности Республики Крым.
Согласно п. 5.1 вышеуказанного Положения Министерство является юридическим лицом, имеет право от своего имени приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
При таких обстоятельствах, истец является надлежащим лицом, обратившимся за судебной защитой, а избранный истцом способ защиты права путем принудительного отчуждения спорного земельного участка, основан на положениях действующего законодательства и соразмерен допущенному ответчиком нарушению. Удовлетворение иска приведет к защите и восстановлению нарушенного права, в связи с чем, заявленные требования о принудительной продаже спорного земельного участка подлежат удовлетворению.
Оценив в порядке статей 12, 56, 67 ГПК РФ представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о том, что ответчик как гражданин иностранного государства, не может обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, в связи с чем, необходимо возложить обязанность произвести отчуждение спорного земельного участка с публичных торгов.
Начальную продажную стоимость спорного земельного участка следует определить равной его рыночной стоимости, установленной специализированной организацией, привлекаемой судебным приставом исполнителем.
С учетом изложенного, исковые требования Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 55,56,167, 194-199 ГПК Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
Исковое заявление Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым – удовлетворить.
Принудительно продать с публичных торгов земельный участок общей площадью 30574 кв.м. с кадастровым номером 90:06:050701:2255, категория земельного участка – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования- сельскохозяйственное использование. Расположенного по адресу <адрес> Ишунский сельский совет, за границами населенного пункта, принадлежащий на праве собственности гражданину Украины ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. уроженка <адрес>, общегражданский заграничный паспорт иностранного гражданина серии ЕС 427279, выданного ДД.ММ.ГГГГ Красноперекопским ГРО ГУ МВД Украины в Крыму, проживающего по адресу <адрес> с последующей передачей ФИО1 вырученной суммы, за вычетом затрат, понесенных на отчуждение имущества.
Начальную продажную цену отчуждаемого имущества определить равной его рыночной стоимости, установленной специализированной организацией, привлекаемой судебным приставом – исполнителем в порядке установленном Правительством Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Красноперекопский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Полный текст изготовлен 01.12.2023г.
судья Шевченко О.В.