Решение по делу № 2а-1761/2020 от 10.02.2020

                                Дело <номер>а-1761/2020

УИД 18RS0<номер>-46

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05.03.2020 года

Октябрьский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи         Стех Н.Э.,

при секретаре                      ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Министерству образования и науки Удмуртской Республики о признании незаконным отказа, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 (далее административный истец) обратилась в суд с административным иском к Министерству образования и науки Удмуртской Республики (далее административный ответчик, Министерство) о признании незаконным отказа от <дата> <номер>, возложении обязанности назначить и выплатить ФИО1 единовременную денежную выплату как молодому специалисту за первый полный год работы.

Административное исковое заявление мотивировала тем, что <дата> она обратилась в Министерство образования и науки Удмуртской Республики с заявлением о назначении единовременной денежной выплаты молодому специалисту, установленной ч. 3 ст. 16 Закона Удмуртской Республики от <дата> <номер>-РЗ «О реализации полномочий в сфере образования» в размере 40000 руб. со всеми необходимыми документами. Письмом от <дата> <номер> ответчик выслал письменный отказ на заявление о назначении единовременной денежной выплаты, мотивируя его пропуском срока на подачу заявления. Данный отказ противоречит пунктам 8, 9 и 13 Положения о порядке и условиях назначения единовременных денежных выплат выпускникам, получившим среднее или высшее педагогическое образование и принятым на работу на должности педагогических работников в муниципальные или в государственные образовательные организации Удмуртской Республики, утвержденного Постановлением Правительства УР от <дата> N 532. Такого основания для отказа в выплате как пропуск срока для подачи заявления нет.

Просила также возместить расходы на составление административного иска в размере 3000 руб. и расходы по уплате госпошлины в размере 300 руб.

В судебном заседании административный истец ФИО1 административные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске.

В судебном заседании представитель Министерства образования и науки Удмуртской Республики ФИО4 с административными исковыми требованиями не согласилась. В усных и письменных возражениях указала, что заявление и документы на единовременную денежную выплату за первый отработанный год (2018-2019 учебный год) были поданы ФИО1 <дата> в нарушение сроков подачи документов, установленных постановлением Правительства Удмуртской Республики от <дата> <номер>. В ответе Министерства от <дата> <номер> допущена техническая опечатка в формулировке принятия отказа в предоставлении единовременной денежной выплаты. Специалистом Министерства, осуществляющим прием документов на назначение единовременной денежной выплаты, <дата> было подготовлено и направлено письмо с отказом в приеме документов на назначение единовременной денежной выплаты в связи с пропуском срока подачи документов. За первый отработанный учебный год ФИО1 должна была подать в Министерство заявление и документы на назначение единовременной денежной выплаты в срок не позднее <дата>. Таким образом ФИО1 фактически отказано в приеме документов для рассмотрения вопроса о предоставлении указанной выплаты Комиссией Министерства.

Судебные расходы считает завышенными, тем более что административный истец не лишен права на бесплатную юридическую помощь. Судебные издержки, взысканные с Министерства, возмещаются в соответствии с судебным решением из бюджета Удмуртской Республики. Бюджетные ассигнования доводятся до Министерства в рамках утвержденных лимитов. В соответствии с ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Выслушав объяснения административного истца и представителя административного ответчика, проверив полномочия представителя административного ответчика, исследовав и проанализировав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

            Дело рассмотрено в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства РФ.

            Пунктом 1.1 Постановления Правительства УР от <дата> N 83 "Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки Удмуртской Республики" определено, что Министерство образования и науки Удмуртской Республики является исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, уполномоченным на осуществление полномочий Российской Федерации в сфере образования, в том числе государственного контроля (надзора) в сфере образования, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

            В силу ч.ч. 9, 11 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

            1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

            2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

            3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

            а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

            б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

            в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

            4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

            11. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

            В силу ч.ч. 1, 5 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

    Оспариваемый административным истцом отказ в предоставлении единовременной денежной выплаты выражен в письме Министерства от <дата> <номер>.

<дата> ФИО1 подала административный иск в суд, то есть в установленный законом трехмесячный срок.

Рассматривая административное исковое заявление по существу, суд приходит к следующему.

        В силу п. 1 ч. 2 ст. 27 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

        В силу пункта 3 статьи ст. 16 Закона УР от <дата> N 11-РЗ (ред. от <дата>) "О реализации полномочий в сфере образования", для привлечения молодых специалистов, получивших среднее или высшее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, принятых на работу на должности педагогических работников в муниципальные или в государственные образовательные организации Удмуртской Республики, осуществляются единовременные денежные выплаты за каждый учебный год работы в указанных образовательных организациях в следующих размерах: за первый учебный год работы - 40000 рублей, за второй учебный год работы - 60000 рублей, за третий учебный год работы - 80000 рублей. (в ред. Закона УР от <дата> N 25-РЗ)

        К молодым специалистам в целях настоящего Закона относятся выпускники образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования очной формы обучения в возрасте до тридцати пяти лет включительно, принятые по основному месту работы в муниципальные или в государственные образовательные организации Удмуртской Республики в год окончания учебы.

        (в ред. Закона УР от <дата> N 25-РЗ)

        Статус молодого специалиста действует в течение трех лет со дня его поступления на работу в муниципальные или в государственные образовательные организации Удмуртской Республики. Данный статус продлевается (на срок до трех лет) в следующих случаях:

        (в ред. Закона УР от <дата> N 25-РЗ)

        1) призыв на военную службу или направление на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;

        2) предоставление отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

        Финансовое обеспечение указанных выплат осуществляется за счет средств бюджета Удмуртской Республики. Порядок и условия назначения указанных выплат устанавливаются Правительством Удмуртской Республики.

        (часть 3 в ред. Закона УР от <дата> N 94-РЗ).

        Изменения, внесенные Законом УР от <дата> N 25-РЗ, распространяются на правоотношения, возникшие с <дата>.

        В силу пункта 2 Положения о порядке и условиях назначения единовременных денежных выплат выпускникам, получившим среднее или высшее педагогическое образование и принятым на работу на должности педагогических работников в муниципальные или в государственные образовательные организации Удмуртской Республики, утвержденного Постановлением Правительства УР от <дата> N 532 (ред. от <дата>) "О порядке и условиях назначения единовременных денежных выплат выпускникам, получившим среднее или высшее педагогическое образование и принятым на работу на должности педагогических работников в муниципальные или в государственные образовательные организации Удмуртской Республики" (далее Положение), в целях применения настоящего Положения, молодой специалист - выпускник образовательной организации высшего и среднего профессионального образования очной формы обучения в возрасте до тридцати пяти лет включительно, принятый по основному месту работы в муниципальную или в государственную образовательную организацию Удмуртской Республики (далее - образовательная организация), в год окончания учебы (далее - молодой специалист).

        В силу пункта 3 Положения, осуществление единовременных денежных выплат в соответствии с настоящим Положением производится молодым специалистам, принятым на работу по трудовым договорам, заключенным с образовательной организацией, расположенной в сельском поселении, с 2014 учебного года. Осуществление единовременных денежных выплат в соответствии с настоящим Положением производится молодым специалистам, принятым на работу по трудовым договорам, заключенным с образовательной организацией, расположенной в городском округе (городском поселении), с <дата>. (п. 3 в ред. постановления Правительства УР от <дата> N 318).

        В силу пункта 3.1 Положения, статус молодого специалиста действует в течение трех лет со дня его поступления на работу в образовательную организацию. Данный статус продлевается (на срок до трех лет) в следующих случаях:

        1) призыв на военную службу или направление на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;

        2) предоставление отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

        (п. 3.1 введен постановлением Правительства УР от <дата> N 135).

        В силу пункта 4 Положения, единовременная денежная выплата предоставляется молодому специалисту за каждый учебный год его работы в образовательной организации.

        Размер единовременной денежной выплаты составляет:

        за первый учебный год работы - 40000 рублей;

        за второй учебный год работы - 60000 рублей;

        за третий учебный год работы - 80000 рублей.

        (п. 4 в ред. постановления Правительства УР от <дата> N 135).

        В силу пункта 5 Положения, после завершения каждого учебного года работы в образовательной организации молодой специалист в течение текущего финансового года представляет заявление в Министерство образования и науки Удмуртской Республики о перечислении единовременной денежной выплаты по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению.

        (в ред. постановлений Правительства УР от <дата> N 135, от <дата> N 318, от <дата> N 473).

        Выплата единовременной денежной выплаты осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных Министерству в установленном порядке на цели, указанные в пункте 1 настоящего Положения. (пункт 5.1 Положения).

        К заявлению, указанному в пункте 5 настоящего Положения, прилагаются следующие документы (копии документов):

        1) копия паспорта гражданина Российской Федерации или копия временного удостоверения личности гражданина Российской Федерации, выдаваемая на период оформления паспорта в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, указанного в пункте 2 настоящего Положения;

        2) копия документа об образовании с вкладышем;

        3) справка муниципальной или государственной образовательной организации, подтверждающая место работы в данной образовательной организации в Удмуртской Республике лица, указанного в пункте 2 настоящего Положения, по форме согласно приложению 2 к настоящему Положению;

        4) копия трудового договора, заключенного с образовательной организацией;

        5) копия свидетельства о постановке на учет физического лица в налоговом органе;

        6) копия документа, подтверждающего регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе в форме электронного документа (копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования гражданина);

        7) выписка из кредитной организации, содержащая сведения банковского счета, открытого в кредитной организации.

        В случае если заявление и прилагаемые к нему документы (копии документов) подаются через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, представляется оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность. (пункт 6 Положения). (п. 6 в ред. постановления Правительства УР от <дата> N 318).

        8. Специалистом отдела Министерства образования и науки Удмуртской Республики, осуществляющим прием документов, проводится проверка представленных документов на их соответствие пунктам 5 и 6 настоящего Положения.

        В случае если заявителем представлены не все документы, предусмотренные пунктами 5 и 6 настоящего Положения, специалист отдела Министерства образования и науки Удмуртской Республики, осуществляющий прием документов, отказывает в их приеме. Решение об отказе в приеме документов с указанием причины отказа и предложениями по ее устранению направляется заявителю в письменной форме в течение 2 рабочих дней со дня их предоставления.

        В случае если заявление и документы представлены заявителем в соответствии с пунктами 5 и 6 настоящего Положения, они формируются в учетное дело и передаются на рассмотрение в комиссию, созданную в Министерстве образования и науки Удмуртской Республики. (пункт 8 Положения).

        Рассмотрение документов о предоставлении единовременной денежной выплаты лицу, указанному в пункте 2 настоящего Положения, осуществляется комиссией Министерства образования и науки Удмуртской Республики, порядок формирования и работы которой определяется Министерством образования и науки Удмуртской Республики. (пункт 9 Положения).

        Комиссия Министерства образования и науки Удмуртской Республики в течение 30 календарных дней со дня принятия решения о предоставлении единовременной денежной выплаты лицу, указанному в пункте 2 настоящего Положения, либо отказе в предоставлении указанной выплаты уведомляет его (их) в письменном виде о принятом решении. (пункт 10 Положения).

        Основаниями для принятия решения об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты лицу, указанному в пункте 2 настоящего Положения, являются:

        1) отсутствие у лица, указанного в пункте 2 настоящего Положения, права на получение единовременной денежной выплаты;

        2) предоставление заявителем недостоверных сведений.

        В случае принятия комиссией Министерства образования и науки Удмуртской Республики решения об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты лицу, указанному в пункте 2 настоящего Положения, заявителю также направляется выписка из протокола решения комиссии Министерства образования и науки Удмуртской Республики, подписанная секретарем, с указанием причины отказа. (в ред. постановления Правительства УР от <дата> N 318). (пункт 13 Положения).

        ФИО1 (до заключения брака Батуева) Д.Д. <дата> года рождения имеет диплом о среднем профессиональном образовании, квалификация воспитатель детей дошкольного возраста, освоила образовательную программу среднего профессионального образования и успешно прошла государственную итоговую аттестацию по специальности 4<дата> Дошкольное образование, решение Государственной экзаменационной комиссии от <дата>.

        С <дата> работает в должности воспитателя в МДОУ «Рябовский детский сад», расположенном по адресу: <адрес>.

        <дата> ФИО1 обратилась с заявлением о назначении единовременной денежной выплаты за первый полный год работы и полным пакетом необходимых документов в Министерство образования и науки Удмуртской Республики.

        Письмом Министерства образования и науки Удмуртской Республики от <дата> <номер> за подписью Министра ФИО5 ФИО1 отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты в связи с тем, что она должна была подать заявление в Министерство в срок не позднее <дата>.

        Отказ не является законным.

        В соответствии с пунктом 9 Положения, рассмотрение документов о предоставлении единовременной денежной выплаты лицу осуществляется комиссией Министерства. В рассматриваемой ситуации решение об отказе принято единолично Министром ФИО5 Основания для принятия решения об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты установлены в пункте 13 Положения, в том числе отсутствие у лица права на получение единовременной выплаты. Право на получение единовременной выплаты за первый учебный год работы у ФИО1 имеется. Такое основание для утраты права на получение единовременной выплаты как несвоевременная подача заявления действующим законодательством не предусмотрено.

        Доводы представителя административного ответчика о то, что ФИО1 фактически не отказано в выплате, а отказано в приеме документов, не состоятельны. В силу пункта 8 Положения, отказ в приеме документов осуществляет специалист отдела Министерства, осуществляющий прием документов, и основанием для отказа в приеме является представление не всех документов, предусмотренных пунктами 5 и 6 Положения. В рассматриваемой ситуации оснований для отказа в приеме документов не было, решение об отказе принято не специалистом отдела Министерства, осуществляющим прием документов, а Министром, и в ответе четко указано, что ФИО1 отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты.

        Отказ в приеме документов и отказ в предоставлении единовременной выплаты – разные процессуальные действия, первое осуществляется на стадии приема заявления и документов при наличии одних определенных оснований определенным лицом, второе осуществляется после рассмотрения заявления и документов по существу на основании других определенных оснований комиссией Министерства. Указанные действия настолько различны по существу, что указание на одно решение вместо указания другого решения не может быть оценено как описка. В связи с чем суд полагает, что Министерство приняло документы административного истца, и приняло по ним решение с нарушением установленного порядка.

        В любом случае, порядок отказа в приеме документов и порядок принятия решения об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты ответчиком нарушен. Указанное в ответе основание не предусмотрено в качестве основания отказа в приеме документов либо отказа в предоставлении единовременной денежной выплаты. Следовательно, оспариваемый отказ не законен, и требование в части признания незаконным данного отказа подлежит удовлетворению.

        Оспариваемый отказ нарушает право административного истца на получение единовременной денежной выплаты.

        В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений, в том числе об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

        В силу пункта 1 части 1 статьи 227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

        Административный истец просит обязать Министерство назначить и выплатить ФИО1 единовременную денежную выплату как молодому специалисту за первый полный год работы.

        Вместе с тем суд, признавая решение Министерства об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты не законным, может лишь обязать Министерство рассмотреть представленные ФИО1 документы в порядке, предусмотренном Положением, не предрешая решение Министерства по существу.

        Административное исковое заявление подлежит частичному удовлетворению.

        В силу части 1 статьи 111 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.

        В силу статьи 112 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

        На основании изложенного суд принимает решение о возмещении административному истцу со стороны административного ответчика расходов по уплате госпошлины в размере 300 руб. и расходов на составление административного искового заявления в разумных пределах в размере 1500 руб.

        Руководствуясь ст. ст. 175-177 КАС РФ, суд

        РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1 к Министерству образования и науки Удмуртской Республики о признании незаконным отказа, возложении обязанности удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Министерства образования и науки Удмуртской Республики об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты, изложенное в ответе Министерства образования и науки Удмуртской Республики от <дата> <номер>.

Возложить обязанность на Министерство образования и науки Удмуртской Республики рассмотреть представленные ФИО1 <дата> заявление и документы о предоставлении единовременной денежной выплаты, о принятом решении в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщить в суд и ФИО1.

Взыскать с Министерства образования и науки Удмуртской Республики в пользу ФИО1 в возмещение расходов по госпошлине 300 руб., в возмещение расходов на оплату помощи представителя 1500 руб.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Верховный суд Удмуртской Республики через районный суд.

Решение в окончательной форме изготовлено председательствующим судьёй на компьютере <дата>.

         Председательствующий судья                    Стех Н.Э.

2а-1761/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Петрова Диана Дмитриевна
Ответчики
Министерство образования и науки УР
Суд
Октябрьский районный суд г. Ижевск Удмуртской Республики
Судья
Стех Наталья Эдуардовна
Дело на странице суда
oktyabrskiy.udm.sudrf.ru
11.02.2020Регистрация административного искового заявления
11.02.2020Передача материалов судье
18.02.2020Решение вопроса о принятии к производству
18.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.02.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.02.2020Судебное заседание
06.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.03.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее