Решение по делу № 2а-110/2021 от 20.05.2021

Дело № 2а-110/2021

                                                                                        24RS0009-01-2020-000157-70

РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

С.Большой Улуй, Красноярский край

Ул.Революции, д.11                                                   20 августа 2021 года

Большеулуйский районный суд Красноярского края в составе

председательствующего судьи Бардышевой Е.И.,

при секретаре Доброхотовой С.Н.,

с участием представителя административного истца помощника прокурора Большеулуйского района Красноярского края Белова А.С.,

представителя административного ответчика Енисейского бассейнового водного Управления Федерального агентства водных ресурсов Смирновой Н.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Большеулуйского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Сучковского сельсовета Большеулуйского района Красноярского края об оспаривании бездействия в отношении гидротехнического сооружения, возложении обязанности устранить нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец прокурор Большеулуйского района Красноярского края обратился в суд с административным иском с учётом его уточнения к административному ответчику администрации Сучковского сельсовета Большеулуйского района Красноярского края об оспаривании бездействия в отношении гидротехнического сооружения, возложении обязанностей устранить допущенное нарушение, к Енисейскому бассейновому водному Управлению Федерального агентства водных ресурсов о возложении обязанности поставить гидротехнический объект на учет. Требования мотивированы тем, что при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере соблюдения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, об охране окружающей среды, установлено, что в с.Сучково расположено потенциально опасное гидротехническое сооружение, не имеющее собственника – плотина пруда большим объемом, которая является бесхозяйной. В связи с этим мероприятия по обеспечению надлежащего содержания объекта недвижимости и его безопасности никем не осуществляются, что создаёт угрозу возникновения чрезвычайной ситуации, причинения вреда жизни и здоровью неопределённого круга лиц. Водоём (искусственно созданное озеро) с установленной для его сохранности дамбой (грунтовой насыпью), расположенное на территории Сучковского сельсовета не включены в реестр муниципальной собственности, государственной собственности Красноярского края и государственной собственности Российской Федерации. Каким-либо юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям данный объект не передавался, документация в отношении объекта отсутствует, сведениями о владельце объекта администрация Сучковского сельсовета не располагает.

В соответствии с пунктом 6 Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечения безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано (в том числе гидротехнического сооружения, находящегося в аварийном состоянии), гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2020 года № 1606 (далее «Положение»), обеспечение безопасности (капитальный ремонт, консервация и (или) ликвидация) гидротехнических сооружений, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался, осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений, на территории которого расположено это гидротехническое сооружение. В соответствии с пунктом 4 Положения на орган местного самоуправления при выявлении гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался обязанность по направлению о нем в 5-дневный срок со дня выявления в орган государственного надзора и в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено гидротехническое сооружение, для решения вопроса об обеспечении безопасности этого гидротехнического сооружения.

Такой обязанности администрация Сучковского сельсовета не выполнила, что свидетельствует о её незаконном бездействии. Кроме того, невыполнение такой обязанности влечёт за собой обязанность самого органа местного самоуправления обеспечить безопасность гидротехнического сооружения.

В соответствии со ст.225 ГК РФ, с федеральными законами от 21.07.1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения поселений относится, в том числе участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселений, в том числе финансирование за счёт собственных средств мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, к полномочиям органа местного самоуправления относится управление в области охраны окружающей среды. В собственности поселений может находиться имущество, предназначенное для организации защиты населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Бесхозяйное правовое состояние потенциально опасного гидротехнического сооружения не допустимо, а при его наличии должно быть прекращено в установленном порядке. Отсутствие собственника гидротехнического сооружения влечёт обязанность органа местного самоуправления в целях предупреждения чрезвычайных ситуаций по постановке данного сооружения на учёт в соответствующем Управлении Росреестра как бесхозяйного имущества. Обязанности по прекращению бесхозяйности имущества возложены на органы местного самоуправления. Орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учёт в качестве бесхозяйного, однако администрация Сучковского сельсовета в данном вопросе также бездействует незаконно, не предпринимает мер к постановке на учет гидротехнического сооружения, не имеющего собственника, на учёт в качестве бесхозяйного имущества.

В интересах неопределённого круга лиц, которые имеют право на безопасную и благоприятную окружающую среду, прокурор просит признать незаконным бездействие администрации Сучковского сельсовета Боьшеулуйского района, выразившееся в непостановке на учёт как бесхозяйного гидротехнического сооружения – водоёма (искусственно созданного озера) с установленной для его сохранности дамбой (грунтовой насыпью) на территории Сучковского сельсовета; обязать администрацию Сучковского сельсовета Большеулуйского района Красноярского края в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу совершить действия по постановке на учёт в качестве бесхозяйного имущества указанного гидротехнического сооружения путем подачи заявления и необходимых документов в Управление Росреестра по Красноярскому краю, обязать администрацию Сучковского сельсовета Большеулуйского района в 5-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу направить в орган государственного надзора и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения об указанном гидротехническом сооружении для решения вопроса об обеспечении безопасности указанного гидротехнического сооружения (т.1 л.д.4-10, 74).

Уточняя административный иск 23.06.2021 года прокурор просил на ответчика Енисейское бассейновое водное Управление Федерального агентства водных ресурсов возложить предусмотренную статьёй 9 Федерального закона от 21.07.1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» обязанность поставить объект гидротехнического сооружения плотину земляную, насыпную, проезжую, оборудованную закрытым трубчатым водосбросом с входным оголовком, расположенную по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, Большеулуйский район, 0,6 км. к югу от адреса: Красноярский край, Большеулуйский район, с.Сучково, ул.Озёрная, 5, на учет в Российский регистр гидротехнических сооружений в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу (т.2 л.д.101-103).

В ходе судебного разбирательства административный истец от административного иска в части требований к Енисейскому бассейновому водному Управлению Федерального агентства водных ресурсов о возложении обязанности поставить гидротехнический объект на учет отказался (т.2 л.д.198). Определением Большеулуйского районного суда Красноярского края от 20 августа 2021 года производство по административного иску в этой части к этому административному ответчику прекращено. В остальной части прокурор административный иск поддержал по изложенным в нём основаниям.

Представитель административного ответчика администрации Сучковского сельсовета её глава о месте, дате и времени судебного разбирательства была уведомлена надлежащим образом, не явилась, просила о рассмотрении административного дела в её отсутствие.

Заинтересованные лица Енисейское Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва, агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, администрация Большеулуйского района, филиал по Красноярскому краю ФГУП Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ, министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края, КГБУ «Большеулуйское лесничество» о месте, дате и времени судебного разбирательства были уведомлены надлежащим образом, не явились, об отложении судебного разбирательства не просили, в соответствии со ст.150 КАС РФ суд рассмотрел административное дело в их отсутствие.

Представитель административного ответчика ФИО5 относительно иска возражала. В письменных возражениях на иск административный ответчик указал, что действующим законодательством не закреплена обязанность органа местного самоуправления по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учёт бесхозяйного имущества. Такое действие является правом органа местного самоуправления. Выполнение действий, направленных на постановку на учёт гидротехнического сооружения, не прекратит его правовое положение как бесхозяйного и не устранит угрозу нарушения неопределённого круга лиц, как это утверждает административный истец, поскольку собственник у гидротехнического сооружения не появится, а обязанность по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения действующим законодательством возложена на субъект Российской Федерации. Безосновательны, по убеждению административного ответчика, и доводы административного истца о потенциальной опасности имеющегося сооружения, поскольку категория опасности такого сооружения не установлена. Прокурором не представлены доказательства отнесения спорного объекта к недвижимости. Определением административным ответчиком вида объекта как водоём (искусственно созданное озеро) с установленной для его сохранности дамбой (грунтовой насыпью) не отвечает закрепленному в действующем законодательстве содержанию понятия гидротехнического сооружения. Водоём относится к водным объектам, которые в силу действующего законодательства находятся в собственности Российской Федерации. В административном иске спорный объект административным истцом не индивидуализирован, не содержится указание на его конкретные признаки (адрес, ориентиры на местности). Действующим законодательством на органы местного самоуправления не возложена обязанность по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений. Просят в иске прокурору отказать (т.1 л.д.114-120).

В дополнительных возражениях на уточненный 23.06.2021 административный иск представитель административного ответчика администрации Сучковского сельсовета полагает, что поскольку спорное гидротехническое сооружение расположено на водном объекте, находящемся в собственности Российской Федерации, постольку и само гидротехническое сооружение следует считать собственностью Российской Федерации, соответственно у органа местного самоуправления отсутствует обязанность по его постановке на учёт в качестве бесхозяйного объекта недвижимости, поскольку таковым гидротехническое сооружение не является. Полагали обоснованными требования прокурора к Енисейскому бассейновому водному Управлению Федерального агентства водных ресурсов о возложении обязанности поставить гидротехнический объект на учет в Российский регистр гидротехнических сооружений (т.2 л.д.137-140).

Представитель заинтересованного лица Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края в письменном отзыве на иск утверждает, что в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-З «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселений. Согласно п. «е» части 1 статьи 1 закона Красноярского края от 15.10.2015 № 9-3724 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края» участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения закреплено за сельскими поселениями Красноярского края. Постановка на учет гидротехнического сооружения позволит в дальнейшем принять необходимые меры по предупреждению чрезвычайных ситуаций в результате аварии. На основании пункта 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйные вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. В соответствии с Порядком принятия на учёт бесхозяйных недвижимых вещей, утверждённым Приказом Минэкономразвития РФ от 10.12.2015 № 931, администрация Сучковского сельсовета Большеулуйского района Красноярского края уполномочена обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю с заявлением о принятии гидротехнического сооружения на учет как бесхозяйного имущества ( т.1 л.д.35-36).

Представитель административного ответчика Енисейское бассейновое водное Управление Федерального агентства водных ресурсов представил в суд письменные отзывы, в которых указал следующее. Действующим законодательством (Гражданским кодеком Российской Федерации, Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости») установлены общие основания возникновения права собственности и принятия на государственный учет объектов недвижимости, в том числе гидротехнических сооружений, в том числе и общий порядок принятия на учёт в качестве бесхозяйных гидротехнических сооружений - на основании заявления органа местного самоуправления, что не влечёт для последнего последующее принятие в собственность такого объекта. При этом бремя содержания бесхозяйных гидротехнических сооружений, к числу которых относятся и плотины, Федеральным законом от 21.07.1997 года «О безопасности гидротехнических сооружений» возложено на органы государственной власти субъектов Российской Федерации до момента определения собственника. Положением об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечения безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано (в том числе гидротехнического сооружения, находящегося в аварийном состоянии), гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2020 года № 1606 на орган местного самоуправления возложена обязанность в пятидневный срок со дня выявления бесхозяйного гидротехнического сооружения направить данные о нём в орган государственного надзора и в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено гидротехническое сооружение. Обязанность же поставить гидротехническое сооружение на учет в Российский регистр гидротехнических сооружений действующим законодательством возложена на собственника такого сооружения. Тот факт, что спорное гидротехническое сооружение расположено на водном объекте, являющемся собственностью Российской Федерации, не делает находящееся на таком водном объекте гидротехническое сооружение собственностью Российской Федерации, поскольку гидротехнические сооружения могут находиться в собственности любого субъекта гражданских правоотношений. Рассмотрение вопроса о наличии гидравлической связи водного объекта – пруда, образованного спорным гидротехническим сооружением с другими поверхностными водными объектами не налагает ограничений на право собственности на гидротехническое сооружение. Полагают, что Енисейское бассейновое водное Управление Федерального агентства водных ресурсов не является надлежащим ответчиком, а подлежит удовлетворению иск прокурора к администрации Сучковского сельсовета, которая имеет право и обязана поставить расположенное на территории муниципального образования гидротехническое сооружение на учет в качестве бесхозяйного и направить информацию о нём в орган государственного надзора и в орган государственной власти субъекта Российской Федерации (т.2 л.д.147-151, 177-179).

Выслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.4 ст.218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При этом в силу положений ст.226 КАС РФ административный истец должен доказать, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; административный ответчик должен представить доказательства, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно пункту 1 ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Основания возникновения права собственности регламентированы положениями ст.218 ГК РФ, согласно которым право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом; право собственности на плоды, продукцию, доходы, полученные в результате использования имущества, приобретается по основаниям, предусмотренным статьей 136 настоящего Кодекса; право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества; в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом; в случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам - правопреемникам реорганизованного юридического лица; в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

Согласно ч.1 ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Согласно ч.3 ст.225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

В соответствии с пунктом 7 части 3 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей.

Согласно пункту 5 Приказа Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей" принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

В силу положений ст.3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении» собственник гидротехнического сооружения - Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением.

В силу положения ст.4 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» Правительство Российской Федерации: устанавливает порядок эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечения безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано (в том числе гидротехнического сооружения, находящегося в аварийном состоянии), гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался.

В силу положений ст.7 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» сведения о гидротехническом сооружении вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений (далее - Регистр) и (или) обновляются в Регистре после утверждения федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, декларации безопасности гидротехнического сооружения.

В силу положений ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений; обеспечивать внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении.

Реализуя предусмотренные ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» полномочия, Правительство Российской Федерации Постановлением от 05.10.2020 года № 1606 утвердило Положение об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано (в том числе гидротехнического сооружения, находящегося в аварийном состоянии), гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался.

Согласно п. 5 указанного Положения при выявлении органом местного самоуправления гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался, данные о нем в 5-дневный срок со дня выявления направляются в орган государственного надзора и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено гидротехническое сооружение, для решения вопроса об обеспечении безопасности этого гидротехнического сооружения.

К вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения (пункт 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В настоящем судебном заседании установлено, что на территории муниципального образования Сучковский сельсовет Большеулуйского района Красноярского края находится единственное гидротехническое сооружение: искусственно созданный водоем (искусственно созданное озеро) с установленной для его сохранности дамбой (грунтовой насыпью), собственник которого неизвестен. В 2016 году администрация Сучковского сельсовета при поддержке местного населения осуществляла ремонтные работы на дамбе в части её укрепления. С 2016 года администрация Сучковского сельсовета, зная о наличии на территории муниципального образования бесхозяйного гидротехнического сооружения, представляющего повышенную потенциальную опасность для населения и окружающей среды, не сообщает заинтересованным лицам о наличии такого сооружения на территории муниципального образования, не предпринимая мер, направленных на учет такого имущества в качестве бесхозяйного, тем самым незаконно бездействует, нарушая права неопределённого круга лиц, проживающих на территории муниципального образования на благоприятную окружающую среду, охрану жизни и здоровья, безопасность гидротехнического сооружения.

Установленные судом обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами.

Согласно положениям Устава Сучковского сельсовета Большеулуйского района Красноярского края, Сучковский сельсовет является в соответствии с Федеральным Законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" самостоятельным муниципальным образованием, находящимся в границах Большеулуйского района, местное самоуправление в котором осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом и законами Красноярского края, настоящим Уставом и решениями, принятыми на местном референдуме (пункт 1 статьи 1). Сучковский сельсовет наделен статусом сельского поселения Законом Красноярского края от 19.11.04 N 12-2554 "Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Большеулуйский район и находящихся в его границах иных муниципальных образований" (пункт 3 статьи 1). К вопросам местного значения сельсовета относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах сельсовета (подпункт 19 пункта 1 статьи 7). Глава Сучковского сельсовета (далее Глава сельсовета, Глава) - высшее выборное должностное лицо, наделенное согласно настоящему Уставу собственной компетенцией по решению вопросов местного значения, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории сельсовета. Глава Сучковского сельсовета избирается Сучковским сельским Советом депутатов из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию (пункт 1 статьи 8). Администрация Сучковского сельсовета (далее - администрация сельсовета, администрация) является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления. Полномочия главы администрации исполняет глава сельсовета (пункт 3 статьи 8).

Из пояснений от 28.07.2021 года Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю на административный иск следует, что сведения о гидротехническом сооружении по адресу: Большеулуйский район, с.Сучково, ул.Озерная, д.5, отсутствуют (т.2 л.д.132-134).

Из информации главы Сучковского сельсовета в адрес прокурора Большеулуйского района от 7 ноября 2019 года следует, что имеющийся на территории муниципального образования пруд создавали при совхозе «Симоновский» по инициативе жителей, запускали в него рыб, позднее при сильном паводке пруд размыло и вода ушла. В 2016 году в сельсовет обратились жители населённого пункта с просьбой восстановить пруд. Жителями, имеющими технику, была организована работа по насыпи грунта, установлению трубы для слива воды (т.1 л.д.13).

Согласно сообщению Межрегионального территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва от 10.07.2020 года объект недвижимого имущества в виде водоема (искусственно созданного озера) с установленной для его сохранности дамбой (грунтовой насыпью) в реестре федеральной собственности не учитывается ( т.1 л.д.23-24).

Из отзыва и уведомления агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края от 14.07.2020 года объект недвижимого имущества в виде водоема (искусственно созданного озера) с установленной для его сохранности дамбой (грунтовой насыпью) в реестре государственной собственности Красноярского края не учитывается (т.1 л.д.27, 28).

Как следует из информации АО «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости – федеральное бюро технической инвентаризации» от 15.07.2020 года согласно базе данных по состоянию на 03.04.1999 года право собственности на гидротехническое сооружение - объект недвижимого имущества в виде водоема (искусственно созданного озера) с установленной для его сохранности дамбой (грунтовой насыпью) на территории Сучковского сельсовета не зарегистрировано ( т.1 л.д.33).

Свидетель Терехов М.Е. пояснил суду, что на территории муниципального образования Сучковский сельсовет, жителем которого он является, имеется искусственно созданный водоем, образованный в результате насыпи плотины из грунта высотой около 5 метров на пути протекания естественного ручья, в результате чего образовалось удерживаемое плотиной озеро глубиной около 3-4 метров, имеющее длину около 200 метров и ширину около 60-80 метров, уровень воды в котором регулируется тоже искусственно созданным сооружением в виде трубы диаметром около 80 см. и длиной около 20 метров, через которую излишки воды сначала по трубе под плотиной, а затем по естественному руслу ручья утекает в реку Чулым. Свидетель полагает, что настоящее сооружение представляет опасность для жителей муниципального образования и оказывает вредное влияние на окружающую среду, поскольку всегда сохраняется вероятность прорыва плотины, а загрязненней щебень, которым отсыпана плотина (дамба) постоянно попадает в реку Чулым (т.1 л.д.68-71).

    Показания свидетеля и пояснения административного истца о характеристиках, в том числе виде и размерах гидротехнического сооружения административным ответчиком не оспорены.

Объективно показания свидетеля об этом подтверждаются и представленными административным истцом фототаблицами ( т.1 л.д.80-96).

Из характеристики гидротехнического сооружения, которая дана суду представителем Енисейского бассейнового водного Управления Федерального агентства водных ресурсов ФИО4, принимавшей участие в обследовании гидротехнического сооружения 16 августа 2021 года, следует, что его длина по гребню составляет около 80 м., ширина около 4 м., водосброс шахтного типа, роль водоотводящей части выполняет металлическая труба. Из её же пояснений следует, что гидротехническое сооружение пребывает в аварийном состоянии, требует капитального ремонта и реконструкции, поскольку гребень плотины на всем протяжении разбит, присутствует колея, просадки, он зарос травянистой растительностью, откосы плотины заросли древесно-кустарниковой растительностью, открылки выходной части водосброса разрушены и упали в отводящий канал.

Пояснения представителя Енисейское бассейновое водное Управление Федерального агентства водных ресурсов и свидетеля ФИО6, материалы административного дела в части характеристик спорного объекта позволяют суду согласиться с доводами административного истца и считать установленным, что спорный объект недвижимости представляет из себя искусственно созданный водоём, ограждённый дамбой (плотиной) для удержания воды, снабжен сливной трубой для поддержания уровня воды в водоёме, то есть является гидротехническим сооружением. Доказательств обратного административным ответчиком не представлено.

Из материалов дела следует, что сведения о собственнике или эксплуатирующей организации гидротехнического сооружения, равно как и документы, подтверждающие обеспечение безопасности данного сооружения, отсутствуют. Само по себе наличие на территории муниципального образования такого гидротехнического сооружения, в границах которого удерживается большая масса воды, в составе которого для водосброса используется металлическая труба значительного диаметра (водосбор шахтного типа) создает потенциальную угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц вследствие чрезвычайной ситуации, возникновение которой возможно при невыполнении мероприятий по надлежащему содержанию гидротехнического сооружения.

На территории Сучковского сельсовета существует единственное спорное гидротехническое сооружение, о чем суду пояснили представитель административного истца, материалами дела он достаточно идентифицирован путем его привязки к объекту с почтовым адресом.

В соответствии со ст. ст. 3 и 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения; собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения и др.

Указанные меры не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности гидротехнического сооружения, представляющего реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации, а также по причине отсутствия у органа государственного надзора и органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации официальной информации от органа местного самоуправления о наличии на его территории бесхозяйного гидротехнического сооружения.

Доводы административного ответчика администрации Сучковского сельсовета о том, что гидротехническое сооружение не является бесхозяйным, а его собственником выступает Российская Федерации, поскольку гидротехническое сооружение расположено на водном объекте, являющимся собственностью Российской Федерации, основаны на ошибочном толковании норм материального права, противоречит указанным выше положениям ст. 218 ГК РФ об основаниях возникновения права собственности, противоречит ч.2 ст.223 ГК РФ, согласно которой в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом; противоречит ст.131 ГК РФ, согласно которой право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Сам по себе факт размещения неустановленным лицом гидротехнического сооружения на находящемся в собственности Российской Федерации водном объекте без соблюдения установленной действующим законодательством процедуры возникновения (перехода) права, не влечёт за собой право собственности на него Российской Федерации при отсутствии прямого указания на данное обстоятельство в федеральном законе, как это имеет место в отношении момента возникновения права собственности в отношении права собственности на наследство, в том числе в отношении выморочного имущества, право собственности на которые возникает с момента открытия наследства и независимо от действий наследников по принятию выморочного имущества.

Гидротехническое сооружение, более 20 лет расположенное в границах муниципального образования, является бесхозяйным объектом недвижимого имущества и необращение ответчика в уполномоченный орган с заявлением о принятии данного сооружения на учет как бесхозяйного свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений части 3 статьи 225 ГК РФ.

Суд находит незаконным бездействие администрации Сучковского сельсовета, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет в органе, осуществляющем государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, гидротехнического сооружения, собственник которого неизвестен.

В силу действующего законодательства только администрация муниципального образования, на территории которой находится бесхозяйный объект недвижимого имущества, уполномочена на обращение в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, с заявлением о постановке гидротехнического сооружения на учет как бесхозяйного объекта недвижимого имущества.

Иск в части признания незаконным бездействия административного ответчика и понуждении его к постановке объекта недвижимости на учёт в качестве бесхозяйного объекта подлежит удовлетворению.

Не представлено в суд административным ответчиком и доказательств, подтверждающих выполнение им обязанностей, возложенных на орган местного самоуправления пунктом 5 Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано (в том числе гидротехнического сооружения, находящегося в аварийном состоянии), гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался, в части направления в 5-дневный срок со дня выявления гидротехнического сооружения данных о нём в орган государственного надзора и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено гидротехническое сооружение, для решения вопроса об обеспечении безопасности этого гидротехнического сооружения.

В соответствии с Приказом Ростехнадзора от 15.01.2019 № 13 "Об утверждении Положения о Енисейском управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору" Енисейское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору сокращенное наименование - Енисейское управление Ростехнадзора, является территориальным органом межрегионального уровня, осуществляющим функции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в установленной сфере деятельности на территориях Республики Тыва, Республики Хакасия, Красноярского края и Иркутской области.

В соответствии с Положением о министерстве экологии и рационального природопользования Красноярского края, утверждённым Постановлением Правительства Красноярского края от 28.11.2017 № 715-п, Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края является органом исполнительной власти Красноярского края (далее - край), который на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава края, законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края осуществляет оказание государственных услуг, управление и распоряжение государственной собственностью в областях охраны окружающей среды, атмосферного воздуха, обращения с отходами производства и потребления, водных отношений, безопасности гидротехнических сооружений, обеспечения радиационной безопасности, экологической экспертизы, организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий, охраны и использования объектов животного мира, в том числе охотничьих ресурсов, водных биологических ресурсов, обращения с животными, а также в сферах регулирования отношений недропользования.

Соответствующими органами на территории Красноярского края являются Енисейское Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края.

Бездействие администрации Сучковского сельсовета в отношении гидротехнического сооружения нарушает права неопределённого круга лиц, проживающих и находящихся на территории муниципального образования Сучковский сельсовет на безопасность гидротехнического сооружения, в том числе в рамках исполнения указанным административным ответчиком полномочий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а значит создаёт угрозу жизни и здоровью граждан.

Иск в части возложения на административного ответчика обязанности устранить допущенное нарушение подлежит удовлетворению. Заявленный административным истцом срок для выполнения возлагаемой на административного ответчика обязанности по совершению действия по постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества представляется суду разумным, административным ответчиком об обратном не заявлено.

Руководствуясь ст.ст.175, 177-178 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административный иск прокурора Большеулуйского района Красноярского края удовлетворить.

Признать бездействие администрации Сучковского сельсовета Большеулуйского района Красноярского края незаконным в части непринятия мер по постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества расположенного на территории муниципального образования Сучковский сельсовет Большеулуйского района Красноярского края гидротехнического сооружения – водоёма (искусственно созданного озера) с установленной на нём дамбой (грунтовой насыпью, плотиной).

Администрации Сучковского сельсовета Большеулуйского района Красноярского края

в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу совершить действия по постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества расположенного на территории муниципального образования Сучковский сельсовет Большеулуйского района Красноярского края гидротехнического сооружения – водоёма (искусственно созданного озера) с установленной на нём дамбой (грунтовой насыпью, плотиной) путем подачи заявления и необходимых документов в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю;

в пятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу направить в орган государственного надзора и в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о расположенном на территории муниципального образования Сучковский сельсовет Большеулуйского района Красноярского края гидротехническом сооружении – водоёме (искусственно созданного озера) с установленной для его сохранности дамбой (грунтовой насыпью).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Большеулуйский районный суд Красноярского края.

Председательствующий:

Решение в окончательной форме принято 20 августа 2021 года.

Судья:

2а-110/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Большеулуйского района
Ответчики
администрация Сучковского сельсовета
Другие
КГКУ"Большеулуйское лесничество"
Суд
Большеулуйский районный суд Красноярского края
Судья
Бардышева Елена Ивановна
Дело на странице суда
uluy.krk.sudrf.ru
20.05.2021Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
20.05.2021Передача материалов судье
24.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.06.2021Подготовка дела (собеседование)
16.06.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.06.2021Судебное заседание
23.06.2021Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
23.06.2021Судебное заседание
30.07.2021Подготовка дела (собеседование)
30.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.08.2021Судебное заседание
20.08.2021Судебное заседание
20.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее