Решение по делу № 33-10375/2016 от 07.04.2016

Судья Чернозубова О.В. Дело № 33-10375

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 апреля 2016 года г. Красногорск

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда

в составе: председательствующего Байдаевой Л.В.

судей: Гулиной Е.М. и Тегуновой Н.Г.

секретаре : Емельяновой В.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Пушкинского муниципального района Московской области

на решение Пушкинского городского суда от 28 января 2016 года

по делу по иску Лаушкиной Валентины Борисовны к администрации Пушкинского муниципального района Московской области, Министерству имущественных отношений Московской области о признании незаконными действий по передаче на согласование проектов постановления и договора аренды земельного участка, решения Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области в части вопроса № 105 от 18.06.2015 года, обязании заключить договор аренды земельного участка,

заслушав доклад судьи Тегуновой Н.Г.

объяснение явившихся лиц

у с т а н о в и л а :

Лаушкина В.Б. обратилась в суд с иском к администрации Пушкинского муниципального района Московской области о признании незаконными действий по передаче на согласование проекта постановления о предоставлении в аренду земельного участка, решения Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области в части вопроса № 105 от 18.06.2015 года, обязании заключить договор аренды земельного участка.

В обоснование заявленных требований Лаушкина В.Б. указала, что постановлением Главы администрации Царевского сельского округа Пушкинского района Московской области от 12.03.2002 года № 43 истцу предоставлен в аренду земельный участок площадью 859 кв.м. <данные изъяты> Пушкинского муниципального района Московской области. 13.05.2002 года между Лаушкиной В.Б. и администрацией Царевского сельского округа Пушкинского района Московской области заключен договор аренды земельного участка, сроком на 1 год. Постановлением администрации Пушкинского района Московской области № 10 от 19.01.2005 года истцу передан в аренду тот же земельный участок площадью 859 кв.м. с ежегодной пролонгацией. Для оформления договора аренды на более долгий срок она обратилась в администрацию Пушкинского муниципального района Московской области за заключением договора. Решением земельной комиссии при администрации Пушкинского муниципального района согласовано предоставление в аренду земельного участка сроком на 10 лет при условии постановки на кадастровый учет и отсутствии других претендентов. Постановлением администрации Пушкинского муниципального района Московской области от 30.04.2014 года № 1260 утверждена схема расположения земельного участка. Участок площадью 859 кв.м., категория земли: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ИЖС, по адресу: <данные изъяты> поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером <данные изъяты>. 09 декабря 2014 года она повторно написала заявление о передаче ей в аренду земельного участка площадью 859 кв.м. сроком на 10 лет. Однако, в предоставлении земельного участка отказано по причине нарушения процедуры опубликования и процедуры предоставления земельного участка. Считает, что решение об отказе в предоставлении спорного земельного участка в аренду сроком на 10 лет незаконно, так как процедура предоставления земельного участка была начата до введения в действие закона № 171-ФЗ от 23.06.2014 года, поэтому земельный участок должен быть предоставлен в соответствии с законодательством, действовавшим на момент подачи заявления о предоставлении земельного участка в аренду. Несоблюдение администрацией Пушкинского муниципального района Московской области, установленных законодательством норм по предоставлению земельного участка, привело к нарушению ее прав в оформлении земельного участка. Просит признать незаконными действия администрации Пушкинского муниципального района Московской области по передаче на согласование в Министерство имущественных отношений Московской области Проекта постановления о предоставлении Лаушкиной В.Б. земельного участка площадью 859 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ИЖС по адресу: <данные изъяты> с кадастровым номером <данные изъяты> в аренду сроком на 10 лет; признать незаконным решение межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений Московской области (протокол № 23) от 18.06.2015 года в части вопроса № 105 об отказе в согласовании проекта договора аренды указанного земельного участка, обязать администрацию Пушкинского муниципального района Московской области заключить с Лаушкиной В.Б. договор аренды этого земельного участка (л.д. 2-6).

В ходе рассмотрения дела из числа третьих лиц исключено Министерство имущественных отношений Московской области и привлечено к участию в деле в качестве соответчика.

В судебном заседании истец Лаушкина В.Б. уточнила исковые требования, просила признать незаконными действия администрации Пушкинского муниципального района Московской области по передаче на согласование в Министерство имущественных отношений Московской области проектов постановления и договора аренды земельного участка площадью 859 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ИЖС по адресу: <данные изъяты>, с кадастровым номером <данные изъяты> в аренду сроком на 10 лет, признать незаконным решение межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений Московской области (протокол № 23) от 18.06.2015 года в части вопроса № 105 об отказе в согласовании проекта договора аренды указанного земельного участка площадью 859 кв.м., обязать администрацию Пушкинского муниципального района Московской области заключить с Лаушкиной В.Б. договор аренды земельного участка площадью 859 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ИЖС по адресу: <данные изъяты>, с кадастровым номером <данные изъяты> на срок 10 лет. Обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика администрации Пушкинского муниципального района Московской области возражал против удовлетворения исковых требований, в полном объеме поддержала решение межведомственной комиссии об отказе в предоставлении истцу земельного участка в аренду.

Представитель ответчика Министерства имущественных отношений по Московской области в судебное заседание не явился, о дате и времени извещен надлежащим образом, возражений относительно заявленных требований не представил.

Решением Пушкинского городского суда от 28 января 2016 года заявленные требования удовлетворены.

Признаны незаконными действия администрации Пушкинского муниципального района Московской области по передаче на согласование в Министерство имущественных отношений Московской области проектов постановления и договора аренды земельного участка площадью 859 кв.м., кадастровый номер <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>

Признано незаконным решение межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений Московской области (протокол № 23) от 18.06.2015 года в части вопроса № 105 об отказе в согласовании проекта договора аренды земельного участка 859 кв.м., кадастровый номер <данные изъяты>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства по адресу: <данные изъяты>

Администрацию Пушкинского муниципального района Московской области обязана заключить с Лаушкиной Валентиной Борисовной на срок 10 лет договор аренды земельного участка площадью 859 кв.м., кадастровый номер <данные изъяты> категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <данные изъяты>

В апелляционной жалобе Администрация Пушкинского муниципального района ставит вопрос об отмене решения суда.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что постановлением Главы администрации Царевского сельского округа Пушкинского района Московской области № 43 от 12.03.2002 года Лаушкиной В.Б. передан земельный участок площадью 859 кв.м., под индивидуальное жилищное строительство по адресу: <данные изъяты> в аренду сроком на 1 год, до 31.12.2003 года.

На основании указанного постановления между администрацией Царевского сельского округа Пушкинского района Московской области и Лаушкиной В.Б. заключен договор аренды земельного участка <данные изъяты> от 13 мая 2002 года, в соответствии с которым арендодатель передает, а арендатор принимает земельный участок под индивидуальное жилищное строительство сроком на 1 год, площадью 859 кв.м., расположенный по адресу: <данные изъяты>

В соответствии с п. 3.1 указанного договора, арендатор имеет право заключить по истечении срока действия настоящего Договора новый Договор на согласованных сторонами условиях по письменному заявлению Арендатора, направленному не позднее, чем за три месяца до истечении срока настоящего договора.

Постановлением администрации Царевского сельского округа Пушкинского района Московской области № 10 от 19.01.2005 года « О продлении и передаче в аренду земельных участков гражданам в населенных пунктах Царевского сельского округа», в том числе Лаушкиной В.Б. передан в аренду сроком на 1 год с ежегодной пролонгацией земельный участок площадью 859 кв.м., под индивидуальное жилищное строительство, по адресу: <данные изъяты>

16.09.2013 года Лаушкина В.А. обратилась в администрацию Пушкинского муниципального района с новым заявлением о предоставлении того же земельного участка в аренду.

Согласно заключению Управления строительства, архитектуры и градостроительного регулирования администрации Пушкинского муниципального района МО от 08.10.2013 года № 271, рассматриваемый земельный участок площадью 859 кв.м примыкает к принадлежащему на праве собственности Лаушкиной В.Б. земельному участку площадью 750 кв.м., расположен в условиях сложившейся жилой застройки и может быть рассмотрен как самостоятельный объект правоотношений.

11.10.2013 года решением № 15 заседания земельной комиссии при администрации Пушкинского муниципального района Лаушкиной В.Б. согласовано предоставление в аренду сроком на 10 лет земельного участка площадью 859 кв.м. для индивидуального жилищного строительства по адресу: <данные изъяты> при условии постановки на кадастровый учет и отсутствии других претендентов.

В соответствии со справкой администрации сельского поселения Царевское Пушкинского муниципального района Московской области за указанное время и по 2013 год Лаушкина В.Б. оплачивала арендные платежи в отношении спорного земельного участка, задолженности не имеет.

Постановлением администрации Пушкинского муниципального района Московской области № 1260 от 30.04.2014 года земельный участок площадью 859 кв.м. по адресу: <данные изъяты> отнесен к категории земель «земли населенных пунктов» и установлен вид разрешенного использования - «для индивидуального жилищного строительства», утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

06.11.2004 года земельный участок площадью 859 кв.м. поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер <данные изъяты>, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка.

09.11.2014 года Лаушкина В.Б. повторно обратилась в администрацию Пушкинского муниципального района Московской области с заявлением о предоставлении в аренду указанного земельного участка сроком на 10 лет.

Администрация Пушкинского муниципального района провела проверку данного земельного участка, подготовила заключение об отсутствии ограничений в предоставлении этого земельного участка, 13.02.2015 года в средствах массовой информации провела публикацию о предоставлении в аренду этого земельного участка с указанием адреса его местонахождения и кадастрового номера, адреса приема заявления от претендентов, после чего 08.04.2015 года направила документы на согласование в Министерство имущественных отношений Московской области с приложением проектов постановления о предоставлении Лаушкиной В.Б. в аренду сроком на 10 лет указанного земельного участка и договора аренды.

18.06.2015 года решением Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области 18.06.2015 года (протокол № 23, вопрос 105) Лаушкиной В.Б. отказано в согласовании проекта договора аренды указанного земельного участка по причине нарушения процедуры опубликования извещения ( не указано место, время и сроки подачи заявлений от иных заинтересованных лиц), также земельный участок является прирезкой к участку, находящемуся в собственности заявителя. Учитывая, что ранее земельный участок предоставлялся Лаушкиной В.Б. в аренду, администрации Пушкинского муниципального рекомендовано предоставить земельный участок по процедуре, установленной ст. 39.6 Земельного Кодекса РФ.

30 июня 2015 года Комитетом по управлению имуществом администрации Пушкинского муниципального района Московской области истцу направлено письмо за № Л-141/2-3(2) об отказе в согласовании Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области предоставления истцу земельного участка в аренду и рекомендациями явиться для подтверждения согласия на оформление земельного участка по процедуре, установленной ст. 39.6 Земельного Кодекса РФ.

Удовлетворяя заявленные требования суд исходил из того, что на момент обращения Лаушкиной В.Б. с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, порядок предоставления таких земельных участков был определен ст. 30.1 Земельного Кодекса РФ. Администрация Пушкинского муниципального района после предоставления Лаушкиной В.Б. кадастрового паспорта земельного участка должна была вынести решение о предоставлении ей этого земельного участка в аренду сроком на 10 лет \ как об этом было ранее принято решение \ и в последующем заключить договор аренды этого земельного участка, с учетом того, что на момент обращения Лаушкиной В.Б. с таким заявлением не требовалось согласования такого решения с Министерством имущественных отношений Московской области.

Кроме того, суд указал, что каких-либо нарушений по процедуре публикации не выявлено, все указанные комиссией недостатки не нашли своего объективного подтверждения.

Судебная коллегия полагает, что данные выводы суда нельзя признать правильными.

Согласно ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию либо с предварительным согласованием, либо без предварительного согласования места размещения объекта.

Действующее законодательство возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность обеспечивать управление, распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и \ или \ в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков, равного доступа всех заинтересованных лиц к приобретению земельных участков.

В соответствии с п. 16 ч. 3 ст. 2 Закона Московской области от 24.07.2004 г. № 106\2014-ОЗ « О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области»

В силу п.4, п.6 ч. 1 ст. 2 указанного Закона Московской области органы местного самоуправления муниципальных районов наделяются государственными полномочиями по подготовке, утверждению и выдаче градостроительного плана земельного участка, выдаче разрешения на строительство, выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию при осуществлении строительства на территории муниципального района ; распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Часть 3 статьи 2 Закона Московской области от 24.07.2014 г. « 107\2014 –ОЗ устанавливает, что реализация полномочий, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, за исключением выдачи разрешения на строительство, выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства на территории муниципального района, городского округа Московской области, осуществляется при наличии согласия Правительства Московской области или уполномоченных им центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, предоставляемого в порядке, установленном Правительством Московской области.

Частью 3 Постановления Правительства Московской области от 26 декабря 2014 года № 1154\51 « Об уполномоченных центральных исполнительных органах государственной власти на предоставление согласия органам местного самоуправления муниципальных образований Московской области при реализации отдельных государственных полномочий» определено, что Министерство имущественных отношений Московской области является уполномоченным центральным органом государственной власти Московской области, предоставляющим согласие органам местного самоуправления муниципальных районов Московской области и городских округов Московской области по : принятию решения об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования; распоряжению земельными участками, другой вид такого использования; распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, городского округа Московской области, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности ; переводу земель, находящихся в частной собственности, из одной категории в другую, за исключением земель сельскохозяйственного назначения и в случае перевода земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов.

Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 25 ноября 2014 года № 12 ВР-1305 утверждены порядок и сроки направления на согласование в Министерство имущественных отношений Московской области органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области Московской области документов для согласования решения о предоставлении земельных участков на определенном праве.

Таким образом, с 01 января 2015 года, после вступления в действие Законов Московской области № 106\2014 от 24.07.2014 г. и № 107\2014 –ОЗ от 24.07.2014 г., предоставление органами местного самоуправления земельных участков осуществляется в соответствии с Земельным кодексом РФ, но с предварительным согласованием с Министерством имущественных отношений Московской области.

В данном случае такое согласие Министерством имущественных отношений Московской области на предоставление земельного участка в аренду истице не дано.

При этом, опубликование в средствах массовой информации сообщения о передаваемом в аренду земельном участке является обязательной процедурой, по итогам которой орган местного самоуправления определяет дальнейший порядок предоставления участка.

Абзац 2 пункта 3 статьи 30.1 Земельного кодекса РФ предусматривает, что орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня получения соответствующего заявления от гражданина опубликовывает сообщение о приеме заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также размещает сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования \ при наличии официального сайта муниципального образования \ в сети « Интернет».

Согласно п. 4 ст. 30 Земельного Кодекса РФ информирование органами местного самоуправления о возможном предстоящем предоставлении земельного участка имеет целью получение наибольшего числа заявок и проведения торгов с участием всех желающих приобрести его лиц, т.е. оно должно одновременно обеспечивать возможность участия в торгах всем желающим и максимально выгодные условия заключения договора собственнику.

По мнению судебной коллегии, указанная публикация не свидетельствует о соблюдении органом местного самоуправления требований о надлежащем информировании о предстоящем предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, так как в нем не определены способ и порядок подачи заявлений о предоставлении участка, отсутствовали сведения о принятии и решения о проведении торгов или о приеме заявлений о предоставлении земельного участка без проведения торгов, что не способствует получению наибольшего числа заявок, тем самым нарушает процедуру сдачи недвижимого имущества в аренду.

Таким образом, межведомственной комиссией по вопросам земельно- имущественных отношений в Московской области правомерно отказано в согласовании проекта администрации Пушкинского муниципального района Московской области о предоставлении земельного участка в аренду с нарушением процедуры опубликования извещения.

При изложенных обстоятельствах, решение суда нельзя признать законным и обоснованным и оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения, которым в удовлетворении иска отказать.

Руководствуясь ст. ст. 199 и 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Пушкинского городского суда от 28 января 2016 года отменить и принято по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Лаушкиной В.Б. к Администрации Пушкинского муниципального района, Министерству имущественных отношений Московской области о признании незаконными действий по передаче на согласование проектов постановления и договора аренды земельного участка, решения Межведомственной комиссии по вопросам земельно- имущественных отношений в Московской области и обязании заключить договор аренды земельного участка – о т к а з а т ь.

Председательствующий судья:

Судьи:

33-10375/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Лаушкина В.Б.
Ответчики
Администрации Пушкинского муниципального района
Министрестро имущественных отношний РФ
Суд
Московский областной суд
Судья
Тегунова Н.Г.
Дело на странице суда
oblsud.mo.sudrf.ru
18.04.2016Судебное заседание
21.04.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.04.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее