Решение по делу № 2-1019/2023 от 28.07.2023

УИД 86RS0008-01-2023-001424-58

                            Дело №2-1019/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<адрес>                                                                          29 августа 2023 года

Когалымский городской суд <адрес>-Югры в составе председательствующего судьи ФИО9

при ведении протокола секретарем судебного заседания ФИО5,

с участием старшего помощника прокурора <адрес> ФИО6,

представителя ответчика администрации <адрес> ФИО7, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> действующего в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 к администрации <адрес> о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <адрес>, действуя в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 обратился в суд с иском к администрации <адрес>-Югры об обязании предоставить жилое помещение вне очереди по договору социального найма и просил суд, обязать администрацию <адрес>-Югры предоставить ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте <адрес>, во внеочередном порядке.

В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка по обращению ФИО1 по вопросу нарушения жилищного законодательства. В ходе проверки установлено, что ФИО1 и члены ее семьи на основании договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ , проживают в жилом помещении по адресу: <адрес>. Заключением межведомственной комиссии по вопросам признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом в соответствии с п.38 раздела III Положения признан аварийным и подлежащим сносу. Исходя из выводов технического отчета о результатах технического обследования жилого дома, представленный обществом с ограниченной ответственностью «Уральский проектно-экспертный центр» следует, что дом признан непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу. В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Представитель истца прокурора <адрес> - старший помощник прокурора <адрес> ФИО6 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, приведя суду доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации <адрес> ФИО7 в судебном заседании иск не признала, дополнительно пояснила, что действительно на основании технического заключения по результатам обследования технического состояния многоквартирного дома обществом с ограниченной ответственностью «Уральский проектно-экспертный центр» спорное жилое помещение заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ признано аварийным и подлежащим сносу, постановлением администрации <адрес> установлен срок отселения граждан из <адрес> в <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ, установленный срок не истек, просит в удовлетворении иска отказать в полном объеме.

ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке.

Суд руководствуясь положениями, стать 167 ГПК РФ, а также с учетом мнения сторон, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

Прокурор <адрес>-Югры обратился в суд с целью устранения нарушения жилищных и конституционных прав заявителя ФИО1 и членов ее семьи в связи с тем, что от последней в прокуратуру <адрес> поступило заявление о защите жилищных прав ее семьи.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Положение о том, что никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законом, содержится также в ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно положениям Устава города Когалыма, размещенного в открытом доступе на официальном сайте администрации города Когалыма, структуру органов местного самоуправления Муниципального образования городской округ Когалым Ханты-Мансийского автономного округа-Югры составляют, в частности, Представительный орган муниципального образования – Дума города Когалыма, Глава муниципального образования – Глава города Когалыма, исполнительно распорядительный орган муниципального образования – Администрация города Когалыма, Контрольно-счетный орган муниципального образования – Контрольно-счетная палата города Когалыма.

Обеспечение нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, относятся к вопросам местного значения городского округа (пункт 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Согласно ч.ч. 1ч.ч. 1, 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

В соответствии с ч.ч. 1ч.ч. 1, 2 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев; состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

В силу положений ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Согласно положениям ст. 86 Жилищного кодекса Российской Федерации, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом или нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.

Согласно п.п. 49, 50 постановления Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» на основании полученного заключения орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней со дня получения заключения в установленном им порядке издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

В случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу договоры найма и аренды жилых помещений расторгаются в соответствии с законодательством.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК РФ).

Таким образом, предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.

В силу разъяснений, изложенных в разделе III «Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2014, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.

Прокуратурой <адрес>-Югры проведена проверка по заявлению ФИО1 по вопросу нарушения жилищного законодательства.

Из материалов гражданского дела следует и установлено судом, что ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 на основании договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ проживают в жилом помещении – <адрес>, состоящем из трехкомнатной квартиры, общей площадью 44,8 кв.м в том числе жилой площадью 44,8 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, ХМАО-Югра <адрес>.

В соответствии с п.п. 42, 47 постановления Правительства РФ «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» комиссия на основании заявления собственникам помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения, установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Согласно выводов технического заключения УПЭЦ.Т3.21-162, выполненного ДД.ММ.ГГГГ по результатам обследования технического состояния жилого <адрес> расположенного по адресу: <адрес>, ХМАО-Югра <адрес>, обществом с ограниченной ответственностью «Уральский проектно-экспертный центр» следует, что указанный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу, а жилые помещения непригодными для проживания, по совокупности факторов, установленных в процессе обследования дома, а именно: аварийной категории технического состояния несущих строительных конструкций жилого здания, свидетельствующее об исчерпании несущей способности; значительному физическому износу строительных конструкций и инженерных коммуникаций (физический износ дома в целом – 76,07%);нарушению требований постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , предъявляемым к жилым зданиям (п.п.II.10, II.12, II.13, II15, II16, II.20, II.22, II.26, II.27); систематическими жалоба жильцов на некомфортные условия проживания. Проведение восстановительных работ технически невозможно и экономически нецелесообразно, в виду того, что фактическое техническое состояние несущих и ограждающих конструкций обследуемого дома характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик. Согласно требованиям постановления п. III 33, п. III 38 Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , СП 454.1325800.2019 выявлено наличие вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом вы процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящее к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.

Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ на основании технического заключения УПЭЦ.Т3.21-162, выполненного ДД.ММ.ГГГГ по результатам обследования технического состояния жилого дома расположенного по адресу: <адрес>, ХМАО-Югра <адрес>, обществом с ограниченной ответственностью «Уральский проектно-экспертный центр» многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ                «Об определении сроков отселения граждан из жилых домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу» жилой дом по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

В силу ст. ст. 2, 14 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан; обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, пользующихся жилыми помещениями на законных основаниях; осуществляют признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, иные вопросы, отнесенные законодательством к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений.

Согласно выписке из реестра муниципального имущества администрации <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение (квартира) , расположенная по адресу: <адрес>, является муниципальной собственностью <адрес>.

В связи с этим для правильного разрешения возникшего спора имеет значение, состоят ли истцы на учете нуждающихся, имеется ли опасность для жизни и здоровья истцов с учетом состояния дома, требующая незамедлительного решения вопроса об их переселении в другое жилое помещение, а также о возможности проживать в другом жилом помещении до решения вопроса о предоставлении благоустроенного жилого помещения взамен утраченного.

Из справки от ДД.ММ.ГГГГ Управления по жилищной политики администрации <адрес>, следует, что ФИО1 и члены ее семьи по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не значатся в списке очередности граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда по <адрес>.

Согласно справке б/н от ДД.ММ.ГГГГ Управления по жилищной политики Администрации <адрес>, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в реестре муниципальной собственности <адрес> состоит 9 жилых помещений маневренного фонда. Свободные жилые помещения маневренного фонда на территории <адрес> отсутствуют.

Как видно из материалов дела, ФИО1 и члены ее семьи на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении не состоят, с заявлением о постановке на учет не обращались. Данное обстоятельство в ходе рассмотрения дела истцами не оспаривалось.

Вместе с тем, в пункте 3 (вопросе) «Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года» (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.09.2009), указывается, что в соответствии с пунктом 52 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке. Само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (статьи 85, 86 ЖК РФ), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.

Данная позиция подтверждена в «Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014.

То, что ФИО1 и члены ее семьи не состоят на жилищном учете по месту жительства, не исключает необходимость переселения из жилого помещения, признанного аварийным и подлежащим сносу, представляющего угрозу для жизни и здоровья, в другое жилое помещение, отвечающее требованиям безопасности, так как в данном случае речь идет о компенсационном характере предоставления, а не об улучшении жилищных условий.

Таким образом, при рассмотрении настоящего спора установлено, что проживание в строении представляет опасность для жизни и здоровья истца, что требует немедленное отселение истцов, однако мер для переселения истцов ответчик в другие жилые помещения не предпринимает, в связи, с чем имеются основания для удовлетворения требований о предоставлении истцу равнозначного жилого помещения.

Данное обстоятельство ответчиком не опровергнуто.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что имеются основания для возложения на орган местного самоуправления обязанности предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт выдан Отделением УФМС России по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре в городе Когалыме ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт               выдан Отделением УФМС России по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре в городе Когалыме ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилого помещения по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, находящееся в черте муниципального образования <адрес>-Югры городской округ <адрес>.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора <адрес> действующего в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 к администрации <адрес> о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма, удовлетворить.

Обязать администрацию <адрес>-Югры предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт выдан Отделением УФМС России по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре в городе Когалыме ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт               выдан Отделением УФМС России по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре в городе Когалыме ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения благоустроенное жилого помещения по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, находящееся в черте муниципального образования <адрес>-Югры городской округ <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд <адрес>-Югры через Когалымский городской суд ХМАО-Югры в течение одного месяца со дня его вынесения в мотивированной форме. Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья, подпись                                                                                        ФИО10

Копия верна                                                                                      ФИО11

Подлинный документ подшит в гражданском деле Когалымского городского суда ХМАО-Югры

2-1019/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Глотова Ирина Станиславовна
Губайдуллин Данил Вадимович
Кузнецова Наталья Петровна
Губайдуллина Мария Вадимовна
Прокурор г.Когалыма
Ответчики
Администрация г.Когалыма
Суд
Когалымский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югра
Судья
Трифанов Валерий Вячеславович
Дело на странице суда
kogalym.hmao.sudrf.ru
28.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.07.2023Передача материалов судье
03.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.08.2023Подготовка дела (собеседование)
29.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.08.2023Судебное заседание
01.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее