УИД № 79RS0002-01-2020-005311-94
Дело № 2а-2248/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 октября 2020 года г. Биробиджан
Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе
председательствующего судьи Бирюковой Е.А.,
при секретаре Мустафиной О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Биробиджане административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Еврейской автономной области к Расулову Амирбеку Гайоровичу о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов,
У С Т А Н О В И Л:
МИФНС России № 1 по ЕАО обратилась в суд с административным иском к Расулову А.Г. о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, мотивируя тем, что Расулов А.Г. состоит на учете в МИФНС России № 1 по ЕАО, является плательщиком транспортного налога, и в ГУ-УПФ РФ в Биробиджанском муниципальном районе ЕАО, в качестве плательщика страховых взносов, производящего выплаты физическим лицам. В связи с несвоевременной оплатой задолженности по налогу, страховым взносам Расулову А.Г. начислены пени и направлено требование № от 29.01.2019 об уплате транспортного налога в сумме <данные изъяты> руб. и пени в сумме <данные изъяты> руб., со сроком исполнения до 26.03.2019, № от 18.01.2019 об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 в сумме <данные изъяты> руб.; недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС с 01.012017 за 2018 в сумме <данные изъяты> руб. Требования в установленные сроки не исполнены, задолженность не оплачена.
Согласно справке из ЕГРИП Расулов А.Г. не является индивидуальным предпринимателем. Требование об уплате налога, пени, по которому сумма задолженности превысила 3 000 рублей, должно было быть исполнено в добровольном порядке до 26.03.2019, следовательно, срок на подачу заявления о взыскании до 26.03.2019. Межрайонная ИФНС России № 1 по ЕАО сообщает, что срок подачи административного искового заявления пропущен в результате большой загруженности в работе, вызванной неисполнением налогоплательщиками своей обязанности по уплате налогов, которая привела к увеличению объема подготовки и направления заявлений в суд.
Просит суд восстановить пропущенный по уважительной причине срок для подачи административного искового заявления о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов с Расулова А.Г.; взыскать с него недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 в сумме <данные изъяты> руб.; недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС с 01.012017 за 2018 в сумме <данные изъяты> руб.; транспортный налог с физических лиц в сумме <данные изъяты> руб., пени в сумме <данные изъяты> руб., итого <данные изъяты> руб.
В судебное заседание представитель административного истца МИФНС России № 1 по не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В судебное заседание административный ответчик Расулов А.Г. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Учитывая изложенное, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц, и, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 23 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Статьей 45 НК РФ установлено, что обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Из материалов дела следует, что административный ответчик Расулов А.Г. состоит на учете в МИФНС России № 1 по ЕАО, является плательщиком транспортного налога, и в ГУ-УПФ РФ в Биробиджанском муниципальном районе ЕАО, в качестве плательщика страховых взносов, производящего выплаты физическим лицам.
Согласно справке из ЕГРИП Расулов А.Г. не является индивидуальным предпринимателем.
МИФНС России № 1 по ЕАО в адрес административного ответчика направлено налоговое уведомление № от 23.06.2018 об уплате, в том числе транспортного налога в сумме <данные изъяты> руб.
В связи с неуплатой данного налога на сумму недоимки начислены пени и в адрес налогоплательщика направлено требование от 29.01.2019 № об уплате транспортного налога в сумме <данные изъяты> руб. и пени в суме <данные изъяты> руб., со сроком исполнения до 26.03.2019.
Кроме того, в адрес Расулова А.Г. 18.01.2019 направлялось требование № об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 в сумме <данные изъяты> руб.; недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС с 01.012017 за 2018 в сумме <данные изъяты> руб., со сроком исполнения до 30.01.2019.
Данные требования не исполнены, в связи с чем было подано административное исковое заявление.
В силу положений ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Статьей ст. 48 НК РФ предусмотрено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено названным пунктом (абз. 1 п. 2).
Требование о взыскании обязательных платежей за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абз. 2 п. 3).
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. 3 п. 3).
Аналогичные требования установлены в ч. 2 ст. 286 КАС РФ.
Доказательств того, что налоговый орган обращался с заявлением о выдачи судебного приказа о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов и мировым судьёй выносилось определение об отмене судебного приказа, не представлено.
Срок для обращения с настоящим административным исковым заявлением истек по требованию № – 26.09.2019, по требованию № – 30.07.2019, в суд административное исковое заявление направлено 17.07.2020 посредством почты, с пропуском установленного Налоговым кодексом РФ срока.
Инспекцией заявлено ходатайство о восстановлении срока подачи административного искового заявления, обосновав большой загруженностью работников налогового органа.
В соответствии с п. 5.1.1 Постановления Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» Федеральная налоговая служба осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08.02.2007 № 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (п. 1 ст. 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Учитывая изложенное, поскольку инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем, ей должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций, доказательств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска срока, не представлено, суд считает, что МИФНС России № 1 по ЕАО установленный законом срок для подачи в суд настоящего административного искового заявления пропущен по неуважительной причине, оснований для восстановления срока не имеется.
В случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу (ч. 5 ст. 138 КАС РФ).
Согласно ч. 5 ст. 180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
При таких обстоятельствах учитывая, что уполномоченным органом пропущен срок для взыскания налога, пени, суд приходит к выводу, что возможность принудительного взыскания с административного ответчика задолженности по налогу, пени утрачена, ввиду чего требования МИФНС России № 1 по ЕАО удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 138, 174-180, 290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Еврейской автономной области к Расулову Амирбеку Гайоровичу о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Е.А. Бирюкова
Мотивированное решение изготовлено 12.10.2020.