Дело №2а-85/2020
43RS0025-01-2020-000082-39
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 марта 2020 г. г. Нолинск Кировской области
Нолинский районный суд Кировской области в составе:
судьи Горбуновой С.В.,
при секретаре Насурдиновой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Перминова С.В. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 10 по Кировской области о признании недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец Перминов С.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 10 по Кировской области (далее – Межрайонной ИФНС России № 10 по Кировской области, налоговый орган) с требованиями о признании недействительным решения от 02.12.2019 г. <№> о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, указав, что данным решением он привлечен налоговым органом к ответственности за непредоставление в срок налоговой декларации по НДФЛ, однако считает его незаконным, поскольку не знал о сроках предоставления декларации ввиду незнания налогового законодательства.
В судебное заседание административный истец Перминов С.В. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причине неявки не сообщил, просил рассмотреть делдо в его отсутствие.
Представители административного ответчика Феофилактов В.А., Гущина С.В. в судебном заседании с административным иском не согласны, просят в удовлетворении требований Перминова С.В. отказать. Указывают, что поскольку в результате проверки с учетом сведений органа, осуществляющего регистрация транспортных средств, было установлено, что Перминов С.В. владел транспортным средством менее трех лет, доход от продажи составил менее 250000 руб., сумма налога на доходы физических лиц составила 0 руб. Незнание административного истца о сроках подачи налоговой декларации по форме 3-НДФЛ не освобождает его от ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 119 НК РФ, заключающегося в предоставлении налоговой декларации с нарушением установленного ст.ст. 228,229 НК РФ срока.
Выслушав пояснения представителей административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Частью 1 ст. 219 КАС РФ предусмотрено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В соответствии с ч. 9 указанной статьи если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно материалов дела, в том числе материалов камеральной налоговой проверки, Перминов С.В. 21.06.2019 г. предоставил в налоговый орган декларацию формы 3-НДФЛ за 2018 г. от 20.06.2019 о полученном доходе от продажи в 2018 г. транспортного средства и заявил на предоставление налогового вычета в размере 50000 (л.д.49-53).
По результатам налоговой проверки Межрайонной ИФНС России № 10 по Кировской области составлен акт от 03.10.2019 <№>, которым установлено, что Перминов С.В. не исполнил свою обязанность по своевременному представлению налоговой декларации на доходы физических лиц за 2018 г. в налоговый орган в установленный законодательством о налогах и сборах срок, тем самым совершил налоговое правонарушение, ответственность за которое предусмотрена п. 1 ст. 119 НК РФ (л.д.32-35).
Решением Межрайонной ИФНС России № 10 по Кировской области от 02.12.2019 <№> Перминов С.В. привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 119 НК РФ, за непредоставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации по НДФЛ в налоговый орган по месту учета, с назначением штрафа в размере 500 руб. (л.д.42-43).
Указанное решение налогового органа было обжаловано Перминовым С.В. в Управление ФНС России по Кировской области, однако решением Управления от 18.02.2020 <№> жалоба Перминова С.В. оставлена без удовлетворения (л.д.47-48).
Перминов С.В. обжаловал решение налогового органа в суд.
Предусмотренный ст. 219 КАС РФ срок обращения административного истца с настоящим административным иском в суд не нарушен.
Оценивая в совокупности представленные сторонами доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.
В соответствии с п. 8 ст. 101 НК РФ в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей настоящего Кодекса, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.
Согласно ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.
В силу ст. 108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом. Основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу.
В соответствии со ст. 109 НК РФ, лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: 1) отсутствие события налогового правонарушения; 2) отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения; 3) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста; 4) истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Согласно пп. 4 п.1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
В соответствии с п. 1 ст. 207 и пп.5 п. 1 ст. 208 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, в том числе доходы от реализации иного имущества, находящегося в Российской Федерации и принадлежащего физическому лицу.
В силу пп. 2 п. 1, п. 2, п. 3 ст. 228 НК РФ исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят физические лица - исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав.
Налогоплательщики самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса; обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию.
Как установлено п. 1 ст. 229 НК РФ налоговая декларация представляется налогоплательщиками, указанными в статьях 227, 227.1 и пункте 1 статьи 228 настоящего Кодекса.
Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 настоящего Кодекса.
Исходя из вышеуказанных норм права, налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ в связи с продажей в 2018 г. находящегося в собственности движимого имущества Перминов С.В. должен был подать в срок до 30.04.2019 г., поэтому декларация подана им 21.06.2019 с нарушением указанного срока.
Пунктом 1 ст. 119 НК РФ установлена ответственность за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета - взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
Согласно пп.1 п. 2 ст. 220 НК РФ имущественный налоговый вычет предоставляется в размере доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи иного недвижимого имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, установленного в соответствии со статьей 217.1 настоящего Кодекса, не превышающем в целом 250 000 рублей.
Перминовым С.В. в налоговой декларации размер полученного дохода указан в сумме 50000 руб., размер налоговых вычетов – 50000 руб., сумма налога, исчисленная к уплате, составила 0 руб.
В части размера штрафа решение административным истцом не оспаривается, оснований считать данный размер нарушающим права истца не имеется, кроме того, размер штрафа налоговым органом был снижен в 2 раза.
Доводы административного истца о незнании им о необходимости подачи налоговой декларации в определенный срок судом приняты быть не могут, поскольку противоречат требованиям налогового законодательства, в частности пп. 2 п. 1, п. 2, п. 3 ст. 228, п. 1 ст. 229 НК РФ.
Решение Межрайонной ИФНС России № 10 по Кировской области от 02.12.2019 г. <№> о привлечении Перминова С.В. к ответственности за совершение налогового правонарушения принято в пределах полномочий налогового органа, при наличии на то предусмотренных налоговым законодательством оснований, содержание оспариваемого решения соответствует требованиям НК РФ.
При указанных обстоятельствах оспариваемым решением Межрайонной ИФНС России № 10 по Кировской области права, свободы и законные интересы административного истца не нарушены.
На основании изложенного требования Перминова С.В. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 10 по Кировской области о признании недействительным решения от 02.12.2019 г. <№> о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Перминова С.В. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 10 по Кировской области о признании недействительным решения от 02.12.2019 г. <№> о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Кировского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Нолинский районный суд.
Решение в окончательной форме изготовлено 12.03.2020 г.
Судья С.В. Горбунова