Дело №а-1799/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Куйбышевский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Котельниковой О.В., с участием судебного пристава-исполнителя Широковой К.С., при секретаре Кадыровой А.Е., помощнике судьи Александровой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске
03 июля 2020 года
административное дело по административному иску САО «ВСК» к судебному приставу-исполнителю ОСП по ЦАО № 2 г. Омска УФССП России по Омской области Широковой К.С., УФССП России по Омской области о признании незаконным бездействия, обязании совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец САО «ВСК» обратился с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю ОСП по ЦАО № 2 г. Омска УФССП России по Омской области Широковой К.С. о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя, возложении обязанности совершить определенные действия, указав, что на основании исполнительного документа ФС №ОСП по ЦАО № 2 г. Омска УФССП России по Омской области возбуждено исполнительное производство № № от 31.10.2019 в отношении должника К.К.А. Указывает, что в настоящее время требования исполнительного документа не исполнены. Сведениями о ходе исполнительного производства административный истец не располагает. Полагает, что указанным бездействием административного ответчика нарушены права стороны исполнительного производства, просит признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя ОСП по ЦАО № 2 г. Омска УФССП России по Омской области Широкова К.С.; обязать судебного пристава-исполнителя ОСП по ЦАО № 2 г. Омска УФССП России по Омской области принять меры принудительного исполнения, либо предоставить сведения об окончании исполнительного производства с направлением административному истцу соответствующего постановления.
Представитель административного истца САО «ВСК» в судебном заседании участия не принимал, о рассмотрении дела извещен своевременно и надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Судебный пристав-исполнитель Широкова К.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях.
Представитель административного ответчика УФССП России по Омской области, заинтересованное лицо К.К.А. участия в судебном заседании не принимали, о месте и времени рассмотрении дела извещены своевременно и надлежащим образом.
Суд, исследовав материалы дела, обозрев материалы исполнительного производства №-ИП, приходит к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со ст. 2 ФЗ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Исполнительное производство осуществляется на принципах законности; своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; уважения чести и достоинства гражданина; неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения (ст. 4 Закона № 229-ФЗ).
В соответствии со статьей 12 Закона № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения РФ», регламентирующей обязанности и права судебных приставов-исполнителей, в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель обязан принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Статьёй 13 Закона № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения РФ» предусмотрена обязанность судебного пристава-исполнителя использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии со ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) должностного лица незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов административного истца.
При этом решение вопроса о признании незаконным соответствующего решения, действия (бездействия) имеет своей целью именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение незаконным, судом принимается решение о возложении обязанности на административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
К бездействию судебного пристава-исполнителя относится неисполнение судебным приставом-исполнителем обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, которые определяют полномочия судебного пристава-исполнителя (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Судебным разбирательством установлено и подтверждается материалами дела, что решением Куйбышевского районного суда г. Омска по гражданскому делу № с К.К.А. в пользу взыскателя САО «ВСК» взыскан ущерб в порядке регресса в размере <данные изъяты> рублей, а также расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.
31.10.2019 судебным приставом-исполнителем Посунько А.В. возбуждено исполнительное производство №-ИП.
В силу ст. 2 Федерального закона «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством РФ случаях - исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В соответствии с ч. 1 ст. 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве», исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
По правилам ч. 8 ст. 30 названного Федерального закона, судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
В силу ст. 36 Федерального закона «Об исполнительном производстве», содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
Согласно Закону № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения РФ» и Положению о ФССП, утвержденному Указом Президента РФ от 13.10.2004 г. № 1316, в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов, рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования (ст. 12 Закону № 118-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве», исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Таким образом, судебным приставом-исполнителем самостоятельно в рамках предоставленных ему полномочий определяется необходимый перечень исполнительных действий, направленных на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований исполнительного документа.
В рамках исполнительного производства №-ИП судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов по ЦАО № 2 г. Омска УФССП России по Омской области для проверки имущественного положения должника посредством электронного документооборота направлены запросы в регистрирующие органы и кредитные организации с целью установления имущественного положения должника, наличия денежных средств и мест получения дохода.
В соответствии с ответом из Пенсионного фонда должник официально не трудоустроен, получателем пенсии не является.
Согласно ответам из банков и кредитных организаций у должника имеются открытые счета с нулевым остатком денежных средств.
11.12.2019 вынесены постановления об обращении взыскания на денежные средства в ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк», ПАО Сбербанк, АО «Альфа-банк».
В соответствии с ответом из ГИБДД УМВД России по Омской области за должником не зарегистрировано автотранспортных средств.
12.05.2020 вынесено постановление о временном ограничении выезда за пределы РФ.
В результате выхода на адрес места жительства должника 31.10.2019 составлен акт выхода на участок, из которого следует, что попасть в жилое помещение по адресу: <адрес>17, не удалось, оставлена повестка. По повестке должник в ОСП по ЦАО № 2 г. Омска УФССП России по Омской области не явился.
28.06.2020 повторно осуществлен выход по указанному адресу, составлен акт о непроживании должника. Со слов проживающей там матери супруги должника, Колобаев К.А. там не проживает около трех лет, проживает в г. Алмата.
Статья 4 Закона «Об исполнительном производстве» предусматривает, что исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.
Пункт 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъясняет, что содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в установленные частями 1 - 6 статьи 36 Закона «Об исполнительном производстве» сроки.
Неисполнение требований исполнительного документа в срок, предусмотренный Федеральным законом, само по себе не может служить основанием для вывода о допущенном судебным приставом-исполнителем незаконном бездействии.
Установленный законом двухмесячный срок для принудительного исполнения исполнительного документа не является пресекательным (ч. 1 ст. 36 Федерального закона № 229-ФЗ).
Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства.
По мнению суда, действия судебного пристава-исполнителя по исполнению судебного акта осуществлены в полном объеме в соответствии с требованиями закона. Исследованные в судебном заседании доказательства подтверждают, что судебным приставом-исполнителем в рамках возбужденного исполнительного производства принимались все возможные меры для установления имущества должника, проверке его имущественного положения, с целью исполнения требований исполнительного документа. Неисполнение должником требований исполнительного документа в полном объеме не свидетельствует о бездействии судебного пристава-исполнителя.
Само по себе ненаправление судебным приставом-исполнителем в адрес взыскателя копий постановлений, свидетельствующих о проводимых судебным приставом-исполнителем действий по исполнению требований документа, не свидетельствует о бездействии судебного пристава-исполнителя.
При таких обстоятельствах, действия судебного пристава-исполнителя соответствующие ст. ст. 98, 99 ФЗ «Об исполнительном производстве», являются законными и обоснованными, ущемление прав взыскателя со стороны судебного пристава-исполнителя не установлено.
Сторона административного истца в судебном заседании доказательств в обоснование своих требований не представила.
С учетом изложенного, поскольку доводы, изложенные в заявлении административного истца, не нашли своего подтверждения, в удовлетворении административных исковых требований надлежит отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования САО «ВСК» к судебному приставу-исполнителю ОСП по ЦАО № 2 г. Омска УФССП России по Омской области Широковой К.С., УФССП России по Омской области о признании незаконным бездействия, обязании совершить действия, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Куйбышевский районный суд г. Омска.
Судья О.В. Котельникова
Мотивированное решение составлено 10.07.2020 г.
<данные изъяты> |