Решение по делу № 2-1292/2024 от 06.09.2024

Гражданское дело № 2-1292/2024

УИД 48RS0005-01-2024-001543-50

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 октября 2024 года                                город Липецк

Липецкий районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи        Измалкова А.В.,

при секретаре                Рубцовой Д.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Липецкого района Липецкой области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области о возложении обязанности провести постановку на государственный кадастровый учет объекта недвижимости,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Липецкого района Липецкой области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Липецкий районный суд Липецкой области с исковым заявлением к администрации сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области о возложении обязанности провести постановку на государственный кадастровый учет объекта недвижимости, мотивируя тем, что в связи с рассмотрением обращения депутата сельского поселения Стебаевский сельсовет ФИО2 прокуратурой Липецкого района проведена проверка исполнения требований земельного законодательства при размещении и использовании мест захоронения. Проведенной проверкой установлено, что на территории сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района рядом с <адрес> расположено кладбище, что также подтверждается Генеральным планом сельского поселения, утвержденного управлением строительства и архитектуры Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ . Согласно информации администрации поселения вышеуказанное кладбище (земельный участок под ним) на балансе администрации не значится, межевание не проводилось, местоположение границ не определено, сведения о земельном участке в кадастр недвижимости не внесены. Таким образом, отсутствие в государственном кадастре недвижимости описания границ земельного участка, занятого кладбищем, создает опасность для жизни, здоровья граждан (неопределенного круга лиц), поскольку не позволяет обеспечить соблюдение соответствующего санитарно - эпидемиологического режима. Также проверкой было установлено, что у кладбища у <адрес> отсутствует обваловка территории. Отсутствие описание границ кладбища в государственном кадастре недвижимости, отсутствие обваловки может привести к нарушениям экологического законодательства, путем неконтролируемого осуществления захоронения, выражающегося в неблагоприятном воздействии места погребения на окружающую среду и здоровье человека. В связи с чем, просил обязать администрацию сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области определить границы земельного участка, на котором расположено кладбище у <адрес>, посредством межевания, и поставить данный земельный участок на государственный кадастровый учет в течение пяти месяцев со дня вступления в законную силу решения суда; обязать администрацию сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района <адрес> произвести обваловку территории кладбища у <адрес>.

В судебном заседании старший помощник прокурора Липецкого района Липецкой области Ширяева А.В. исковые требования поддержал в полном объеме, просила их удовлетворить, сославшись на доводы, изложенные в иске.

Представитель ответчика администрации сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежащим образом, в установленном законом порядке.

С учетом мнения процессуального истца, суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, по правилам статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Выслушав прокурора, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.

Как следует из положений пункта 4 статьи 27 и пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2201-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ от 06.10.2003) определены вопросы местного значения сельских поселений.

В силу ч. 3 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи.

Согласно п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 к вопросам местного значения поселений относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Статьей 7 Закона Липецкой области № 322-ОЗ от 02.10.2014 «О некоторых вопросах местного самоуправления в Липецкой области» установлено, что помимо вопросов местного значения, отнесенных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельских поселений, за сельскими поселениями области закрепляется, в том числе обязанность по содержанию мест захоронения.

Аналогичные положения содержатся в Уставе сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района, принятого решением Совета депутатов сельского поселения Стебаевский сельсовет № 134 от 18.04.2014 г. (с изменениями и дополнениями).

Федеральный закон от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» в ч.1 ст. 4 устанавливает, что местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом) после сожжения тел (останков) умерших, (далее прах) крематориями, для предания тел (останков) умерших огню, также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.

Предоставление земельного участка для размещения места погребения, как следует из ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ, осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Судом установлено и следует из материалов дела, что в связи с рассмотрением обращения депутата сельского поселения Стебаевский сельсовет ФИО2 прокуратурой Липецкого района проведена проверка исполнения требований земельного законодательства при размещении и использовании мест захоронения.

Проведенной проверкой установлено, что на территории сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района рядом с <адрес> расположено кладбище, что также подтверждается Генеральным планом сельского поселения, утвержденного управлением строительства и архитектуры Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ .

Согласно информации администрации поселения вышеуказанное кладбище (земельный участок под ним) на балансе администрации не значится, межевание не проводилось, местоположение границ не определено, сведения о земельном участке в кадастр недвижимости не внесены.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений. В случаях, предусмотренных федеральным законом, основные сведения о сооружении могут изменяться в результате капитального ремонта сооружения.

Согласно п. 2.1 раздела II «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН      2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74, в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Таким образом, отсутствие в государственном кадастре недвижимости описания границ земельного участка, занятого кладбищем, создает опасность для жизни, здоровья граждан (неопределенного круга лиц), поскольку не позволяет обеспечить соблюдение соответствующего санитарно - эпидемиологического режима.

Также проверкой было установлено, что у кладбища у с. Круглое отсутствует обваловка территории.

Согласно пункту 53 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» устройство кладбища осуществляется в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом, в котором необходимо предусмотреть следующее: водоупорный слой; систему дренажа; обваловку территории кладбища; разделение территории кладбища на зоны: ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений; водоснабжение, водоотведение, тепло-электроснабжение, благоустройство территории; подъездные пути и автостоянки.

Отсутствие описание границ кладбища в государственном кадастре недвижимости, отсутствие обваловки может привести к нарушениям экологического законодательства, путем неконтролируемого осуществления захоронения, выражающегося в неблагоприятном воздействии места погребения на окружающую среду и здоровье человека.

Доказательств, опровергающих изложенные выше обстоятельства, ответчиком не представлено, тогда как в силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

На основании вышеизложенного, суд считает исковые требования прокурора Липецкого района Липецкой области законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Исходя из положений статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Суд соглашается с позицией прокурора и полагает справедливым и разумным установить срок исполнения решения суда в течение 5 месяцев со дня его вступления в законную силу. Указанный срок устанавливается судом с учетом обеспечения реального исполнения судебного постановления.

На основании части 2 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и в соответствии с закрепленным в части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации принципом состязательности и равноправия сторон, суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Суд рассмотрел гражданское дело в рамках заявленных исковых требований по представленным доказательствам.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Обязать администрацию сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области определить границы земельного участка, на котором расположено кладбище у с. Круглое, посредством межевания, и поставить данный земельный участок на государственный кадастровый учет в течение пяти месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

Обязать администрацию сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области произвести обваловку территории кладбища у с. Круглое.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Липецкий районный суд Липецкой области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий                                      А.В. Измалков

Решение в окончательной форме изготовлено: 15.10.2024.

2-1292/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Липецкого района
Ответчики
администрация сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого района
Суд
Липецкий районный суд Липецкой области
Судья
Измалков Александр Владимирович
Дело на сайте суда
lipraisud.lpk.sudrf.ru
06.09.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.09.2024Передача материалов судье
09.09.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.09.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.09.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.10.2024Судебное заседание
15.10.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее