Гражданское дело № 2-1292/2024
УИД 48RS0005-01-2024-001543-50
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 октября 2024 года город Липецк
Липецкий районный суд Липецкой области в составе:
председательствующего судьи Измалкова А.В.,
при секретаре Рубцовой Д.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Липецкого района Липецкой области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области о возложении обязанности провести постановку на государственный кадастровый учет объекта недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Липецкого района Липецкой области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Липецкий районный суд Липецкой области с исковым заявлением к администрации сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области о возложении обязанности провести постановку на государственный кадастровый учет объекта недвижимости, мотивируя тем, что в связи с рассмотрением обращения депутата сельского поселения Стебаевский сельсовет ФИО2 прокуратурой Липецкого района проведена проверка исполнения требований земельного законодательства при размещении и использовании мест захоронения. Проведенной проверкой установлено, что на территории сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района рядом с <адрес> расположено кладбище, что также подтверждается Генеральным планом сельского поселения, утвержденного управлением строительства и архитектуры Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ №. Согласно информации администрации поселения вышеуказанное кладбище (земельный участок под ним) на балансе администрации не значится, межевание не проводилось, местоположение границ не определено, сведения о земельном участке в кадастр недвижимости не внесены. Таким образом, отсутствие в государственном кадастре недвижимости описания границ земельного участка, занятого кладбищем, создает опасность для жизни, здоровья граждан (неопределенного круга лиц), поскольку не позволяет обеспечить соблюдение соответствующего санитарно - эпидемиологического режима. Также проверкой было установлено, что у кладбища у <адрес> отсутствует обваловка территории. Отсутствие описание границ кладбища в государственном кадастре недвижимости, отсутствие обваловки может привести к нарушениям экологического законодательства, путем неконтролируемого осуществления захоронения, выражающегося в неблагоприятном воздействии места погребения на окружающую среду и здоровье человека. В связи с чем, просил обязать администрацию сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области определить границы земельного участка, на котором расположено кладбище у <адрес>, посредством межевания, и поставить данный земельный участок на государственный кадастровый учет в течение пяти месяцев со дня вступления в законную силу решения суда; обязать администрацию сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района <адрес> произвести обваловку территории кладбища у <адрес>.
В судебном заседании старший помощник прокурора Липецкого района Липецкой области Ширяева А.В. исковые требования поддержал в полном объеме, просила их удовлетворить, сославшись на доводы, изложенные в иске.
Представитель ответчика администрации сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежащим образом, в установленном законом порядке.
С учетом мнения процессуального истца, суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, по правилам статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав прокурора, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
Как следует из положений пункта 4 статьи 27 и пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2201-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ от 06.10.2003) определены вопросы местного значения сельских поселений.
В силу ч. 3 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи.
Согласно п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 к вопросам местного значения поселений относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Статьей 7 Закона Липецкой области № 322-ОЗ от 02.10.2014 «О некоторых вопросах местного самоуправления в Липецкой области» установлено, что помимо вопросов местного значения, отнесенных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельских поселений, за сельскими поселениями области закрепляется, в том числе обязанность по содержанию мест захоронения.
Аналогичные положения содержатся в Уставе сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района, принятого решением Совета депутатов сельского поселения Стебаевский сельсовет № 134 от 18.04.2014 г. (с изменениями и дополнениями).
Федеральный закон от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» в ч.1 ст. 4 устанавливает, что местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом) после сожжения тел (останков) умерших, (далее прах) крематориями, для предания тел (останков) умерших огню, также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
Предоставление земельного участка для размещения места погребения, как следует из ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ, осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Судом установлено и следует из материалов дела, что в связи с рассмотрением обращения депутата сельского поселения Стебаевский сельсовет ФИО2 прокуратурой Липецкого района проведена проверка исполнения требований земельного законодательства при размещении и использовании мест захоронения.
Проведенной проверкой установлено, что на территории сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района рядом с <адрес> расположено кладбище, что также подтверждается Генеральным планом сельского поселения, утвержденного управлением строительства и архитектуры Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно информации администрации поселения вышеуказанное кладбище (земельный участок под ним) на балансе администрации не значится, межевание не проводилось, местоположение границ не определено, сведения о земельном участке в кадастр недвижимости не внесены.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений. В случаях, предусмотренных федеральным законом, основные сведения о сооружении могут изменяться в результате капитального ремонта сооружения.
Согласно п. 2.1 раздела II «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74, в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Таким образом, отсутствие в государственном кадастре недвижимости описания границ земельного участка, занятого кладбищем, создает опасность для жизни, здоровья граждан (неопределенного круга лиц), поскольку не позволяет обеспечить соблюдение соответствующего санитарно - эпидемиологического режима.
Также проверкой было установлено, что у кладбища у с. Круглое отсутствует обваловка территории.
Согласно пункту 53 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» устройство кладбища осуществляется в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом, в котором необходимо предусмотреть следующее: водоупорный слой; систему дренажа; обваловку территории кладбища; разделение территории кладбища на зоны: ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений; водоснабжение, водоотведение, тепло-электроснабжение, благоустройство территории; подъездные пути и автостоянки.
Отсутствие описание границ кладбища в государственном кадастре недвижимости, отсутствие обваловки может привести к нарушениям экологического законодательства, путем неконтролируемого осуществления захоронения, выражающегося в неблагоприятном воздействии места погребения на окружающую среду и здоровье человека.
Доказательств, опровергающих изложенные выше обстоятельства, ответчиком не представлено, тогда как в силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
На основании вышеизложенного, суд считает исковые требования прокурора Липецкого района Липецкой области законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Исходя из положений статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Суд соглашается с позицией прокурора и полагает справедливым и разумным установить срок исполнения решения суда в течение 5 месяцев со дня его вступления в законную силу. Указанный срок устанавливается судом с учетом обеспечения реального исполнения судебного постановления.
На основании части 2 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и в соответствии с закрепленным в части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации принципом состязательности и равноправия сторон, суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Суд рассмотрел гражданское дело в рамках заявленных исковых требований по представленным доказательствам.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Обязать администрацию сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области определить границы земельного участка, на котором расположено кладбище у с. Круглое, посредством межевания, и поставить данный земельный участок на государственный кадастровый учет в течение пяти месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Обязать администрацию сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области произвести обваловку территории кладбища у с. Круглое.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Липецкий районный суд Липецкой области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий А.В. Измалков
Решение в окончательной форме изготовлено: 15.10.2024.