Дело № 2-893/2018
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
16 февраля 2018 года г. Брянск
Советский районный суд г. Брянска в составе:
председательствующего судьи Склянной Н.Н.,
при секретаре Дуданец А.С.,
с участием истца Пономарёва Е.Ю.,
представителя Территориального фонда
обязательного медицинского страхования Брянской области Горячок Г.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пономарёва Е.Ю. к Департаменту здравоохранения Брянской области, Федеральному фонду обязательного медицинского страхования о признании права на получение компенсационной выплаты, обязании заключить договор, обеспечить финансирование единовременной компенсационной выплаты,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Рстец обратился РІ СЃСѓРґ СЃ вышеуказанным РёСЃРєРѕРј, ссылаясь РЅР° то, что РѕРЅ состоит РІ трудовых отношениях СЃ ГБУЗ «Брянская ЦРБ» СЃ <дата> РІ должности врача стоматолога после окончания высшего учебного заведения.
Согласно действующему законодательству он имеет право на получение единовременной компенсационной выплаты в размере 1 000 000 рублей.
С соответствующим заявлением и документами он обратился в Департамент здравоохранения Брянской области.
Однако ответчик отказал ему в получении единовременной компенсационной выплаты в связи с отсутствием финансирования.
С данным отказом истец не согласен, в связи с чем обратился в суд и просил признать незаконным решение Департамента здравоохранения Брянской области от 12.12.2017 года №112/4 об отказе Пономарёву Е.Ю. в предоставлении единовременной компенсационной выплаты, обязать Департамент здравоохранения Брянской области заключить с Пономарёвым Е.Ю. договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в размере 1 000 000 рублей, выплатить Пономарёву Е.Ю. единовременную компенсацию медицинским работникам, прибывшим на работу в сельскую местность в 2017 году, обязать Федеральный фонд обязательного медицинского страхования обеспечить финансирование единовременной компенсационной выплаты за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования Брянской области из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в соответствии с ч. 12.1ст.51 ФЗ от 29.11.2010 №326-Ф3 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
В ходе рассмотрения дела истец Пономарёв Е.Ю. в порядке ст.39 ГПК РФ уточнил исковые требования, просил суд признать за ним право на получение единовременной компенсационной выплаты на основании ч.12.1 ст.51 ФЗ от 29.11.2010 года №326-Ф3 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», обязать Департамент здравоохранения Брянской области заключить с ним договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в размере 1 000 000 руб. за счет средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования, и бюджета Брянской области в соотношении соответственно 60 и 40 процентов, обязать Федеральный фонд обязательного медицинского страхования обеспечить финансирование единовременной компенсационной выплаты истцу за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования Брянской области из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в соответствии с ч. 12.1 ст.51 ФЗ от 29.11.2010 года №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
В судебное заседание представители Департамента здравоохранения Брянской области, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, ГБУЗ «Брянская ЦРБ» не явились.
Представитель Департамента здравоохранения Брянской области о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, представил письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель Федерального фонда обязательного медицинского страхования о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, представил письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. В письменном отзыве на исковое заявление полагал требования истца не подлежащими удовлетворению, так как финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат за счет Федерального фонда в отношении медицинских работников, прибывших в 2016 и 2017 годах на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа, в полном объеме выполнено и завершено. Кроме того, Федеральный фонд не является стороной гражданско-правового договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты.
Представитель ГБУЗ «Брянская ЦРБ» о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, сведения о причинах неявки отсутствуют.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, учитывая мнение лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения указанного гражданского дела без участия неявившихся лиц.
В судебном заседании истец Пономарёв Е.Ю. исковые требования поддержал в полном объеме, указал, что согласно действующему законодательству он имеет право на получение единовременной компенсационной выплаты в размере 1 000 000 рублей.
Представитель Территориального фонда обязательного медицинского страхования Брянской области Горячок Г.Е. полагала, что требования подлежат удовлетворению, так истец имеет право на получение компенсационной выплаты.
Определением Советского районного суда г. Брянска от 07.02.2018 года прекращено производство по делу в части требований о признании незаконным решения Департамента здравоохранения Брянской области от 12.12.2017 года №112/4 об отказе Пономарёву Е.Ю. в предоставлении единовременной компенсационной выплаты в связи с отказом от иска в данной части.
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что истец <дата> завершил обучение в ГОУ ВПО <данные изъяты>, ему присуждена квалификация врач по специальности «стоматология».
Рстец имеет сертификат РќРѕРІРѕСЃРёР±РёСЂСЃРєРѕР№ государственной медицинской академии РѕС‚ <дата> РїРѕ специальности «стоматология», свидетельство Рѕ повышении квалификации РѕС‚ <дата> РЎРџР± ГМУ имени академика Р.Рџ. Павлова. РЎ <дата> РїРѕ <дата> РїСЂРѕС…РѕРґРёР» интернатуру РІ ОГУЗ Мошковской районной стоматологической поликлинике РїРѕ специальности «стоматология», что подтверждается удостоверением Главного управления охраны Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЏ населения РќРѕРІРѕСЃРёР±РёСЂСЃРєРѕР№ области в„–... РѕС‚ <дата>.
Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания №... Пономарёв Е.Ю. зарегистрирован по <адрес> на срок с <дата> по <дата>.
В соответствии с трудовым договором от <дата>, трудовой книжкой, приказом №.../лс от <дата> истец состоит в трудовых отношениях с ГБУЗ «Брянская ЦРБ», осуществляет работу в должности врача стоматолога в структурном подразделении работодателя - Свенская врачебная амбулатория в <адрес>.
В 2017 году истец обратился в Департамент здравоохранения Брянской области с заявлением и документами о предоставлении ему единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей, установленной Федеральным законом от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
Согласно ответу Департамента здравоохранения Брянской области №112/4 от 12.12.2017 года заявление и документы Пономарёва Е.Ю. были рассмотрены на заседании комиссии по рассмотрению заявления и документов на получение единовременной компенсационной выплаты, установленной Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Осуществление единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам в 2017 году, предоставившим документы в Департамент здравоохранения Брянской области в конце ноября-декабре 2017 года, не представляется возможным, в связи с длительностью процедуры внесения изменений в закон Брянской области «Об областном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» в части выделения дополнительных ассигнований из областного бюджета на осуществление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам невозможно выполнить условия предоставления единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам, установленные п.12.4 ст.51 ФЗ №326-Ф3 от 29.11.2010 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
Проверяя законность указанного решения, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39), и определяет социальную защиту, включая социальное обеспечение, как предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт «ж» части 1 статьи 72).
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские и фармацевтические работники имеют право па основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет средств соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (часть 2 названной статьи).
В рамках реализации региональных программ и мероприятий по модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации с целью повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, федеральный законодатель предусмотрел механизм осуществления за счет средств бюджетов Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования единовременных компенсационных выплат отдельным категориям медицинских работников, заключивших трудовые договоры с государственными учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальными учреждениями здравоохранения (статья 50, части 12.1 - 12.5 статьи 51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»).
В силу положений части 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» в 2017 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2016 и 2017 годах на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2017 году осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в соотношении соответственно 60 и 40 процентов.
Согласно пункту 1 части 12.2 статьи 51 указанного Закона предоставление медицинским работникам (в том числе указанным в части 12.1 настоящей статьи), имеющим высшее медицинское образование или среднее медицинское образование, работающим в сельском населенном пункте, либо рабочем поселке, либо поселке городского типа и (или) переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа из другого населенного пункта, жилого помещения, и (или) земельного участка для жилищного строительства, и (или) компенсации части процентной ставки по кредитам, предоставляемым на приобретение жилья, и (или) иных мер социальной поддержки.
Целью правовой нормы, установленной частью 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29.11.2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» является привлечение медицинских работников в сельские населенные пункты в целях восполнения кадрового дефицита сельских медицинских учреждений. Компенсационная природа единовременной выплаты призвана стимулировать медицинских работников к переезду на работу в сельские населенные пункты из городов и компенсировать связанные с переездом и обустройством затраты, а также неудобства, обусловленные менее комфортными условиями проживания, по сравнению с иными (не сельскими) населенными пунктами. Данные обстоятельства указаны в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.11.2013 года № 1798-О.
Обязанность заключить договор с истцом на предоставление единовременной компенсационной выплаты и произвести такую выплату следует из юридического факта заключения трудового договора между ГБУЗ «Брянская ЦРБ» и Пономарёвым Е.Ю.
Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» не предусмотрено в качестве основания для отказа в заключении договора на предоставление единовременной компенсационной выплаты отсутствие финансирования и длительностью процедуры внесения изменений в Закон субъекта «Об областном бюджете» в части выделения дополнительных ассигнований из областного бюджета на осуществление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что истцу незаконно отказано в предоставлении единовременной компенсационной выплаты.
Довод ответчика Федерального фонда обязательного медицинского страхования о том, что финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат за счет Федерального фонда в отношении медицинских работников, прибывших в 2016 и 2017 годах на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа, в полном объеме выполнено и завершено, судом отклоняется, поскольку право на получение единовременной компенсационной выплаты возникло у истца в 2017 году, однако не было реализовано в результате отказа Департамента здравоохранения области в заключении соответствующего договора по причине отсутствия финансирования, что не может лишать истца права на получение компенсационной выплаты.
Доводы о том, что Федеральный фонд не является стороной гражданско-правового договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты не имеют правового значения, поскольку обязанность заключить договор возложена на Департамент здравоохранения Брянской области, а обязанность осуществить единовременную компенсационную выплату из бюджета Федерального фонда и бюджета субъекта вытекает из норм Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
Поскольку из нормы Федерального закона следует, что финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2017 году осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в соотношении соответственно 60 и 40 процентов, суд приходит к выводу о возложении обязанности на Департамент здравоохранения Брянской области заключить с истцом договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты.
С учетом того, что ответчики до настоящего времени свои обязательства перед истцом не исполнили, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования не обеспечил финансирование единовременной компенсационной выплаты Пономарёву Е.Ю. за счет иных межбюджетных
трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования Брянской области из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в соответствии с частью 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29.11.2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», требования истца подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ суд,
РЕШРР›:
Рсковые требования Пономарёва Р•.Р®. Рє Департаменту здравоохранения Брянской области, Федеральному фонду обязательного медицинского страхования Рѕ признании права РЅР° получение компенсационной выплаты, обязании заключить РґРѕРіРѕРІРѕСЂ, обеспечить финансирование единовременной компенсационной выплаты удовлетворить.
Признать за Пономарёвым Е.Ю. право на получение единовременной компенсационной выплаты на основании ч.12.1 ст.51 Федерального закона от 29.11.2010 года №326-Ф3 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
Обязать Департамент здравоохранения Брянской области заключить с Пономарёвым Е.Ю. договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей за счет средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования и бюджета Брянской области в соотношении соответственно 60 и 40 процентов.
Обязать Федеральный фонд обязательного медицинского страхования обеспечить финансирование единовременной компенсационной выплаты Пономарёву Е.Ю. за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования Брянской области из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в соответствии с частью 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29.11.2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд Брянской области в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Н.Н. Склянная
Резолютивная часть решения суда оглашена 16.02.2018 г.
Мотивированное решение суда изготовлено 21.02.2018 г.