Судья: Романашенко Т.О. (дело № 2-974/2022)
Докладчик: Карболина В.А. Дело № 33-8708/2022
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Карболиной В.А.,
судей Никифоровой Е.А., Коваленко В.В.,
при секретаре Бурч А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Новосибирске 08 сентября 2022 г. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя мэрии г.Новосибирска – Захаровой А.В. на решение Кировского районного суда г.Новосибирска от 09 июня 2022 г., которым постановлено:
исковые требования прокурора Кировского района г. Новосибирска
удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №» в срок не позднее шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденные Приказом МЧС России от 15.12.2002 № и привести объект ЗСГО с инвентарным номером 0790-55, расположенное по адресу: <адрес>, в соответствие с законодательством, а именно: привести защитно-герметические двери и герметические ворота и двери в исправное состояние; обеспечить ЗСГО телефонной связью с пунктом управления предприятия и громкоговорителями, подключенными к городской и местной сетям проводного вещания; нанести обозначения на защитно-герметические, герметические двери и ставни; произвести монтаж труб воздуховода; произвести монтаж воздухозаборных труб; произвести монтаж санитарно-технического оборудования (унитазы, раковины, душевое оборудование); произвести монтаж водопроводных труб; произвести монтаж баков запаса воды; произвести монтаж аварийного резервуара для сбора фекалий; произвести монтаж масляных противопыльных фильтров; окрасить элементы инженерных систем внутри ЗСГО в разные цвета: в белый - воздухозаборные трубы режима чистой вентиляции и воздуховоды внутри помещений для укрываемых; в желтый - воздухозаборные трубы режима фильтровентиляции (до фильтров-поглотителей), емкости хранения горюче-смазочных материалов для ДЭС; в красный - трубы режима регенерации (до теплоемкости фильтра); в черный - трубы электропроводки и канализационные трубы, емкости для сбора фекальных вод; в зеленый - водопроводные трубы, баки запаса воды; в коричневый - трубы системы отопления; в серый - ЗГД, ГД, ставни, ворота, КИДы; привести в исправное состояние и осуществлять содержание, эксплуатацию, текущий и плановый ремонты инженерно-технического оборудования ЗСГО для использования по назначению (система вентиляции, система водоснабжения, система канализации, система электроснабжения, система отопления).
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Карболиной В.А., объяснения представителя истца прокуратуры Новосибирской области – Вельш В.Ю., представителя третьего лица мэрии г.Новосибирска – Захаровой А.В., представителя третьего лица ГУ МЧС по НСО – Кизиловой Л.П., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Прокурор Кировского района г.Новосибирска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению <адрес> средней общеобразовательной школе № о понуждении к устранению нарушений законодательства при содержании защитного сооружения гражданской обороны.
В обосновании иска указано, что прокуратурой Кировского района г. Новосибирска на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ № проведена проверка исполнения МБОУ СОШ № законодательства о гражданской обороне. Установлено, что в оперативном управлении МБОУ СОШ № имеется здание (школа), расположенное по адресу: <адрес>, в котором находится защитное сооружение гражданской обороны.
В ходе проверки выявлены следующие нарушения Правил эксплуатации ЗСГО к содержанию и эксплуатации ЗСГО: в ЗСГО с инвентарным номером 0790-55: защитно-герметические двери и герметические ворота и двери находятся не на подставках и не прикрываются съемными легкими экранами или щитами (п. 3.2.5 Правил эксплуатации ЗСГО); защитно-герметические двери и герметические двери находятся в неудовлетворительном состоянии: резиновые детали потеряли свойства герметизации (засохли), на дверях присутствуют следы коррозии, дверь заблокирована в открытом положении. Не обеспечена возможность их закрытия усилием одного человека. Техническое обслуживание дверей не проводится (п. 3.2.1, 3.2.10, 5.1.1 Правил эксплуатации ЗСГО); ЗСГО не обеспечено телефонной связью с пунктом управления предприятия и громкоговорителями, подключенными к городской и местной сетям проводного вещания (п. 12.1 СП 88.13330.2014. Свод править Защитные сооружения гражданской обороны); на защитно-герметических, герметических дверях и ставнях отсутствуют обозначения (порядковые номера) (п. 6.2.2 Правил эксплуатации ЗСГО); демонтированы трубы воздуховода (п. 3.2.1, 3.2.2 Правил эксплуатации ЗСГО); демонтированы воздухозаборные трубы (п. 3.2.1, 3.2.2 Правил эксплуатации ЗСГО); демонтировано санитарно-техническое оборудование (унитазы, раковины, душевое оборудование) (п. 3.2.1, 3.2.2 Правил эксплуатации ЗСГО); демонтированы водопроводные трубы (п. 3.2.1, 3.2.2 Правил эксплуатации ЗСГО); демонтированы баки запаса воды (п. 3.2.1, 3.2.2 Правил эксплуатации ЗСГО); демонтирован аварийный резервуар для сбора фекалий (п. 3.2.1, 3.2.2 Правил эксплуатации ЗСГО); демонтированы масляные противопыльные фильтры (п. 3.2.1, 3.2.2 Правил эксплуатации ЗСГО); элементы инженерных систем внутри ЗСГО не окрашены в разные цвета: в белый - воздухозаборные трубы режима чистой вентиляции и воздуховоды внутри помещений для укрываемых; в желтый - воздухозаборные трубы режима фильтровентиляции (до фильтров-поглотителей), емкости хранения горюче-смазочных материалов для ДЭС; в красный - трубы режима регенерации (до теплоемкости фильтра); в черный - трубы электропроводки и канализационные трубы, емкости для сбора фекальных вод; в зеленый - водопроводные трубы, баки запаса воды; в коричневый - трубы системы отопления; в серый - ЗГД, ГД, ставни, ворота, КИДы (п. 3.2.10 Правил эксплуатации ЗСГО); инженерно-техническое оборудование ЗС ГО содержится не в исправном состоянии и не готово к использованию по назначению (система вентиляции, система водоснабжения, система канализации, система электроснабжения, система отопления) (п. 3.2.11 Правил эксплуатации ЗСГО); содержание, эксплуатация, текущий и плановый ремонты инженерно-технического оборудования, не осуществляются в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей (система вентиляции, система водоснабжения, система канализации, система электроснабжения, система отопления) (п. 3.2.12 Правил эксплуатации ЗСГО); демонтирована дизельная электростанция (п. 3.2.1, 3.2.2 Правил эксплуатации ЗСГО).
Ненадлежащее исполнение Учреждением обязанностей, предусмотренных законодательством о гражданской обороне, угрожает правам неопределенного круга лиц на защиту от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера безопасности государства.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Кировского района по результатам проверки внесено представление об устранении нарушений законодательства. Однако до настоящего времени выявленные нарушения не устранены.
На основании изложенного, с учетом уточненного иска, истец просил обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Новосибирска средняя общеобразовательная школа № устранить выявленные нарушения Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденные Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № и привести объект ЗСГО с инвентарным номером №, расположенное по адресу: <адрес> соответствие с законодательством, а именно: привести защитно-герметические двери и герметические ворота и двери в исправное состояние; обеспечить ЗСГО телефонной связью с пунктом управления предприятия и громкоговорителями, подключенными к городской и местной сетям проводного вещания; нанести обозначения на защитно-герметические, герметические двери и ставни; произвести монтаж труб воздуховода; произвести монтаж воздухозаборных труб; произвести монтаж санитарно-технического оборудования (унитазы, раковины, душевое оборудование); произвести монтаж водопроводных труб; произвести монтаж баков запаса воды; произвести монтаж аварийного резервуара для сбора фекалий; произвести монтаж масляных противопыльных фильтров; окрасить элементы инженерных систем внутри ЗСГО в разные цвета: в белый - воздухозаборные трубы режима чистой вентиляции и воздуховоды внутри помещений для укрываемых; в желтый - воздухозаборные трубы режима фильтровентиляции (до фильтров-поглотителей), емкости хранения горюче-смазочных материалов для ДЭС; в красный - трубы режима регенерации (до теплоемкости фильтра); в черный - трубы электропроводки и канализационные трубы, емкости для сбора фекальных вод; в зеленый - водопроводные трубы, баки запаса воды; в коричневый - трубы системы отопления; в серый - ЗГД, ГД, ставни, ворота, КИДы; привести в исправное состояние и осуществлять содержание, эксплуатацию, текущий и плановый ремонты инженерно-технического оборудования ЗСГО для использования по назначению (система вентиляции, система водоснабжения, система канализации, система электроснабжения, система отопления).
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в части требований об обязании произведения монтажа дизельной электростанции на объектах ЗСГО № 0790-55 прекращено в связи с отказом от иска в этой части истца.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласилась представитель мэрии г.Новосибирска – Захарова А.В., в апелляционной жалобе изложена просьба об отмене решения суда, принятии по делу нового решения, которым истцу необходимо отказать в удовлетворении требований.
Ссылаясь на п.2, п.3, п.9 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденному постановлением Правительства РФ от 29 ноября 1999г. №1309, указывает, что объект гражданской обороны должен соответствовать понятию убежища, создание которого осуществлено органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органом местного самоуправления в связи с наличием определенных в п.3 Порядка №1309 факторов и на основании плана.
Считает, что поддержание в состоянии постоянной готовности объекта и необходимость его ремонта (в связи с ненадлежащим содержанием объекта в течение длительного времени, за которое произошли разрушения конструкций и выход из строя систем вентиляции, электроснабжения) с учетом обстоятельств дела, не могут быть признаны идентичными понятиями.
Обращает внимание на то, что ЗС ГО на сегодняшний день продолжает оставаться в собственности правительства РФ. Здание МБОУ СОШ № введено в эксплуатацию в 1956 году, подвал здания никогда не использовался как убежище, изначально эксплуатировалось лишь для нужд учреждения, которое используется для хранения хозяйственного инвентаря, необходимость в его содержании как убежища отсутствует.
Указывает, что никаких доказательств того, что когда-то оборудование, как указано в исковом заявлении, было демонтировано, когда-либо находилось в МБОУ СОШ №, не представлено.
Апеллянт отмечает, что свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГг. на праве оперативного управления МБОУ СОШ № передано здание площадью 3454,5 кв.м., в том числе подвальное помещение, каких-либо указаний на наличие специального помещения зарегистрировано не было, здание находится в муниципальной собственности г.Новосибирска, при этом органом местного самоуправления решение о создании убежища в подвале здания не принималось и сведений о том, что оно было создано не имеется.
Обращает внимание на то, что из материалов, представленных истцом в дело, наличие определенных п.3 Порядка № условий установить невозможно, факт разработанного органами исполнительной власти и согласованного в установленном порядке плана, прокурором также не установлен, в ходе проверки не исследовался. Документы, которые бы содержали сведения о том, что принималось решение о создании помещения убежища в здании по адресу: <адрес> не имеется, и соответственно о том, что оно было создано. Инвентарная карточка спорного помещения, как убежища, отсутствует в материалах дела.
Считает, что ссылки на наличие паспорта ЗС ГО, оформленного учреждением самостоятельно, без исследования других подтверждающих документов недостаточно для принятия решения об обязывании устранить нарушения законодательства о гражданской обороне.
Отмечает, что начальник управления муниципального имущества Дерюгин К.Ю. в своем письме от 03 марта 2021г. № подтверждает, что помещение ЗС ГО не выделено как самостоятельный объект, соответственно не стоит на государственном кадастровом учете, на него не зарегистрировано право муниципальной собственности, и в реестре муниципального имущества г.Новосибирска, указанный объект не числился.
Выводы, отраженные в акте комиссии, свидетельствуют о фактическом отсутствии убежища, так как содержит указание, что защитное сооружение не соответствует требованиям действующего законодательства, его эксплуатация именно как защитного сооружения гражданской обороны не планируется.
Полагает, что суд необоснованно пришел к выводу, что в течении длительного времени со дня обнаружения нарушений, ответчик не предпринял мер к их устранению, так как перечень необходимых для подготовки документов на снятие с учета ЗС ГО или изменение типа на укрытие, в числе прочего содержит указание на подготовку технического заключения о состоянии ЗС ГО, а данное заключение требует материальных затрат, в связи с чем, учреждение вынуждено было обратиться к учредителю за выделением денежных средств, что оказалось время затратным.
Кроме того обращает внимание на то, что согласно муниципальному заданию МОШ № предоставляет муниципальную услугу по реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования. В муниципальном задании не предусмотрены средства на содержание объектов защитного сооружения гражданской обороны (убежища). В материалы дела представлены документы, подтверждающие, что учреждение к категориям по гражданской обороне не отнесено, мобилизационного задания на особый период не имеет.
Указывает, что никаких доказательств о том, что органами местного самоуправления принималось решение о создании убежища, оно фактически существует и передавалось учреждению для владения, эксплуатации и надлежащего содержания представлено в суде первой инстанции не было.
Проверив материалы дела на основании ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлениями, если того требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в иных обстоятельствах, если нарушение приобрело особое общественное значение. Частью 1 ст. 45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" основными задачами в области гражданской обороны, в том числе, являются: предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты; обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
Согласно ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
В соответствии с п. 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 N 804 основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению убежищ и средств индивидуальной защиты, являются:
строительство, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем;
приспособление в мирное время и при переводе гражданской обороны с мирного на военное время заглубленных помещений и других сооружений подземного пространства для укрытия населения;
обеспечение укрытия населения в защитных сооружениях гражданской обороны.
Согласно п. 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС РФ от 15.12.2002 N 583 (Правила), требования настоящих Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера защитных сооружений гражданской обороны - убежищ и противорадиационных укрытий, которые являются объектами гражданской обороны.
В соответствии со статьей 12 ГК РФ защита гражданских прав, свобод и законных интересов граждан осуществляется, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Судом установлено, что в оперативном управлении МБОУ СОШ №, расположенного по адресу: <адрес>, находится защитное сооружение гражданской обороны (инв. №).
Прокуратурой Кировского района г. Новосибирска на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ № проведена проверка исполнения МБУ СОШ № законодательства о гражданской обороне.
В ходе проверки выявлены следующие нарушения Правил эксплуатации ЗСГО к содержанию и эксплуатации ЗСГО: защитно-герметические двери и герметические ворота и двери находятся не на подставках и не прикрываются съемными легкими экранами или щитами (п. 3.2.5 Правил эксплуатации ЗСГО); защитно-герметические двери и герметические двери находятся в неудовлетворительном состоянии: резиновые детали потеряли свойства герметизации (засохли), на дверях присутствуют следы коррозии, дверь заблокирована в открытом положении. Не обеспечена возможность их закрытия усилием одного человека. Техническое обслуживание дверей не проводится (п. 3.2.1, 3.2.10, 5.1.1 Правил эксплуатации ЗСГО); ЗСГО не обеспечено телефонной связью с пунктом управления предприятия и громкоговорителями, подключенными к городской и местной сетям проводного вещания (п. 12.1 СП 88.13330.2014. Свод правил Защитные сооружения гражданской обороны); на защитно-герметических, герметических дверях и ставнях отсутствуют обозначения (порядковые номера) (п. 6.2.2 Правил эксплуатации ЗСГО); демонтированы трубы воздуховода (п. 3.2.1, 3.2.2 Правил эксплуатации ЗСГО); демонтированы воздухозаборные трубы (п. 3.2.1, 3.2.2 Правил эксплуатации ЗСГО); демонтировано санитарно-техническое оборудование (унитазы, раковины, душевое оборудование) (п. 3.2.1, 3.2.2 Правил эксплуатации ЗСГО); демонтированы водопроводные трубы (п. 3.2.1, 3.2.2 Правил эксплуатации ЗСГО); демонтированы баки запаса воды (п. 3.2.1, 3.2.2 Правил эксплуатации ЗСГО); демонтирован аварийный резервуар для сбора фекалий (п. 3.2.1, 3.2.2 Правил эксплуатации ЗСГО); демонтированы масляные противопыльные фильтры (п. 3.2.1, 3.2.2 Правил эксплуатации ЗСГО); элементы инженерных систем внутри ЗСГО не окрашены в разные цвета: в белый - воздухозаборные трубы режима чистой вентиляции и воздуховоды внутри помещений для укрываемых; в желтый - воздухозаборные трубы режима фильтровентиляции (до фильтров-поглотителей), емкости хранения горюче-смазочных материалов для ДЭС; в красный - трубы режима регенерации (до теплоемкости фильтра); в черный - трубы электропроводки и канализационные трубы, емкости для сбора фекальных вод; в зеленый - водопроводные трубы, баки запаса воды; в коричневый - трубы системы отопления; в серый - ЗГД, ГД, ставни, ворота, КИДы (п. 3.2.10 Правил эксплуатации ЗСГО); инженерно-техническое оборудование ЗС ГО содержаться не в исправном состоянии и не готово к использованию по назначению (система вентиляции, система водоснабжения, система канализации, система электроснабжения, система отопления) (п. 3.2.11 Правил эксплуатации ЗСГО); содержание, эксплуатация, текущий и плановый ремонты инженерно-технического оборудования, не осуществляются в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей (система вентиляции, система водоснабжения, система канализации, система электроснабжения, система отопления) (п. 3.2.12 Правил эксплуатации ЗСГО); демонтирована дизельная электростанция (п. 3.2.1, 3.2.2 Правил эксплуатации ЗСГО).
Согласно паспорту убежища №, адрес убежища: <адрес>, является муниципальной собственностью г. Новосибирска, предписано к МБОУ СОШ № 49, назначение - убежище, дата приема в эксплуатацию – май 1956 г., время приведения убежища в готовность – 12 час., вместимость (по проекту) 508 человек, общая площадь 311,5 м?, общий объем 816,1 м?. (л.д.9-15).
Прокуратурой Кировского района г. Новосибирска 18.01.2021г. вынесено представление, которым установлено, что в ходе проверки выявлены нарушения Правил эксплуатации ЗСГО к содержанию и эксплуатации ЗСГО. Причиной, способствующей указанным нарушениям закона, является неверное толкование норм федерального законодательства, ненадлежащее исполнение ответственными сотрудниками Учреждения своих должностных обязанностей. Условием, способствующим указанным нарушениям закона, является недостаток контроля со стороны руководства за работой подчиненных.
Полученное представление не обжаловалось ответчиком в установленном законом порядке.
В ответ на представление прокурора МБОУ СОШ № направило в департамент образования Мэрии г. Новосибирска письмо о выделении денежных средств на устранение нарушений законодательства.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 12.02.1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" требованиями в области гражданской обороны понимаются специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 6 Закона N 28-ФЗ, правительство Российской Федерации определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
"Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309, в силу пункта 10 которого меры по поддержанию объектов гражданской обороны в состоянии постоянной готовности к использованию принимают организации.
"Положением о гражданской обороне в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804, также предусмотрено, что организации осуществляют мероприятия по поддержанию защитных сооружений в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению (пункты 3 и 10).
"Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны", утвержденными приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 N 583 установлены требования к эксплуатации защитных сооружений, которые должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В силу пунктов 1.2, 2.1 и 2.2 Правил N 583 статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища, заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений, заверенных органами технической инвентаризации. Учет защитного сооружения гражданской обороны ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе защитное сооружение гражданской обороны, в журнале учета защитных сооружений гражданской обороны. Документальным основанием для ведения учета защитного сооружения гражданской обороны является паспорт сооружения, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Паспорт защитного сооружения гражданской обороны оформляется после ввода защитного сооружения в эксплуатацию или по итогам инвентаризации защитного сооружения гражданской обороны.
Из материалов дела следует, что статус защитного сооружения гражданской обороны убежище № по адресу: <адрес> подтвержден паспортом убежища, эксплуатирующей организацией является МБОУ СОШ №. Таким образом, ответчик является организацией, на учете которой находится спорное защитное сооружение гражданской обороны, и на него возложена обязанность по содержанию, обеспечению готовности и использованию сооружения по назначению.
Судом также при рассмотрении данного дела установлено, что в течение длительного времени со дня обнаружения нарушений, ответчик не предпринял мер к их устранению. На день рассмотрения дела сведений об устранении нарушений суду не представлено.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований или возражений.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о том, что поскольку ответчиком не выполняются требования, предусмотренные законом, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме, с возложением указанных в иске обязанностей.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, так как они соответствуют обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которым в их совокупности дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст.67 ГПК РФ.
Не являются основанием к отмене решения доводы апелляционной жалобы.
Проведение проверки соблюдения требований Правил эксплуатации ЗГСО к содержанию и эксплуатации ЗСГО организовано с привлечением специалистов ГУ МЧС России по Новосибирской области, составлена справка о выявленных нарушениях специалистом ГУ МЧС России по Новосибирской области.
В момент проверки статус защитного гражданского сооружения гражданской обороны определен как убежище, что подтверждается паспортом на данный объект. Убежище № по адресу: <адрес> находится на учете школы, в связи с чем, балансодержатель обязан устранить выявленные нарушения, допущенные на объекте.
Данные обстоятельства подтверждаются представителем ГУ МЧС по НСО Кизиловой Л.П., которая принимала участие в осмотре помещения убежища при средней общеобразовательной школе №, в суде апелляционной инстанции она показала, что помещение в подвале школы построено под убежище, в котором имеются туалеты, душевое оборудование и многое другое, но в запущенном состоянии, если бы данное помещение строилось как технический подвал, то в нем проходили бы только коммуникации и ничего более.
О том, что в здании МБОУ СОШ № находится защитное сооружение гражданской обороны- убежище, было известно директору данной школы, поскольку им оформлялся паспорт убежища и технические документы.
Доводы представителя третьего лица мэрии г.Новосибирска о том, что ими подготовлены документы о переводе указанного помещения из «убежище» в «укрытие», не являются основанием для отмены данного решения суда.
Иных доводов, которые могли бы повлиять на правильность постановленного судом решения, апелляционная жалоба не содержит.
Поскольку обстоятельства по делу судом установлены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, с учетом подлежащих применению норм материального и процессуального права постановлено законное и обоснованное решение, оснований для его отмены по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, не имеется.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Кировского районного суда г.Новосибирска от 09 июня 2022года в пределах доводов апелляционной жалобы оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Мэрии г.Новосибирска – Захаровой А.В. – без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи: