Решение по делу № 2-3634/2023 от 03.08.2023

Дело 2-3634/2023

91RS0002-01-2023-005696-45

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

02 ноября 2023 года                                                   город Симферополь

Киевский районный суд города Симферополя Республики Крым в составе:

председательствующего судьи –Сологуб Л.В.,

при секретаре –Павленко Н.А.,

с участием: помощника прокурора- ФИО4;

представителя ответчика - ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Государственному унитарному предприятию Республики Крым «Вода Крыма», третьи лица – Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Администрация <адрес>, Государственный комитет по ценам и тарифам Республики Крым, Совет министров Республики Крым, о понуждении совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ заместитель прокурора <адрес>, действующий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с требованием возложить на ГУП РК «Вода Крыма» обязанность в течении 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу выполнить мероприятия по оснащению коллективным (общедомовым) прибором учета используемой воды многоквартирного дома по адресу <адрес> в <адрес>.

Заявленные требования мотивированы тем, что в ходе проведенных прокуратурой района проверочных мероприятий установлено, что в многоквартирном доме, расположенном по <адрес> в <адрес> в нарушение требований ч. 5 ст. 13 Закона -Ф3 отсутствует общедомовой прибор учёта воды. Ha территории муниципального образования городской округ Симферополя Республики Крым для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения, постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , определена гарантирующая организация в лице ГУП РК «Вода Крыма». Согласно информации ГУП РК «Вода Крыма» от ДД.ММ.ГГГГ .1-23/01, в зоне обслуживания филиала находится многоквартирный дом, расположенный по адресу <адрес> в <адрес>, который не оснащен коллективным (общедомовым) прибором учёта используемой воды. Отсутствие в указанном многоквартирном доме коллективного прибора учета используемой воды нарушает права неопределенного круга лиц, так как в отсутствие прибора учета плата начисляется по нормативу, а не по фактически потребленному ресурсу, то есть по показаниям коллективного прибора учета используемой воды. Индивидуализировать круг лиц, в защиту которых представляется данное исковое заявление не представляется возможным, поскольку исковое заявление предъявляется в интересах не только собственников жилых помещений вышеуказанных многоквартирных домов, но и лиц, заключающих договоры аренды, договоры социального найма, лиц, проживающих в жилых помещениях маневренного фонда. На основании изложенного, прокурор обратился с исковым заявлением в суд.

Протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Государственный комитет по ценам и тарифам Республики Крым; Администрация <адрес>; Совет министров Республики Крым.

В судебном заседании прокурор ФИО4 поддержала исковые требования. Пояснила, что отсутствие общедомового прибора учета водопотребления нарушает права жильцов этого дома. Просила иск удовлетворить.

Представитель ответчика ГУП РК «Вода Крыма» ФИО3 исковые требования не признала, в удовлетворении требований просила отказать по тем основаниям, что многоквартирный <адрес> нуждается в капитальном ремонте. В силу ст.13 Закона об энергосбережении требования в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяется на ветхие, аварийные дома, а также на дома, подлежащие капитальному ремонту. Представила возражения на иск (л.д.105-107).

Третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, времени и месте его проведения извещены надлежащим образом.

В соответствии со ст. 117, 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие лиц, надлежащим образом извещенных о данном судебном заседании.

Выслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (ст. 67 ГПК РФ).

В соответствии со ст. 2 ГПК РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.

Согласно части 5 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», для Республики Крым до ДД.ММ.ГГГГ собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергий, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергий, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

В случае невыполнения собственниками помещений этой обязанности Закон -Ф3 обязал соответствующие ресурсоснабжающие организаций оснастить приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми они осуществляют, объекты, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям, а лиц, не оснастивших в установленный срок объекты приборами учета используемых энергетических ресурсов, - оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета (ч. 12 ст. 13 Закона -Ф3).

В целях определения возможности использования приборов учета соответствующего вида при осуществлении расчета платы за коммунальную услугу, в том числе отоплению, приказом Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ утверждены критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета.

Согласно п. 4, 6 названного Приказа техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в п. 5 данного документа, имеется, если в ходе обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида будет установлено отсутствие критериев, указанных в п. 2 и 3 данного документа. Результаты обследования указываются в акте, форма и порядок заполнения которого также регламентированы Приказом.

В силу п. 4 указанного Приказа, наличие технической возможности установки прибора учета в многоквартирном доме предполагается, если не доказано обратное.

Частью 12 статьи 13 Закона -Ф3 предусмотрено, что лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск соответствующих ресурсоснабжающих организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.

В силу пункта 5, подпункта «ж» пункта 10, подпункта «к» пункта 11 и подпункта «» пункта 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ) в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях. Содержание общего имущества включает в себя также обеспечение установки и ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета воды.

Пунктом 38 (1) Правил установлено, что, если собственники помещений в многоквартирном доме до ДД.ММ.ГГГГ не обеспечили оснащение такого дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемого коммунального ресурса и при этом в соответствии с частью 12 статьи 13 Закона -Ф3 установлен коллективный (общедомовой) прибор учета, собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку такого прибора учета. Доля расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, определяется исходя из его доли в праве общей собственности на общее имущество.

По результатам изучения материалов дела, судом установлено, что согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, сведения о государственной регистрации юридического лица государственного унитарного предприятия Республики Крым «Вода Крыма» внесены ДД.ММ.ГГГГ, адрес (место нахождения): 295053, <адрес> (л.д. 29-83).

В соответствии с положениями п. 1.3 Устава ГУП РК «Вода Крыма», утвержденного приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, ГУП РК «Вода Крыма» является коммерческой организацией; органом, осуществляющим полномочия собственника является Совет министров Республики Крым в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым.

П. 1.4 Устава установлено, что предприятие находится в ведомственном подчинении Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым.

Согласно п. 2.1 Устава, предприятие создано в целях обеспечения государственной политики в сфере питьевого и хозяйственного водоснабжения, обеспечения потребителей необходимым количеством питьевой воды гарантированного качества, сбалансированного развития централизованного питьевого водоснабжения, рационального использования водных ресурсов, повышения эффективности управления и работы предприятий, реализации единой технической и тарифной политики на территории Республики Крым, за исключением городского округа Ялта, а также реализации на основе полученной прибыли экономических и социальных интересов членов трудового коллектива и государства.

На территории муниципального образования городской округ Симферополя Республики Крым для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения, постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , определена гарантирующая организация в лице ГУП РК «Вода Крыма» (л.д. 84-85).

Согласно информации, предоставленной ГУП РК «Вода Крыма» от ДД.ММ.ГГГГ .1-23/01, в зоне обслуживания филиала находится многоквартирный дом, расположенный по адресу <адрес> в <адрес>, который не оснащен коллективным (общедомовым) прибором учёта используемой воды (л.д. 88).

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета. Собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного федерального закона, обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета используемых энергоресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. В случае неисполнения ими данной обязанности, согласно ч. 12 ст. 13 Закона об энергосбережении, действия по оснащению домов приборами учета должны совершить ресурсоснабжающие организации, которым в последующем граждане возмещают расходы по установке приборов учета используемых энергоресурсов.

Вместе с тем, в силу предл. 5 ч. 1 ст. 13 Закона об энергосбережении, требования данной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до ДД.ММ.ГГГГ, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии) либо максимальный объем потребления природного газа которых составляет менее чем два кубических метра в час (в отношении организации учета используемого природного газа).

В данной норме не содержится запрета на установку приборов учета в ветхих и аварийных объектах, а лишь указывается на отсутствие обязанности собственников по их установке и, соответственно, оплате стоимости приборов учета и расходов по их установке, если она проведена иным лицом.

Такие объекты могут быть оснащены ресурсоснабжающими организациями за счет собственных средств приборами учета, если подтверждена техническая возможность их установки в соответствии с критериями, предусмотренными приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ N 485/пр "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения" (Зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ N 59849).

В соответствии с абзацем 8 пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , коллективным (общедомовым) прибором учета является средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое в многоквартирном доме при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.

Таким образом, многоквартирный дом может быть оснащен ОДПУ только при наличии технической возможности для его установки.

Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения утверждены Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ /пр (далее - Приказ /пр).

В соответствии с пунктом 2 Приложения к Приказу /пр техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5, отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из нижеуказанных критериев:

а) установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта (за исключением мероприятий по монтажу (демонтажу) коммутационных аппаратов, шкафов (щитов) учета в границах места установки таких приборов учета и оборудования) существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования);

б) при установке прибора учета соответствующего вида невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета соответствующего вида, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании;

в) в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить соблюдение предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета соответствующего вида, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены, а в случае необходимости проведения реконструкции (ремонта) внутридомовой системы (внутриквартирного оборудования) привести их в соответствие с указанными требованиями.

Таким образом, в силу закона у ресурсоснабжающей организации имеется обязанность по обеспечению приборами учета не все объекты, а лишь те, которые соответствуют параметрам, установленным в законе. Кроме того, законом предусмотрена обязанность граждан в последующем возместить ресурсоснабжающей организации расходы на установку прибора учета.

Из Постановления от ДД.ММ.ГГГГ Совета Министров Республики Крым, которым утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Крым на 2016-2045 годы следует, что многоквартирный жилой дом, расположенный в <адрес> включен в график осуществления капитального ремонта (л.д.108-115).

Между тем, истцом не предоставлено доказательств наличия технической возможности установки общедомового прибора учета в соответствии с указанными критериями и без причинения вреда строению (жилому дому) нуждающемуся в капитальном ремонте.

При таких обстоятельствах, выяснив действительные обстоятельства дела, проанализировав имеющиеся в материалах дела доказательств, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении иска заместителя прокурора <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Государственному унитарному предприятию Республики Крым «Вода Крыма», о понуждении совершить определенные действия, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Киевский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

     Судья                                                                             Л.В. Сологуб

    Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

2-3634/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Заместитель прокурора Центрального района г. Симферополя
Ответчики
ГУП РК "Вода Крыма"
Другие
Государственный комитет по ценам и тарифам Республики Крым
Совет Министров РК
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым
Администрация города Симферополя
Суд
Киевский районный суд г. Симферополь
Судья
Сологуб Людмила Викторовна
Дело на странице суда
kiev-simph.krm.sudrf.ru
03.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.08.2023Передача материалов судье
04.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.08.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
31.08.2023Предварительное судебное заседание
02.10.2023Судебное заседание
02.11.2023Судебное заседание
10.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее