Решение по делу № 2а-504/2018 от 04.05.2018

РЕШЕНИЕ по делу а-504/2018

Именем Российской Федерации

22

июня

2018

года

г. Кириши

Ленинградской области

Киришский городской суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Гавриловой О.А., при секретаре судебного заседания Раскатовой А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Филиппова А.А. к администрации муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области, отделу ЗАГС администрации муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области, начальнику отдела ЗАГС администрации муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области о признании незаконным решения начальника отдела ЗАГС об отказе в предоставлении сведений,

установил:

Филиппов А.А. обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области и Отделу ЗАГС администрации муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области о признании незаконным решения начальника отдела ЗАГС об отказе в предоставлении сведений, ссылаясь на то, что Филиппов А.А. является представителем по доверенности взыскателя Масловой О.Б. по исполнительному производству от ДД.ММ.ГГГГ, возбуждённого Киришским РОСП УФССП России по Ленинградской области в отношении должника ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ Филиппов А.А. по поручению от ДД.ММ.ГГГГ, выданному ему судебным приставом-исполнителем ФИО5, явился в отдел ЗАГС города Кириши, чтобы получить ответ на запрос Киришского РОСП в отношении должника ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку в установленный семидневный срок и по ДД.ММ.ГГГГ включительно ответа на запрос Киришский РОСП не получал. Филиппов А.А. предъявил начальнику отдела ЗАГС паспорт и поручение и попросил представить ему ответ или копию ответа на запрос Киришского РОСП, на что со стороны начальника отдела ЗАГС последовал отказ, она пояснила, что Филиппову А.А. будет представлен письменный отказ. Устное обращение Филиппова А.А. было занесено в карточку личного приема гражданина под номером . ДД.ММ.ГГГГ Филипповым А.А. был получен письменный отказ начальника отдела ЗАГС администрации муниципального образования Киришский муниципальный район <адрес> в предоставлении сведений в отношении ФИО4 со ссылкой на ст. 12 ФЗ РФ «Об актах гражданского состояния». Филиппов А.А. указывает, что отказ начальника отдела ЗАГС в предоставлении сведений о должнике ФИО4 является превышением её полномочий, который создал препятствие к осуществлению прав Филиппова А.А., его свобод и реализации законных интересов, как представителя взыскателя по исполнительному производству от ДД.ММ.ГГГГ, что привело к несвоевременному получению информации о должнике и бездействию Киришского РОСП по исполнению требований исполнительного документа. Административный истец просит признать незаконным решение начальника отдела ЗАГС администрации муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Филиппову А.А., действующему по поручению судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ, в предоставлении сведений о должнике ФИО4

Административный истец Филиппов А.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объёме.

Представитель административных ответчиков администрации муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области и отдела ЗАГС администрации муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области ФИО6 в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал по основаниям, изложенным в отзыве.

Административный ответчик начальник отдела ЗАГС администрации муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области ФИО9 надлежащим образом уведомлена о дате, времени и месте судебного заседания телефонограммой (76), в судебное заседание не явилась, согласно телефонограмме просит рассмотреть административное дело в её отсутствие, направила в адрес суда отзыв на исковое заявление, согласно которому против удовлетворения требований Филиппова А.А. возражает (л.д. 55-56).

Заинтересованное лицо – Киришский РОСП УФССП России по Ленинградской области надлежащим образом уведомлен о дате, времени и месте судебного заседания (л.д. 79-80), представитель в судебное заседание представитель не явился, сведений о причинах неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении судебного заседания не заявил.

Заинтересованное лицо Маслова О.Б. надлежащим образом извещена о дате, времени и месте судебного разбирательства лично телефонограммой (л.д. 77), в судебное заседание не явилась, сведений о причинах неявки суду не сообщила ходатайств об отложении судебного заседания не заявила.

В силу ст. 96 КАС РФ получившие первое судебное извещение по рассматриваемому административному делу лица, участвующие в деле, обладающие государственными или иными публичными полномочиями, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении административного дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи (ч. 8).

При установленных обстоятельствах, в силу ст. 96, 150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав доводы административного истца, представителя административных ответчиков администрации муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области и отдела ЗАГС администрации муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела: об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Как следует из административного искового заявления (л.д.1-3) о нарушении прав и законных интересов административному истцу стало известно ДД.ММ.ГГГГ, в суд настоящее административное исковое заявление поступило ДД.ММ.ГГГГ, таким образом, установленный законом срок для подачи административного искового заявления административным истцом не пропущен.

В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

При разрешении такого административного искового заявления для удовлетворения требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим же решением прав либо свобод административного истца (ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Согласно ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В силу статей 12, 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов и обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом, не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

Частью 1 статьи 64 Закона об исполнительном производстве определено, что исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

В соответствии с пунктом 4 части 1 указанной статьи судебный пристав-исполнитель, совершая исполнительные действия, вправе давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах.

В силу части 1 статьи 6 Закона N 229-ФЗ законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

Как установлено судом и следует из материалов дела, в соответствии с п. 1.1. положения от отделе записи актов гражданского состояния администрации муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области, утв. Распоряжением администрации муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области (л.д.47-49) отдел записи актов гражданского состояния администрации муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области является структурным подразделением администрации муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области.

Начальником отдела записи актов гражданского состояния администрации муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области является ФИО9, что подтверждается приказом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.50).

ДД.ММ.ГГГГ посредством почтовой связи заказным почтовым отправлением судебным приставом-исполнителем Киришского РОСП УФССП России по Ленинградской области ФИО5 в рамках исполнительного производства в адрес отдела ЗАГС города Кириши был направлен запрос от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении сведений в отношении должника ФИО4, с просьбой предоставить указанные сведения в семидневный срок (л.д. 24,25,82).

В соответствии с отчётом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором запрос от ДД.ММ.ГГГГ судебного пристава-исполнителя Киришского РОСП УФССП России по Ленинградской области ФИО5 был получен отделом ЗАГС города Кириши ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 26).

Ответ на запрос Киришского РОСП УФССП России по Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении сведений в отношении должника ФИО4 был направлен отделом ЗАГС в адрес Киришского РОСП УФССП России по Ленинградской области ДД.ММ.ГГГГ, а получен Киришским РОСП УФССП России по Ленинградской области ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается отчётом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором (л.д. 65).

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ФИО5 на имя Филиппова А.А. было выдано поручение от ДД.ММ.ГГГГ, адресованное отделу ЗАГС администрации муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области, на получение сведений о должнике ФИО4 (л.д. 5).

Вместе с тем из материалов дела следует, что фактически судебным приставом-исполнителем административному истцу было дано поручение, адресованное отделу ЗАГС администрации муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области, на получение сведений о должнике, запрос по которому в отдел ЗАГС администрации муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области на момент обращения Филиппова А.А. за получением ответа, еще не поступил.

Порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами урегулирован Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

Согласно основным терминам, данным в пункте 1 статьи 4 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение гражданина - это направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.

Согласно ч. 2 ст. 1 указанного Федерального закона установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

В силу ч. 1 ст. 9 названного Федерального закона обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

Положениями ч. 1 ст. 12 указанного Федерального закона установлено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Часть 1 статьи 13 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" предусматривает, что личный прием граждан в государственных органах, органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан.

Согласно части 3 статьи 13 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Согласно карточке личного приёма граждан в отделе ЗАГС города Кириши, ДД.ММ.ГГГГ Филипповым А.А. было подано заявление, в котором он просит по поручению судебного пристава-исполнителя ФИО7 предоставить сведения о должнике ФИО4, в графе «результат рассмотрения» указано, что ответ на данное заявление Филиппова А.А. будет предоставлен ему в письменном виде (л.д. 6).

ДД.ММ.ГГГГ в адрес судебного пристава-исполнителя и Филиппова А.А. было направлено письмо начальника отдела ЗАГС с пояснениями относительно поступившего в адрес отдела ЗАГС поручения от ДД.ММ.ГГГГ, выданного на имя Филиппова А.А., со ссылкой на ст. 12 ФЗ «Об актах гражданского состояния», согласно которому Филиппов А.А. является взыскателем Масловой О.Б., законодательством не предусмотрено предоставление органами ЗАГС информации об актах гражданского состояния указанной категории лиц (л.д. 8).

Согласно отчёту об отслеживании отправления с почтовым идентификатором казанное письмо начальника отдела ЗАГС от ДД.ММ.ГГГГ было получено им ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7).

Разрешая заявленные требования суд исходит из того, что законом не предусмотрена обязанность должностного лица органа ЗАГС по письменному обращению гражданина без предоставления необходимых документов, подтверждающих право на получение информации о наличии факта государственной регистрации акта гражданского состояния в отношении иного лица, предоставить данные сведения заявителю.

Судом установлено, что на момент обращения в отдел ЗАГС администрации муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области такие документы у административного истца отсутствовали.

Как следует из карточки учета регистрации корреспонденции отдела ЗАГС администрации муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ и штемпеля на запросе, запрос судебного пристава-исполнителя Киришского РОСП УФССП России по Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении сведений в отношении должника ФИО4, поступил в отдел ЗАГС администрации муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области ДД.ММ.ГГГГ, в то время как административный истец обратился в отдел ЗАГС ДД.ММ.ГГГГ.

При этом, административным истцом не оспаривается, что сам запрос Киришского РОСП УФССП России по Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении сведений в отношении должника ФИО4 ему на руки для представления в отдел ЗАГС судебным приставом-исполнителем не выдавался

Кроме того, принимая решение о предоставлении информации о наличии факта государственной регистрации акта гражданского состояния в отношении иного лица (не заявителя) должностное лицом обязано руководствоваться положениями действующего законодательства как международного, так и федерального.

Так, необходимо учитывать, что в ст. 12 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблей ООН 10 декабря 1948 года, в ч. 1 ст. 24 Конституции Российской Федерации содержится прямой запрет на сбор любой информации о частной или семейной жизни лица без его согласия, независимо от ее характера.

Статьей 8 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации" (с изменениями и дополнениями) предусмотрено, что граждане (физические лица) и организации вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами (ч. 1 и 2 ст. 9 указанного Закона).

Пунктом 1 статьи 12 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" предусмотрено, что сведения, ставшие известными работнику органа записи актов гражданского состояния в связи с государственной регистрацией акта гражданского состояния, в том числе персональные данные, являются информацией, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, и разглашению не подлежат.

Согласно п. 2 ст. 12 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" в целях официального статистического учета орган записи актов гражданского состояния сообщает в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, сведения о государственной регистрации рождения, смерти, заключения и расторжения брака в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета, формированию официальной статистической информации, на основании записей актов гражданского состояния и документов установленной формы о рождении, смерти, перинатальной смерти.

В соответствии с п. 3 ст. 12 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" орган записи актов гражданского состояния сообщает сведения о государственной регистрации акта гражданского состояния по запросу суда (судьи), органов прокуратуры, органов дознания или следствия, федерального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере миграции и осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, или его территориального органа, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка либо уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации и в других случаях, установленных федеральными законами.

Указанные положения закона направлены на соблюдение прав человека и гражданина, их защиту от нарушений вследствие недобросовестного использования сведений, имеющих конфиденциальный характер.

С учетом изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу о соответствии оспариваемых действий начальника органа ЗАГС администрации муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области ФИО9 требованиям закона, которая действовала в пределах предоставленных ей полномочий, не нарушая при этом права заявителя.

Административным истцом не представлено каких-либо относимых и допустимых доказательств нарушений прав, свобод и законных интересов Филиппова А.А. в результате оспариваемого им отказа начальника органа ЗАГС администрации муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области.

Административным истцом в обоснование административного иска указано, что он является представителем по доверенности взыскателя Масловой О.Б. по исполнительному производству от ДД.ММ.ГГГГ, возбуждённого Киришским РОСП УФССП России по Ленинградской области в отношении должника ФИО4, при этом сама Маслова О.Б. с какими-либо требованиями о признании незаконным оспариваемого отказа в предоставлении сведений о должнике не обращалась.

Учитывая изложенные правовые положения, а также установленные по делу обстоятельства, требования административного истца к администрации муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области, отделу ЗАГС администрации муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области, начальнику отдела ЗАГС администрации муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области о признании незаконным решения начальника отдела ЗАГС администрации муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении сведений о должнике Филиппову А.А., действующему по поручению судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ, удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Филиппова А.А. к администрации муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области, отделу ЗАГС администрации муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области, начальнику отдела ЗАГС администрации муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области о признании незаконным решения начальника отдела ЗАГС администрации муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении сведений о должнике Филиппову А.А., действующему по поручению судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Киришский городской суд Ленинградской области.

Судья

В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

2а-504/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Филиппов А. А.
Ответчики
Отдел ЗАГС Администрации МО Киришский муниципальный район Ленинградской области
Администрация муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области
Шаркова З. А.
Другие
Киришский РОСП УФССП по Ленинградской области
Маслова О. Б.
Суд
Киришский городской суд Ленинградской области
Судья
Гаврилова О.А.
Дело на сайте суда
kirishsky.lo.sudrf.ru
04.05.2018Регистрация административного искового заявления
04.05.2018Передача материалов судье
04.05.2018Решение вопроса о принятии к производству
04.05.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.05.2018Подготовка дела (собеседование)
22.05.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.06.2018Судебное заседание
22.06.2018Судебное заседание
26.06.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.08.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее