Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Красноярск 08 мая 2018 года
Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Кравченко О.Е.
при секретаре Краузе А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Селезневой Галины Александровны к ОСП по Октябрьскому району г. Красноярска о признании действий судебного пристава-исполнителя незаконным ;
У С Т А Н О В И Л:
Селезнева Г.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к ОСП по Октябрьскому району г. Красноярска об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя, мотивируя тем, срок предъявления судебного приказа к исполнению истек, в связи с чем оснований для проведения удержаний из ее пенсии не имеется.
Административный истец Селезнева Г.А. в судебном заседании заявленные требования поддержала, пояснив, что ранее задолженность не гасилась ею, удержания производятся с 2017 года, иных доводов не заявляла.
Представитель административного ответчика - судебный пристав-исполнитель ОСП по Октябрьскому району г. Красноярска (по удостоверению) против удовлетворения требований возражала, пояснив, что нарушений требований ФЗ «Об исполнительном производстве» при вынесении постановления о возбуждении исполнительного производства не допущено, исполнительный документ - судебный приказ находится на исполнении с 2011 года, исполнительное производство не оканчивалось и не прекращалось, в связи с чем, таким образом, срок для предъявления документа по которому возбуждено исполнительное производство № 102401/11/09/24 не истек. Кроме того, административным истцом пропущен срок для обращения за оспариванием действий судебного пристава, поскольку удержания производятся с 2016 года, в том числе удержаны 18 мая 2016 года в размере 462,36 рублей, а впоследствии ежемесячно удерживаются денежные средства с пенсии с 14 июля 2017 года, а в суд истец обратилась только 14 марта 2018 года, пропустив 10-дневный срок для обращения.
Заинтересованное лицо – взыскатель в судебное заседание не явился, извещался в соответствии с положениями ст.96,97 КАС РФ судебным извещением по последнему месту нахождения, в связи с чем, учитывая мнение сторон, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела при объявленной явке, по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Заслушав пояснения административного истца и ответчика, исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями ст.360 КАС РФ, постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса
Согласно ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров
Положениями п.1 ст. 128 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что постановления главного судебногопристава Российской Федерации, главного судебного пристава Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебногопристава- исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями(бездействием).
Согласно ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
На основании положений ст. 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав- исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В силу положений ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ № 6 и Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996 года постановления судебного пристава-исполнителя могут быть признаны незаконными при одновременном соблюдении двух условий:
1) оспариваемый акт не соответствует закону или иным нормативно-правовым актам;
2) нарушает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007г. №229-ФЗ (ред. От 06.12.2011) «Об исполнительном производстве», задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В соответствии с положениями ст.30 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах», судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Согласно п.1 ч.1 ст.12 Федерального закона от 02.10.2007г. №229-ФЗ (ред. От 06.12.2011) «Об исполнительном производстве», исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются: исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов;
Согласно ст.31 ФЗ «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если:
1) исполнительный документ предъявлен без заявления взыскателя либо заявление не подписано взыскателем или его представителем, за исключением случаев, когда исполнительное производство подлежит возбуждению без заявления взыскателя;
2) исполнительный документ предъявлен не по месту совершения исполнительных действий, за исключением случая, предусмотренного частью 4 статьи 30 настоящего Федерального закона;
3) истек и не восстановлен судом срок предъявления исполнительного документа к исполнению;
4) документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным статьей 13 настоящего Федерального закона;
5) исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство по нему было прекращено по основаниям, установленным статьей 43 и частью 14 статьи 103 настоящего Федерального закона;
6) исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство по нему было окончено по основаниям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 статьи 47 и пунктами 1, 2 и 4 части 15 статьи 103 настоящего Федерального закона;
7) не вступил в законную силу судебный акт, акт другого органа или должностного лица, который является исполнительным документом или на основании которого выдан исполнительный документ, за исключением исполнительных документов, подлежащих немедленному исполнению;
8) исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов.
В соответствии с положениями ст.13 Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об исполнительном производстве", в исполнительном документе, за исключением постановления судебного пристава-исполнителя, судебного приказа, исполнительной надписи нотариуса и нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов, должны быть указаны:
1) наименование и адрес суда или другого органа, выдавшего исполнительный документ, фамилия и инициалы должностного лица;
2) наименование дела или материалов, на основании которых выдан исполнительный документ, и их номера;
3) дата принятия судебного акта, акта другого органа или должностного лица;
4) дата вступления в законную силу судебного акта, акта другого органа или должностного лица либо указание на немедленное исполнение;
5) сведения о должнике и взыскателе:
а) для граждан - фамилия, имя, отчество, место жительства или место пребывания, а для должника также - дата и место рождения, место работы (если оно известно) и для должника, являющегося индивидуальным предпринимателем, также - дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика;
б) для организаций - наименование, место нахождения, фактический адрес (если он известен), дата государственной регистрации в качестве юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика;
в) для Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования - наименование и адрес органа, уполномоченного от их имени осуществлять права и исполнять обязанности в исполнительном производстве;
6) резолютивная часть судебного акта, акта другого органа или должностного лица, содержащая требование о возложении на должника обязанности по передаче взыскателю денежных средств и иного имущества либо совершению в пользу взыскателя определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий;
7) дата выдачи исполнительного документа.
Как установлено судом, 08 декабря 2011 года в ОСП по Октябрьскому району г. Красноярска на основании судебного приказа от 22.12.2008г. выданного мировым судьей судебного участка №90 в Центральном районе г. Красноярска возбуждено исполнительное производство №102401/11/09/24 в отношении Селезневой Галины Александровны о взыскании в пользу ООО КБ «Стромкомбанк» денежных средств в размере 115745,56 рублей.
В силу положений ч.3 ст.21 ФЗ «Об исполнительном производстве» судебные приказы могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня их выдачи.
Таким образом, судебный приказ выданный 22.12.2008г. был предъявлен в установленный для этого срок, вследствие чего, в ОСП по Октябрьскому району г. Красноярска 08.12.2011г. возбуждено исполнительное производство № 102401/11 /09/24. Постановление о возбуждении исполнительного производства от 08.12.2011г. не обжаловалось, вступило в силу и является действующим.
Принимая во внимание, что судебный приказ от 22.12.2008г. на основании которого было возбуждено исполнительное производство №102401/11/09/24 соответствует установленным Законом, требованиям, предъявляемым к исполнительным документам ст.13 ФЗ «Об исполнительном производстве», оснований, установленных ст.31 ФЗ «Об исполнительном производстве» для отказа в возбуждении исполнительного производства на момент предъявления исполнительного документа к исполнению и возбуждения производства 08.12.2011г., не имелось, данный исполнительный документ содержит все необходимые реквизиты, на момент принятия решения о возбуждении исполнительного производства у судебного пристава-исполнителя отсутствовала какая-либо информация об отмене судебного приказа, с момента возбуждения исполнительного производства 08.12.2011г. оно не было окончено фактическим исполнением, и не прекращалось по основаниям, предусмотренным ФЗ «Об исполнительном производстве», кроме того, сама истица с указанными ходатайствами до настоящего времени не обращалась, и по существу доводов не заявляла..
В ходе исполнительного производства, что не оспорено самой истицей в ходе судебного заседания были приняты меры принудительного исполнения 18 мая 2016 года удержана сумма денежных средств со счета в размере 462,36 рублей, а также на основании постановления судебного пристава об обращении взыскания на доходы должника (пенсию) с 14 июля 2017 года по 19 апреля 2018 года удержано 37600,66 рублей. Указанное постановление от 30.05.2017г. об обращении взыскания на пенсию, равно как и действия по распределению денежных средств не оспорены должником - административным истцом по делу.
Иных убедительных доказательств, объективно подтверждающих незаконность действий со стороны судебного пристава-исполнителя суду административным истцом не представлено, нарушения прав должника в ходе проведения исполнительных действия по своевременному, полному исполнению судебного приказа с 2011 года по настоящее время не допущено, в связи с чем, требования Селезневой Г.А. о пропуске срока для предъявления документа для исполнения являются не обоснованными и удовлетворению не подлежат.
В силу ст.47 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случаях:
- фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе;
- фактического исполнения за счет одного или нескольких должников требования о солидарном взыскании, содержащегося в исполнительных документах, объединенных в сводное исполнительное производство;
- возвращения взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным статьей 46 настоящего Федерального закона;
- возвращения исполнительного документа по требованию суда, другого органа или должностного лица, выдавших исполнительный документ;
- ликвидации должника-организации и направления исполнительного документа в ликвидационную комиссию (ликвидатору), за исключением исполнительных документов, указанных в части 4 статьи 96 настоящего Федерального закона;
-признания должника банкротом и направления исполнительного документа арбитражному управляющему, за исключением исполнительных документов, указанных в части 4 статьи 69.1 и части 4 статьи 96 настоящего Федерального закона;
-направления копии исполнительного документа в организацию для удержания периодических платежей, установленных исполнительным документом;
- истечения срока давности исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении (с учетом положений, предусмотренных частью 9 статьи 36 настоящего Федерального закона) независимо от фактического исполнения этого акта.
Таким образом, с учетом имеющихся в деле доказательств, исходя из доводов административного истца, изложенных в иске, правовых оснований для окончания исполнительного производства на момент рассмотрения дела по существу также не приведено.
Оценив все доказательства в их совокупности, суд не усматривает каких-либо нарушений ФЗ «Об исполнительном производстве» со стороны судебного пристава-исполнителя ОСП по Октябрьскому району г. Красноярска в рамках возбужденного 08.12.2011г. №102401/11/09/24, срок по которому не прерывался, не находит оснований для удовлетворения требований административного истца в полном объеме. Срок отведенный на исполнение не является пресекательным.
На основании вышеизложенного, учитывая, что убедительных доказательств, объективно подтверждающих нарушение прав Селезневой Г.А. как должника в рамках исполнительного производства с наличием задолженности 77682,54 рублей при проведении исполнительных действий суду не представлено, принципы равноправия сторон в исполнительном производстве не нарушены, действия судебного пристава-исполнителя произведены в соответствии с требованиями ФЗ «Об исполнительном производстве» и доказательств, объективно подтверждающих незаконность действия ответчика административным истцом не приведено на момент рассмотрения дела, таким образом, административным истцом в порядке ч.11 ст.226 КАС РФ, в данном случае не доказано наличие необходимой совокупности признаков для признания действий судебного пристава-исполнителя в рамках сводного исполнительного производства незаконными, кроме того, административным истцом пропущен срок предъявления иска, поскольку удержания денежных средств проводятся с 2016 года при этом уважительных причин для его восстановления также не представлено, в связи с чем, суд полагает необходимым отказать в удовлетворении требований в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 360 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Селезневой Галины Александровны к ОСП по Октябрьскому району г. Красноярска о признании действий судебного пристава-исполнителя незаконным в рамках исполнительного производства № 102401/11/09/24 - отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярска в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий : (подпись)
Копия верна.
Судья: О.Е. Кравченко