Решение по делу № 33-3057/2013 от 01.03.2013

Судья: Федотов О.Ю.

Дело№33-3057

01.04.2013 г.

Апелляционное определение

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

Председательствующего Валуевой Л.Б.,

Судей Опалевой Т.П., Хасановой B.C.,

При секретаре Горлановой Н.Н.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми 01 апреля 2013 года гражданское дело по апелляционным жалобам Министерства финансов РФ и Управления Федерального казначейства по Пермскому краю, Управления Министерства внутренних дел РФ по г. Перми на решение Свердловского районного суда г. Перми от 11.12.2012 г., которым постановлено:

«Взыскать с Казны Российской Федерации в пользу Заичкина М.А. возмещение морального вреда в размере *** рублей. Обязанность по исполнению решения возложить на Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства Российской Федерации по Пермскому краю.

В удовлетворении остальной части исковых требований о возмещении морального вреда Заичкину М.А. отказать.»

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Валуевой Л.Б., объяснения представителя Управления по г. Перми Фархутдиновой Ю.А., настаивавшей на доводах апелляционной жалобы, заключение прокурора Кузнецовой С.Н. об оставлении решения суда без изменения, судебная коллегия

Установила:

Заичкин М.А. обратился в суд с иском к Министерству финансов РФ, Управлению Министерства внутренних дел РФ по г. Перми о взыскании компенсации морального вреда в размере *** рублей.

Заявленные требования мотивировал следующим: в период с 01.05.2011 г. по 08.05.2011 г. содержался в ИВС Мотовилихинского района г. Перми, куда его привезли из Центральной городской больницы г. Перми с травмами. В указанный период он был лишен: 1) прогулок; 2) медицинского лечения; 3) индивидуального места для сна; 4) постельного белья; 5) гигиенических принадлежностей. В камере отсутствовала огороженная уборная с унитазом (приватное место), пахло человеческими экскрементами; отсутствовала вентиляция; отсутствовало освещение; отсутствовал стол для приема пищи; отсутствовала электророзетка; отсутствовал шкафчик для посуды (кружки, ложки, тарелки); отсутствовал бак для питьевой воды; на стенах штукатурка была грязного коричневого цвета; были кровососущие насекомые (вши, клопы, двухвостки); питание было двухразовым. Ежедневно был обыск, администрация ИВС на его жалобы и заявления не реагировала. Он испытывал физические страдания- тошнило все время, было головокружение, частые головные боли, болели сломанные ребра, у него было порвано легкое, имелись хронические заболевания: туберкулез, астма, больное сердце. За время нахождения в ИВС к нему ни разу не пришел фельдшер, хотя он писал заявление и делал устные заявления, но администрация ИВС игнорировала их, ссылаясь на то, что фельдшер в отпуске. Из больницы его привезли в ИВС с документами, рентгеновскими снимками и медикаментами, обезболивающими на время проезда, но администрация ИВС бездействовала, в связи с чем он испытывал физические страдания.

О времени судебного заседания истец был извещен по месту его нахождения.

В судебном заседании представители ответчиков иска не признали.

Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просят в апелляционных жалобах Министерство финансов РФ и Управление Федерального казначейства по Пермскому краю, Управление Министерства внутренних дел РФ по г. Перми, полагая его незаконным и необоснованным.

В апелляционной жалобе Управления МВД РФ по г. Перми ставится вопрос об отмене решения суда в связи с недоказанностью установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела. Материалы, на которые ссылался суд, отражают нарушения, выявленные в ИВС при проведении комплексной проверки 20-24 апреля 2012 года, то есть по истечении года после содержания в ИВС истца. Таким образом, утверждения истца о содержании в бытовых условиях, не соответствующих требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности, не соответствуют требованиям допустимости и доказанности. Суд также не учел, что истец содержался в камере № 14, тогда как проверка проводилась в отношении камер №№ 1-7, 10-11. Факт неоказания надлежащего наблюдения истца медицинским работником не доказан, согласно журналу учета письменных обращений граждан истец в период содержания в ИВС с жалобами на ненадлежащее оказание ему амбулаторного лечения не обращался. 10.05.2011 года после устного обращения истца к администрации ИВС ему незамедлительно была вызвана бригада скорой помощи в связи с нахождением фельдшера в очередном отпуске.

В апелляционной жалобе Министерства финансов РФ и Управления Федерального казначейства по Пермскому краю ставится вопрос об отмене решения суда в связи с недоказанностью установленных судом обстоятельств, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела. Суд не учел, что УФК по Пермскому краю не является причинителем вреда, интересы УФК не затрагиваются. В соответствии с приказом Министерства финансов РФ и Федерального казначейства от 25.08.2006 года № 114н/9н УФК по Пермскому краю является представителем Минфина России в судах всех уровней по доверенности, а не ответчиком. УФК как самостоятельное юридическое лицо является бюджетной организацией, находится на сметном финансировании и на имущество управления не может быть обращено взыскание за виновные действия третьих лиц. Указание в резолютивной части решения о возложении обязанности по исполнению решения на УФК противоречит нормам закона. Судом не применены нормы ст. 158 БК РФ. Взысканный судом размер компенсации морального вреда в сумме 10 000 рублей не соответствует степени физических и нравственных страданий истца, доказательства, подтверждающие причинение нравственных страданий, не представлены. Размер компенсации не обоснован, мотивы, по которым суд пришел к своим выводам, не указаны. В материалах дела отсутствуют доказательства реального возникновения неблагоприятных последствий для физического и психического здоровья истца, в том числе медицинские документы. Судом не приняты во внимание доводы ответчика о времени обращения истца в суд с заявленных требованиями. С момента возникновения оснований для предъявления иска прошел 1 год, что свидетельствует о том, что либо никакого морального вреда истцу не причинен, либо степень страданий не была значительной и истец преследует иные цели.

Проверив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований к отмене или изменению решения суда.

Согласно ст. 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими.

Согласно ст. 21 Конституции Российской Федерации, достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

В соответствии со ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

В соответствии со ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Согласно ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

В силу Федерального закона от 15.07.1995 г. "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (ст.4).

Подозреваемые и обвиняемые имеют право:

получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение;

пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа;

пользоваться собственными постельными принадлежностями, а также другими вещами и предметами, перечень и количество которых определяются Правилами внутреннего распорядка (ст. 17).

Ответы на устные заявления подозреваемых и обвиняемых объявляются им в течение суток. В случае назначения дополнительной проверки ответ дается в течение пяти суток. Ответ на письменную жалобу в адрес администрации должен быть дан в течение десяти суток (ст. 21).

Подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются бесплатным питанием, достаточным для поддержания здоровья и сил по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется право приобретать по безналичному расчету продукты питания, предметы первой необходимости, а также другие промышленные товары (ст.22).

Подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.

Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место.

Подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин).

Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием ( ст. 23).

Лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в местах содержания под стражей проводится в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.

Порядок оказания медицинской, в том числе психиатрической, помощи подозреваемым и обвиняемым, а также порядок их содержания в медицинских учреждениях и привлечения к их обслуживанию персонала этих учреждений определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (ст.24).

В соответствии с Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденными Приказом МВД РФ от 22.11.2005 г. № 950, подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека, установленным Федеральным законом.

Подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в ИВС, обеспечиваются ежедневно бесплатным трехразовым горячим питанием по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации (п. 42).

Подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования:

спальным местом;

постельными принадлежностями: матрацем, подушкой, одеялом;

постельным бельем: двумя простынями, наволочкой;

полотенцем;

столовой посудой и столовыми приборами на время приема пищи: миской, кружкой, ложкой.

Указанное имущество выдается бесплатно во временное пользование.

Бритвенные принадлежности (безопасные бритвы либо станки одноразового пользования, электрические или механические бритвы) выдаются подозреваемым и обвиняемым по их просьбе с разрешения начальника ИВС в установленное время не реже двух раз в неделю. Пользование этими приборами осуществляется этими лицами под контролем сотрудников ИВС ( п.43).

Для общего пользования в камеры в соответствии с установленными нормами и в| расчете на количество содержащихся в них лиц выдаются:

мыло хозяйственное;

бумага для гигиенических целей( п. 44).

Камеры ИВС оборудуются:

индивидуальными нарами или кроватями;

столом и скамейками по лимиту мест в камере;шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов;

санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности;

краном с водопроводной водой;

вешалкой для верхней одежды;

полкой для туалетных принадлежностей;

бачком для питьевой воды;

радиодинамиком для вещания общегосударственной программы;

кнопкой для вызова дежурного;

урной для мусора;

светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа;

приточной и/или вытяжной вентиляцией;

детскими кроватями в камерах, где содержатся женщины с детьми;

тазами для гигиенических целей и стирки одежды (п.45).

При отсутствии в камере системы подачи горячей водопроводной воды горячая вода (температурой не более +50 °С), а также кипяченая вода для питья выдаются ежедневно с учетом потребности (п.48).

Для написания предложений, заявлений и жалоб подозреваемым и обвиняемым по их просьбе выдаются письменные принадлежности (бумага, шариковая ручка) (п.49).

В соответствии с Инструкцией о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, утвержденной приказом МВД и МЗ РФ от 31.12.1999 года №1115Y75, медицинские работники изоляторов временного содержания органов внутренних дел организуют и осуществляют медицинскую помощь подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, контроль за выполнением в ИВС государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

В случае отсутствия в ИВС медицинских работников функции по медико-санитарному обеспечению подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений возлагаются на медицинских работников здравпункта городского, районного и линейного органа внутренних дел.

Лица, нуждающиеся в скорой медицинской помощи, а также амбулаторном либо стационарном обследовании и лечении по поводу заболеваний, при которых показано непрерывное наблюдение и лечение, обеспечиваются необходимой медицинской помощью в соответствующих лечебно-профилактических учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения.

В соответствии с п. 8 данной Инструкции при оказании медицинской помощи лицам, содержащимся в ИВС, медицинские работники ИВС осуществляют:

Активное выявление инфекционных, венерических, кожных, психических, паразитарных и других опасных заболеваний путем проведения медицинских осмотров: при поступлении, при проведении покамерных обходов, при обращениях за медицинской помощью, при убытии из ИВС.

Оказание амбулаторно-поликлинической первичной медико-санитарной помощи.

Организацию оказания скорой медицинской помощи.

Организацию консультаций больных, нуждающихся в медицинской помощи.

8.5. Организацию и осуществление госпитализации лиц, нуждающихся в стационарном лечении.

В соответствии с п. 9 данной Инструкции, в течение первых суток пребывания в ИВС проводится первичный медицинский осмотр всех вновь поступивших...

Осмотр проводится медицинским работником в медицинском кабинете. Регистрация больных и лиц, предъявляющих жалобы на состояние здоровья, осуществляется в журнале медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС.

В соответствии с п. 10 данной Инструкции, в случае отсутствия медицинского работника в период поступления в ИВС вновь прибывших лиц, дежурный по ИВС, а при отсутствии штатного дежурного по ИВС - дежурный (помощник дежурного) по органу внутренних дел, опрашивает их о состоянии здоровья.

При наличии жалоб от вновь поступивших лиц на плохое самочувствие или признаках заболевания (травмы) дежурный по ИВС (дежурный, помощник дежурного по органу внутренних дел) обязан немедленно вызвать медицинского работника ИВС либо бригаду скорой медицинской помощи.

О результатах опроса подозреваемых и обвиняемых, заявленных при этом жалобах на состояние здоровья и оказанной нуждавшимся медицинской помощи производятся необходимые записи в журнале медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС, который хранится в медицинской части ИВС, а в период отсутствия медицинского работника - у дежурного по ИВС (дежурного, помощника дежурного по органу внутренних дел).

Если по заключению медицинского работника ИВС или бригады скорой медицинской помощи подозреваемый или обвиняемый нуждается в стационарном лечении, он направляется в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение государственной или муниципальной системы здравоохранения (п. 16).

Лица заболевшие, но не имеющие показаний для госпитализации, обеспечиваются необходимой амбулаторной медицинской помощью в период пребывания в ИВС силами медицинских работников ИВС ( п.23).

В случае отсутствия в ИВС медицинских работников мероприятия по оказанию первой помощи лицам, содержащимся в них, осуществляются сотрудниками ИВС (п.24).

Медикаменты, назначаемые медицинскими работниками подозреваемым и обвиняемым, хранятся у дежурного по ИВС (дежурного, помощника дежурного).

В целях выявления заболевших из числа лиц, содержащихся в ИВС, проверки санитарного содержания помещений ИВС медицинским работником ИВС, в соответствии с графиком работы, производится покамерный обход, результаты которого заносятся в журнал медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС, и в журнал санитарного содержания ИВС (п.26).

Из материалов данного дела и из материалов дела №2- 4732X2012 по иску прокурора г. Перми к Главному управлению МВД РФ по Пермскому краю, Управлению МВД РФ по г. Перми о признании незаконными бездействия, признании незаконными действий, возложении обязанности, на которое ссылался суд, следует, что с 20 по 24 апреля 2012 г. была проведена комплексная проверка изолятора временного содержания УМВД РФ по г. Перми, расположенного по ул. Уральская, 90 г. Перми.

ИВС действует на основании Положения об изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых УМВД Росси по г. Перми, утвержденных приказом начальника УМВД России по г. Перми от 30.09.2011 г. № 656 и является местом содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, входит в структуру УМВД РФ по г. Перми.

В ходе проведения проверки были выявлены нарушения Федерального закона № 103 -ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления», в соответствии с которым подозреваемым и обвиняемым должны быть созданы бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.

В частности, было установлено: камеры в ИВС не обеспечены средствами радиовещания, в них не установлены радиоточки и громкоговорители, вытяжная вентиляция на третьем этаже в 10 камерах на 32 человека отсутствует, на втором этаже в 11 камерах на 36 человек вытяжная вентиляция оборудована, однако максимальные уровни звука от вентустановок в камерах №№ 7-10 превышают нормативы СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жило^ застройки» (протокол от 25.04.2012 № 26\1 -ПК). Паспорта на вентиляционные системы должностными лицами в ходе проверки не предъявлены. В нарушение требований ст. 45 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД России от 22.11.2005 г. № 950, в камерах не установлены скамейки, бачки для питьевой воды. Уровень искусственной освещенности в камерах № № 1-7, 10 и 11 не соответствует требованиям СП 12-95 МВД РФ, в камерах отсутствуют умывальники, унитазы не размещены в отдельных кабинах с дверями, открывающимися наружу, отсутствуют тазы для гигиенических целей и стирки одежды (п. 17.16; 19.5 СП 12-95 МВД РФ «Инструкция по проектированию объектов органов внутренних дел МВД РФ»). Вследствие нарушения воздухообмена микроклимат в камерах ИВС не соответствует требованиям санитарии и гигиены. На втором этаже здания в ноябре 2011 г. - апреле 2012 года произведен ремонт 11 камер на 36 человек, однако после ремонта камеры в эксплуатацию не приняты и подозреваемые и обвиняемые в них не содержатся. Здравпункт не оснащен медицинским имуществом в соответствии с приказом МВД и МЗ РФ от 31.12.1999 г. № 1115Y75 «Об утверждении Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел.

Истец Заичкин М.А. находился в МУЗ «Городская клиническая больница № **» в период с 24.04.2011 г. по 01.05.2011 г. в связи с полученной травмой: сочетанная травма груди, головы, переломы 6,7,8,9 ребер слева, разрыв левого легкого с осложнением: пневмоторакс слева, газовый синдром, обширная подкожная эмфизема туловища, головы. Был выписан для продолжения лечения амбулаторно по месту жительства с рекомендацией: рентгенографии органов грудной клетки через 10 дней, дыхательной гимнастики, применением бронхолитиков, применением кеторола по 1 т. 3 раза в день при болях.

В ИВС истец поступил 07.05.2011 г., при водворении в ИВС был досмотрен лично, медицинский осмотр произведен в тот же день, истцу было выдано постельное белье, он был помещен в камеру с достаточным количеством спальных мест.

10.05.2011 г. в связи с ухудшением состояния здоровья истец был госпитализирован в медицинское учреждение.

Установив обстоятельства дела, проанализировав представленные доказательства, суд первой инстанции посчитал установленными доводы истца о причинении ему морального вреда, связанным с нахождением в ИВС в ненадлежащих условиях, поскольку при поступлении в ИВС он не был обеспечен гигиеническими принадлежностями: в камере не надлежащим образом работала вентиляция и было не надлежащее освещение; унитазы не размещены в отдельных кабинах с дверями, открывающимися наружу, при ненадлежащей вентиляции воздухообмен в камере был с неприятными запахами; отсутствовали стол для приема пищи, шкафчики для посуды, бак для питьевой кипяченой; в период нахождения истца в ИВС фельдшер ИВС находилась в отпуске и вместо нее кто-либо обязанности медработника не выполнял, истец был лишен надлежащего наблюдения медицинским работником в период нахождения в ИВС, не мог получить необходимое в силу его состояния здоровья лечение в амбулаторном режиме.

Вместе с тем суд указал, что доводы ответчиков о том, что в камерах периодично производятся дезинсекционные и дератизационные работы, оказываются надлежащим образом прачечные услуги, лица, содержащиеся в ИВС, обеспечиваются питанием три раза в день, не опровергнуты, доказательств обратного не представлено; Заичкин М.А. сам отказывался от прогулок в связи с болезненным состоянием здоровья; доводы истца о том, что он находился в ИВС с 01.05.2011 г. по 08.05.2011 г., был лишен прогулок, индивидуального места для сна, постельного белья, в также доводы о наличии кровососущих насекомых в камерах, несостоятельны.

С учетом степени и характера нарушений прав истца, возникших для него последствий, суд определил размер компенсации морального вреда в размере *** рублей.

Выводы суда являются обоснованными и мотивированными.

Доводы апелляционных жалоб не свидетельствуют о неправильности постановленного решения и не влекут его отмену.

Доводы жалобы Управления МВД РФ по г. Перми о том, что проверка ИВС была проведена через год после содержания там истца, выявленные в ИВС нарушения касались камер, в которых истец не содержался, не могут быть приняты во внимание, поскольку очевидно, что указанные в акте нарушения не могли не существовать на период спорных правоотношений ( отсутствие умывальников, скамеек, бачков с питьевой водой, размещение унитазов не в отдельных кабинках и т.п.). Представление прокуратуры г. Перми об устранении нарушений закона в ИВС поступило в адрес УВД г. Перми 03.07.2009 года с указанием на ряд грубых нарушений действующего законодательства при содержании обвиняемых и подозреваемых. Из Представления от 04.04.2011 года следует, что в ИВС УВД по г. Перми систематически на протяжении длительного времени нарушения требования закона по содержанию задержанных лиц, которым не созданы бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.

Довод апелляционной жалобы о том, что факт ненадлежащего наблюдения истца медицинским работником не доказан, опровергается материалами дела и установленными судом обстоятельствами. Сам по себе факт отсутствия в ИВС медицинского работника при непринятии администрацией мер к замещению медицинского работника, пребывающего в отпуске, свидетельствует о ненадлежащем обеспечении содержащихся в ИВС лиц возможностью обращения за медицинской помощью. С учетом состояния здоровья истца, наличии травм при поступлении в ИВС он нуждался в получении квалифицированной медицинской помощи.

Доводы апелляционной жалобы Министерства финансов РФ и Управления федерального казначейства по Пермскому краю не влекут отмену решения.

Довод о том, что УФК является лишь представителем Министерства финансов РФ и не может быть ответчиком по делу, судом нарушены положения ст. 158 БК РФ, не может быть принят во внимание, поскольку какая-либо самостоятельная обязанность на УФК по Пермскому краю решением суда не возложена, права заявителя не нарушены. Компенсация морального вреда взыскана с Казны Российской Федерации в соответствии со ст. 1069 ГК РФ.

Довод апелляционной жалобы о несоответствии размера компенсации морального вреда степени физических и нравственных страданий истца, отсутствие доказательств, подтверждающих причинение морального среда и т.п., несостоятелен. Выводы суда подробно мотивированы, подтверждаются материалами дела, отвечают требованиям ст. ст. 151, 1101 ГК РФ, принципу разумности и справедливости. Нарушения условий содержания, на которые ссылался истец в обоснование заявленных исковых требований, установлены.

Доводы о том, что с момента возникновения обстоятельств причинения истцу морального вреда до предъявления иска прошел год, в силу чего истец при обращении в суд преследует иные цели, несостоятелен и не достоин обсуждения.

Правовых доводов, влекущих отмену решения суда, апелляционные жалобы не содержат. Доводы, проверенные судебной коллегией, по сути направлены на переоценку доказательств, что основанием для отмены решения суда первой инстанции не является.

Исходя из изложенного, обжалуемое решение является законным и обоснованным.

Руководствуясь ст. ст. 193, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

Определила:

Решение Свердловского районного суда г. Перми от 11 декабря 2012 года оставит без изменения, апелляционные жалобы Министерства финансов РФ и Управления Федерального казначейства по Пермскому краю, Управления Министерства внутренних дел РФ по г. Перми - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-3057/2013

Категория:
Гражданские
Суд
Пермский краевой суд
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
01.04.2013Судебное заседание
03.04.2013Дело сдано в канцелярию
05.04.2013Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее