ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
10 августа 2018 года г. Улан-Удэ
Верховный Суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Захарова Е.И.
при секретаре Абзаевой В.И.Ю,
с участием прокурора Болдоевой Э.В., представителя административного истца Васюткина Н.Е., представителей окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 1 Эрдынеева А.Э., избирательной комиссии Республики Бурятия Ульихина В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-107/2018 по административному исковому заявлению Кирилова Аркадия Александровича к Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 1 о внесении изменений в Постановление окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 1 от 03 августа 2018 г. № 27 об отказе в регистрации Кучумова Е.Н. кандидатом в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия шестого созыва, о возложении обязанности дополнить Постановление окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 1 от 03 августа 2018 г. № 27 об отказе в регистрации Кучумова Е.Н. кандидатом в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия шестого созыва,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением Народного Хурала Республики Бурятия от 5 июня 2018 года № 3056-V «О назначении выборов депутатов Народного Хурала Республики Бурятия шестого созыва» на 09 сентября 2018 года назначены выборы депутатов Народного Хурала Республики Бурятия шестого созыва.
Решением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 1 от 03 августа 2018 г. № 27 Кучумову Е.Н. было отказано в регистрации кандидата в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия шестого созыва.
Кирилов А.А., являясь зарегистрированным кандидатом в депутаты по этому же одномандатному избирательному округу, выдвинутого избирательным объединением «Региональное объединение Политической партии Справедливая Россия в Республике Бурятия» (на основании решения окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 1 от 20.07.2018 г. № 4) обратился в суд с требованием о признании незаконным бездействия окружной избирательной комиссии одномандатного округа № 1 по непризнанию 108 подписей избирателей недействительными, предоставленных кандидатом в депутаты Народного Хурала Республики по одномандатному округу № 1 Кучумовым Е.Н., а также признать незаконным постановление Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 1 от 03 августа 2018 года № 27 «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия по одномандатному избирательному округу № 1 Кучумова Е.В.» в части не указания дополнительного основания для отказа в регистрации кандидата в депутаты Народного Хурала по п. «г.1» ч. 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
В обоснование заявленных требований Кирилов А.А. указал, что отдельным и дополнительным основанием для отказа в регистрации кандидата является п. «г.1» ч. 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а именно выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки. Считает, что как отдельные подписи, так и все 108 подписей, выбранных для проверки, являются недействительными. Так, в папке № 1 в подписном листе № 3 в строке № 1 у избирателя в адресе места жительства не указаны наименование улицы и номер дома, в папке № 1 в подписном листе № 9 в строке № 1 у избирателя не указан год рождения. В папке № 1 в подписном листе № 5 в строке № 4 и в подписном листе № 9 в строке № 10 имеются исправления в датах их внесения в подписной лист, при этом исправления специально не оговорены. В папке № 1 в подписном листе № 2, в строке 5, в подписном листе № 5 в строке 10, в подписном листе № 7 в строке 1 имеются исправления в сведениях об избирателях, которые не были никем оговорены. Два избирателя дважды поставили подписи в поддержку Кучумова Е.Н. В папке № 3 в подписном листе в дате внесения подписи сборщиком подписей имеются исправления, специально не оговоренные. Кроме того, все 108 подписей избирателей являются недействительными, так как все указанные подписи в подписных листах заверены лицами, осуществлявшие сбор подписей избирателей, не внесенные в список.
В ходе судебного разбирательства представителем административного истца Васюткиным Н.Е. исковые требования были уточнены, просит изменить постановление Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 1 от 03 августа 2018 года № 27 «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия по одномандатному избирательному округу № 1 Кучумова Е.В.» в части, обосновывающей отказ в регистрации Кучумова Е.Н., обязать Окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа № 1 дополнительно указать в мотивировочной части постановления № 27 от 03.08.2018 г. в качестве основания для отказа в регистрации Кучумова Е.Н. кандидатом в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия пункт «г.1» ч. 24 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
В судебное заседание административный истец Кирилов А.А. не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель административного истца Кирилова А.А. – Васюткин Н.Е., действующий на основании доверенности, уточненные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 1 Эрдынеев А.Э., действующий на основании доверенности, считает, что оснований для признания всех 108 подписей избирателей, отобранных для проверки, недействительными не имеется. На момент проверки подписей, список лиц, осуществляющих сбор подписей, у комиссии имелся. Лица, осуществляющие сбор подписей, в т.ч. и спорных 108 подписей, в данном списке были указаны. Согласен с тем, что из 108 подписей, часть является недействительными по разным основаниям.
Представитель заинтересованного лица – Избирательной комиссии Республики Бурятия Ульихин В.С., действующий на основании доверенности, также считает, что нарушение срока представления в избирательную комиссию списка лиц, осуществляющих сбор подписей избирателей, не может являться основанием для признания всех подписей избирателей недействительными.
Заинтересованное лицо Кучумов Е.Н. в суд не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, путем направления телефонограммы, а также по электронной почте.
От представителя Кучумова А.А. – Пежемского А.А. поступило ходатайство о переносе судебного заседания на 13 июня 2018 года.
Согласно частям 1, 3 статьи 55 Кодекса административного судопроизводства РФ представителями в суде по административным делам могут быть адвокаты и иные лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование. Адвокаты должны представить суду документы, удостоверяющие статус адвоката в соответствии с федеральным законом и их полномочия, а иные представители - документы о своем образовании, а также документы, удостоверяющие их полномочия.
В нарушении указанной нормы Пежемский А.А., предоставив электронной почтой доверенность на представление интересов Кучумова Е.Н., не представил документы, подтверждающие наличие у него высшего юридического образования.
Кроме того, ходатайство Пежемского А.А. не содержит уважительных причин для переноса судебного заседания.
Учитывая, что в соответствии со статьей 241 Кодекса административного судопроизводства РФ срок рассмотрения административных дел о защите избирательных прав ограничен 5 днями, указанные выше обстоятельства, суд не находит оснований для удовлетворения ходатайства представителя Кучумова Е.Н. – Пежемского А.А. о переносе судебного заседания.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, выслушав заключения прокурора Болдоевой Э.В., полагавшей, что имеются основания для удовлетворения административного искового заявления, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее ФЗ-67) о выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке.
Согласно части 1 статьи 34 ФЗ-67 самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 17 статьи 38 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Закона Республики Бурятия от 06.01.2004 № 603-III «О выборах депутатов Народного Хурала Республики Бурятия» (далее Закон № 603-III) самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом окружной комиссии, в которой будет производиться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов.
Согласно части 1 статьи 25 Закона № 603-III в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, могут собираться подписи избирателей. Количество подписей, которое необходимо для регистрации списков кандидатов, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории единого избирательного округа, а для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, - 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов.
Постановлением Избирательной комиссии Республики Бурятия № 79/949-6 от 14 июня 2018 года установлено, что по одномандатному избирательному округу минимальное количество подписей избирателей, представляемых для регистрации кандидата составляет 536 подписей, максимальное количество – 589 подписей. Количество подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подлежащих проверке составляет 108 подписей.
Из части 1 статьи 26 Закона № 603-III следует, что для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, кандидат представляет в соответствующую окружную избирательную комиссию одновременно следующие избирательные документы:
1) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата (если в поддержку выдвижения кандидата осуществляется сбор подписей);
2) протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе по форме, установленной Избирательной комиссией Республики Бурятия, и в машиночитаемом виде (если в поддержку выдвижения кандидата осуществляется сбор подписей);
3) список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, с нотариальным удостоверением сведений о лицах, осуществлявших сбор подписей, и подписей этих лиц с приложением данного списка в машиночитаемом виде по форме, утвержденной Избирательной комиссией Республики Бурятия (если в поддержку выдвижения кандидата осуществляется сбор подписей). Указанные положения не распространяются на случаи, если все подписи были собраны кандидатом, выдвинутым непосредственно, в поддержку своей кандидатуры.
Из материалов дела следует, что 09 июля 2018 года Кучумов Е.Н., выдвинутый в порядке самовыдвижения обратился в окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа № 1 с заявлением о согласии баллотироваться в кандидаты в депутаты Народного Хурала Республики Бурятии шестого созыва.
25 июля 2018 года Кучумов Е.Н. предоставил в окружную избирательную комиссию 586 подписей. При этом, список лиц, осуществляющих сбор подписей избирателей, с нотариальным удостоверением сведений о лицах, осуществляющих сбор подписей и подписи этих лиц, был предоставлен Кучумовым Е.Н. на следующий день - 26 июля 2018 года.
Согласно части 5 статьи 26 Закона № 603-III по решению Избирательной комиссии проверке подлежат все подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного в пункте 1 статьи 25 настоящего Закона необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов количества подписей избирателей и соответствующие им данные об избирателях, внесших свои подписи в подписные листы.
По итогам случайной выборки подписных листов отобрано 108 подписей для проверки достоверности данных об избирателях (папка № 1, содержащая 94 подписи, папка № 3 – подписной лист № 1 с 10 подписями, подписной лист № 2 с 4 подписями (1-4 строки).
По итогам проверки избирательной комиссией 7 подписей были признаны недостоверными (недействительными).
Так, по итогам проверки были признаны недействительными (недостверными) подпись избирателя содержащаяся в папке № 1 подписной лист № 4 строка 1 как повторяющаяся подпись одного и того же избирателя, в папке № 1 подписной лист № 3 строка 1 – не указан полный адрес места жительства избирателя, в папке № 1 подписной лист 9 строка 1 – не указан год рождения избирателя, в папке № 1 подписной лист 4 строка 2 - повторяющаяся подпись одного и того же избирателя, в папке № 1 подписной лист № 1 строка 3 - сведения об избирателе не соответствуют действительности, в папке № 1 подписной лист 5 строка 9 - сведения об избирателе не соответствуют действительности, в папке № 3 подписной лист №1 строка 1 - сведения об избирателе не соответствуют действительности.
Признание избирательной комиссией указанных 7 подписей избирателей недействительными (недостверными) никем не оспорены и оснований для пересмотра данного решения у суда не имеется.
Суд, проверив доводы административного искового заявления, приходит к выводу о том, что недостоверными (недействительными) являются еще 13 подписей избирателей.
В соответствии с пунктом «е» части 6.4 статьи 38 ФЗ-67 недействительными признаются: подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума.
В папке № 1 в подписном листе № 5 в строке 4 имеются исправления в дате внесения подписи избирателем, данное исправление избирателем не оговорено.
Согласно пункта «ж» части 6.4 статьи 38 ФЗ-67 недействительными признаются: подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, участниках референдума, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей, участников референдума.
В папке № 1 в подписном листе № 2 в строке 5 имеется исправление в имени избирателя, которое никем не оговорено.
В папке № 1 в подписном листе № 5 в строке 10 имеется исправление в фамилии избирателя, которое никем не оговорено.
Согласно пункта «з» части 6.4 статьи 38 ФЗ-67 недействительными признаются: все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума.
В папке № 3 подписной лист 1 имеются исправления в данных паспорта, лица, осуществлявшем сбор подписей избирателей, которые специально не оговорены.
Следовательно, все 10 подписей в данном подписном листе являются недействительными (недостоверными).
Суд не признает недействительной (недостоверной) подпись избирателя, содержащаяся в папке № 1 подписной лист 9 строка 10, которая, по мнению истца, имеет исправления в дате внесения, так как дата внесения подписи исправлений не имеет, а ее написание связано с особенностями почерка избирателя.
Также суд не может признать дополнительно в качестве недостоверной (недействительной) подпись избирателя, содержащаяся в папке № 1 в подписном листе № 7 в строке 1, в которой, по мнению истца имеется исправления в фамилии, которое никем не оговорено. Данная подпись признана избирательной комиссией недействительной (недостоверной) как повторная подпись избирателя.
Оснований для признания судом подписей содержащихся в папке № 1 подписном листе № 3 строка 1, подписном листе № 9 строка 1, недействительными (недостоверными) не имеется, так как данные подписи уже признаны избирательной комиссией недействительными.
Таким образом, с учетом 7 подписей признанных недействительными избирательной комиссией и 13 подписей признанных недействительными судом, недействительными (недостоверными) является 20 подписей избирателей, что составляет 21,6 % от общего числа подписей отобранных для проверки.
Согласно пункта «г.1» части 24 статьи 38 ФЗ-67 основаниями отказа в регистрации кандидата являются: выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если для регистрации кандидата требуется представить 200 и более подписей избирателей.
Аналогичные положения содержатся в подпункте «г.1» пункта 22 статьи 26 Закона № 603-III.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что Окружная избирательная комиссия одномандатного избирательного округа № 1, отказывая Кучумову Е.Н. в регистрации кандидатом в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия шестого созыва в связи с тем, что не был предоставлен список лиц, осуществляющих сбор подписей избирателей, с нотариальным удостоверением сведений о лицах, осуществляющих сбор подписей, обязана была также указать сведения о выявлении признании 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки.
Вместе с тем, суд не находится оснований для признания всех 108 подписей, отобранных для проверки, недействительными в связи с тем, что подписные листы, заверены осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума лицом, не внесенным в список лиц, осуществляющих сбор подписей избирателей.
Согласно части 1.1 статьи 38 ФЗ-67 не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидат, избирательное объединение вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов.
Аналогичные положения содержатся в части 1.1 статьи 26 Закона № 603-III.
Согласно пункту «м» части 6.4 статьи 38 ФЗ-67 недействительными признаются: все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, который заверен осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума лицом, не внесенным в список, составленный в соответствии с пунктом 16 статьи 37 настоящего Федерального закона (если составление списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, участников референдума, предусмотрено законом).
Как указано выше, Кучумовым Е.Н. подписные листы представлены 25 июля 2018 года, а список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей на следующий день – 26 июля 2018 года.
Из материалов дела следует, что протокол случайной выборки (жребия) подписных листов, оставлен 29 июля 2018 года.
1 августа 2018 года окружная избирательная комиссия одномандатного округа № 1 провела заседание рабочей группы по проверке документов для регистрации кандидата Кучумова Е.Н., по итогам которого был составлен итоговый протокол.
Таким образом, на момент проверки подписных листов список лиц, осуществляющих сбор подписей избирателей, имелся в распоряжении окружной избирательной комиссии. Все лица, осуществлявшие сбор подписей избирателей были внесены в указанный список.
Анализ пункта «м» части 6.4 статьи 38 ФЗ-67 позволяет сделать вывод о том, что данный пункт не связывает признание подписей недействительными с нарушением срока представления списка лиц, осуществлявших сбор подписей в избирательную комиссию.
Доводы отзыва представителя Кучумова Е.Н. том, что у Кирилова А.А. отсутствует права на обращение в суд, так как его права не нарушаются, подлежат отклонению.
Согласно части 10 статьи 239 Кодекса административного производства РФ с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
Конституционный Суд РФ в своем определении от 27.06.2017 г. № 1207-О По жалобе гражданина Тоторкулова Алия Хасановича на нарушение его конституционных прав отдельными положениями федеральных законов «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», а также частью 10 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации разъяснил, что административное процессуальное законодательство, конкретизирующее положения статьи 46 Конституции Российской Федерации, исходит, по общему правилу, из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает, что кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы (часть 2 статьи 239). При этом в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 128 данного Кодекса судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если из решения или действия (бездействия) не следует, что этими решением или действием (бездействием) нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца. Оспариваемые заявителем положения пункта 6 статьи 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", части 9 статьи 99 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", части 10 статьи 236 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации перечисляют виды решений избирательной комиссии и лиц, которые вправе обжаловать указанные решения, и подлежат применению во взаимосвязи с указанными положениями данного Кодекса, т.е. гарантируют судебную защиту соответствующим лицам, если оспариваемыми решениями нарушаются либо иным образом затрагиваются их права, свободы и законные интересы.
Согласно ФЗ-67 выборы в Российской Федерации организуют и проводят избирательные комиссии, деятельность которых осуществляется открыто и гласно (части 5 и 7 статьи 3).
Открытость и гласность при проведении выборов позволяет устранять допущенные участниками избирательного процесса ошибки и недочеты, ограничивать возможные фальсификацию и подлог, укреплять доверие граждан к результатам выборов.
К числу важнейших условий подлинно свободных выборов относится информация, обеспечивающая избирателю реальную возможность выбора одного из нескольких кандидатов посредством свободного волеизъявления. Конституция Российской Федерации в части 4 статьи 29 закрепляет право каждого, в том числе и обладателя пассивного избирательного права, свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Свободные выборы предполагают достоверные сведения о каждом кандидате.
При подготовке и проведении выборов на избирательных комиссиях в числе иных полномочий лежит обязанность информировать избирателей о кандидатах (часть 6 статьи 20 ФЗ-67).
Предоставляемая избирательными комиссиями информация о кандидате, в том числе об основаниях отказа в его регистрации, имеет публичный интерес, в связи с чем она должна быть полной и соответствовать действительности.
Невыполнение окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 1 указанной выше обязанности свидетельствует о том, что оспариваемое решение не отвечает требованиям, предусмотренным ФЗ-67, нарушает принципы открытости, гласности и равенства всех участников избирательной кампании, в том числе и административного истца, перед законом.
Исходя из предусмотренного законом (пункт 6 статьи 76 ФЗ-67, часть 10 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации) права зарегистрированного кандидата просить о дополнении решения об отказе в регистрации другого кандидата, баллотирующегося по тому же избирательному округу, Кирилов А.А. уже на стадии отказа в регистрации Кучумова Е.Н. кандидатом в депутаты был вправе внести ясность и определенность в существующие избирательные правоотношения, обратившись в суд с указанным выше требованием.
Согласно части 1 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства РФ суд установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) органом государственной власти, органом местного самоуправления, общественным объединением, избирательной комиссией, комиссией референдума, должностным лицом, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений.
Учитывая установленные обстоятельства, норм права, административный иск Кирилова А.А. подлежит удовлетворению.
Постановление окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 1 от 03 августа 2018 года № 27 «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 1 Кучумова Евгения Николаевича» подлежит признанию незаконным в части не указания в качестве основания для отказа в регистрации кандидатом в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия шестого созыва Кучумова Е.Н. выявление более 10 процентов недостоверных и недействительных подписей от общего количества подписей отобранных для проверки.
Окружная избирательная комиссия одномандатного избирательного округа № 1 обязана дополнить Постановление от 03 августа 2018 года № 27 «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 1 Кучумова Евгения Николаевича», указанием на пункт г.1 части 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пункт г.1 части 22 статьи 26 Закона Республики Бурятия «О выборах депутатов Народного Хурала Республики Бурятия» в качестве еще одного основания для отказа в регистрации Кучумову Е.Н.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Кирилова Аркадия Александровича удовлетворить.
Признать Постановление окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 1 от 03 августа 2018 года № 27 «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 1 Кучумова Евгения Николаевича» незаконным в части не указания в качестве основания для отказа в регистрации кандидатом в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия шестого созыва Кучумова Е.Н. выявление более 10 процентов недостоверных и недействительных подписей от общего количества подписей отобранных для проверки.
Обязать Окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа № 1 дополнить Постановление от 03 августа 2018 года № 27 «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 1 Кучумова Евгения Николаевича», указав в абзаце третьем мотивировочной части, после слов «… подан 26 июля 2018 года.», через запятую слова «выявление более 10 процентов недостоверных и недействительных подписей от общего количества подписей отобранных для проверки», указав в абзаце четвертом мотивировочной части после слов «… депутатов Народного Хурала Республики Бурятия», через запятую слова «пунктом г.1 части 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пунктом г.1 части 22 статьи 26 Закона Республики Бурятия «О выборах депутатов Народного Хурала Республики Бурятия».
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный суд Республики Бурятия в течение пяти дней со дня принятия решения суда.
Судья Е.И. Захаров