УИД 38RS0032-01-2022-003245-36
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск 4 октября 2022 г.
Судья Иркутского областного суда Слепнёв П.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя руководителя – начальника отдела антимонопольного контроля Иркутского УФАС России ФИО1 на решение судьи Кировского районного суда г. Иркутска от 28 июля 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Гордеева В. Н.,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением Номер изъят заместителя руководителя - начальника отдела антимонопольного контроля Иркутского УФАС России ФИО1 от 10 июня 2022 г. Гордеев В.Н., занимавший должность заместителя министра Министерства экономического развития Иркутской области, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.
Решением судьи Кировского районного суда г. Иркутска от 28 июля 2022 г. указанное постановление должностного лица отменено, дело об административном правонарушении направлено на новое рассмотрение в УФАС по Иркутской области.
В жалобе, поданной в Иркутский областной суд, заместитель руководителя – начальник отдела антимонопольного контроля Иркутского УФАС России ФИО1 просит отменить решение судьи Кировского районного суда г. Иркутска от 28 июля 2022 г., считая его незаконным и необоснованным, поскольку судом допущено неверное толкование норм материального и процессуального права, не исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела.
В судебное заседание заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного контроля Иркутского УФАС России ФИО1 не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения жалобы, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не заявлял. При таких обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Проверив с учетом требований части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении, судебный материал по жалобе, проанализировав доводы жалобы, заслушав Гордеева В.Н., возражавшего в удовлетворении жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Гордеева В.Н. к административной ответственности) действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 статьи 14.32 названного Кодекса, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Из материалов дела следует, что основанием привлечения Гордеева В.Н., занимавшего должность заместителя министра Министерства экономического развития Иркутской области, к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужило решение Иркутского УФАС России Номер изъят от 19 августа 2021 г., которым министерство экономического развития Иркутской области признано нарушившим требования части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с неправомерным допуском заявок к участию в конкурсе на получение субсидии в размере 1500000 рублей, право на участие в котором имеют пострадавшие в результате наводнения в июне 2019 года предприниматели Иркутской области. Полный текст решения Иркутского УФАС России Номер изъят изготовлен 19 августа 2021 г.
То есть основанием привлечения Гордеева В.Н., занимавшего должность заместителя министра министерства экономического развития Иркутской области, к административной ответственности послужило то обстоятельство, что он осуществил неправомерный допуск заявок к участию в конкурсе на получение субсидии в нарушение требований антимонопольного законодательства Российской Федерации, что установлено вступившим в законную силу решением антимонопольного органа от 19 августа 2021 г.
Отменяя постановление должностного лица, судья Кировского районного суда г. Иркутска, исследовав имеющиеся доказательства, пришел к выводу о недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в связи с чем принял решение о возвращении дела на новое рассмотрение.
В обоснование выводов о недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление, судья районного суда указал, что должностным лицом при рассмотрении дела в отношении Гордеева В.Н. без надлежащего выяснения остался вопрос о полномочиях заместителя министра подписывать распоряжения от имени министра по вопросам получения пострадавшими предпринимателями Иркутской области в результате наводнения в июне 2019 года субсидий в размере 1 500 000 рублей; признал ссылку на Положение, утвержденное Постановлением Правительства от 26 мая 2021 г. № 361-пп, неправомерной, поскольку согласно пункту 8 Постановления оно вступило в силу с 1 августа 2021 г., то есть после рассматриваемого события административного правонарушения.
На момент совершения административного правонарушения действовало Положение, утвержденное Постановлением Правительства Иркутской области от 25 ноября 2014 г. № 589-пп, согласно которому министр Иркутской области несет персональную ответственность за выполнение задач и функций, возложенных на министерство экономического развития Иркутской области (пункт 16). Заместители министра исполняют должностные обязанности и имеют право пописывать документы, исходящие из министерства, в соответствии с распределением должностных обязанностей между заместителями министра (пункт 15).
Как правильно указал судья районного суда, в материалах дела отсутствуют достоверные доказательства о передаче полномочий министра заместителю министра, наделении заместителя министра полномочиями министра (например, на период отпуска) в рамках рассматриваемых правоотношений. Без выяснения этих обстоятельств невозможно сделать безусловный вывод о неисполнении либо ненадлежащем исполнении своих служебных обязанностей Гордеевым В.Н., как заместителем министра экономического развития Иркутской области.
С данными выводами судьи районного суда следует согласиться, поскольку представленными в дело доказательствами не подтверждены полномочия Гордеева В.Н., как должностного лица министерства, ответственного за предоставление субсидий пострадавшим предпринимателям Иркутской области в результате наводнения в июне 2019 года; ссылка на Положение, утвержденное Постановлением Правительства от 26 мая 2021 г. № 361-пп, недопустима, поскольку данное Положение на момент совершения правонарушения не действовало.
При таких обстоятельствах, решение судьи Кировского районного суда г. Иркутска от 28 июля 2022 г. по данному делу в части отмены постановления Номер изъят заместителя руководителя - начальника отдела антимонопольного контроля Иркутского УФАС России ФИО1 от 10 июня 2022 г. в отношении Гордеева В.Н., отмене не подлежит.
Вместе с тем, имеются основания для изменения решения судьи Кировского районного суда г. Иркутска от 28 июля 2022 г. в части направления дела на новое рассмотрение должностному лицу, исходя из следующего.
Согласно части 1.2 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 указанного Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
На основании части 6 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.9.1, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 настоящего Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации.
Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» не устанавливает, что датой вступления в силу решения антимонопольного органа является иная дата нежели дата принятия этого решения (то есть дата его изготовления в полном объеме).
Частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрен годичный срок давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел.
В рассматриваемом случае решение Иркутского УФАС России, послужившее поводом к возбуждению дела об административном правонарушении в отношении Гордеева В.Н., принято 19 августа 2021 г. Следовательно, с этой даты исчисляется срок давности привлечения Гордеева В.Н. к административной ответственности по части 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения. Указанный срок истек 20 августа 2022 г.
Поскольку срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, истек, возможность направления дела на новое рассмотрение должностному лицу утрачена.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Положение пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предполагая прекращение производства по делу об административном правонарушении в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности, не допускает необоснованного ухудшения правового положения лица и не может рассматриваться как противоречащее целям защиты его прав и свобод.
Отмена решения судьи Кировского районного суда г. Иркутска от 28 июля 2022 г. в целях установления вины Гордеева В.Н. после истечения установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока давности привлечения к административной ответственности ухудшит положение Гордеева В.Н., что недопустимо.
Сведений о существенных нарушениях, имеющих фундаментальный, принципиальный характер, которые были допущены судьёй Кировского районного суда г. Иркутска при пересмотре настоящего дела и повлияли на его исход, решение судьи районного суда не содержит.
Поскольку истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим возможность повторного рассмотрения дела, доводы жалобы о неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и ненадлежащей оценке доказательств при вынесении решения судьи не подлежат проверке в настоящее время.
На момент рассмотрения 4 октября 2022 г. Иркутским областным судом настоящей жалобы годичный срок давности привлечения Гордеева В.Н. к административной ответственности истек, направление дела на новое рассмотрение недопустимо, производство по настоящему делу в силу положений пункта 6 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.6 – 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении жалобы заместителя руководителя – начальника отдела антимонопольного контроля Иркутского УФАС России ФИО1 отказать.
Решение судьи Кировского районного суда Иркутской области от 28 июля 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Гордеева В. Н., изменить, исключив указание на возвращение дела на новое рассмотрение в Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении Гордеева В. Н. прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Решение вступает в законную силу немедленно, может быть обжаловано и опротестовано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
Судья П.И. Слепнёв