2а-2224/2020 (43RS0001-01-2020-002826-63)
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
г. Киров 21 августа 2020г.
Ленинский районный суд города Кирова в составе:
судьи Федяева С.В.
при секретаре Лебедевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Онишкевича Д. Ю. к МО "Город Киров" в лице администрации города Кирова о признании бездействия незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Онишкевич Д.Ю. обратился в суд с административным иском к МО "Город Киров" в лице администрации города Кирова о признании бездействия незаконным.
В обосновании заявленных требований указано, что участки дорог (проезжих частей) на территории Ленинского района г. Кирова находятся в неудовлетворительном (ненормативном) состоянии, участки дорог имеют выбоины, ямы (длиной свыше 16, шириной свыше 60 см., глубиной выше 5 см.), что противоречит требованиям ГОСТа Р 50597-93, требованиям Государственного стандарта РФ 50597-2017. Осуществление контроля за качеством содержания, обустройством автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления, обязанность по принятию мер по надлежащему содержанию проезжей части улиц и приведению дорожного покрытия в соответствии с ГОСТ Р 50597-2017 лежит на администрации г. Кирова. 27.02.2020 административному ответчику направлена досудебная претензия с требованием о приведении участков улично-дорожной сети в нормативное состояние, однако, требования досудебной претензии не исполнены.
С учетом уточнений, административный истец Онишкевич Д.Ю. просит признать незаконным бездействие Администрации МО "Город Киров", выразившееся в непринятии мер (в сроки, установленные п. 5.2.4. ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля") по надлежащему содержанию и ремонту участков автомобильных дорог по улицам города Кирова, а именно: Студенческого проезда (на протяжении от улицы Воровского до улицы Московской), улицы Агрономической (на всём протяжении улицы), улицы Современной (на всём протяжении улицы), улицы Бородулина (на всём протяжении улицы), улицы Украинской (на протяжении от улицы Деповской до улицы Бородулина), улицы Социалистической (на протяжении от улицы Нагорной до улицы Блюхера), улицы Сурикова (от улицы Некрасова до улицы Щорса). Обязать Администрацию МО "Город Киров" организовать на указанных автомобильных дорогах проведение установленного вида строительства и ремонта с целью приведения дорожного покрытия в соответствие с нормативными документами, устанавливающими требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог в соответствии с требованиями Государственного стандарта РФ 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", Федерального закона РФ от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Федерального закона РФ от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а именно: обязать административного ответчика привести проезжую часть нижеперечисленных участков автомобильных дорог города Кирова Кировской области в соответствие с требованиями ГОСТа Р 50597-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" в срок, установленный п. 5.2.4. поименованного ГОСТа Р 50597-2017: Студенческого проезда (на протяжении от улицы Воровского до улицы Московской), улицы Агрономической (на всём протяжении улицы), улицы Современной (на всём протяжении улицы), улицы Бородулина (на всём протяжении улицы), улицы Украинской (на протяжении от улицы Деповской до улицы Бородулина), улицы Социалистической (на протяжении от улицы Нагорной до улицы Блюхера), улицы Сурикова (от улицы Некрасова до улицы Щорса). Взыскать с Администрации МО "Город Киров" в пользу административного истца Онишкевич Дмитрия Юрьевича расходы по оплате государственной пошлины, уплаченные при подаче административного искового заявления, в размере 300 руб.
В судебных заседаниях от 22.06.2020 и 19.08.2020 административный истец Онишкевич Д.Ю. отказался от требований в части автомобильных дорог по участкам: улицы Горького (на протяжении от улицы Воровского до улицы Калинина), улицы Азина (на протяжении от улицы Горького до Октябрьского проспекта), улицы Комсомольской (на протяжении от Октябрьского проспекта до улицы Чапаева), улицы Блюхера (на протяжении от улицы Социалистической до улицы Карла Маркса), улицы Некрасова (на протяжении от улицы Горького до улицы Попова), улицы Калинина (на протяжении от улицы Пугачева до конца улицы Калинина по направлению на запад), улицы Потребкооперации (на всём протяжении улицы), улицы Молодой Гвардии (на протяжении от улицы Ленина до улицы Свободы), улицы Солнечной (на протяжении от улицы Московской до улицы Воровского), улицы Производственной (на протяжении от улицы Воровского до Советского тракта), улицы Герцена (на протяжении от улицы Горького до Октябрьского проспекта), улицы Космонавта Владислава Волкова (от проспекта Строителей до улицы Маршала Конева). Определением Ленинского районного суда г. Кирова от 19.08.2020 производство по административному делу в данной части прекращено.
Протокольным определением Ленинского районного суда г. Кирова от 22.06.2020 в качестве заинтересованных лиц привлечены: УМВД России по г. Кирову – отдел ГИБДД по г. Кирову, МКУ «УДПИ г. Кирова».
Административный истец Онишкевич Д.Ю., его представитель Лузгарев М.С. в судебном заседании доводы, изложенные в административном исковом заявлении, в заявлении с уточнениями требований административного искового заявления поддержали, настаивали на удовлетворении. Дополнительно суду пояснили, что до настоящего времени достаточных мер административным ответчиком не принято, состояние улиц не соответствует положениям ГОСТа.
Представитель административного ответчика МО "Город Киров" в лице администрации города Кирова Аронсон М.И. в судебном заседании возражал против удовлетворения административных исковых требований на основании доводов, изложенных в письменной отзыве. Дополнительно суду пояснил, что спорные участки дорог включены в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования «Город Киров», перечень утвержден постановлением администрации г. Кирова. Удовлетворение заявленных требований изменит запланированную очередность ремонта автомобильных дорог, затронет законные интересы иных граждан, проживающих в МО "Город Киров". В административном исковом заявлении заявлены требования неимущественного характера, в удовлетворении требований следует отказать в полном объеме. Также в материалах дела отсутствуют сведения о замерах дефектов дорожного покрытия, свидетельствующих о превышении предельно допустимых нормативов.
Представитель заинтересованного лица МКУ «УДПИ г. Кирова» Казакова (ранее – Стороженко) К.О. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, предоставила письменное ходатайство, просит рассмотреть дело в ее отсутствие. В судебном заседании от 04.08.2020 возражала против удовлетворения административных исковых требований на основании доводов, изложенных в письменной отзыве. Пояснила, что административный ответчик действует в рамках выделенных бюджетных ассигнований, администрацией г. Кирова принимаются меры по устранению недостатков по содержанию и ремонту участков автомобильных дорог.
Заинтересованное лицо УМВД России по г. Кирову – отдел ГИБДД по г. Кирову в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, предоставили отзыв, согласно которому требования административного истца поддерживают в полном объеме, просят рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о необоснованности заявленных требований.
Согласно ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из содержания п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, обжалуемые действия государственного органа, должностного лица могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В судебном заседании установлено, что МКУ «УДПИ г. Кирова» создано в соответствии с постановлением администрации города Кирова от 15.08.2018 №2185-п путем реорганизации МКУ «Дирекция дорожного хозяйства города Кирова» в форме присоединения к нему МКУ «Дирекция зеленого хозяйства города Кирова».
Согласно п. 3.2 Устава, учреждение создано в целях обеспечения в сфере: дорожного хозяйства, дорожной деятельности, безопасности дорожного движения и использование автомобильных дорог местного значения, благоустройства и озеленении территории МО «Город Киров», регулировании численности безнадзорных животных.
Пунктом п. 3.3 устава предусмотрено, что учреждение осуществляет следующие виды деятельности в отношении дорог местного значения и на земельных участках, находящихся в расположении МО «Город Киров»: формирование планов по текущему и капитальному ремонту автомобильных дорог местного значения, мостов и прочих искусственных сооружений, подготовка справок и отчетов о выполненных работах по ремонту, капитальному ремонту дорог и содержанию улично-дорожной сети в границах муниципального образования «Город Киров» (п.3.3.7, п. 3.3.10).
15.02.2020 МКУ «УДПИ г. Кирова» (Заказчик) и АО «Гордормостстрой» (Подрядчик) заключили муниципальный контракт № Ф.2020.000036 на оказание услуг по содержанию улично-дорожной сети на территории МО «Город Киров».
Согласно п. 1.2 данного договора сторонами определено место выполнения работ: Российская Федерация, Кировская область, г. Киров, улично-дорожная сеть в границах муниципального образования «Город Киров» в соответствии, с заданиями (заявками) Заказчика.
Согласно п. 1.3 договора срок действия – с момента заключения договора по 30.04.2020. допускается досрочное выполнение работ.
Качество выполненной Подрядчиком работы должно соответствовать требованиям Гражданского кодекса РФ, СНиПов, ГОСТов, СанПиНов, ГОСТ Р 50597-2017, «Методических рекомендаций по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования» (приняты и введены письмом Росавтодора от 17.03.2004 №ОС-28-1270-ис), Правил внешнего благоустройства в муниципальном образовании «Город Киров», утвержденных решением Кировской городской Думы от 27.08.2008 №19/41, других норм и правил, установленных законодательством Российской Федерации (п. 6.1).
21.02.2020 Онишкевичем Д.Ю. направлено заявление в УГИБДД УМВД России по Кировской области о совершении административного правонарушения по ст. 12.34 КоАП РФ, с требованием провести проверку на предмет соблюдения требований ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», Государственного стандарта РФ 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля.» участков дорог (проезжих частей), в том числе Студенческого проезда (на протяжении от улицы Воровского до улицы Московской), улицы Агрономической (на всём протяжении улицы), улицы Современной (на всём протяжении улицы), улицы Бородулина (на всём протяжении улицы), улицы Украинской (на протяжении от улицы Деповской до улицы Бородулина), улицы Социалистической (на протяжении от улицы Нагорной до улицы Блюхера).
27.02.2020 административным истцом направлена досудебная претензия в МО "Город Киров" в лице администрации города Кирова с требованиям определить состав и виды дорожных работ на автомобильных дорогах по участкам на территории г. Кирова, организовать проведение ремонтных работ на участках дороги.
06.03.2020 УМВД России по г. Кирову направлено сообщение Онишкевичу Д.Ю. о составлении протокола об административном правонарушении по ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ, выдаче предписания.
16.03.2020 МКУ «УДПИ г. Кирова» (Заказчик) и КОГП «Вятские автомобильные дороги» (Подрядчик) заключили муниципальный контракт № Ф.2020.000905 на выполнение работ по ремонту улично-дорожной сети в г. Кирове, объем выполняемых работ определен в соответствии с техническим заданием.
27.03.2020 администрацией г. Кирова направлено письмо Онишкевичу Д.Ю. с информацией о том, что в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» на 2021 год запланирован ремонт на участках дорог, в том числе на ул. Агрономическая, ул. Современная, ул. Бородулина, ул. Украинская от ул. Бородулина до ул. Деповской. В рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» на 2022 год запланирован ремонт на участках дорог, в том числе на ул. Социалистическая.
02.04.2020 госинспектором ДН ОГИБДД УМВД России по г. Кирову Караваевым Р.К. составлен акт выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, согласно которому проведено обследование состояния улично-дорожной сети г. Кирова, в том числе: по улице Бородулина – в нарушение ГОСТ Р 50597-2017 на всем протяжении на проезжей части имеются многочисленные повреждения покрытия (выбоины, просадки) размерами по глубине до 0,14м., по длине до 1,9м., площадью более 0,06кв.м.
Госинспектором ДН ОГИБДД УМВД России по г. Кирову Караваевым Р.К. составлен протокол об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом по ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ, согласно которому администрация города Кирова, являясь юридическим лицом, нарушила требования по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании улиц, расположенных на территории МО «Город Киров».
Постановлением по делу об административном правонарушении от 05.06.2020 производство по делу об административном правонарушении по ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ в отношении администрации города Кирова прекращено на основании ст. 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.
03.04.2020 госинспектором ДН ОГИБДД УМВД России по г. Кирову Караваевым Р.К. составлен акт выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, согласно которому проведено обследование состояния улично-дорожной сети г. Кирова, в том числе: по улице Современной – на участке от ул. Агрономическая до въезда в ТЦ Green Haus, в нарушение п. 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007 отсутствует тротуар.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 05.06.2020 администрация города Кирова признана виновной в совершении административного правонарушения по ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб.
06.04.2020 госинспектором ДН ОГИБДД УМВД России по г. Кирову Караваевым Р.К. составлен акт выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, согласно которому проведено обследование состояния улично-дорожной сети г. Кирова, в том числе: по улице Сурикова – на участке от ул. Некрасова до ул. Красина отсутствуют элементы дороги, а именно, проезжая часть, тротуары, обочины, бордюрный камень, движение автотранспорта осуществляется по стихийно организованным грунтовым дорогам; Студенческого проезда – на участке по ул. Московская до ул. Воровского покрытия из дорожных плит разрушены по длине 1,0м., по глубине 0,12м., площадью более 0,06кв.м., сопряжены плитами, имеет возвышение одна над другой и составляет до 8см., в нарушении ГОСТ Р 50597-2017 на всем протяжении наличие занижения обочины глубиной до 0,15м., повреждение обочин до 0,12 см. по длине, до 0,15м. по глубине, в нарушение ГОСТ Р 52766-2007 по четной стороне отсутствует тротуар, на участке от ул. Московской до д.2 покрытие проезжей части имеет разрушение по длине до 0,9м., по глубине 0,07м.; по улице Социалистической – на всем протяжении имеются разрушения проезжей части до 1,8м. по глубине, площадью более 0,06кв.м., в нарушение ГОСТ Р 52766-2007 отсутствуют тротуары; по улице Украинской – в нарушение ГОСТ Р 50597-2017 на всем протяжении имеются повреждения проезжей части (просадки, выбоины) размерами по глубине до 0,12м., по длине до 1,0м.
Госинспектором ДН ОГИБДД УМВД России по г. Кирову Караваевым Р.К. составлен протокол об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом по ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ, согласно которому администрация города Кирова, являясь юридическим лицом, нарушила требования по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании улиц, расположенных на территории МО «Город Киров», в том числе в отношении вышеперечисленных улиц.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 03.07.2020 администрация города Кирова признана виновной в совершении административного правонарушения по ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб.
29.06.2020 Онишкевичем Д.Ю. направлено заявление в УГИБДД УМВД России по Кировской области о совершении административного правонарушения по ст. 12.34 КоАП РФ, с требованием проверить состояние дорожного покрытия проезжих частей, в том числе Студенческого проезда (на протяжении от улицы Воровского до улицы Московской), улицы Агрономической (на всём протяжении улицы), улицы Современной (на всём протяжении улицы), улицы Бородулина (на всём протяжении улицы), улицы Украинской (на протяжении от улицы Деповской до улицы Бородулина), улицы Социалистической (на протяжении от улицы Нагорной до улицы Блюхера), улицы Сурикова (от улицы Некрасова до улицы Щорса).
24.07.2020 УМВД России по г. Кирову направлено сообщение Онишкевичу Д.Ю. о составлении протокола об административном правонарушении по ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ, выдаче предписания владельцу улично-дорожной сети – администрации муниципального образования «Город Киров».
Согласно ч. 11 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон №257-ФЗ) автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.
Пунктом 6 статьи 13 Закона №257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – Закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что административный истец неоднократно обращался в администрацию г.Кирова, УГИБДД УМВД России по Кировской области по вопросу неудовлетворительного состояния участков дорог улиц г. Кирова, в том числе по Студенческому проезду (на протяжении от улицы Воровского до улицы Московской), улице Агрономической (на всём протяжении улицы), улице Современной (на всём протяжении улицы), улице Бородулина (на всём протяжении улицы), улице Украинской (на протяжении от улицы Деповской до улицы Бородулина), улице Социалистической (на протяжении от улицы Нагорной до улицы Блюхера), улице Сурикова (от улицы Некрасова до улицы Щорса), ссылаясь на нарушение его прав, поскольку созданы препятствия для движения на принадлежащем ему на праве собственности транспортном средстве по указанным улицам.
Письмом от 27.03.2020 № 1410-18-06 административный истец проинформирован о том, что в рамках национальных проектов «Безопасные и качественные автомобильные дороги» на 2021-2022 годы в городе Кирове запланированы проведение ремонтов, в том числе на спорных участках дорог г. Кирова.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона №257-ФЗ автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы, в том числе элементы обустройства автомобильных дорог).
Согласно п.1.2 ПДД РФ - дорогой является обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения, которая включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары обочины и разделительные полосы при их наличии.
В соответствии с пунктом 11.4 "Сеть улиц и дорог" Свода правил СП 42.13330.2011 "СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" (утвержденного приказом Минрегиона РФ от 28.12.2010 N 820) улично-дорожную сеть населенных пунктов следует проектировать в виде непрерывной системы с учетом функционального назначения улиц и дорог, интенсивности транспортного, велосипедного и пешеходного движения, архитектурно-планировочной организации территории и характера застройки.
В соответствии с п.13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительством Российской Федерации от 23.10.1993 №1090 должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
В соответствии с п.7 ст.3 Закона №257-ФЗ владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.13 Закона №257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения: осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В силу пп.5, 25, 27 п.1 ст.16 Закон №131-ФЗ к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах городского округа.
В соответствии с п.6 ст.3 Закона №257-ФЗ дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Частью 3 статьи 15 Закона №257-ФЗ установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В силу ст.210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Основными нормативными документами, устанавливающими требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог являются ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 №221, ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", утвержденный и введенный в действие Приказом Ростехрегулирования от 23.10.1993 №270-ст, которые признаны национальными стандартами.
Все требования стандартов являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Пунктами 3.1.1, 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93, утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 №221, установлены предельно допустимые повреждения покрытия, сроки их ликвидации, а также предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п.
Из положений п. 10 ст. 22 Закона №257-ФЗ следует, что строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос осуществляются владельцем объекта дорожного сервиса или за его счет.
Осуществление контроля за качеством содержания, обустройством автомобильных дорог общего пользования местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления, обязанность по принятию мер по надлежащему содержанию проезжей части улиц и приведению дорожного покрытия в соответствии с ГОСТ Р 50597-2017 лежит на администрации города Кирова.
Судом установлено и административным ответчиком не оспаривается, что участки дорог (проезжих частей) улиц на территории Ленинского района г. Кирова, в частности, Студенческий проезд (на протяжении от улицы Воровского до улицы Московской), улицы Агрономической (на всём протяжении улицы), улицы Современной (на всём протяжении улицы), улицы Бородулина (на всём протяжении улицы), улицы Украинской (на протяжении от улицы Деповской до улицы Бородулина), улицы Социалистической (на протяжении от улицы Нагорной до улицы Блюхера), улицы Сурикова (от улицы Некрасова до улицы Щорса) находится в собственности административного ответчика и относятся к дорогам общего пользования местного значения в границах муниципального образования «Город Киров» в лице администрации г. Кирова.
По обращениям административного истца в ОГИБДД УМВД России по г. Кирову госинспектором ДН ОГИБДД УМВД России по г. Кирову Караваевым Р.К. проведены проверки по исполнению требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения, госинспектором выявлены нарушения требований ГОСТ Р 50597-2017, ГОСТ Р 52766-2007: на дорожном покрытии автомобильных дорог по спорных улицам имеются выбоины, просадки с превышением предельно допустимых размеров, отсутствием элементов дороги (тротуаров, обочин, бордюрных камней), что подтверждается актами выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 02.04.2020, 03.04.2020, 06.04.2020, составленными протоколами об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ в отношении администрации г. Кирова, вынесенными постановлениями по делам об административных правонарушениях от 05.06.2020 и 03.07.2020, с назначением наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб. Постановления по делам об административных правонарушениях вступили в законную силу, в апелляционном порядке не обжаловались.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что участки дорог (проезжих частей) улиц на территории Ленинского района г. Кирова, а именно, Студенческого проезда (на протяжении от улицы Воровского до улицы Московской), улицы Агрономической (на всём протяжении улицы), улицы Современной (на всём протяжении улицы), улицы Бородулина (на всём протяжении улицы), улицы Украинской (на протяжении от улицы Деповской до улицы Бородулина), улицы Социалистической (на протяжении от улицы Нагорной до улицы Блюхера), улицы Сурикова (от улицы Некрасова до улицы Щорса) содержатся административным ответчиком в ненадлежащем состоянии и не отвечают требованиям ГОСТа Р 50597-2017.
При этом, невыполнение административным ответчиком возложенных на него действующим законодательством обязанности по надлежащему содержанию спорных участков автомобильных дорог по улицам г. Кирова затрудняет движение транспортных средств, отрицательно влияет на безопасность дорожного движения, создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц. Незаконное бездействие со стороны администрации МО "Город Киров", выразившееся в невыполнении обязанности по осуществлению дорожной деятельности, а именно, в непринятии мер по надлежащему ремонту и содержанию участков автомобильных дорог, создает реальную угрозу безопасности дорожного движения, причинения вреда жизни и здоровью как автомобилистов, так и пешеходов, влияет на бесперебойное и безопасное движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью и может привести к созданию аварийных ситуаций на автомобильной дороге, дорожно-транспортным происшествиям, которые могут повлечь гибель и травматизм неопределенного круга лиц - участников дорожного движения.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что административные исковые требования в части признания незаконными бездействие администрации МО "Город Киров", выразившееся в непринятии мер (в сроки, установленные п. 5.2.4. ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля") по надлежащему содержанию и ремонту участков автомобильных дорог по улицам города Кирова, а именно: Студенческого проезда (на протяжении от улицы Воровского до улицы Московской), улицы Агрономической (на всём протяжении улицы), улицы Современной (на всём протяжении улицы), улицы Бородулина (на всём протяжении улицы), улицы Украинской (на протяжении от улицы Деповской до улицы Бородулина), улицы Социалистической (на протяжении от улицы Нагорной до улицы Блюхера), улицы Сурикова (от улицы Некрасова до улицы Щорса) подлежат удовлетворению.
Разрешая исковые требования в части возложения на административного ответчика обязанности организовать проведение ремонтных работ на участках дорог, суд руководствуется следующим.
В судебном заседании установлено, что при обследовании технического состояния спорных участков дорог (проезжих частей) требуется составление проектно-сметной документации, ввиду необходимости строительства конструктива дорожного полотна. На автомобильных дорогах по Студенческому проезду (на протяжении от улицы Воровского до улицы Московской), улице Агрономической (на всём протяжении улицы), улице Современной (на всём протяжении улицы), улице Бородулина (на всём протяжении улицы), улице Украинской (на протяжении от улицы Деповской до улицы Бородулина), улице Социалистической (на протяжении от улицы Нагорной до улицы Блюхера), улице Сурикова (от улицы Некрасова до улицы Щорса) необходимо выполнить ремонт покрытия дорог.
Суд также учитывает, что в отношении административного ответчика возбуждены дела об административных правонарушениях по ч.1 т.12.34 КоАП РФ за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании автомобильных дорог, вынесены постановления по делам об административных правонарушениях, назначены наказания в виде административных штрафов. Судебные акты вступили в законную силу, в апелляционном порядке не обжаловались.
Учитывая вышеизложенное и в соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона №257-ФЗ осуществление контроля за качеством содержания обустройством автомобильных дорог общего пользования местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления, суд приходит к выводу о том, что обязанность по принятию мер по надлежащему содержанию проезжей части улиц и приведению дорожного покрытия в соответствии с ГОСТом Р 50597-2017 лежит на администрации г. Кирова.
Доводы представителя административного ответчика о том, что возложенные на него обязанности по содержанию автомобильных дорог могут быть исполнены альтернативными способами, не связанными с их ремонтом оцениваются судом как не относимые к предмету спора и могут быть разрешены в порядке исполнения решения суда.
Материалами дела установлено, что со стороны администрации г.Кирова имеется незаконное бездействие, выразившееся в невыполнении обязанности по осуществлению дорожной деятельности, а именно в непринятии мер по надлежащему содержанию участков автомобильных дорог, что создает реальную угрозу безопасности дорожного движения, жизни, здоровья и имущества населения городского округа, в том числе административного истца.
Таким образом, суд считает необходимым с целью устранения существующего нарушения, возложить обязанность на администрацию МО «Город Киров» привести проезжую часть вышеперечисленных участков автомобильных дорог города Кирова Кировской области в соответствие с требованиями ГОСТа Р 50597-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" в срок, установленный п. 5.2.4. поименованного ГОСТа Р 50597-2017.
При этом, в соответствии с ч.2 ст.178 КАС РФ суд устанавливает порядок и срок исполнения решения.
С целью исполнения принятого решения, суд полагает необходимым возложить обязанность на административного ответчика определить состав и виды дорожных работ на спорных участках автомобильных дорог, после чего организовать на указанных автомобильных дорогах проведение установленного вида строительства и ремонта с целью приведения дорожного покрытия в соответствие с нормативными документами, устанавливающими требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог.
В случае если после вступления решения суда в законную силу возникнут обстоятельства, указанные в ст.189 КАС РФ административный ответчик может обратиться в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда.
В силу требований ст. 114, ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 111 КАС РФ с административного ответчика в пользу административного истца подлежит взысканию 300 руб. в возмещение расходов административного истца по уплате государственной пошлины при обращении с административным иском (л.д. 23 – квитанция об уплате государственной пошлины).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
Исковые требования Онишкевича Д. Ю. к МО "Город Киров" в лице администрации города Кирова о признании бездействия незаконным - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации МО "Город Киров", выразившееся в непринятии мер (в сроки, установленные п. 5.2.4. ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля") по надлежащему содержанию и ремонту участков автомобильных дорог по улицам города Кирова, а именно:
Студенческого проезда (на протяжении от улицы Воровского до улицы Московской),
улицы Агрономической (на всём протяжении улицы),
улицы Современной (на всём протяжении улицы),
улицы Бородулина (на всём протяжении улицы),
улицы Украинской (на протяжении от улицы Деповской до улицы Бородулина),
улицы Социалистической (на протяжении от улицы Нагорной до улицы Блюхера),
улицы Сурикова (от улицы Некрасова до улицы Щорса).
Обязать Администрацию МО "Город Киров" организовать на указанных автомобильных дорогах проведение установленного вида строительства и ремонта с целью приведения дорожного покрытия в соответствие с нормативными документами, устанавливающими требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог в соответствии с требованиями Государственного стандарта РФ 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", Федерального закона РФ от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Федерального закона РФ от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а именно: обязать административного ответчика привести проезжую часть нижеперечисленных участков автомобильных дорог города Кирова Кировской области в соответствие с требованиями ГОСТа Р 50597-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" в срок, установленный п. 5.2.4. поименованного ГОСТа Р 50597-2017:
Студенческого проезда (на протяжении от улицы Воровского до улицы Московской),
улицы Агрономической (на всём протяжении улицы),
улицы Современной (на всём протяжении улицы),
улицы Бородулина (на всём протяжении улицы),
улицы Украинской (на протяжении от улицы Деповской до улицы Бородулина),
улицы Социалистической (на протяжении от улицы Нагорной до улицы Блюхера),
улицы Сурикова (от улицы Некрасова до улицы Щорса).
Взыскать с Администрации МО "Город Киров" в пользу административного истца Онишкевич Д. Ю. расходы по оплате государственной пошлины, уплаченные при подаче административного искового заявления, в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Судья С.В.Федяев